СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник статей "Панорама педагогического опыта"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник статей "Панорама педагогического опыта"

Просмотр содержимого документа
«Сборник статей "Панорама педагогического опыта"»

ГАУ ДПО «СОИРО»,

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ






Панорама

педагогического опыта


Сборник материалов учителей – логопедов

г. Сафоново Смоленской области















Сафоново

2021 год

Содержание


  1. Опыт проведения интегрированных занятий с использованием интерактивных методов обучения с обучащимися начальных классов

4

  1. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда через формирования и развития у детей мотивов социального поведения детей

19

  1. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию фонетико-фонологического компонента речи у младших школьник

36

  1. Обобщение опыта работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях самоизоляции перейти

48

  1. Формирование монологической речи у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности («Сказка за сказкой»)

55


Опыт проведения интегрированных занятий с использованием интерактивных методов обучения с обучащимися начальных классов


Алла Анатольевна Верба, учитель-логопед МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново Смоленской области


На земле очень много профессий

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии - нежная песня,

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в 21-й наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята,

Чтобы вырос из вас человек.

На страницах специальной печати, в том числе и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» неоднократно с тревогой сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани XX и XXI веков, - децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в 1-й класс дети имеют ограниченный словарный запас, неразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Оно также не способны работать по инструкции учителя. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда – необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Меняются и функции всех педагогических работников. В процессе интеграции России в общеевропейском образовательном пространстве необходимо расширение профессионального признания, способности использования интерактивных методов обучения как средства формирования ключевых компетенций.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов организации образовательного процесса, активизации деятельности учащихся в ходе занятий, поисков путей решения возникающих проблем.

Интерактивные методы, по сравнению с пассивными и активными методами, ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивные упражнения и задания способствуют не только закреплению изученного материала, но и изучению нового. Положительным моментом интерактивного взаимодействия являются:

  • возможность каждого ученика иметь свою точку зрения по изучаемой теме;

  • наличие диалога между участниками процесса, что способствует формированию умения слушать и слышать друг друга, оказывать помощь друг другу;

  • создание ситуации успеха;

  • самостоятельная познавательная деятельность учеников;

  • рефлексия;

  • возможность сотрудничества с педагогами различных учебных дисциплин или педагогами разных школ.

Последний факт приобретает особую важность, т. к. современным детям трудно долгое время сосредотачиваться на одном виде деятельности. А именно на интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно - воспитательные задачи.

Интегрированные занятия в практике учителей-логопедов возможны, если сотрудничать с педагогами различных учебных дисциплин. В нашем случае мы решили объединить детей, посещающих творческое объединение «Начальное конструирование» с группой учащихся 1-х классов, занимающихся внеурочной деятельностью (кружок «Азбука загадок»), который ведёт учитель-логопед школьного логопункта. Это оказалось возможным, т. к. мы приняли за основу тематическую модель интеграции, при которой берётся единая лексическая тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы.

Таким образом, мы нашли общие моменты в деятельности педагога дополнительного образования и учителя-логопеда, занимающегося с учащимися внеурочной деятельностью, и определили для себя общую цель и общие задачи нашего взаимодействия.

Цель: создание условий для развития личности обучающихся посредством групповой работы с применением метода интерактивного обучения.

Задачи:

  • создать условия для саморазвития учащихся;

  • способствовать расширению кругозора детей по изучаемой теме и, следовательно, их словарного запаса;

  • пробуждать любознательность и интерес к теме;

  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

  • вовлекать детей в соревновательную и игровую деятельность;

  • воспитывать творческую активность, уважение к труду и людям труда, чувство гражданственности;

  • развивать у учащихся умение самоконтроля.

Подобные занятия мы проводим уже второй год и заметили, что дети быстрее усваивают новый материал. Ранее мы применяли метод «мозгового штурма», метод проектов на тему «Сказка за сказкой», игровые методики разных типов: ролевые и имитационные.

Теперь же для итогового интегрированного занятия на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» мы решили использовать интерактивную технологию «Карусель».

Предварительная работа учителя-логопеда заключалась в анкетировании детей на знание рабочих профессий и проведении двух занятий по отгадыванию загадок на эту же тему. Предварительная работа педагога дополнительного образования заключалась:

  1. в анкетировании по выявлению знаний о профессиях и видах технических объектов. Дети назвали много технических средств, а соответствующих профессий – недостаточно;

  2. в проведении 8-и занятий на тему «Автоконструирование», на котором учащиеся знакомились с историей и современном уровне развития техники, а также приобретали знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомились с технической терминологией. Дети учились работать с ножницами, циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели. Также отгадывались загадки на тему «Профессии».


Структура проведения занятия:

1. Подготовка занятия

Педагоги произвели подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия (метод «Карусель»), которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

  1. Участники занятия, их возраст, интересы, временные рамки проведения занятия, проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.

  2. Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия;

  • подготовлены раздаточные материалы;

  • обеспечено техническое оборудование;

  • определены основные вопросы, их последовательность;

  • подобраны практические примеры из жизни.

  1. Что должно быть при подготовке занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить;

  • обозначение перспективы реализации полученных знаний;

  • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

  1. Раздаточные материалы:

  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к возрасту учащихся;

  • использование иллюстраций и символов.


2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

Один из учеников рассказывает выученное ранее стихотворение:

Я не знаю пока, кем я стану

И куда я работать пойду.

То мне хочется стать капитаном,

То командовать башенным краном,

То возить на машине руду.

