Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Антрацитовская основная школа №8»
Сборник притч
для использования на уроках с воспитательной целью, для создания мотивации учебной деятельности
Подготовила: Славнова Марина Сергеевна
Антрацит 2021
Притчи, мотивирующие к труду
Сорняки
О
днажды весной внук с дедом убирали в огороде сорняки. Вдруг ребёнок спросил:
— Дедушка, а почему сорняки, которые мы не сажали, так хорошо растут, а то, что мы сажаем, нуждается в нашем внимании, заботе и труде?
— Вот, внучек, благодаря своей наблюдательности ты сделал важное для себя открытие: всё ценное и значимое для человека зачастую требует от него немалых усилий, а вредное и ненужное произрастает само.
https://www.inpearls.ru/276316
Птица и сухое дерево
К
аждый день птица находила себе укрытие в ветвях сухого дерева, стоявшего посреди огромной необитаемой пустыни. Однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем.
Пришлось бедной птице пролететь сотни миль в поисках укрытия — пока она не прилетела, наконец, в сад, где журчала вода и благоухали увешанные плодами деревья.
Если бы сухое дерево уцелело, никакая сила не заставила бы птицу покинуть насиженное место.
https://www.inpearls.ru/736245
Р
ешение чьей-то проблемы
– Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка.
Я очень удивилась её словам.
– Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она.
И пояснила:
– Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила. https://fit4brain.com/621
Волы и ось
В
олы тянули телегу, а ось скрипела, обернулись они и сказали ей:
- Эх, ты! Мы везем всю тяжесть на себе, а ты стонешь?
Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными. https://pritchi.ru/id_4954
Торговец и сын
Один торговец ежедневно давал своему сыну один аббаси (персидская серебряная монета) и говорил: — Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги. Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца. Однажды торговец сказал своим родственникам: — Если мой сын придет к вам и попросит денег, не давайте. Затем он позвал сына и обратился к нему со словами: — Иди
сам зарабатывай деньги, принесешь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой. Сын пошел к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив один аббаси, принес эти деньги отцу. Отец сказал: — Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги. Сын ответил: — Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется. Отец ответил: — Сколько раз я давал тебе по одному аббаси, а ты уносил его и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-zarabotannoe-svoim-trudom/
Притчи о человеческих качествах
Отец, сын и осёл
Притча о самостоятельном выборе, принятии решений
К
ак-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку. — Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил? Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: — Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом. Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него. — Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина. — Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо! Не говоря ни слова, отец и сын, посрамлённые, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: — Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везёт кого-нибудь из вас на себе? Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. — Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдётся кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-otec-syn-i-osel/
Роза и шипы
Ч
тобы получить результат, не останавливайся на полпути
Однажды человек посадил розу, искренне за ней ухаживал, поливал ее. И прежде чем она расцвела, он осмотрел её. Он увидел бутон, который скоро должен был раскрыться, также он заметил на стебле шипы, и подумал: «Как из растения с множеством колючих шипов может вырасти красивый цветок?» Опечаленный этой мыслью, он забросил поливать розу, и цветок погиб непосредственно перед тем как расцвести. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-buton-rozy-i-shipy/
Два бурундука и смысл жизни
Смысл жизни ищешь тогда, когда занят бездельем.
С
идят два бурундука под теплым сентябрьским солнцем и один спрашивает второго: — А скажи, брат, а в чем смысл жизни? Подумал второй и говорит: — Помнишь прошлый год, брат? Засуха, лес горит, есть нечего, лисы — голодные, мы — голодные. Всю осень и зиму только и успевали крутиться, чтобы выжить. И смысл этот — не искали. Выходит, тогда он, этот смысл, был? А вот смотри сейчас, брат. Мы — в безопасности, лис — нет, люди — не трогают, еды — много и уже на всю зиму запасы собрали. Жизнь — путём. Но мы ищем ее смысл. Значит, мы его потеряли? https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-dva-burunduka-i-smysl-zhizni/
Притча о самоконтроле
Два волка
К
огда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину. — Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил. — А какой волк в конце побеждает? Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил. — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-dva-volka/
Притчи о дружбе
Муха и пчела
С
просил как-то комар муху: — Есть ли здесь в окрестности цветы? — Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. — А вот консервных банок, навоза, нечистот в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? – спросил он у нее. — Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Вот почему так важно правильно выбирать себе друзей. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-druzhbe-muxa-i-pchela/
Два друга в пустыне
Д
ва друга шли по пустыне. Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: -Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее,мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-dva-druga-v-pustyne/
Два соседа и снег
Ж
или-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят! https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-dva-soseda-i-sneg/
Притчи о знаниях
Сочный апельсин
Притча об обдуманности слов.
