Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой
посёлок Родники Муниципальное образование Белореченский район,
Краснодарский край
«Сборник примеров контрольных работ
по музыке. 5-8 класс»
Выполнила:
Кравченко Олеся Ивановна
учитель музыки и кубановедения
МАОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой
п. Родники
МО Белореченский район,
Краснодарский край.
Белореченск
2024
-
Введение
Урок музыки – это постоянное творческое общение между музыкой - учителем – детьми. Музыка – один из школьных предметов, который приобщает детей к прекрасному. Известно, что далеко не все учащиеся имеют хороший слух, врожденное чувство ритма. Но при желании все эти навыки можно развить или усовершенствовать. Не стоит снисходительно относиться к данной дисциплине, уделяя больше внимания точным наукам и языкам. Все предметы в рамках школьной программы важны, поэтому контрольная работа по музыке должна быть продумана и подготовлена на высоком уровне.
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Музыка», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Отсюда следует, что, наиболее доступно осуществлять контроль в виде комплексной контрольной работы.
Актуальность применения комплексных контрольных работ объясняется преимуществами перед другими видами контрольных работ:
-
ориентировкой заданий не только на проверку освоения отдельных знаний, но и на оценку способности решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных предметных и метапредметных универсиальных учебных действий;
-
масштабностью (охват основных предметов);
-
наличием одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации результатов комплексных контрольных работ.
-
Контрольные работы
-
Контрольная работа 5 класс.
Ответы в Приложении 1.
1 вариант.
-
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
-
-
Указать вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов.
-
Живопись
-
Литература
-
Музыка
-
Скульптура
-
Назвать правильное соответствие музыкального термина и его описания:
-
| полифония |
-
| А капелла (a capella) |
-
Вид многоголосия
-
Пение без музыкального сопровождения
-
Вступление к опере, балету.
-
Указать имя композитора и назвать музыкальное произведение, им написанное
-
«Кикимора»
-
Токката и фуга для органа
-
«Каприс 24»
-
Симфония № 5
4. Что такое народная песня? Дайте подробное описание, приведите несколько примеров.
2 вариант.
-
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
-
-
Указать вид искусства, произведения которого
создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность, а основным выразительным средством является цвет.
-
Живопись
-
Литература
-
Музыка
-
Скульптура
-
Назвать правильное соответствие музыкального термина и его описания:
-
| Увертюра |
-
| А капелла (a capella) |
-
Вид многоголосия
-
Пение без музыкального сопровождения
-
Вступление к опере, балету.
3. Указать имя композитора и назвать музыкальное произведение, им написанное
-
«Кикимора»
-
Токката и фуга для органа
-
«Каприс 24»
-
Симфония № 5
4. Что такое романс? Дайте подробное описание, приведите несколько примеров.
2. Контрольная работа 6 класс.
Ответы в Приложении 2.
1 вариант.
-
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
-
-
Как называется музыка, написанная по определенной программе?
-
Духовная
-
Программная
-
Вокальная
-
Какой музыкальный жанр создают композиторы (указать соответствие):
-
| П. И. Чайковский | А. | Программная увертюра |
-
| Л. Бетховен | Б. | Увертюра - фантазия |
-
Какие произведения Г. Свиридова из цикла «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» раскрывают образ природы?
Варианты ответа: «Весна и осень», «Военный марш», «Пастораль», «Венчание», «Романс».
4. Описание какого музыкального жанра представлено в тексте: вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.
Варианты ответа: баллада, романс, фольклор, этюд.
5. Сопоставьте название музыкального произведения, его жанр и автора.
-
М. Глинка, Ф. Шуберт, Л Бетховен, С. Прокофьев, П. Чайковский.
-
Программная увертюра, баллада, увертюра – фантазия, балет.
-
«Ромео и Джульетта», «Эгмонт», «Лесной царь»
2 вариант.
-
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
-
-
Как называется музыка, написанная для исполнения в церкви?
-
Духовная
-
Программная
-
Вокальная
2. В каком музыкальном жанре написаны произведения (указать соответствие):
1. | П. И. Чайковский «Ромео и Джульетта» | А. | Программная увертюра |
2. | Л. Бетховен «Эгмонт» | Б. | Увертюра - фантазия |
3. Какое произведение Г. Свиридова из цикла «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» раскрывают героический образ?