Я хочу быть шофёром, актёром,

Взрывником и электромонтёром,

А ещё маляром, кузнецом

И всемирно известным певцом.

Сколько в мире различных профессий,

Необычных и важных работ!

И бурильщиком быть интересно,

И водить грузовой самолёт.

Я позднее решу, кем я буду.

Сколько разного в мире всего!

Не люблю только мыть я посуду

И не делать совсем ничего.

Учитель-логопед: «Человек рождается 2 раза, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребёнок и только начинает что-то понимать, мать берёт его ладошки и показывает на них 2 извилинки. Буква «М» по-голландски означает «человек», а если перевернуть её – получается латинскоя «W», что означает – работа. Человек и работа. Человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни своё признание».

Далее:

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– нужно представить участников, т. к. занятие межгрупповое и междисциплинарное;

– необходимо добиться однозначного понимания терминов, понятий, что сформирует у обучающихся установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова.


Примерные правила работы в группе:

  • быть активным;

  • уважать мнение участников;

  • быть доброжелательным;

  • быть пунктуальным, ответственным;

  • не перебивать;

  • быть открытым для взаимодействия;

  • быть заинтересованным;

  • стремится найти истину;

  • придерживаться регламента;

  • уважать правила работы в группе.


3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия: технология «Карусель». Детям такой вид работы очень понравился. Образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, обращённые лицами к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, учащиеся успевают проговорить за считанные минуты несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлечённо беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

У детей внутреннего круга в руках модели автомобилей, изготовленные из бумаги самостоятельно на занятиях творческого объединения «Начальное конструирование». Это трактор, экскаватор, каток, самосвал, бульдозер, подъёмный кран. Они задают детям внешнего круга вопросы:

  • как называется эта модель техники;

  • его назначение;

  • кто ею управляет и название соответствующей профессии.

Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями, после этого дети внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру и их диалоги повторяются, пока каждый участник не сделает круг.

Далее роли меняются: дети внешнего круга задают загадки о рабочих профессиях детям внутреннего круга.

Если при анкетировании дети называли много технических средств, а соответствующих профессий – недостаточно, то во время игры они уже с лёгкостью называли профессию, связанную с определённой технической моделью, и с удовольствием общались друг с другом. Особенно важным было для них общение со сверстниками, т. к. каждый из них в определённый момент был маленьким учителем.

4. Выводы (рефлексия):

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • что произвело на вас наибольшее впечатление?

  • что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, что мешало?

  • есть ли что-нибудь, что удивило вас в процессе занятия?

  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

  • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?

  • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Педагог обобщает всё сказанное и произносит итоговые слова: «Время летит незаметно, об этом знают все родители. Некоторые из них уже сейчас думают: кем станут их дети, какую профессию выберут? Вопрос этот очень сложный. В мире не 10, не 100 и даже 1000 профессий, а больше. Может быть и вы, ребята, решите связать свою судьбу с трудовыми профессиями. Именно они способствуют развитию и процветанию нашей страны».

Взаимодействие двух педагогов можно представить в виде структурно-логической схемы.























Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


Список используемой литературы:


  1. Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1982.

  2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Крулехт М.В. Методическое пособие для педагогов ДОУ / М.В. Крулехт, А.А. Крулехт. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. – 112 с.

  4. Кукушин В.С.  Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «Март», 2005. – 368 с.


Используемые материалы и Интернет - ресурсы


  1. ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивные_подходы

  2. http://nestandartno.ru



Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда через формирования и развития у детей мотивов социального поведения детей


Вера Анатольевна Афанасьева, учитель-логопед МБОУ «Начальная школа – детский сад» г. Сафоново Смоленской области


В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образо­вательного процесса в ДОУ в отношении детской речи. Сегодня актуально в контексте ФГОС рассматривать развитие социальной мотивации в рамках речевого развития, в качестве источника для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Речевое развитие - речевая деятельность неразрывно связана с социализацией ребенка, на сегодняшней день одной из приоритетных задач логопедического воздействия является не просто коррекция речевых нарушений, а коррекция речевых нарушений ребенка с целью включения его в социум, ребенок должен овладеть речью как средством общения, как средством взаимодействия с окружающими людьми.

На сегодняшний день проблема социальной мотивации детского возраста практически не изучена, имеющаяся литература освещает лишь отдельные мотивы, но не рассматривает их совокупность и, тем более, их влияние на речевое развитие ребенка.

Поэтому считаю актуальной идею включения методов и приемов формирования и развития социального поведения в коррекционно-развивающий процесс с целью повышения его эффективности.

В настоящее время необходимость теоретического и практического изучения возможностей реализации данной идеи определяется и рядом противоречий:

между требованием Федерального государственного образовательного стандарта к обновлению содержания воспитания (в том числе и речевого) и отсутствием как теоретической, так и практической изученности особенностей мотивационной сферы детей;

между требованием Федерального государственного образовательного стандарта к обновлению содержания воспитания (в том числе и речевого) и отсутствием научно-обоснованной, с учетом возрастных особенностей детей данной возрастной категории, диагностической базы;

между интуитивным включением в педагогический процесс методов и приемов формирования и развития мотивов социального поведения и отсутствием их научной обоснованности, отсутствием целостной системы реализации для их максимального развивающего эффекта;

между значительным развивающим речь потенциалом мотивации социального поведения и готовности их педагогически систематического, грамотного использования педагогами.

Исходя из выше сказанного в современной практике коррекционного образования возникает ряд проблем, требующих ре­шения.

