СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник сочинений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский сборник нестандартных сочинений нового поколения можно использовать на уроках развития речи, для проведения творческих мастерских.

Просмотр содержимого документа
«Сборник сочинений»


«СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»


ЯКУНИНОЙ ЮЛИИ ВАЛЕНТИНОВНЫ, УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ФИЛИАЛА «ДОНЕЦКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ С УСИЛЕННОЙ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ Г. Т. БЕРЕГОВОГО»












































Аннотация



В данной работе представлены инновационные жанры письменных творческих работ – нестандартные сочинения.

Школьное сочинение как продуктивная форма развития творческих способностей учащихся уже давно требует переосмысления и соответствия современным образовательным потребностям.

В сборнике даются определения новым дефинициям (сочинение-монофон, мини-сага, сочинение-метаморфоза, нарратив, интермеццо, сочинение-фанфик и многие другие), сформулированы требования к написанию творческих работ новых жанров и предлагаются образцы авторских сочинений.

























СОДЕРЖАНИЕ



Монофон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Мини-сага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Сочинение-метаморфоза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Нарратив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Сочинение-интермеццо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Фанфик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18



























  1. Монофон

Монофо́н (от греч. monos – «один» и phone – «звук») – краткий оригинальный рассказ, каждое слово которого начинается с одинаковой буквы. Этот термин впервые был предложен в 1998 году Дмитрием Николаевичем Александровым, заведующим кафедрой русского языка Калужского филиала Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.

Разновидность монофона – тавтограмма – стихотворение, все рядки которого начинаются с одинаковой буквы.



Требования к написанию

  • Монофон представляет собой связный текст на определенную тему.

  • Количество слов в одном монофоне – 50-150.

  • Служебные слова могут начинаться на любую букву, при этом они должны состоять из одного или двух слогов (например, в, по, но, же).

  • Слова, которые в монофоне встречаются несколько раз, при подсчете учитываются только один раз.

Такая форма творческой работы способствует развитию риторических умений, воображения, чувства ритма речи, умений систематизировать слова по звучанию и значению, значительно расширяет словарный запас, горизонты красноречия и творчества.

Образцы монофонов

Сезон спектаклей

Столько счастья сулит современный спектакль: сияние сцены, серебристый свет софитов, слова, сказанные со смыслом.

Словно соавтор и сценарист, сам смотришь и сиюминутно сопереживаешь, следуя по стремительным ступеням сюжета. Слышно стук собственного сердца, сливающийся в сказочном созвучии со спектаклем. Свет слепит, словно снег или солнце. Создатели спектакля старались на славу.

Скоро сезон – спешите созерцать самоцветы сцены.



Сон Сантьяго

Стояли серые сумерки. Слышно, как скрипели и стонали стены соломенного сарая. Сутки спал смертельным сном старик. Серпантин счастливых событий снился старику Сантьяго.

Старое судно стало скоростной субмариной. Семь сказочных сундуков серебра и старинных самоцветов сверкали на солнце. Стоит станцевать со скатом. Сигара со стаканом самбуки – символ свободы, силы, страсти.

Смеялся от счастья во сне Сантьяго.





Киноискусство как компонент культуры

Киноискусство – не калейдоскоп картинок в кадре киноленты, а компонент культуры. Качество каждого кинофильма квалифицированные критики контролируют на конкурсах.

Комедия, криминал, короткометражка, квест, карате-фильм – категории кинопродуктов, которые котируются у кинозрителей. Коммерция купила кино и калечит культуру кричащими кинопремьерами с катастрофами и криминальными кланами. Кассы кинотеатров кормят коммерсантов.

Как же круто, когда качественный классический кинофильм конкурирует с киношедеврами Каннского кинофестиваля.





Летний лагерь «Легенда»

Лучистое лето. Летний лагерь «Легенда» в Лазурном ликует.

Лида и Лена любят в лагере лесной лабиринт: ловко лазить по лазам и лестницам, лизать любимое лакомство, ловить липкими ладонями лучик.

В лиловом лесу лужайка с ландышами, лютиками и лилиями. У лесника Леонида лечатся лисы и любопытные ласки – любимцы Лиды.

Лагерь и лес лечат лучше любого лекарства.

Мистика

Мрачная мистика Москвы – мир Мастера и Маргариты. Милая Маргарита и мужественный Мастер – мираж мирозданья – манят меня, как море моряка.

Магнетизм мифической мечты Мастера может менять мораль. Может мысли материальны, а молодость и мастерство – мимолетны?

