СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка средствами игровых технологий.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. ( Ф. Шиллер)

Сборник

 «Дидактические игры – упражнения на уроках русского языка »

Начальные классы

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка средствами игровых технологий.»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования

«Методическая разработка - 2016»









Развитие речи младших школьников на уроках русского языка средствами игровых технологий













Автор: Кузнецова Елена Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 26»



















Миасский городской округ

2016г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Игровые технологии 4

Дидактическая игра 6

Опыт работы по использованию дидактических игр на уроках русского языка 8

Заключение 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Приложение 2. Визитная карточка проекта 15

Приложение 3. Буклет «Царь Уральских гор» 16

Приложение 4. Критерии оценивания буклета 17

Приложение 5. Критерии оценки мультимедийной презентации 18

Приложение 6. Презентация «Лес без зверей с одними людьми – не лес» учащихся 1-а класса 19

Приложение 7. Презентация «Природные зоны Челябинской области» учащихся 1-а класса 25

Приложение 8. Презентация «Детские рисунки» 28

Приложение 9. Презентация «Кроссворд «Живые Ильмены» учащихся 1-а класса 31

Приложение 10. Презентация учителя «Грибы – чудо живой природы» 32

Приложение 11. Презентация «К какому царству живой природы относятся грибы» учащихся 1-а класса 36

Приложение 12. Презентация «Какие бывают грибы» учащихся 1-а класса 40

Приложение 13. Презентация «Какую роль в жизни леса играют грибы?» учащихся 1-а класса 43

Приложение 14. Презентация «Кроссворд «Лукошко с загадками» учащихся 1-а класса 47

Приложение 15. Презентация "Что такое грибница?" учащихся 1-а класса….......48

Приложение 16. Презентация "Кто носит шляпу на ноге?" учащихся 1-а класса..53

Приложение 17. Презентация "Лесные дива" учащихся 1-а класса……………….61


















Введение

Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
( Ф. Шиллер)

Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.

В последнее время коммуникативному восприятию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, свободное владение речью создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Современные педагогические технологии направлены на главную фигуру школы — ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Цель методической разработки: Формирование положительной мотивации младших школьников к урокам русского языка, для повышения уровня развития речи через использование игровых технологий.

Задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении русского языка.

  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.

  4. Создание благоприятного психологического климата в психологическом коллективе.









Игровые технологии


«Мы почти не учим говорить»,- высказал своё мнение о состоянии обучения лингвист и методист В.И.Чернышёв. Эти слова, к сожалению, можно отнести к нашему времени. Учитель должен заботиться о том, чтобы выпускники начальной школы хорошо владели устной и письменной речью. А для этого нужно «открыть уста детей», предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жёстких рамках учебной программы? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Такое определение игре даёт великий педагог В.А.Сухомлинский. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времён. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В игровой технологии выделяются следующие компоненты:

а) мотивационный компонент – он связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры;

б) ориентационно-целевой компонент – он связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся;

в) содержательно-операционный компонент предполагает что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности, ориентировочная основа действий может быть дана в виде алгоритма, схемы, которые легко усваиваются и используются в работе;

г) ценностно – волевой компонентобеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания; д) оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Все эти компоненты игры определяют её технологическую структуру.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Спектр целевых ориентации:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, наиболее действенным средством, способным вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.


Дидактическая игра


Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определённые требования к подбору игр.

1. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения.

Игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра на уроках русского языка обогащает ребёнка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь и формирует орфографическую зоркость младшего школьника, что, на мой взгляд, очень важно!

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;

  2. игровая задача;

  3. игровые действия;

  4. правила игры;

  5. результат.

Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия.

Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Основными функциями дидактической игры является формирование:

  • устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

  • психических новообразований;

  • собственно учебной деятельности ребенка;

  • общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;

  • навыков самоконтроля и самооценки;

  • адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.


Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.


















Опыт работы по использованию дидактических игр на уроках русского языка


Во время наблюдения на уроках за деятельностью учителя и учащихся я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Возникает проблема, как пробудить интерес к занятиям, как повысить уровень сформированности устной и письменной речи учащихся.