Во-первых, в зарубежной и отечественной литературе не достаточно изучены онтогенетические особенности формирования и развития мотивов социального поведения детей.

Во-вторых, не изучена взаимосвязь мотивов социального поведения детей, неизвестно как одни мотивы социального поведения влияют на другие в период дошкольного и младшего школьного детства.

В-третьих, для диагностики мотивации социального поведения детей не разработан диагностический инструментарий. Существующие лишь методики направлены на более старшие возрастные категории.

В-четвертых, мной в литературе не было замечено информации о том какое именно сочетание уровней развития мотивов социального поведения благоприятно влияет на речевое развитие ребенка.

В-пятых, не разработаны методы и приемы формирования мотивации социального поведения детей.

Решение данных проблем и стало темой моей работы.

Тема: «Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда через формирования и развития у детей мотивов социального поведения»

Цель работы:  Повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса с детьми путем формирования и развития мотивации социального поведения у них.

Для достижении цели я поставила перед собой ряд задач, которые разбила на 3 блока:

первый блок задач:

  1. Исследовать в теоретическом и практическом аспекте особенности и выявить онтогенетические закономерности формирования и развития мотивов социального поведения детей.

  2. Разработать и экспериментально апробировать диагностический инструментарий для определения уровня развития мотивов социального поведения данного возрастного контингента.

Для решения этих задач мной был проведен глубокий теоретический анализ имеющейся литературы по проблеме, проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали воспитанники и обучающиеся города Сафонова ("Начальная школа - детский сад" города Сафоново, Смоленской области, 2019-2020). В процессе проведения исследования я использовала диагностический комплекс, включающий в себя следующие конкретные методики: проективная методика «Запомни и воспроизведи рисунок» (автор Дэвид Макклелланд), направленная на диагностику мотивации достижения, она была адаптирована мной для данной возрастной категории и с учетом индивидуальных особенностей детей с речевой патологией; были разработаны авторские схемы стандартизированного наблюдения за показателями выраженности мотивации достижения успехов, мотивации аффилиации, мотива и мотивации власти, мотивации оказания помощи.

При разработке данного диагностического инструментария и практической апробации учитывались все требования, предъявляемые к процедуре создания диагностической методики: соблюдалось условие надежности, валидности, точности и однозначности метода. Кроме того диагностический комплекс оценивался и анализировался доцентом кафедры специальной педагогики кандидатом психологических наук Микфельд Я.О. и был одобрен. Эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики (t-критерий Стьюдента, критерий хи-квадрат).

В результате исследования мной были выявлены особенности и онтогенетические закономерности социальной мотивации детей , разработан и апробирован диагностический инструментарий, который является достаточно простым в применении и может использоваться и другими специалистами, не только психологом и логопедом.

Далее обозначился следующий блок задач:

  1. Установить как соотносятся или взаимосвязаны мотивы социального поведения внутри "мотивационного профиля" ребенка.

  2. Установить зависимость между развитием мотивов социального поведения и речевой деятельностью.

  3. Определить оптимальное сочетание социальных мотивов в «мотивационном профиле» ребенка с речевыми нарушениями, которое будет благоприятно влиять на становление и развитие правильной речи.

  4. Определить какие модели «мотивационного профиля» будут положительно или отрицательно влиять на развитие речевой деятельности .

Здесь необходимо отметить, мной было выявлено, что дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии и формировании социальной мотивации. Рассматриваемые мотивы социального поведения не являются полностью независимыми друг от друга, уровень развития одних мотивов социального поведения статистически значимо коррелируется с уровнем развития других мотивов социального поведения и качественно влияет на уровень речевого развития. На основе анализа социально-мотивационной сферы детей данного возраста и особенностей речевой деятельности детей данной категории я пришла к выводу, что для успешного овладения речью в мотивационной сфере ребенка должна быть сформирована определенная модель социально-мотивационного профиля. На основе взаимосвязи мотивов в мотивационном профиле человека мной были определены три модели «социально-мотивационного профиля» дошкольника:

«оптимальная модель» в двух вариациях, которая будет благотворно влиять на развитие речи ребенка.

Первый вариант:

Высокий уровень мотива и мотивации аффилиации.

Средний уровень мотива и мотивации власти.

Высокий или средний уровень мотива и мотивации достижения успехов.

Высокий или средний уровень мотива и мотивации помощи.

Второй вариант:

Средний уровень мотива и мотивации аффилиации.

Низкий уровень мотива и мотивации власти.

Высокий уровень мотива и мотивации достижения успехов.

Высокий или средний уровень мотива и мотивации помощи.

Так же, «удовлетворительной моделью» будет та модель, где коррекционному воздействию необходимо подвергать лишь один мотив, несоответствующий «оптимальной модели» из четырех, входящих в профиль; «отрицательная» - коррекционному воздействию необходимо подвергать 2 и более мотива, несоответствующих «оптимальной модели».

И, наконец, последний блок задач:

  1. Разработать приемы развития и формирования мотивов социального поведения для данной возрастной группы.

  2. Экспериментально апробировать в процессе логопедической работы разработанные приемы развития и формирования мотивов социального поведения, изучить их результативность.

Для решения этих задач были разработаны ряд приемов, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование и развитие мотивов социального поведения, к ним относятся:

"Эффект навеевания"

"Авансирование"

"Мобилизация"

"Эмоциональное поглаживание"

"Право выбора"

"Исправь ошибку"

"Лидер"

Каждый педагог при работе с детьми всегда мотивирует их в деятельность, но чаще всего это происходит спонтанно, интуитивно, я же предлагаю включение этих приемов целенаправленно, систематически, с учетом структуры мотивационной сферы ребенка, например, если ребенок не мотивирован на успех и у него не развита мотивация аффилиации, то в процессе логопедической работы я включаю приемы направленные на стимуляцию конкретно этих мотивов, до определенных уровней развития, способствующих благоприятной коррекции речи ребенка.

