Сборник сценарных конспектов сказок из цикла «Времена года» (основой для создания стали произведения Ирис Ревю) адресован педагогам-психологам, учителям–логопедам и родителям. Был создан с целью решения проблемы развития социально-речевой активности и эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий: солевая терапия, акватерапия, криотерапия, «баланс-тренинг», литотерапия.
По отдельности каждая из выбранных технологий реализуется педагогами ДО (учитель - логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и воспитателями групп) в индивидуальной и подгрупповой работе.
Задачи
1. Развивать речевой слух, восприятие и продуцирование устной речи, обогащать активный словарь эмоциональной лексикой.
2. Развивать коммуникативные умения и способствовать межличностному взаимодействию ребёнка с взрослыми и сверстниками. Развивать у детей способность к саморегуляции собственных эмоциональных переживаний и поведенческих проявлений настроения.
3. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, развивать социальный интеллект старших дошкольников, эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
4. Развивать моторные функции и двигательную активность.
5. Развивать воображение и творческую активность, в том числе речевую.
ЗИМА
Ведущий. Мы осторожно входим в сказку с вами.
Дорога, лес знакомы нам давно.
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
Вот мы и попали в зимнюю сказку. Здесь все волшебное, волшебныйбелый снег, но он совсем не холодный. Давайте присядем на снежную поляну.
(Дети под спокойную музыку садятся на белый ковёр)
Ведущий. Жила-была снежинка. Хотя она была и маленькая, но самая настоящая, лёгкая, воздушная. А как танцевала!
Инструктор по физической культуре. Сейчас мы с вами пройдем к балансировочным подушкам и представим себя снежинками (упражнение на балансировочных подушках« Снежинка»).
Я снежинка я пушинка, Стоя на подушке, руки в стороны,
Полетать совсем не прочь. с открытыми глазами дети качаются
Я снежинка - балеринка, Стоя на подушке, руки в стороны,
Я танцую день и ночь. дети медленно кружатся вокруг своей оси
Я деревья побелила, удержание равновесия с плавными
Крыши пухом замела движениями рук вверх и вниз перед собой
(попеременно)
Землю бархатом укрыла Полуприседают, плавно опуская руки.
И от стужи сберегла. Поднимаясь, руки скрещивают на груди
Ведущий. Из вас получились настоящие снежинки. А какими снежинками вы себя представляли? (дети описывают свои ощущения)
Вашим снежным танцем любовалось само солнышко. Зимой оно было холодное, поэтому снежинка не опасалась растаять под его лучами. А вот чего по-настоящему боялась снежинка, так это сильного ветра.(звук ветра)
Когда у ветра не было настроения, то он шумел, махал крыльями, и снежинка думала, что у неё поломаются лучики, или она вообще превратится в снежную пыль (взмах тканью, с поверхности которой слетают мелкие снежинки).
Учитель-логопед. Сейчас мы представим себя добрым зимним ветром и своим дыханием попробуем закружить снежинки в снежном танце. (Дыхательная гимнастика «Снежный танец» - дети дуют в трубочку, пытаясь воздухом поднять и закружить снежинки в прозрачной коробке)
Учитель-логопед. Однажды снежинку пригласили на новогодний бал. Как она была рада! Она давно мечтала побывать на балу. Первым делом снежинка полетела в свой снежный терем, взяла ароматную помаду и накрасила губки. У нас с вами тоже есть волшебная помада, которой можно накрасить и губки, и щечки. (Проводится криотерапия – дети подготовленным льдом по показу учителя-логопеда прикладывают лед к губам и щекам (в течение 7-20 секунд)
Ведущий. Снежинка думала о том, как хорошо зимой — морозно, славно. Но скоро придет весна, а значит, ей придется растаять?
— Но я не хочу таять! — воскликнула снежинка.
Слова снежинки подслушал ветер. Он сказал ей:
— Милая снежинка! Не переживай! Весной тебя ждет волшебное превращение. Ты превратишься в капельку. В прозрачную, чудесную капельку воды. И одинокой себя не почувствуешь. Ты будешь вместе с другими капельками, такими же прекрасными, как и ты сама.