Миллион монотонных минут – и Мастер с Маргаритой мчатся на меринах в мертвой мгле. Металлическое мерцанье месяца – мистический магнит. Мучительные мысли мелькали у Мастера: мельница, маленький маг, морской маяк, малиновые метки, мавр у мавзолея.

Могущественная магия мечтателя.

































  1. Мини-сага

Это рассказ с неожиданным финалом, состоящий из 50 слов, не считая заголовка. Автором данного жанра является американский писатель Стив Мосс.

«Написание подобных рассказов может стать для многих начинающих писателей отправной точкой в их писательской карьере, когда сам выход в безграничное пространство их воображения (не говоря уже о чистом листе бумаги, лежащем перед ними) кажется пугающим».

Стив Мосс

Название saga, вероятно, происходит от исландского глагола segja — «говорить», и обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде. Первоначально у исландцев термин «сага» применялся по отношению к любому прозаическому повествованию.

Требования к написанию

  • Мини-сага представляет собой связный текст на определенную тему.

  • Количество слов – 50.

  • Композиция: вступление, основная часть и интригующий финал.

  • Повторяющиеся слова считаются как одно слово.

Подобная форма письменных творческих работ расширяет диапазон художественной мысли, способствует совершенствованию умений выбирать главные, ключевые мысли и облачать их в интересную словесную форму. Свободный полет фантазии, внутренняя цензура, неожиданный финал, четкость и оригинальность мысли – важные факторы удачной мини-саги.

Образцы мини-саг



Обращение к читателю XXI века

С нетерпением жду необыкновенной встречи с тобой. Не сомневайся: мне есть чем тебя удивить.

Век стремительного прогресса и политического хаоса не смог нас разлучить. С моей помощью ты можешь все исправить.

Прикоснись ко мне, позволь проникнуть в твое переполненное сознание. Твой выбор правильный – общение со мной поможет найти истину.

Книга

Любовь пополам

У них всегда была замечательная семья. Любые трудности делали их только сильнее.

Даже сейчас он был абсолютно спокоен. Подумаешь: у жены появился новый мужчина. Она готова его постоянно носить на руках, кормить с серебряной ложечки, сладко целовать. Теперь оба делят пополам любовь единственной женщины.

Как же иначе? Это его долгожданный сын.



Удивительный завтрак

Снова жаркое утро. Ветер причудливо развевает кухонные занавески у открытого окна.

Мама уже ушла на работу, но на столе заботливо оставили еще теплые оладьи. Осталось умыться и отведать утреннего угощения.

Спешно заканчиваю водный ритуал и захожу на кухню. Наблюдаю удивительную картину. На столе сидит иссиня-черная ворона и завтракает мамиными оладьями.





Маленькая человеческая трагедия

Каждый человек достоин внимания и понимания. Об этом мечтал Акакий Акакиевич Башмачкин. Новая шинель подарила ему надежду занять свою нишу в мире чиновников.

Но счастье было коротким – роковой злодей украл мечту. Напрасными оказались жертвы маленького чиновника. Холод метели и человеческих сердец лишили беднягу жизни.

Остался только призрак, охваченный жаждой мести.





























3. Сочинение-метаморфоза

Слово «метаморфоза» в переводе с греческого языка значит «превращение, преобразование». Существует много древних мифов, которые кончались превращениями героев в реку, гору, животное, растение, созвездие. Поэт Овидий попробовал собрать все такие мифы о превращениях, которые он знал; их оказалось больше двухсот. Он пересказал их один за другим, подхватывая, переплетая, вставляя друг в друга; получилась длинная поэма под заглавием «Метаморфозы». Сочинение подобного вида подразумевает перевоплощение автора в предмет, животное, растение и т. д. Повествование ведется от имени выбранного персонажа.

Образцы метаморфоз

Я – старый радиоприемник

Когда-то давно я был весьма популярным. Каждое утро в любом доме или квартире начиналось с меня. Я знал точное время, проводил утреннюю гимнастику, поднимал настроение ритмичной песней или классической мелодией. Новости из первых уст, премьеры радиоспектаклей и познавательных передач можно было услышать только от меня.

Многие школьники пытались меня разобрать, чтобы проверить: не живут ли во мне маленькие заводные человечки. Но электросхемы, обнаруженные внутри, не разочаровывали мальчишек, а только порождали интерес к физике и технике.

В настоящее время я многими позабыт, лежу, как древний динозавр, в старом гараже или на чердаке. И часто вижу странный сон: любопытный мальчишка находит меня в ненужном хламе и спрашивает обо мне отца. Я снова занесен в дом, отполирован до блеска и включен в радиосеть.