Разработанные приемы универсальны, поэтому могут использоваться и другими специалистами для повышения эффективности выбранной образовательной области.

Разработала рабочую программу, куда включила диагностику и перечисленные приемы (при организации индивидуальной работы).

Так как ведущим мотивом в структуре мотивации является мотив достижения успехов - большинство приемов и направлены на формирование данной потребности.

"Эффект навеевания"

Перед началом любой деятельности педагог программирует ребенка на выполнение той деятельности, которая реализует мотивационную направленность, употребляя определенный мотивационный стимул или описывает личностные качества человека, которому присущие именно та мотивационная тенденция (лидерские качества, альтруистические черты и др.) Например, перед началом занятия педагог говорит:

Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся.

Только ты можешь помочь!

Только ты сможешь быть лидером, капитаном, без тебя у нас не получиться. и др.

В этом случаи ребенок стремиться оправдать ожидания педагога, а если это групповое задание, то и ожидание группы.

"Авансирование"

Авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

У вас обязательно получиться”.

Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

"Авансирование" - это также дополнительные задания для каждого воспитанника, которые выполняются по аналогии с предыдущими, выполненными успешно.

Например, Ребенок правильно составил на занятии серию сюжетных картин и составил связный рассказ по ним, на следующее занятие ему дается серия сюжетных картин аналогичного содержания и ребенок без помощи педагога выполняет задание. Или ребенку дается аналогичное задание на дом. Записывается его домашние задания в "Дневник", а также необходимые для каждого ребенка формы психологической поддержки, например: «Петя, я уверена, ты постараешься и хорошо выполнишь задание». «Маша, сегодня на занятии мы все за тебя порадовались!». «Игорь, прежде чем сдаться, попробуй победить! У тебя обязательно получится!» (Данные записи прочитывались детям родителями или педагогом). 

"Мобилизация"

Это прием побуждает к выполнению конкретных действий. Как правило дети с мотивационной тенденцией к избеганию неудачи не могут организовать правильно свою работу, ищут причины не начинать ее, выбирают не соответствующие уровню знаний, умений задания, как правило сложные, трудные, что бы оправдать свой неуспех именно этим, поэтому применительно к этой категории детей очень актуален прием "Мобилизация" (план деятельности - чтоб ребенок не забегал. не переступал более легкие, но значимые этапы деятельности )

Нам уже не терпится начать работу…”.

Так хочется поскорее увидеть что произойдет (что узнаем...)…”

"Возможно лучше начать с ..."

"Эмоциональное поглаживание"

Это констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость педагога для доверия и сопричастности к успеху. Педагог с легкостью раздает комплименты. На занятии много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребята, я горжусь вами!". Опережающая награда используется для снижения тревожности ребенка перед выполнением задания, в котором тревожные дети испытывали затруднения (ребенок получал поддержку педагога перед началом занятия в виде награждения звездочкой или флажком; в данном случае также использовались способы словесной индивидуальной поддержки). 

"Право выбора"

Этот прием направлен на формирование мотивации достижения. Ребенку дается право выбора задания по уровню сложности с учетом его личностных норм (уровня притязания). Таким образом, ребенок находиться в зоне комфорта и исключается повышенная тревожность и потребность в избегании неудачи. Это важно для формирование каузальной атрибуции, повышающей личностную ответственность за результаты деятельности. Так же через выбор выполняемого задания у ребенка укрепляется и осознается мотив деятельности.

"Одобрение"

Организация работы по этапам, перед ребенком выстраивается определенная схема (схема введения в речь ребенка звука) - этапы работы, ребенок наглядно видит на каком этапе он находиться, сколько еще усилий ему нужно приложить для достижения цели, сколько он уже преодолел. Каждый этап оценивается и стимулируется.

"Исправь ошибку"

Мы ведь привыкли, что только взрослый может указывать ребенку на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется самому ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого воспитателя!

Прием «исправь ошибку» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется для закрепления изученного.

В нашем учреждении есть дети, имеющие статус ребенок - инвалид, поэтому в настоящее время я активно изучаю особенности социально-мотивационной сферы этих детей. Для них так же были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в которые мной были так же включены приемы формирования социальной мотивации.

Если сравнивать результативность логопедической работы до включения в коррекционно-развивающий процесс данных приемов и результативность после, то можно увидеть значительную положительную динамику.

Мониторинг результативности логопедической работы 2018-2019 учебный год

(до включения приемов)

(по адаптированной методике Т.А. Фотековой)


М ониторинг результативности логопедической работы 2019-2020 учебный год

(после включения приемов)

(по адаптированной методике Т.А. Фотековой)



Могу с уверенностью сказать, что включение в образовательный процесс разработанных мной приемов значительно повышают эффективность логопедической работы, что отражается в результативности освоения детьми программы.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию фонетико-фонологического компонента речи у младших школьников с речевыми нарушениями


Анастасия Юрьевна Шеремет учитель-логопед МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново Смоленской области


Для повышения эффективности логопедической работы с младшими школьниками с нарушениями фонетического и фонологического компонентов речи мы разработали методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми в двух первых классах МБОУ Средняя общеобразовательная школа г. Сафоново, Смоленской области. Также были сформированы методические рекомендации для родителей этих детей по использованию игр и игровых приемов, направленных на развитие звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического слуха, в домашних условиях.

