СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник познавательных заданий для контроля хронологических знаний младших школьников на уроках Окружающего мира (предметная область «Обществознание»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка - сборник познавательных заданий. 

Просмотр содержимого документа
«Сборник познавательных заданий для контроля хронологических знаний младших школьников на уроках Окружающего мира (предметная область «Обществознание»)»

Министерство образования Новосибирской области

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»











Сборник познавательных заданий

для контроля хронологических знаний младших школьников

на уроках Окружающего мира (предметная область «Обществознание»)










Составитель:

Зайцева Татьяна Геннадьевна







г. Новосибирск, 2020 г.

Сборник познавательных заданий предназначен для проведения контроля хронологических знаний младших школьников по Окружающему миру (предметная область «Обществознание»). В сборнике приводится ряд познавательных заданий, как по отдельным темам курса, так и заданий, охватывающих несколько значительных периодов в истории России.


























2


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Особенности формирования хронологических представлений младших школьников………………………………………………………………………….5

Заключение…………………………………………………………………………10

Список источников…………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………………………12



































3

Введение

Актуальность данного сборника заключается в том, что знания, приобретенные в начальных классах по хронологии незначительны. Поэтому встает вопрос о необходимости включения познавательных заданий для формирования хронологических представлений у младших школьников. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом через использование познавательных заданий, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся с датами. Положительной стороной познавательных заданий является то, что они способствуют использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Методисты давно обращали внимание на проблему изучения хронологии и связывали её с наглядными средствами обучения. Так,  А.А. Вагин наметил основные средства наглядности в работе с хронологией: ленты времени, хронологические ряды таблицы различного типа. П.В. Гора выделил основные приемы работы с хронологией – составление лент времени и линий времени, простое и образное обозначение даты, составление календарей событий, составление хронологических и синхронистических таблиц. Г.И. Годер создал систему работы с хронологическими датами на материала курса истории древнего мира. Его система основана на заданиях и упражнениях по ленте времени. Современные методисты О.Ю. Стрелова и Е.Е.Вяземский предлагают использовать тесты для изучения хронологии.

Практическая значимость сборника заключается в том, что задания могут быть использованы на уроках Окружающего мира (предметная область «Обществознание») учителями начальной школы.



4

Особенности формирования хронологических представлений у младших школьников



Выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Младшие школьники с трудом воспринимают протяженность событий, и их размещение во времени. Поэтому целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. С этой целью, можно провести эмоционально-зрелищную презентацию главных свойств исторического времени: изобразить отрезок жизни ученика, отрезок жизни его родителей, отрезок жизни его дедушек и бабушек, поясняя хронологическую отдаленность и описывая свойства и изменения характерные для каждого отрезка. Это позволит продемонстрировать школьникам поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.

При изучении хронологии необходимо обращать внимание на установление временных отношений между фактами. Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают изучению хронологии календари важнейших событий, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков. Разнообразны задания, связанные с временной локализацией фактов. К ним относится составление тематических хронологических рядов комплексов, например, хроника событий, решение хронологических уравнений, различные приемы работы с хронологическими таблицами, задания на соотнесение, работа с историческими документами. Возможны задания, предусматривающие датирование исторических периодов, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы.

5

Важно, чтобы задания требовали от учащихся не простого припоминания хронологии, а самостоятельного тематического их отбора.

Системная работа с датами и использование при их изучении занимательных заданий способствуют:

  1. созданию мотивации для учебной деятельности и её результатам;

  2. развитию наблюдательности, внимательности, аналитических навыков;

  3. развитию у учащихся умений и навыков для систематизации материала;

  4. развитию творческой активности на уроке.

При подготовке к уроку необходимо тщательно отобрать даты, которые должен запомнить ребёнок в процессе изучения нового материала. Даты необходимо выписывать на доску и по ходу изложения материала, фиксировать на них внимание детей. При закреплении даты необходимо использовать элементарные хронологические задачи различного типа. «Лента времени» - эффективный приём, который можно использовать на различных этапах урока. Можно использовать различные игровые моменты: ребусы, кроссворды, загадки, ассоциации, хронологическое лото, логические цепочки, игры «Поймай дату», «Четвёртый лишний» и др. Также можно проводить работу с хронологическими таблицами. В 4 классе на основе конкретных представлений об изучаемых исторических фактах, используя приём сравнения, учитель вырабатывает у учащихся представления о каждом историческом периоде, показывает, чем отличается один период в истории нашей Родины от другого.