Учитель-логопед. Но снежинка никогда не видела капельку, давайте ей её покажем. (Дети играют с теплой водой, изображая капельки)
Ведущий. Достала снежинка новую пушистую шубку, узорчатую шапку, надела белые сапожки и пушистые варежки. Села в снежные сани и покатила на бал (звук тройки).
Это был чудесный бал. В центре зала стояла прекрасная новогодняя елка, которая блестела и сверкала разноцветными огнями. Какой-то незнакомый принц пригласил снежинку на танец, и они кружились, поддавшись очарованию музыки и танца.
Инструктор по физической культуре. На балансировочной доске под музыку поочередно, поддерживая друг друга, дети приседают, кружатся.
Ведущий. Но вот бал закончился и все гости вышли на улицу играть в снежки.
Инструктор по физической культуре. Упражнение на балансировочных подушках.
Раз, два, три, четыре, (приседают)
Мы с тобой снежок слепили (лепят руками снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий (изображают руками)
И совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим, два поймаем (подбрасывают и ловят снежок)
И друг другу покидаем (бросают снежки друг другу).
Педагог-психолог. Весело снежинке играть одной, но ещё лучше с друзьями. Как вы думаете, в снежке много снежинок, дружат ли они? Давайте мы с вами превратимся в снежный ком и научимся выполнять задания вместе, дружно. (Проводится коммуникативная игра «Снежный ком» (дети обнимают друг друга, представляя себя снежным комом, и передвигаются в заданном направлении, стараясь держаться вместе)
Ведущий. Какие вы дружные! Но бал закончился, друзья, попрощаться нам пора. А снежинка вернулась в свой снежный терем. Она и сама видела, что время уже позднее и легла спать. Давайте и мы с вами отдохнём на нашей снежной поляне.(дети под музыку ложатся на ковёр в удобном для них положении)
Педагог-психолог. Снежинка крепко уснула, спите и вы, маленькие друзья. Тихо ложится ночь на поля, леса, степи, горы. Спят тучки и облака, дремлет луна и звезды. Спите и вы, друзья.
Воображение снежинки уносилось куда-то далеко-далеко от снежного терема, туда, где живут музыка и танец. Она вспоминала бал, принца и красивую новогоднюю ёлку, сверкающую в огнях.(звучит музыка)
Педагог-психолог. Моя ёлка высокая, большая, зеленая, пушистая и на ней очень много разноцветных огоньков. Один огонёк – красный, второй огонёк - желтый, третий огонёк – синий, четвёртый огонёк – зеленый, пятый огонёк - фиолетовый.
А сейчас мы просыпаемся, потянемся, разомнем наши пальчики, посмотрим друг другу в глазки. Вспомним те ёлочки, которые вы представляли во время отдыха.(дети описывают елочки)
Педагог-психолог. Вы рассказали мне про свои ёлочки, но мне хотелось бы их увидеть. Как я могу это сделать? (дети отвечают)
Педагог-психолог рисует на соли силуэт ели. Затем насыпает сверх полученного рисунка окрашенную гуашью в зеленый цвет соль (или ароматизированную цветную морскую соль); обозначает белой солью кое-где «снежок», «наряжает елку» - украшает камешками.
Педагог-психолог. А теперь я предлагаю вам изобразить свои ёлочки на волшебном светящемся столе солью и украсить их камешками (использование технологий солевая терапия и литотерапия).
Ведущий. Какие у вас получились красивые ёлочки! А кого бы вы пригласили на новогодний бал? (дети отвечают)
Ведущий. К сожалению, наша зимняя сказка подошла к концу, и нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три, как снежинка покружись
И из сказки возвратись.
ВЕСНА
Ведущий. Мы осторожно входим в сказку с вами.
Дорога, лес знакомы нам давно.