Методические рекомендации для педагогов по формированию фонетического и фонематического компонентов речи у младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи в связи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Работа педагога с детьми с фонетическими нарушениями (ФН) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) должна носить коррекционно-развивающий характер и учитывать особенности звукопроизношения детей.

Формирование фонетического компонента речи у младших школьников.

Следует подбирать и использовать в работе с детьми игры на закрепление правильного произношения звуков, но только тех, которые в речи большинства детей сохранны или уже поставлены логопедом в их речи. Начинать работу надо с игр, направленных на развитие произношения гласных (а, о, у, и, ы, э), а также согласных звуков раннего речевого онтогенеза (м, м’, н, н’, в, в’, ф, ф’, п, п’, б, б’, т, т’, д, д’ и т.д.)

Дети, не умеющие произносить отдельные звуки, не участвуют в играх, в которых произношение этих звуков закрепляется. Этих детей можно усадить на стульчики, они становятся слушателями и наблюдателями за игрой. Это полезно для развития их фонологического восприятия.

Детям с нарушениями звукопроизношения нельзя давать для заучивания слова и стихи, где есть преобладают проблемные звуки. Это будет лишь закреплять их неправильное звукопроизношение.

При подготовке праздников детям с нарушениями звукопроизношения следует подбирать небольшие стихотворные тексты, с минимальным количеством в них тех звуков, которые нарушены в их произношении.

Для работы над произношением звуков изолировано, в слогах и словах рекомендуется использовать элементы фонетической ритмики ( Н. М. Власова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова). Это специальные речедвигательные упражнения, при выполнении которых за каждым звуком речи закрепляется определенное движение рук и корпуса.

Например, в пособие Н.Ю Григоренко описан комплекс упражнения по фонетической ритмике.

Развитие артикуляционной моторики у младших школьников.

Проведение с детьми игровых комплексов артикуляционной гимнастики позволяет активизировать мышечную подвижность периферических органов речи. Упражнения следует вводить, постепенно усложняя артикуляционные движения.

Сначала отрабатываются игровые статические упражнения, когда ребенок учится формировать определенную артикуляционную позу и удерживать ее (например, упражнения для губ «Улыбка», «Хоботок», «Свисток»; упражнения для языка «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Лодочка», «Трубочка»; упражнения для нижней челюсти «Открытые ворота», «Комод»).

Затем отрабатываются игровые динамические упражнения для губ: «Улыбка – хоботок»; для языка: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка», «Змейка» и т.д.

Следует также вводить специфические упражнения основывавшиеся: а) на выполнении последовательно организованных движений (например, совершение губами серии движений «улыбка – трубочка – округленные губы»; чередование поднимания верхней губы и опускания нижней губы; вне ротовой полости чередование распластанного широкого положения языка и узкого вытянутого напряженного положения языка и т.д.); б) на выполнении одновременно организованных движений (например, широкое открывание рта с одновременным высовыванием узкого длинного языка и опусканием кончика языка к подбородку).

В помощь логопеду возможно отрабатывать с детьми комплексы артикуляционных упражнений на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов различных звуков речи, например, шипящих, свистящих, [Л], [Л’], [Р], [Р’], которые в дальнейшем составят основу для постановки данных проблемных звуков.

Формирование фонологического компонента речи.

Очень важно акцентировать внимание детей на различных речевых звучаниях. Их следует сравнивать с неречевыми шумами. Это один из приемов развития фонематического восприятия. Например, детям можно предложить следующую игру: «Я буду называть вам звуки нашей речи, а вы должны придумать, на что эти звуки похожи по своему звучанию. Например, в нашей речи есть звук [У], если его произносить долго, то кажется, как будто гудит поезд». (С – звук свистка, Ш - шипение змеи, звук лопнувшего воздушного шарика и т.п.).

При нарушении у детей различения твердости – мягкости или звонкости – глухости парных согласных звуков можно предложить детям игру «Два домика» (для обозначения твердости и мягкости соответственно синий и зеленый домики; для обозначения глухости – звонкости можно дать условные обозначения – рисунки «колокольчик» и «перечеркнутый колокольчик»). Учитель называет звук, а дети определяют в какой домик его поместить.

Также полезна игра с картинками, обозначающими слова, различающиеся одним звуком. Детям предлагается набор таких картинок. Ученики должны определить пары этих слов: мышка – мишка, мышка – мошка, миска – мишка, каска – кашка и т.п.

Для развития звукового анализа рекомендуется учить детей определять место заданного звука в слове, используя различные игровые схемы слов в виде гусеницы, поезда, дома с тремя подъездами и т.п.

Обучая детей звуковому синтезу, сначала звуки предлагаются в четкой последовательности, совпадающей с заданным словом, а затем предлагаются в разнобой.

Для формирования фонематических представлений подходят игровые задания на подбор слов с заданным звуком из окружающего пространства, только слов-действий, слов-признаков и т.п. Следует предлагать детям определять звук, наиболее часто встречающийся в уже знакомых стихах.