О
днажды двое учеников, Янг Ли и Чжао Цзэн, подошли к Хинг Ши с просьбой рассудить их спор. Ученики не могли решить как в разговоре с собеседником, следует давать ответы на вопросы. Янг Ли сказал: — Учитель, я думаю, что лучше было бы отвечать на вопрос собеседника без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа. На это Чжао Цзэн возразил: — Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — сразу дать верный ответ. На это Хинг Ши взял в руки сочный апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику: — Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую. Затем Хинг Ши обратился ко второму ученику, который выслушав слова учителя, обращённые к Янг Ли, улыбался, предвкушая свою победу в споре. — Ты, Чжао Цзэн, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения. — Так как нам следует поступать, — в один голос спросили ученики. — Перед тем как угощать кого-либо апельсинами, научитесь их чистить так чтобы не кормить собеседника ни горечью кожуры, ни напрасными ожиданиями, — ответил Хинг Ши, — ну а пока не научитесь, доверьте лучше этот процесс тому, кого собираетесь угостить… И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-sochnyj-apelsin/
Узкий мост
Притча об осознанности
Б
айазид часто говорил своим ученикам: — Будьте осознающими! — Но что есть осознанность? — спрашиваем они. Однажды он повел их на реку, где по его указанию был, перекинут узкий мост. — Чтобы узнать, что такое осознанность, вам придётся перейти по этому мосту на ту сторону, — сказал Байазид. Когда они подошли вплотную к мосту и увидели, что он очень узкий, ученики воскликнули: — Но это опасно, мост всего лишь один фут шириной! Байазид сказал: — Но сколько вам нужно, чтобы ходить? Когда вы идете, по земле, вы легко можете идти по полоске шириной в один фут. Почему же вы не можете идти по такой полоске, висящей между двух холмов? Несколько человек попытались, но испугавшись, вернулись назад. Тогда старый Байазид сам пошёл по мосту. Некоторые ученики последовали за ним. Когда они достигли другой стороны, те, кто следовал за ним, упали па колени и воскликнули: — О, мастер, теперь мы знаем, что такое осознанность. Опасность была так велика, что мы не могли позволить себе быть расслабленными. Нам пришлось быть бдительными, осознающими.
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-uzkij-most-i-osoznannost/
Ученик и камни
Притча о том, как отличить умного от глупца
О
днажды Ученик пришёл к Учителю и спросил: — Учитель, чем умный человек отличается от глупца? Было тихое солнечное утро, Учитель пил зелёный чай и предавался размышлениям о сути вечности. Однако ради Ученика он отставил пиалу с недопитым чаем, прекратил свои размышления, встал и повёл Ученика за собой. Учитель привёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой обвал, и у подножия горы лежали камни разной величины. И Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы. Камней было много, и Ученик таскал их целый день, а Учитель сидел в тени дерева и читал труд великого философа Да Ну о существенных различиях между хлопком одной правой и одной левой ладонью. Ученик очень устал, но к закату он наконец перетаскал все камни. Он подошёл к Учителю, полный гордости за выполненную работу и спросил: — Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос? — Нет, — покачал головой Учитель, — ты ещё не готов. — А зачем надо было таскать все эти камни? – возроптал Ученик. — Вот, — поднял Учитель указательный палец, — Умный человек задал бы этот вопрос до того, как начал их таскать.
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-chem-otlichaetsya-umnyj-ot-glupca/
Три сита
Притча о рассудительности
Один человек спросил у Сократа: — Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг? — Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. — Три сита? — Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда? — Нет, я просто слышал это. — Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив. — Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это п
равда. Попробуем третье сито— сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? — Нет, в этом нет необходимости. — Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-tri-sita/
1