Вместе с тем в 4 классе необходимо использовать специальные приёмы, развивающие представления ребят о времени, способствующие сознательному усвоению и запоминанию необходимых исторических дат.

Следуя известному дидактическому принципу - от известного к неизвестному, учитель формирует у ребят историко-временные представления, опираясь на близкие и понятные им представления о длительности и давности.

6

Приступая к изучению истории в 4 классе, учитель знакомит учащихся с историческими источниками и указывает, сколько лет тому назад существовали упоминаемые в учебнике события.

Так у ребят впервые складывается представление о возможности человека заглянуть вглубь истории, о том, что исторические события находятся на различном «расстоянии» не только от сегодняшнего дня, но и друг от друга. В дальнейшем, когда ребята усвоят понятия «век» и «дата», целесообразно не только указывать дату изучаемого события, но и требовать обязательного определения того, сколько лет назад произошло данное событие, сколько лет отделяет вновь изучаемое событие от событий уже известных учащимся.

Одним из приёмов закрепления хронологии является установление связи между историческими событиями и основными этапами жизни исторических деятелей, участвовавших в этих событиях, в частности введение данных о возрасте исторических деятелей. Исторические деятели выступают у нас на уроках обычно либо лишёнными возрастной определённости, либо в некотором стабильном возрасте, зафиксированном в представлении учащихся чаще всего на основании портретов, помещённых в учебнике, на основании популярных исторических фильмов и т. п.

Полезны хронологические задачи, способствующие сознательному закреплению дат и раскрытию связей и закономерностей, например задача: о чём рассказывают даты 1497,1581, 1597, 1649?

Выполняя задания по хронологии, ученики к каждой дате подбирают соответствующее событие, вычисляют продолжительность событий, расставляют их в хронологической последовательности, определяют временные промежутки между ними, отдалённость от нашего времени. Основные даты ученики записывают в единую хронологическую таблицу в конце тетради. В процессе объяснения нового материала учитель записывает основные даты на доске. По сравнению с опорными, основные даты записывают более крупно и заключают в рамку.

7

Для понимания хронологии важно связывать каждую новую дату с предшествующей. По ходу объяснения учитель задаёт вопросы: Сколько лет прошло с …? Произошло это раньше или позже? На сколько лет? Когда это было? В какой хронологической последовательности мы поставим события…? Какое важное событие произошло в … году?

Для осознанного запоминания дат и событий их важно также связывать со временем правления конкретных лиц - князей, царей и императоров. Для этого учитель ставит ученикам вопросы: Во время чьего правления был построен…? Что построено раньше, а что позже, на сколько лет? В какие века?

В усвоении хронологии помогают различные игровые приёмы. Например, всем классом дети заранее изготовляют карточки в виде рыбок с датами. К ним прикрепляют скрепки, кладут в коробку и по очереди начинают «удить рыбу». «Поймав» дату, ученик рассказывает о связанном с ней событии.


Другим эффективным приёмом формирования хронологических знаний является работа с карточками, предназначенными для активного запоминания важных дат и событий. Используя данный прием, можно реализовать следующие учебные цели: во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знания.

Наглядно-образное обозначение времени является эффективным приёмом конкретизации исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся связанные с ними даты. Описание должно быть ярким, красочным, исторически достоверным.

8

Учитель, работая над созданием наглядного образа времени, может предложить учащимся самостоятельно проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке, на лицевой стороне которой изображена дата, а ан обратной рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах.

В сборнике заданий представлены различные задания на соотнесение дат и событий (Приложение А, Приложение В), задания на характеристику исторического события (Приложение Б), занимательные задания на определение события по иллюстрации с указанием его даты ( Приложение Г), хронологические задачи и уравнения ( Приложение Д, Приложение Е).

В методике и практике преподавания истории в начальной школе могут применяться различные приёмы формирования хронологических представлений. Данные приемы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных навыков. Также необходимо облечь вышеизложенные способы в игровые формы. Сделать этот род занятий для детей ненавязчивым, интересным и увлекательным, используя разнообразные познавательные задания.





















9

Заключение

Для правильной и последовательной презентации хронологического материала в школе, важно понимать цель и задачи ее изучения: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Изучение хронологии в школе направленно на обеспечение в сознании учеников правильного отражения исторического времени, что помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо; развитие их временных представлений; помощь в усвоении важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра), чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Понимание исторического времени помогает ученикам ориентироваться в историческом времени, глубже понимать общую картину развития общества, усваивать важнейшие даты, события, временные категории.