Методические рекомендации для родителей по формированию фонетико-фонологического компонента речи у младших школьников с фонетическими нарушениями или фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Уважаемые родители! Если к 7 годам ваш замечательный и способный малыш произносит неправильно некоторые звуки речи, в целом, его речь нечеткая, не совсем разборчива, стоит отнестись к этому серьезно потому, что:

  • нарушения звукопроизношения или недостаточная сформированность фонетического компонента речи – яркое проявление нарушения речевой функции у ребенка;

  • очень часто нарушение произношения речевых звуков сочетается с недостатками их восприятия в речи окружающих и своей собственной, т.е. может быть нарушен фонологический (фонематический) компонент речи;

  • нарушения фонетического и фонологического компонента могут стать причинами возникновения у детей трудностей в обучении грамоте: например, при соотнесении звука с его графическим изображением – буквой; при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слов; при слиянии звуков и букв в слоги, а слогов в слова и т.п.

Необходимо знать, что подразумевается под следующими логопедическими заключениями у детей:

Фонетические нарушения (ФН) – нарушения произношения звуков речи при сохранности фонематического слуха, то есть ребенок способен к правильному восприятию, опознаванию и дифференциации различных речевых звуков в речи окружающих и своей собственной, но произношение части звуков в речи у ребенка нарушено.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушения восприятия и воспроизведения звуков речи (фонем) у ребенка, которое наблюдается при различных формах произносительных расстройств (дислалии, дизартрии и ринолалии).

Дислалия – нарушения звукопроизношения при сохранной иннервации речевого аппарата и нормальном слухе.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи ( к компонентам которой относятся звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодическая организация высказывания), обусловленное поражением центральной нервной системы.

Ринолалия – нарушения звукопроизношения и тембра голоса (либо назализация всех звуков речи при открытой форме, либо отсутствие назализации носовых звуков при закрытой форме), обусловленное тяжелыми аномалиями органов артикуляции (расщелинами губы, неба, альвеолярного отростка).

Что нужно делать родителям, если у ребенка нарушено звукопроизношение и имеются проблемы с фонематическим слухом?

  • Необходимо обратиться за консультацией к логопеду, провести подробное логопедическое обследование речи ребенка в целом, звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического слуха в частности.

  • Желательно проконсультироваться у детского невролога для определения или подтверждения речевого клинического диагноза (то есть определения характера произносительного расстройства).

  • Начать с ребенком систематические занятия у логопеда, выполнять все домашние задания, обучиться наиболее доступным приемам развития артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения и фонематических процессов.

  • Особое внимание следует уделять развитию у ребенка подвижности органов артикуляции, формируя и закрепляя в игре различные артикуляционные позы и движения. Зная, какие звуки у ребенка нарушены, следует отрабатывать с ребенком элементы артикуляционных укладов, необходимые для правильной постановки и автоматизации звуков речи. Такие упражнения составляют комплексы для подготовки к постановке тех или иных звуков речи. Артикуляционную гимнастику следует выполнять с ребенком систематически каждый день.

  • Подбирать для проговаривания с ребенком различные слова, фразы, чистоговорки и маленькие стихотворные тексты с сохранными звуками и звуками, которые в речи ребенка логопед уже поставил и начал автоматизировать.

  • Обязательно поправлять ребенка при его неправильном произношении уже поставленных логопедом и автоматизированных звуков. Но нельзя это делать в присутствии посторонних людей, чтобы не смущать ребенка и не снижать его мотивацию к логопедической работе.

  • Следует подбирать для ребенка речевые игры, направленные на активизацию слухового внимания ребенка на определенные проблемные звуки, их опознавание, выделение из звуковых рядов, из слоговых цепочек, из слов и т.п.

  • Игровые занятия с ребенком, направленные на развитие фонетического, фонематического и артикуляционного компонентов речи, должны проводиться каждый день хотя бы 15-20 минут. Родители должны понимать значимость систематических занятий и свою ответственность перед ребенком и собой.

  • Необходимо создавать в домашних условиях речевую коррекционную среду, акцентируя внимание на сохранных звуках, отработанных звуках и избегать речевого материала с теми звуками, которые еще нарушены в речи ребенка.

Заключение.


В заключении, мы можем сказать, что взаимодействие учителя, родителя и логопеда крайне важна для создания благоприятных условий в формировании фонетико - фонологического компонента речи. Участие в усвоении нового материала, всеми выше перечисленными лицами, ускорит процесс быстрого и грамотного обучения школьника. Работа одного специалиста будет проводится крайне медленно и сложно, а взаимодействие всех сторон, позволит школьнику овладеть данными навыками в более коротких срок.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях самоизоляции


Марина Владимировна Смирнова учитель-логопед МБОУ гимназия г.Сафоново Смоленская области

В моей работе, как и у любого педагога, огромное количество планирования: перспективное, календарное, тематическое. И я должна четко представлять, какова будет моя деятельность не только сейчас, но и на следующей неделе, и через полгода.

Но жизнь внесла свои коррективы, и мы оказались перед лицом новой реальности. Из-за пандемии пострадали все отрасли жизнедеятельности людей, в том числе и система образования, которая оказалась не готова к столь внезапным переменам. Коррекционное обучение школьников в условиях самоизоляции – сложный и, на первый взгляд, малоэффективный процесс. Существующие образовательные платформы для дистанционного обучения, как правило, больше подходят для общеобразовательных предметов.

Передо мной встала задача: как мотивировать родителей на продолжение занятий с ребенком и помочь им в усвоении учебного материала в полном объеме в новых условиях? Для этого до родителей была донесена информация о том, что в начальной школе все речевые функции (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическая сторона, связность) должны быть скорректированы и сформированы. Иначе все речевые ошибки перейдут на письмо и отразятся на грамотности ребенка. Поскольку без квалифицированной помощи специалиста некоторые речевые нарушения не проходят самостоятельно, а дефект может только укорениться, важно не прерывать общение с учителем-логопедом. В связи с этим стала очевидна необходимость в продолжении коррекционно-развивающих занятий согласно учебному плану и перехода на удаленный режим.