Я хочу вам рассказать свою историю.

Я – домашняя кошка

Помню тот солнечный день, когда меня принесли в новый дом. Вокруг незнакомые люди тянут ко мне свои руки, бесцеремонно хватают и тискают. Что за манеры?

Естественно, я забилась под кровать. Здесь темно, тихо, спокойно. Шевелю ушами и прислушиваюсь. На кухне чем-то гремят, появился едва уловимый запах свежего мяса. Может рискнуть?

Медленно пробираюсь по коридору. Вижу возле печки плошку с кусочками аппетитной курицы. Неужели это мне? Осторожно начинаю есть. Никто не возражает, а ласковый голос хозяйки все время твердит: «Маркиза! Маркиза!» Это мое новое имя.

Мне начинает здесь нравиться. За вкусное угощение можно и потерпеть эти навязчивые ласки.





Я – языковая личность

Любой язык переходит из материальной категории в духовную благодаря своим носителям. Носитель языка – языковая личность, способная совершать речевые поступки. Такой человек превращает родной язык в живую субстанцию, дух поколений, воплощение генетического кода нации.

Я с гордостью отношу себя к языковой личности, так как язык для меня – сочетание призвания и профессии.







Я – древнегреческая ваза

Долго лежала я на дне Эгейского моря среди водорослей и морских обитателей. Только клешни краба да щупальца осьминога касались моей поверхности. Среди холодной воды в одиночестве согревали лишь воспоминания.

Украшала я дом богатого хозяина Леандра, а изготовил меня бедный раб Илот. На терракотовом фоне изобразил он мудрую Афину, украсив пальметтой и бутонами лотоса. Затем покрыл изображение черным лаком.

Предназначена я была для ритуалов в храме прекрасной богини. На моем дне навсегда застыли капельки священного вина. Однажды погрузили меня вместе с другой утварью на корабль и отправили в дар родственнику Леандра. Но сильный шторм безжалостно расправился с небольшим судном. Вот и оказалась я там, где нашла меня экспедиция отважных археологов. Теперь мое место в уютном музее среди таких же древних подруг.





















4. Нарратив

Нарратив (англ. и фр. — narrative) — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ».

В этой связи не актуально понимание текста в классическом смысле слова. Это понятие философии постмодернизма, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, как писал Ролан Барт, «сообщающего») текста.

Ещё одной характеристикой нарратива выступает предложенный Итало Кальвино термин «leggerezza» — лёгкость, которую «нарративное воображение может вдохнуть в  pezantezza — тяжеловесную действительность».

Основной частью рассказа и моментом появления в нём фабулы является его завершение. Нарратор (рассказчик) в первую очередь является носителем знания о финале, и только благодаря этому качеству он принципиально отличается от другого субъекта нарративного рассказа — его «героя», который, существуя в центре событий, не имеет этого знания.

Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же – это так называемый «объясняющий рассказ», если пользоваться терминологией американского философа и искусствоведа Артура Данто. То есть нарратив – это, скорее, не объективное, а субъективное повествование.

Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, – в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего.



Образцы нарративов



Колодец

Все мы живем в человеческом обществе, поэтому проживаем не только свою, но и чужую жизнь. Вот почему я себя среди людей ощущаю колодцем.

Жаждущий человек может всегда отведать моей студеной воды. Иному она покажется солоноватой или горьковатой. Некоторые путники бережно закроют дверцы от лучей палящего солнца, но встретятся и такие, которые не подумают о благе других людей и даже осмелятся плюнуть в воду колодца.

Одного я желаю: пускай не мелеет мой колодец и продолжает спасать людей от всевозможной жажды.



История музейных экспонатов

О чем могут рассказать экспонаты исторического музея? Для заурядного человека это всего лишь предметы, относящиеся к определенной эпохе, стране, нации.

Я же иногда ощущаю себя человеком вне времени и пространства. Расстояние между нами и далекими предками ничтожно. Мы остаемся все теми же людьми. Стремление к прекрасному, желание успеть реализовать себя, страх перед неизвестностью, жажда любви и свободы, постоянный выбор – все это присуще любому человеку.

Об этом и говорят нам музейные экспонаты с их мощной энергетикой. Видимо поэтому я никогда не слышу в музеях тишины.



Призвание

Профессия – жизнеутверждающий орган моего бытия.

Радость творчества окрыляет и наполняет смыслом.

Идеал приобретает четкие очертания.

Задатки и способности – необходимые атрибуты мастерства.

Всегда испытываешь жажду познания.

Абсолютной истины не бывает.