Использование познавательных заданий и упражнений при изучении хронологии помогает учащимся:

  • эффективнее формировать хронологические знания и умения;

  • глубже понимать, быстрее усваивать исторические факты и события;

  • развивать свои умственные и познавательные способности;

Нужно систематически и непрерывно проводить работу по формированию хронологических представлений. В методике и практике преподавания дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе могут применяться различные приёмы формирования хронологических представлений. И немаловажная роль в этом вопросе отводится познавательным заданиям.

 



10

Список источников


  1. « Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников» [электронный ресурс] Режим доступа: https://docus.me/ (дата обращения 22.05.20200)



  1. «Приёмы изучения хронологических событий в начальной школе»[ электронный ресурс]- Режим доступа : https://www.bibliofond.ru/

  2. Статья по истории « Специфика приёмов изучения хронологии на уроках истории» [ электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/(дата обращения 31.05.2020)

  3. « Хронология и приёмы её изучения» [электронный ресурс] Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/ ( дата обращения 02.06.2020)



  1. « Специфика приёмов изучения хронологии в школе [ электронный ресурс]- Режим доступа: https://infourok.ru/ ( дата обращения 19.05.2020)


  1. « Актуальные вопросы педагогики и методики начального образования» [электронный ресурс]- Режим доступа: https://scienceforum.ru/ (дата обращения 02.06.2020)


  1. « Проблемы по изучению хронологии на уроках истории»[ электронный ресурс] Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/



















11

Приложение А



Задание 1. На соотнесение дат и событий.


Цель: определение последовательности исторических событий, соотнесение событий с веком.

Задание: заполни таблицу, верно указав год и век, когда оно произошло.


Вариант 1. Соотнеси дату и событие правильно заполнив таблицу и указав век.


Дата

Событие

Век

1917г.

Бородинское сражение


1612г.

Битва на Куликовом Поле


1812г.

Ледовое побоище


1242г.

Октябрьская революция


1961г.

Освобождение Москвы от поляков народным ополчением

Мининым и Пожарском


1380г.

Вступление России в Первую мировую войну


1914г.

Космический полёт Ю.А.Гагарина



Вариант 2. Восстанови правильную хронологию событий, составив таблицу


Задание: соотнеси дату и событие, заполнив события и даты в хронологической последовательности. Начиная с самого раннего.


Ученики по событию должны определить дату и записать в таблицу в хронологическом порядке.


Событие

Дата

Отечественная война


Куликовская битва


Великая Отечественная война


Отмена крепостного права


Образование СССР


Первый полёт человека в космос


Крещение Руси



12

Приложение Б

По местам сражений


Задание на проверку хронологических знаний учащихся по теме «Трудные времена на русской земле» 


Цель: контроль усвоения исторических событий по теме.

Задание: Прочитай четверостишье и назови событие, указав его дату. Дай краткое описание этого события по указанному ниже плану.


Черной тучей конница Мамая

Затянула весь край степной,

Но, ее удары принимая,

Выстроились русичи стеной. 

Сражение____________________________

Где_________________________________

Когда_______________________________

С кем_______________________________

Возглавил русское войско_____________________

 

На берега большой реки

Высадились грозные полки.

Русские дружины в бой пошли,

Не дождались шведов корабли. 

Сражение________________________

Где______________________________

Когда____________________________

С кем____________________________

Возглавил войско__________________________

 

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь. 

Сражение__________________________

Где________________________________

Когда______________________________

С кем______________________________

Возглавил войско_____________________________


13

Приложение В


Великие люди России


Цель: выявить умения соотносить даты и события с выдающимися историческими личностями.


Задание: Прочитай загадку и назови имя выдающейся исторической личности. Перечисли важнейшие даты и события, связанные с именем этого человека


То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.



Известен он по всей моей России

Крестьянский сын, прилежный ученик.

Родился он у беломорской сини,

И на века в сердца людей проник.



Наполеона ты мечту разрушил

Завоевать великую Москву,

И клятву, данную народу ,не нарушил

Одним сраженьем выиграл войну.












14



Приложение Г


Назови дату по иллюстрации


Цель: контроль усвоения дат значительных исторических событий

Задание: посмотри на иллюстрации и определи историческое событие или выдающуюся личность. Ответь на вопросы к иллюстрации.


-Какое главное событие на Руси 10 века отражено в картине? Назовите год, когда оно произошло.




-Назовите имя этого русского царя. Назовите основные даты и события во время его правления.