В организации дистанционной работы учителя-логопеда можно выделить три основных проблемных этапа: 1. Как организовать работу с обучающимся по разным направлениям работы? 2. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей? 3. Как правильно оформить документальное подтверждение работы?

Занятия в дистанционном формате должны соответствовать требованиям СанПиН РФ в соответствии с возрастом обучающегося.

Организовать дистанционное обучение с обучающимися помогали видеотрансляции через программу Skype, которые позволяли общаться в режиме видео или аудиосвязи, разучивать артикуляционную и дыхательную гимнастику, осуществлять автоматизацию выученных звуков. Учащиеся выполняли задания с предоставлением результата для проверки в виде фото или видео, либо аудиозаписи.

Родители были проинформированы, что выполнение заданий, рекомендованных учителем-логопедом, поможет ребенку не растерять приобретенный за время обучения багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто часто пропускал школу, закрепить полученные речевые навыки. В начале каждой недели я давала рекомендации по домашнему заданию на всю текущую неделю в соответствии с коррекционно-развивающей программой и учебным планом.

Рекомендации включали в себя:

- подбор упражнений и видеоматериала для ежедневной артикуляционной гимнастики;

- план беседы родителей с ребенком ;

- набор дидактических игр и упражнений на развитие лексико- грамматической стороны речи в рамках изучаемой темы;

- стихи и чистоговорки для заучивания;

- интересные игры и задания на развитие памяти, внимания, логики, простые и удобные в использовании дома;

- печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков (в pdf формате).

Настоятельно советовала равномерно распределить учебную нагрузку на неделю, следить за правильным звукопроизношением, хвалить и поощрять ребенка за старания.

Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка, удерживать его в рамках занятия. Эта роль отводится родителям. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка выполнять задание, данное педагогом.

В качестве обратной связи родители выкладывали в нашу группу короткие видеофрагменты занятий со своими детьми. Это дало возможность, проанализировать услышанную речь ребенка, дать советы родителям по исправлению звукопроизношения и небольшие задания по отработке неавтоматизированных звуков.

Структура дистанционного занятия у меня не отличалась от обычного, очного, занятия, но пришлось ограничить время занятий для того, чтобы дети меньше находились перед монитором. Важным моментом логопедических занятий является чередование зрительной и двигательной нагрузки, т.к. смена видов деятельности в ходе занятия является средством активизации внимания ребенка. Поэтому в занятия я включала физкультминутки и элементы коррекционно-развивающей работы на развитие памяти, внимания и логического мышления.

Как говорилось выше, очень значимым для эффективности реализации коррекционно-развивающих занятий является поддержание контакта с родителями, их активное включение в работу с ребенком. Именно родители в условиях удаленного обучения могут помочь специалисту отследить правильность выполнения тех или иных заданий и упражнений. Чтобы такая совместная работа дала наилучший результат, я проинструктировала родителей о том, как должно проходить занятие, как выполняются задания, на что необходимо обращать особое внимание, по каким признакам определить, что ребенок уже утомился.

Содержание речевого материала для использования на занятиях:

1) совершенствование звукопроизносительной стороны речи;

2) совершенствование фонетико-фонематических процессов: различение оппозиционных звуков, звуко-буквенный анализ и синтез;

3) совершенствование слоговой структуры слова;

4) уточнение понимания учебного материала и формулирования учебных задач;

5) анализ предложения;

6) составление предложений, текстов по картине, плану.

Особое внимание уделялось домашнему заданию. Больше давала задания творческого характера, а не сплошное перечитывание и переписывание больших текстов.

Конечно, никакое хорошо спланированное дистанционное обучение не заменит реального общения учителя-логопеда с обучающимися. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше учиться и развиваться.

Я рада, что, несмотря на трудности, у взрослых получилось разделить с ребенком его интересы, провести время с пользой!

Формирование монологической речи у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности («Сказка за сказкой»)



Анастасия Андреевна Сазонова учитель логопед МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленской области

«Сказка – это зёрнышко,

Из которого прорастает

Эмоциональная оценка

Жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский

Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашёл подтверждение в разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса, предусматривающее, в частности, нравственное воспитание. Оно должно «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребёнка.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований Федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности.

Организация внеурочной деятельности очень важна для обучающихся с различными речевыми нарушениями, так как позволяет повысить мотивацию

к обучению, расширяет кругозор детей, способствует коррекции устной и письменной речи. У них повышается успеваемость, улучшается внимание и восприятие, обучающиеся приобретают навыки активной фразовой речи, снижается их эмоциональное напряжение и тревожность, развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Познавательная деятельность может быть организована, например, в форме кружков.

В своей работе я использую такой вид внеурочной деятельности, как кружок «Сказка за сказкой».

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Основоположник российской педагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет ещё более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви, счастья, доброты, человечности и оптимизма.

Кружок «Сказка за сказкой» не только формирует у учащихся связную монологическую речь, но и возрождает лучшие традиции народной педагогики, что является основой нравственного воспитания. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у учащихся начальных классов обусловлены недоразвитием основных компонентов речевой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе планирования, представленного в пособии комплексных занятий А.А. Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок».

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения.