В результате анализа литературы, своих уроков и уроков коллег я пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Известно, что ребенок учится с удовольствием, пока ему интересно. А для этого нужно, чтобы учитель знал и любил свой предмет. «Детская влюбленность в предмет зависит от нашей влюбленности»- подчеркивал Л.Н.Толстой. А значит,чем больше эрудиция учителя, чем больше убедительнее его речь,тем больше интереса у ученика.

На уроке я использую и применяю дидактические материалы, ребусы, загадки, анаграммы,карточки, иллюстрации, сюжетные картинки. При работе с текстом или показе картинок задаю вопросы и требую полного ответа, так как развивается устная речь, пополняется словарный запас. Дети с удовольствием составляют диалоги, аналогичные диалогам в упражнениях, устные и письменные рассказы по картинкам . И что интересно, дети все больше и больше увлекаются такими заданиями, просят дополнительных материалов.

Каждый раз готовясь к очередному уроку, я думаю,чем бы заинтересовать детей в этот раз, какие применить игры или задания. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках.


1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью повторения правописания твердого и мягкого знаков, развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности пробовали играть в такую игру.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

2. Дидактическая игра: « Все наоборот».

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.

Детям нужно заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

Герой сказки- … (сказочный герой)

Сок яблока-… (яблочный сок)

Суп из молока -…(молочный суп)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье) и т.п.


3. Подбери слово

Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.






Например:

(стол, рыба окно, трон).


Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова.


4. Пять слов

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

в первом - один слог,

во втором - два,

в третьем - три,

в четвертом - четыре,

в пятом - пять.


Вариант 2. Черточки - это буквы в слове.

Ц -- -- --

-- Ц -- -- --

-- -- Ц --

-- -- -- Ц --

-- -- -- -- Ц


5. Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;


6. Исправь ошибки:

верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж);


  1. Часто при повторении правил, мы использовали «Аукцион» по продаже имени существительного, прилагательного, глагола. Эти части речи дети защищают в необычной форме – придумывают сказки, например: «Жил да был на свете король глагол, он любил спрашивать «что делать?», «что делает?», «что сделать?» и т.д., чаще всего король глагол дружил с именем существительным, вместе они бывали то в единственном, то во множественном числе. Глагол в семье был главным» и т.д.


Часто дети подготавливались к «Аукциону» дома, вот какие сказки получились у некоторых ребят.


Докшина Надежда

Жил да был Глагол в стране Глаголия. Он страшно ненавидел ленивых и спокойных, так как сам весь день что-то делал: бежал, плавал, читал, рисовал, мастерил, строил. Его везде можно было увидеть там, где УЧАТСЯ, где РАБОТАЮТ, где ПОМОГАЮТ. Глагол - великий труженик, потому что ДЕЛАЕТ и СДЕЛАЕТ все как надо всем в каждом предложении.А еще НЕ любит Глагол частицу НЕ, и поэтому стоит от нее поодаль, т.е. пишется РАЗДЕЛЬНО: не любит, не знает, не хочет - в общем, НЕНАВИДИТ (в виде исключения). А еще Глагол может такое, что никакая другая уважаемая часть речи сделать не сможет.Что же? Смотри: ЖИЛ,ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. Правильно! Изменяться по временам.


Делец Иван

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя 2 сына: I спряжение и II спряжение. Сыновья любили отца Глагола и помогали ему в правлении.


  1. Игра « Почтальон»:

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

  1. «Грамматическая» раскраска.

Что бы насытить уроки русского языка яркими эмоциями, мы использовали такие раскраски. Дети получили огромное удовольствие.

  1. Интерактивные тренажеры.

Современный век – век новейших информационных технологий, чтобы идти в ногу со временем пора переходить с традиционного метода обучения, на более современный. Применение новейших технологий в преподавании русского языка – это необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, повышают интерес к урокам русского языка. (см. приложение )


Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Такого рода ребусы, игры, головоломки на уроках русского языка способствуют обогащению словарного запаса, расширяют их кругозор.Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывают такие качества, как инициатива, настойчивость, целеустремленность. Атмосфера в классе доброжелательная. Если не укладываются до звонка, сожалеют , что не успели. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, появляется чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, стремление к победе, открывается другое мировоззрение на предмет – он стал для него доступным, понятным, а главное- интерес и любовь к русскому языку.


Заключение

Кропотливый мой труд по развитию речи с младшими школьниками не проходит даром.