Настойчивость в достижении цели – залог успеха.

Истинное счастье – знак равенства между призванием и профессией.

Еще рано замедлять жизненный темп.















5. Сочинение-интермеццо

Слово «интермеццо»  (итал. intermezzo, от лат. intermedins – находящийся посреди, промежуточный) означает небольшое инструментальное произведение свободной формы, иногда так называли также отдельный самостоятельный эпизод в опере, который исполнялся обычно для того, чтобы обозначить разрыв во времени действия предшествующей и последующей сцены либо заполнить паузу, необходимую для перемены декораций.

В литературе является своеобразной художественной рефлексией, навеянной лирикой Генриха Гейне «Лирическое интермеццо». Это такие прекрасные произведения, как психологическая новелла «Intermezzo» украинского писателя М. Коцюбинского или стихотворение «Июльское интермеццо» И. Бродского.

В манере написания сочинений-интермеццо чувствуется принцип импрессионистов: «Вижу, чувствую, выражаю». Приветствуется наличие визуальных, слуховых и тактильных образов, субъективность восприятия, отсутствие фабулы. Задача – передать настроение душевного отдыха, создать определенное настроение, выразить свое «я».



Образец сочинения-интермеццо



Долгожданное интермеццо

Однажды она все-таки настигает тебя. Безжалостная и самодовольная апатия. Струны измученной души смолкают, чувства и эмоции застывают ледяной глыбой. Я устала от мыслей, людей, информации. Лишь только одно лекарство способно реально помочь – всемогущая матушка Природа.

Пребывая в таком плачевном состоянии, я спешила в ее хоромы. Серебристой змейкой вьётся река Хопёр, исчезая за сизым горизонтом. Она издаёт такое мелодичное журчание. Дорога к реке ведет через настоящий сказочный лес. Не удивлюсь, если в нем живут лешие, лесные русалки и гномы. Встречаются здесь и уютные поляны цветов и ароматных ягод, дикие яблони и груши. Люблю называть особо приметные деревья по именам – величественный Князь, израненный Воин, красавец Аполлон, магический Яснополк. Прислонюсь спиной к стволу и чувствую, как позитивная энергия и необыкновенная сила проникают в каждую клеточку, тепло и жжение щекочут кожу. Спасибо, мои дорогие!

Иду дальше – за поворотом резко открывается песчаный берег. Песок белый, нежный, теплый. На секунду слепну и закрываю глаза. Зарыв ноги по щиколотки в него, раскрываю ладони и ловлю солнце. Вижу в небе знакомую семейку белогривых орланов. Привет! Где ваше гнездо? Неужели среди ветвей одинокого дуба на холме? Эта дружная пара громко перекликается и, угадав мои мысли, устремляется к своим птенцам.

Бурное течение реки создает замысловатые мели и природные бассейны между огромными корягами. Местные мальчишки любят прыгать в них со скользких стволов поваленных деревьев. Сегодня на берегу пустынно. Только громко плещется любопытная рыба, оставляя на поверхности неспокойные круги. Чувства и эмоции рвутся на свободу.

Так начиналось моё интермеццо.









6. Фанфик

Фанфи́к (fanfiction) – (от англ. fan – фанат и fiction – беллетристика, выдумка). Это любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов. Встречаются также жаргонизмы «фэн-фи́кш(э)н»«фанфикшн»«фэнфик»«ФФ» или просто «фик».

Авторами подобных сочинений — фикра́йтерами — как правило, становятся поклонники оригинальных произведений. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками). Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство таких сочинений ориентированы на чтение другими поклонниками, то предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.

Требования к написанию

Фанфики не являются частью художественной литературы, поэтому они не имеют какого-либо конкретного шаблона по написанию. Предлагаем распространённые негласные правила оформления фанфиков:

  • название — название фанфика;

  • автор, фикрайтер — имя или ник создателя фанфика;

  • фэндом — совокупность творчества фикрайтеров по какому-то конкретному произведению искусства — в этой графе указывается название оригинального мира (кинофильма, аниме, манги, компьютерной игры), по которому пишется фанфик;

  • персонажи — герои оригинального произведения искусства, использованные в фике (указываются только несколько основных персонажей);

  • автор оригинала — правообладатель, автор оригинального произведения искусства; эта графа является предупреждением о том, что фанфик был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей или мир;

  • жанр(ы) — один или несколько общепринятых жанров, использованных в фанфике;

  • тип — дополнительный пункт, указывается только, если автор планирует написать несколько (чаще — 3-4) глав, связанных между собой единством идеи, сюжета; в нём указывается тип произведения:

 — основная работа — описывается основная сюжетная линия;

 — приквел — события, предшествующие основному рассказу, «продолжение наоборот», предыстория;

 — сиквел — события, разворачивающиеся после основных происшествий, продолжение классического текста;

 — триквел — события после сиквела, третье из серии последовательных произведений;

 — квадриквел — события после триквела;

 — интерквел — описывает события, происходящие между двумя другими историями, это одновременно сиквел для одного произведения и приквел для другого;

 — мидквел — описывает эпизод, разворачивающийся между событиями, выложенными в одном из предыдущих рассказов.