15


-Кто изображен на портрете? В каком году он стал императором? Какая самая продолжительная война была в его правление, укажите даты этой войны. Какая столица при нем возникла, в каком году?



-Назовите имя этого императора. Укажите даты основных событий в период правления.



- Что за событие изображено на картине? Назовите дату события. Какое сражение предшествовало Ледовому побоищу, в каком году оно произошло?



16



Приложение Д

Решение хронологических задач.


Цель: закрепление дат основных исторических событий.


Задание: прочитай задачи, реши их и ответь на вопросы.


  1. В 1957г. археологи нашли клад с ценными предметами, спрятанный во время монгольского нашествия в 1240году.

Вопрос: Сколько лет клад пролежал в земле? Сколько веков?


  1. В 2013году отмечалось 1025-летие крещения Руси.

Вопрос: Когда крестилась Русь? В каком веке произошло это событие?

В каком году будут отмечать 2000-летие этого события?


3.На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы.

Вопросы:

1). О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2). По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3). Когда была заложена новая столица, и как ее назвали ?





17

Приложение Е

Решение хронологических уравнений


Цель: развитие логических способностей, контроль усвоения дат исторических событий.

Задание: Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.   Какие события отечественной истории произошли в год X?


Реши хронологическое уравнение по теме «Трудные времена на русской земле»

  • (Год свержения ордынского ига + год Невской битвы- год Куликовской битвы) – 98 = X


Реши хронологическое уравнение по теме «Страницы истории 19 века»

  • (год отмены крепостного права+ начало Отечественной войны 1812 года- год Восстания декабристов)+7 = X




























18



Ответы к заданиям

Задание 1. На соотнесение дат и событий

Вариант 1. Соотнеси дату и событие правильно заполнив таблицу и указав век.

Дата

Событие

Век

26 августа 1812

Бородинское сражение

19

8 сентября 1380

Битва на Куликовом Поле

14

5 апреля 1242

Ледовое побоище

13

26 октября 1917

Октябрьская революция

20

4 ноября 1612

Освобождение Москвы от поляков народным ополчением

Мининым и Пожарском

17

3 августа 1914

Вступление России в Первую мировую войну

20

12 апреля 1961

Космический полёт Ю.А.Гагарина

20



Вариант 2. Восстанови правильную хронологию событий, составив таблицу

Событие

Год

Крещение Руси

988

Куликовская битва

1380

Отечественная война

1812

Отмена крепостного права

1861

Образование СССР

1922

Великая Отечественная война

1945

Первый полёт человека в космос

1961



Задание 2.


По местам сражений


1.Сражение: Куликовская битва

Где : Куликово поле

Когда : 1380г.

С кем: татаро-монголами

Возглавил русское войско: Дмитрий Донской

 

19



2.Сражение: Невская битва



Где: на реке Неве

Когда:1240г.

С кем: со шведами

Возглавил войско :Александр Невский

 

3.Сражение: Ледовое побоище

Где: Чудское озеро

Когда: 1242г.

С кем: с немцами

Возглавил войско: Александр Невский





Задание 3.


Великие люди России


1. Пётр I

Ответ: Северная война 1700-1721г.г., основание Санкт-Петербурга в 1703 году.



2. М.В.Ломоносов

Ответ: основание МГУ в 1755 году


3. М.И.Кутузов

Ответ: Отечественная война 1812 года





Задание 4.


Назови дату по иллюстрации


20

  1. 988г. Крещение Руси





1.Иван Грозный.

1547г.- венчание на царство,

1550г.- издан судебник,

1551г.- создана система приказов,

1565г.- введена опричнина.





3.Пётр I;

1721г. ;

Северная война 1700-1721г.г.

Санкт-Петербург, 1703г.




21



3.Николай II.


1904-1905г.г.- Русско-японская война

1905г. 9 января - Кровавое воскресенье

1914г.- 1918г - Первая мировая война

1917г.- февральская революция, отречение от престола




4.Ледовое побоище.1242 г.. Невская битва.1240 г.



22



Задание 6.


Решение хронологических задач.


    1. лет, 7 веков


2.В 988г.; 10 век ; 2988г.


  1. 1)Князь Александр Невский.

 2)Царь Петр I.

3)В мае 1703г. , Санкт-Петербург.



Задание 7.


Решение хронологических уравнений


1.Ответ: (1480 + 1242- 1380) -98 = 1242 (Ледовое побоище)


2.Ответ: (1861+1812-1825)+7= 1855 (Начало Крымской войны)











23