Считаю, что использование дидактических игр обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных, интересных форм обучения, дети имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни, повысить уровень мотивации к обучению.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия, лтнгвистические кроссворды, лото, подвижные игры, например, с мячом, и т.д.). Главное, это то, что управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения весь класс. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности её этапов.

Проанализировав и изучив литературу, опыт педагогов по работе над данной проблемой, мной был собран методический сборник дидактических игр, направленных на развитие речи младших школьников на уроках русского языка.



















Приложение


Приложение 1

Сборник

«Дидактические игры – упражнения на уроках русского языка »

Начальные классы


Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение.

Фабр Ж.

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно-понятным для ребенка? Одним из средств сохранения и получения радости во время учебы является игра. Ни для кого не секрет, что игра- это часть учебного процесса.

Использование игр в учебе развивает активность, логику,мышление, наблюдательность, внимательность,творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.

Цель игры – помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются дидактические игры.


1. Мини-сочинение по опорным словам, которые придумаем сами, кроме одного – морозец: (можно использовать мяч, бросаем ученику мяч, а ученик в ответ – слово):

  з и ма

о коченеть

  деревья

 снежоок

звонко

  сне гирь

ц епенеть

2. Для повторения правил используется игра «Аукцион» по продаже имени существительного, прилагательного, глагола. Эти части речи дети защищают в необычной форме – придумывают сказки, например: «Жил да был на свете король глагол, он любил спрашивать «что делать?», «что делает?», «что сделать?» и т.д., чаще всего король глагол дружил с именем существительным, вместе они бывали то в единственном, то во множественном числе. Глагол в семье был главным» и т.д.

3. Буриме

На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности можно писать стихи – играли в буриме:

Падает, падает белый снежок.

И покрывает зеленый лужок.

Ребята слепили снежный комок,

Весело встали в широкий кружок.

Стали ребята играть в снежок,

С ними играет собака Дружок.

Весело всем, все рады зиме,

Эти зимние дни не забудутся мне.

4. Игра « Почтальон»:

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.



5. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1.          Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2.          Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка)

3.          Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)


6.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»


Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.


Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».


Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.


7.Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:

1. Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним идут моржи

И жирафы и ужи.

2. Жилет, животное , живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!


8.Игра «Бумеранг»

воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).


9.«Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).


10. «Сколько точек — столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.


11.Дидактическая игра: «Одним словом».

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

1. Обрубок дерева - …(чурбан).

2. Шестьдесят минут-…(час).

3. Густой частый лес- …(чаща).

4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и


12.Дидактическая игра: « Все наоборот».

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

Герой сказки- … (сказочный герой)

Сок яблока-… (яблочный сок)

Суп из молока -…(молочный суп)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье)

Каша из гречки-… (гречневая каша)

Вода из речки-… (речная вода)

Скважина в замке -…(замочная скважина)

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.


13.Дидактическая игра: « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка

бочка речка

ночка свечка

кочка печка

точка почка

тучка дочка

тачка ночка


14.Дидактическая игра « Найди ошибку».

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.


15.Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.


16. Дидактические задания и упражнения.

Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.

2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.

3. Выпишите слова с разделительным Ь:

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежание

Не пример для подражания.

(Б. Заходер)

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!

Вот тебе, косой, да рысьи когти!

-Э-э, что мне клыки да когти?

Душа – то у меня все равно заячья.

4.Шарады.

Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене

Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),

А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,

В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.

(Уголь-угол) (Полька-полка).

Без М – в лесу мне красоваться;

С М – суда меня боятся.

(Ель-мель).


17. Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;


18. Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

19. Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо).


20. Игра « Змейка» ,например: астра- аист-туфли-иголка-апельсин-нос-санки-игрушка и.тд

Кто как голос подает? Воробей (чирикает), ворона(каркает),собака(лает) и т.д.

Кто чей ребенок? Указать стрелками:

Корова жеребенок,

Курица теленок;

Лошадь цыпленок


21. Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а,син, пель(апельсин); ре,за,бе(береза) ; ко,ло,яб( яблоко); ведь,мед ( медведь) и т.д


22. Исправь ошибки:

верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж).


23. Пропущенные слоги: .... стрюля; ..чик; ... радь; ... са; ... ведь; ...нан; .... ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик ,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.