Варианты ответа: «Весна и осень», «Военный марш», «Пастораль», «Венчание», «Романс».
4. Описание какого музыкального жанра представлено в тексте: небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении фортепиано.
Варианты ответа: баллада, романс, фольклор, этюд.
5. Сопоставьте название музыкального произведения, его жанр, автора. М. Глинка, Ф. Шуберт, Л Бетховен, С.Прокофьев.
А) Программная увертюра, романс, баллада, балет.
Б) «Ромео и Джульетта», «Я помню чудное мгновенье», «Лесной царь»
3. Контрольная работа 7 класс.
Ответы в Приложении 3.
1 вариант.
-
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
-
-
Указать историческое событие (год), ставшее основой оперы
М.И. Глинки «Иван Сусанин»:
-
1941г.
-
1613г.
-
1812г.
-
Назвать правильное соответствие описания и действия оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»:
-
| Бал в замке польского короля. |
-
| Мирная жизнь поселян |
-
I действие
-
II действие
-
III действие
-
IV действие
-
Что такое духовная музыка?
Выберите из списка музыкальные жанры духовной музыки:
Симфония, месса, соната, романс, увертюра, литургия, прелюдия, кантата.
-
Описание какого музыкального жанра представлено в тексте:
музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе музыки, слова и сценического действия, причем, музыка является главным носителем.
Варианты ответа: опера, балет, рок-опера, мюзикл.
5. Как часто ты слушаешь симфоническую музыку? Объясни, почему.
2 вариант.
-
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
-
-
Указать второе название оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»:
-
«Дела давно минувших дней»
-
«Жизнь за царя»
-
«Князь Игорь»
-
Назвать правильное соответствие описания и действия оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»:
-
| Гибель героя, но победа народа. |
-
| Встреча Сусанина с поляками |
-
I действие
-
II действие
-
III действие
-
IV действие
-
Что такое камерная музыка?
Выберите из списка музыкальные жанры камерной музыки:
Симфония, месса, соната, романс, увертюра, литургия, прелюдия, кантата.
-
Описание какого музыкального жанра представлено в тексте:
Музыкально – театральный сценический жанр, сочетающий в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства.
Варианты ответа: опера, балет, рок-опера, мюзикл.
5. . Как часто ты слушаешь духовную музыку? Объясни, почему
4. Комплексная контрольная работа 8 класс.
Ответы в Приложении 4.
1 вариант
I.
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
II.
-
Внимательно прочитай текст и ответь на вопросы И. С. Тургенев «Певец»
«…Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью. Его переходы были иногда довольно смелы, иногда довольно забавны: знатоку они бы много доставили удовольствия; немец пришел бы от них в негодование. Это был русский лирический тенор.
Вопросы:
-
Каким голосом запел рядчик?
-
Найдите в тексте объяснение особенности этого голоса?
-
Выбери один музыкальный термин, отличающийся по значению от остальных. Объясни различие.
Варианты ответа: романс, песня, гимн, соната, кантата.
-
Дай определение выражению и приведи пример музыкальных произведений (автор и название).
Инструментальная музыка – это…
-
Дай определение музыкальному термину: Баллада – это…
-
Сопоставь музыкальные произведения и их авторов:
-
| Л. Бетховен | -
| Баллада «Лесной царь» |
-
| А. П. Бородин | -
| Симфония 5 |
-
| Ф. Шуберт | -
| Опера «Князь Игорь |
-
Напиши размышление по теме «Роль музыки в немом кино», приведи примеры и доказательства.
2 вариант.
I.
Музыкальная викторина. Прослушав произведение, указать название, автора, имя героя, исполняющего роль.
II.
-
Внимательно прочитай текст и ответь на вопросы:
Иван Козлов «Венецианская ночь»
« …Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.»
Вопросы:
-
О каком жанре музыки рассказывает автор в стихотворении?
-
Какой характер имеет этот жанр?
-
Выбери один музыкальный термин, отличающийся по значению от остальных. Объясни различие.
Варианты ответа: симфония, увертюра, кантата, симфонические иллюстрации.
-
Дай определение выражению и приведи пример музыкальных произведений (автор и название).