Образцы фанфиков



Детство Евгения Базарова

Персонажи: Евгений Васильевич Базаров, его отец Василий Иванович и мать Арина Власьевна.

Автор оригинала: Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети».

Жанр: рассказ.

Тип: приквел.

Славное утро было особенно свежим. Легкая лазурь неба покрылась ванильными перьями облаков. Пронзительные лучи солнца стыдливо заглядывали в приоткрытые ставни небольшого дворянского домика.

Маленький Енюшка весело смеялся в кроватке, сучил голенькими ножками и тянул руки к матери. В комнате приятно пахло лампадным маслом да донником. Серьезные глаза мальчика цепко ловили каждую деталь обстановки. Это был долгожданный сын дружной четы Базаровых – Василия Ивановича и Арины Власьевны.

Полковой штаб-лекарь уже заслужил славу опытного и образованного врача (у самого Жуковского пульс щупал). Это был добрый и участливый человек, который ценил свободу и разум, но при этом оставался религиозным и консервативным. Жена его была настоящей русской дворянкой – хлебосольной, набожной, мнительной, доброй, мудрой и хозяйственной женщиной. Хотя и вышла замуж против воли, но со временем любовь и уважение к мужу надежно поселились в ее большом сердце.

Сына Евгения родители боготворили. Сытая патриархальная жизнь текла своим чередом, но любознательного мальчугана она не смогла затянуть в свой водоворот. Все в нем порождало живой интерес, а отец спешил дать обстоятельный ответ на бесконечные «почему?» сына.

На краю глубокой ямы возле сарая росла одинокая осина, которая казалась Евгению магическим талисманом. Поэтому возле нее мальчик никогда не скучал, наблюдая за неторопливой жизнью насекомых и пресмыкающихся. В кабинете Василия Ивановича он играл с чучелами птиц и животных, изучал склянки с заспиртованными органами. Не удивительно, что желание стать доктором Евгений почувствовал довольно рано. Пытливый ум все подвергал критике, поэтому вечера сын предпочитал проводить в научных спорах с отцом, а не в компании дворовых мальчишек.

Мать же, глядя на сына, иногда предавалась печали, необъяснимой и до боли тревожной. Ей казалось, что Евгений будет замечательным человеком, но очень несчастным. Её безграничная любовь матери не могла успокоить одинокое сердце гордеца. Сын избегал излишней ласки, не имел настоящих друзей. Книги да отцовские инструменты стали его товарищами.

Так незатейливо и просто протекало детство неординарной личности – Евгения Базарова.



Поучительная история кота Бегемота

Персонажи: князь Сестлав, его паж Бегош, кот Бегемот.

Автор оригинала: М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Жанр: легенда.

Тип: мидквел.

В таинственных горах Трансильвании стоял величественный замок князя Сестлава, рядом с его поместьем сиротливо ютилась деревушка секеев. Когда-то предки феодала были богатым и процветающим родом. Но при князе жизнь замка окрасилась в кровавые краски жестокости и безумия.

Особенно преуспел в этом верный паж Бегош. Юноша был очень красивым, но злым и коварным. На пирах хозяина он устраивал показательные пытки местных жителей и за обильным столом с особым наслаждением наблюдал их муки. Цинично и хладнокровно пил паж вино из серебряного кубка, проявляя недовольство лишь в случае скорой смерти жертвы. Однажды к нему в руки попала прекрасная дочь местного знахаря секеев. Крики несчастной девушки приводили в леденящий ужас всю округу. И тогда отец бедняжки проклял Бегоша, а на рассвете бросился вниз с высокой скалы.

Утром слуги обнаружили, что князь Сестлав и его паж бесследно исчезли. Среди секеев появился слух, что женщины видели у реки огромного кота, ходящего на задних лапах. Это проклятие превратило пажа в демона плотских желаний Бегемота. Обречен он теперь в обличье черного кота-оборотня на вечные скитания и служение господину тьмы.



15