24. Усложненные виды заданий: «Анаграмма» путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова

Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала, Казан- наказ ;

«Кто где живет?» соотнести стрелками:

медведь нора

Белка берлога

лиса дупло


25. Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;


26. Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка),

прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)

27. Игра « Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)


28. Отгадай слова : ВLGEUCRНА- ВЕСНА; SDУFVТRКLА- УТКА: ГWUРZУШFA-ГРУША; такие игры развивают наблюдательность, внимательность,учат различать и находить «лишние» буквы;

Одно из любимых заданий для детей- разгадывание ребусов в виде зашифрованных цифр; от А до Я –соответствуют цифры;33 буквы- 33 цифры.

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч,Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 12 13 14 1516 17 1819 20 22 23 24 25 26 27 28 2930

Э, Ю, Я

31 32 33

Задание: составить слова и словосочетания. 1416? 1213 1 1919; 1416? 14 1 14 1 ; 4 10 14 15 19 10 33

12 16 18 10 5 16 18(коридор), 13 6 19 20 15 10 24 1 ; 23 16 13 13; 21 25 10 20 6 13 30 15 10 24 1.


29. Подбери слово

Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.






Например:

(стол, рыба окно, трон).

Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова.


30. Знаете ли вы русский язык?

Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.

а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты дуга-дуги ведро-ведра

Плот-плоты рука-руки бедро-бедра

Крот-кроты мука-... перо-перья

Грот- гроты беда-беды метро -...

Цветок-цветы день-дни теленок-телята

Человек-люди пень-пни цыпленок-цыплята

Судно-суда лень-... козленок-козлята

Морковь-... еда-... бочонок-бочонки


б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

Повар-повариха ткач-ткачиха

Портной-портниха купец-купчиха

Заяц-зайчика храбрец-...

Слон-слониха врач-...

Петух-.... учитель-учительница

Окунь-... ученик-ученица


в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.

Индюшка-индюк стрекоза-....

Лиса-лис львица-лев

Коза-козел кошка-кот

Оса-... белка-...


31. Письмо рисунками

Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении.

Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.

Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)


32. Придумайте предложение

Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.

Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.


33. Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)?

Цель – учить согласовывать сущ. и прил.

Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.

Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.


34. Сколько получится?

Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении.

Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов.

Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?


35. Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать единство текста.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.

Например:

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.


36. Игра с картинками

Цель – учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отрабатывать интонирование предложений.

Школьникам раздаются картинки, на которых изображены действия людей или животных. Например: девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Учащиеся должны составить по картинке предложения, а затем, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными.

Например:

Мама - кошка играет с котятами. (Мама-кошка играет с котятами?).


37. Какое слово подойдет?

Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.

К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).


38. Строчная или прописная?

Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.

Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.);

Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.


39.Подскажи словечко

Цель – учить распространять предложения.

Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).


40. Составь сочетание

Цель – учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.

Играющим раздаются карточки с предлогами: из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над (по 2-3 карточки каждому).

Дети, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.

Учитель называет глаголы:

внести

мелькнуть

сверкнуть

отъехать

прыгнуть

добежать

стоять

уйти

пить

встать

выйти

достать

убегать

плакать

гулять

смеяться

учиться

лечиться

лечиться

читать

возвращаться


Тот, кто придумал сочетание правильно, получает карточку со словом-глаголом, побеждает быстрее всех набравший десять таких карточек.


41. Кто последний?

Цель - учить подбирать прилагательные как описания.

К слову, названному учителем, придумать определения.

Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый) и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет определений или кто последним скажет.


42.Четыре ответа - одно предложение

Цель – учить составлять предложения, рассмотреть взаимосвязь слов в предложении.

Дети делятся на 4 команды. Учитель называет предмет, например, пароход.

1 команда отвечает на вопрос: Какой он?

2 команда: Что он делает?

3 команда: Как происходит действие?

4 команда: Где происходит действие?

Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке.

Изменённый вариант игры:

каждой команде задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.


43. Любопытный

Цель – закреплять умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый звук в слове.

Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным».

Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?», «С кем?», «Куда?», «1ачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.


44.Ответим на вопросы

Цель - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.

а) Учитель показывает картинку с изображением и задает вопрос: Что с ним

сделано? Ответ должен быть однозначным.

Например:

Елка - срублена

Картофель - выкопан

Каша - съедена

Лампа - зажжена

Флаг - поднят

Яблоко – сорвано


б) Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.