Классическая музыка – это…
-
Дай определение музыкальному термину: этюд – это…
-
Сопоставь музыкальные произведения и их авторов:
-
| М.И. Глинка | -
| «Всенощное бдение» |
-
| С.В. Рахманинов | -
| Баллада «Лесной царь» |
-
| Ф. Шуберт | -
| Опера «Иван Сусанин» |
-
Напиши размышление на тему: «Роль музыки в жизни человека», приведи доказательства.
-
Заключение.
Вывод:
В работе используются разнообразные формы и типы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте);
- со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.
Для учителя и родителей результаты комплексной работы позволяют определить, на каком уровне развития находится соответствующее умение ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
При введении нового Федерального государственного образовательного стандарта комплексная работа становятся одним из основных диагностических инструментариев учителя, поэтому введение такого вида работ является обоснованным и актуальным.
-
Приложение
Ответы на вопросы Контрольной работы.
Во всех классах I часть – музыкальная викторина.
Учитель подбирает музыкальные произведения, изучаемые по
определенной теме или в определенный период. Задача учащихся, прослушав фрагмент произведения, написать автора и название произведения.
Приложение 1 (5 класс)
Вариант 1. II часть
-
С.
-
1-А; 2-В.
-
1-В; 2-С.
-
Народная песня – это песня созданная народом. Пример: «Во поле береза стояла», «Калинка – малинка»
Вариант 2. II часть
-
А.
-
1-С; 2-В.
-
1-D; 2-В.
-
Романс - вокальное произведение для голоса в сопровождении инструмента. Пример: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Весенние воды».
Приложение 2 (6 класс)
Вариант 1. II часть
-
В.
-
1-Б;2-А.
-
«Весна и осень», «Пастораль».
-
Баллада.
-
Ф. Шуберт баллада «Лесной царь», С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».
Вариант 2. II часть
-
А.
-
1-Б; 2-А.
-
«Военный марш».
-
Романс.
-
М. Глинка романс «Я помню чудное мгновенье», С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», Ф. Шуберт баллада «Лесной царь».
Приложение 3 (7 класс)
Вариант 1. II часть
-
В.
-
1-В; 2-А.
-
Духовная музыка – это музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы. Пример: месса, литургия.
-
Опера.
-
Размышление учащегося о том, как часто слушаешь симфоническую музыку? Объясни, почему.
Вариант 2. II часть
-
В.
-
1-D; 2-С.
-
Камерная музыка – это музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов. Пример: романс, прелюдия, этюд.
-
Мюзикл.
-
Размышление учащегося о том, как часто слушаешь духовную музыку? Объясни, почему.
Приложение 4 (8 класс)
Вариант 1. II часть
-
А - «Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый»
В – «Это был русский лирический тенор».
-
Соната. Исполняется на музыкальном инструменте. Остальное – вокальные произведения.
-
Инструментальная музыка – музыка, написанная для исполнения на музыкальных инструментах. Пример: Ф. Шопен «Революционный этюд», Л. Бетховен «Соната 8».
-
Баллада - это вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.
-
1-В; 2-С; 3-А.
-
Размышление на тему: «Роль музыки в немом кино».
Вариант 2. II часть
-
А – «Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком».
В - «Звуки нежной баркаролы».
-
Кантата. Является примером вокальной музыки. Остальные произведения исполняются симфоническим оркестром, симфоническая музыка.
-
Классическая музыка – образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Пример: Л. Бетховен «Симфония 5», М. Глинка опера «Иван Сусанин», В. Моцарт «Симфония 40».
-
Этюд – это инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники исполнения на инструменте.
-
М. Глинка опера «Иван Сусанин», Ф. Шуберт баллада «Лесной царь», С. Рахманинов «Всенощное бдение».
-
Размышление на тему: «Роль музыки в жизни человека».
-
Литература.
-
Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе/ В
кн.:. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. Изд. 2-е. Редакция и вступ. Статья Е.М. Орловой. –
Л.,1973.
-
Алексеева Л. Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013
-
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. –
М.,2004
-
Музыкальное образование в школе /Под ред. Л.В. Школяр. – М.,2001
-
Музыка. 2-4 классы: промежуточный и итоговый контроль / авт.-
сост. О. П. Лагунова. – Волгоград: Учитель, 2011
16