Преподавание кружка «Сказка за сказкой» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла. Объём учебного времени, отведённого на изучение данного кружка для 1-го класса – 1 час в неделю, общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Специфика изучения курса связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, которые указаны в списке литературы и которые в определённой степени помогут учителю и ученику в осмыслении предложенного материала.

Направленность курса практическая, развивающая. Форма учебной работы – факультативная.

Цель курса: способствовать формированию монологической речи у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи курса:

  • донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей: добра, любви, духовности;

  • воспитывать любовь к людям и природе;

  • расширять кругозор детей и их представления о мире;

  • развивать связную монологическую речь;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развивать творческие способности и творческое воображение;

  • развивать у детей артистизм;

  • уметь использовать при пересказе сказки разные его виды (подробный, краткий, выборочный, по данному началу, по картинному плану, по сюжетным картинкам, по опорным словам).

Виды деятельности:

- познавательная;

- игровая (в форме игры с социальным аспектом);

- оздоровительная;

- развитие связной речи;

- практическое овладение нормами речи.

Формы организации:

1. Беседы.

2. Обсуждения.

3.Чтение сказок.

4. Показ.

5. Объяснение.

6. Инсценировка и драматизация.

7. Отгадывание загадок.

8. Работа с пословицами, устаревшей лексикой.

9. Моделирование плоскостных игрушек по шаблону и обыгрывание с этими персонажами сказок.

10.Игры: игра-драматизация, подвижные игры, «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова-друзья», «Слова - родственники».

11. Пересказы (подробный, краткий, выборочный, по данному началу, по данному концу, по картинному плану, по сюжетным картинкам, по опорным словам).

Требования к результатам освоения учащимися программы по внеурочной деятельности в форме кружка «Сказка за сказкой».

Личностные: с помощью развитой устной речи адаптироваться в динамично развивающемся мире, развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе полученных представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные: овладеть навыками смыслового чтения сказок; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; овладеть действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; быть готовым слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: усвоить нравственно-этический словарь, словарь антонимов и синонимов, уметь подбирать родственные слова; уметь излагать последовательность событий в сказке, пересказывать по сюжетным картинкам, уметь анализировать поступки героев; уметь выразительно рассказывать сказку, эмоционально передавать диалоги героев сказок; уметь сопереживать героям сказок, передавать их эмоциональное состояние; уметь развивать мимику, пантомимику, общую моторику и мелкую моторику рук.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Уровень развития лексико-грамматических средств языка.

  2. Уровень развития диалогической и монологической речи.

  3. Сформированность звуковой стороны речи (произношение, восприятие, выразительность).

Уровень развития лексико-грамматической стороны речи обследую по методике Поваляевой М.А. (Глава «Комплексная диагностика речи» / Справочник логопеда.). Обследую умение пользоваться номинативным, атрибутивным и предикативным словарём, умение устанавливать значения слов, умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова, классифицировать понятия, умение согласовывать слова в предложениях, владеть грамматическими конструкциями, самостоятельно образовывать слова, конструировать предложения.

В исследовании уровня развития связной речи использую методику Левиной Р.Е. Оцениваю нарушения, которые допускает обучающийся при построении связного высказывания.


Критерии:

  1. Самостоятельность при составлении пересказа или наличие недостатков в самостоятельном оформлении фразы.

  2. Последовательность и полнота изложения или наличие недостатков в логико-смысловом построении сообщения.

  3. Связность и цельность высказывания или нарушения связности.

  4. Особенности фразовой речи или наличие лексических затруднений, аграмматизмов.

Обследование выразительности речи провожу в процессе наблюдения за речью обучающихся во время занятий. Обращаю внимание на:

  1. Силу голоса.

  2. Темп речи как компонент звуковой выразительности речи.

  3. Правильное звукопроизношение (дикцию) как компонент звуковой выразительности речи.

  4. Интонацию, соответствующую характерам героев сказок

Результаты мониторинга

Учебный

год

Класс, количество обучающихся

Показатели

Начало

учебного

года

Конец

учебного

года

2018-2019

1А–8 об-ся,

1Б–6 об-ся

1.Уровень развития лексико-грамматической стороны речи.









2.Уровень развития связной речи.



3.Выразительность речи.


Высокий -27,3%

Средний -59,1%

Низкий– 13,6%








Высокий -31,8%

Средний -27,3%

Низкий -40,9%


Высокий -18,2%

Средний -54,5%

Низкий -27,3%


Высокий -54,5%

Средний -45,5%

Низкий -0%








Высокий -63,6%

Средний -27,3%

Низкий -9,1%


Высокий -78%

Средний – 17,6%

Низкий -4,4%

2019-2020

1А–8 об-ся,

1Б–6 об-ся


1. Уровень развития лексико-грамматической стороны речи.





2.Уровень развития связной речи.





3.Выразительность речи.

Высокий-22,7%

Средний-59,1%

Низкий – 18.2%







Высокий-27,2%

Средний-36,4%

Низкий – 36,4%





Высокий-22,7%

Средний- 59,1%

Низкий -18,2


Высокий-68,2% Средний- 18,2%

Низкий -13,6%




Высокий- 45,5%

Средний- 45,5%

Низкий- 9%



Высокий-50%

Средний-36,4%

Низкий – 13,6%


Результаты изучения предмета «Сказка за сказкой» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими этой программы в течение года.

Таким образом, кружок «Сказка за сказкой» как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Являясь предметом гуманитарного цикла, кружок «Сказка за сказкой» даёт возможность младшему школьнику сформировать у него монологическую речь, познакомиться с закономерностями мира общения, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

82