Говорить-

Идти-

Читать-

Глядеть-


45. Овощи, фрукты, ягоды

Цель - закрепить написание слов с большой буквы.

Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.

Как пишутся эти слова?

Могут ли они быть записаны с большой буквы?


46. Два предложения

Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.

Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.


47. Как превратить...

Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.

Превратите: мел в мелкое место.

угол в топливо.

шест в число.


48. Как пишется?

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

КотофейИваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

Я. Козловский.


49. Вопросы – загадки

Цель – закрепить знания о том, что предлог служебная часть речи.

Дайте ответ на хитрые вопросы:

а) Из каких двух предлогов составить название домашнего животного? (к-от)

б) Название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)

в) Когда личное местоимение мы состоит из двух предлогов в косвенном падеже? (на-с)


50. Не перенесёшь

Цель - отработать правила переноса слов.

Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг,

олень, семья, еда, шея-).







«Грамматические» раскраски























Приложение 2

Интерактивный тренажер "На болоте"

Он предназначен для учащихся 3 класса с целью проверки определения падежей имени существительного. УМК любой. Ресурс используется при закреплении темы на уроке, при этом возможна фронтальная и индивидуальная работа учащихся.

Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных.

Задачи: совершенствовать умения определять падежи имён существительных; закрепить навык определения падежей имён существительных; развивать память, внимание, логическое мышление; учить применять полученные знания на практике; прививать любовь к изучению русского языка.





Приложение3

Интерактивный тренажер Орфография в ребусах

Данный ресурс можно использовать для индивидуальной и групповой работы. Навигация осуществляется при помощи управляющих кнопок.

Цель: создание условий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе изучения материала по темам: «Упражнение в написании слов с гласными после шипящих», «Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова», «Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными», «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными», «Упражнение в написании слов с разделительным Ь».

Задачи:

Учить разгадывать ребусы;

Способствовать развитию быстроты мышления, тренировке памяти, развитию сообразительности;

Расширять кругозор учащихся и обогащать их словарный запас.

В 50 ребусах зашифрованы слова по темам:

Гласные после шипящих: лужи, чайка, мыши, часы, туча, малыши, снежинка, машина, ежи, роща;

Парные согласные в корне: мороз, народ, скрипка, краб, снежки, рыбка, шапка, арбуз, гвоздь, дождь;

Непроизносимые согласные: солнце, сердце, буревестник, местность, тростник, окрестность, копытца, поздно, праздник, грустно;

Удвоенные согласные: перрон, антенна, рассвет, рассказ, суббота, хоккей, класс, сумма, масса, панно;

Разделительный ь: семья, счастье, бельё, ученье, братья, стулья, листья, воробьи, ручьи, жильё.




Приложение 4

Интерактивный тренажер «Осенний букет»

Интерактивный тренажер по русскому языку "Осенний букет" поможет учащимся начальной школы в увлекательной игровой форме проверить свои знания по теме "Правописание безударной гласной в корне слова"

Рекомендовано использование данного ресурса на уроках русского языка во 2 и 3 классе на этапе актуализации знаний. УМК любой.

Предназначен для индивидуальной работы.



Приложение 5

Интерактивный тренажёр "Части речи"

Тренажер для учащихся 2 - 4 класса. Данный ресурс можно использовать дома и на уроках русского языка с целью закрепления и самоконтроля по изученной теме «Части речи». Работа ведётся по управляющим кнопкам. Цель: систематизация знаний учащихся по изученной теме «Части речи». Задачи: Систематизировать знания учащихся по данной теме. Развивать навыки самоконтроля при работе над заданием на персональном компьютере. Создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.


Приложение 6

Интерактивный тренажер Формы слова. Состав слова.

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках русского языка с целью закрепления и самоконтроля по изученным темам «Формы слова. Состав слова». Предлагаемый ресурс содержит 10 заданий, которые соответствуют программному материалу 3 класса.


Приложение 7

Интерактивный тренажёр "Падежи"

Для учащихся 3-4 класса, УМК любой. Тренажёр можно использовать на этапе изучения или повторения материала, в ходе индивидуальной или групповой работы.

Цель: совершенствование знаний и умений учащихся по теме "Падежи". Задачи: повышение эффективности изучения русского языка; развитие мыслительных операций; воспитание интереса к предмету.







Приложение 8



Грамматические раскраски


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!