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
Сегодня мы попали с вами в весеннюю сказку. Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как вы думаете? (ответы детей)
Ведущий. Слышите? Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут. Всё громче, всё радостней музыка! Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит! Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля заснувшая, зимой замерзшая. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет? Я, Весна, это сделаю. У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…
Учитель-логопед. Проведение криотерапии и акватерапии. (Теплая вода в тазу, дети кладут лёд в воду, ловят льдинки руками, затем поливают водой из лейки друг другу на руки)
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва.
Потом стали поспевать,
Капля каплю догонять
(Н. Новикова)
Ведущий. Мы поиграли с вами с капельками воды. А где ещё может нам встретиться капелька? (дети отвечают) А я вам расскажу сказку про весеннюю капельку.
Некогда жила на свете весенняя Капелька – маленькая и лёгкая. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым и именовалось тучей. На туче Капелька и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями и больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз на землю, чтобы полить её весенним теплым дождем. Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались из тающего снега в ручеёк, который радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый ручеёк не стоял на месте, он стремился к реке, а река – к морю.
Инструктор по физической культуре. А мы с вами сейчас попробуем ощутить, как природа оживает весной.
Упражнения на балансировочных подушках.
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, рокочут.
(опускают руки медленно и плавно вниз, пропевая гласный звук А от высокого голоса до низкого)
Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!
(поднимают руки вверх медленно и плавно, пропевая гласный звука А от низкого голоса до высокого)
Весенние капельки устремляются вниз на землю, чтобы полить её весенним теплым дождем
(опускают руки, медленно и плавно приседают, перебирая пальчиками).
Просыпаются реки, вот они подымаются, ломают белые льды над собой, волны в реке бегут все быстрее и быстрее!
(встают, поднимая руки вверх перед собой, над головой разводят руки в стороны, делают движение «волна», медленно опуская руки вниз)
Пробуждаются деревья и кусты, распрямляются ветки, почки клейкие разворачиваются
(опускаются вниз, поднимают руки вверх перед собой, над головой разводят руки в стороны, и делают движение , сжимая и распрямляя пальцы, медленно опуская руки вниз).
Весна к нам спешит, торопится и другим на месте лежать не велит.
Ведущий. Весна теплая, нежная, ласковая. А давайте мы назовем ласково весенние явления, всё то, что происходит весной.
Солнце – солнышко, капля – капелька, ручей – ручеек, ветер – ветерок, ветка – веточка, лист – листочек, дождь – дождик.
А сейчас я предлагаю вам придумать весенние слова и назвать их ласково.
Педагог-психолог. И наша капелька, оказавшись на земле, помогает просыпаться природе.
Упражнение с применением солевой терапии
«Моделирование весеннего пробуждения».
Дети на столе с солью пытаются воссоздать картину весны на различных этапах её развития, используя соль, игрушки и материалы для обыгрывания.
Педагог-психолог. Проснулось солнышко и сладко зевнуло. Лучики солнышко к вам протянуло, крепко и ласково детей обняло. Доброго дня нам всем пожелало!
Солнышко хоть еще и высоко, но уже припекает и снег, с которым вы радостно играли всю зиму, вот-вот растает. Как вы думаете, ребята, с чем можно играть в любую погоду? Белой, сыпучей, в меру приятной, и в меру колючей? Можно на ней рисовать, можно ее пересыпать, растворять и… даже клады в ней отыскать. Что это? (Соль)
Но прежде чем мы начнём играть с солью, давайте вспомним правила игры с ней.
1. Нельзя брать соль в рот!
2. Осторожно играй с солью, не бросай на себя и других, не три лицо руками – можешь повредить глаза.
3. С осторожностью сыпь соль, иначе соляная пыль попадет в большом количестве в нос, будет трудно дышать, а во рту станет неприятно и очень солено.
4. После игры с солью – помой и вытри руки!
Молодцы! Все правила запомнили! (Для солевой терапии: подносы с высокими бортиками, в них соль. Соль где-то едва покрывает дно, где-то насыпана потолще, ровно и в виде горок разной высоты, под некоторыми из них спрятаны игрушечные фигурки животных, впадающих зимой в спячку. Где-то спрятаны камешки, дощечки. Расставлены игрушечные деревья. Дополнительно предлагаются к использованию мелкие игрушки и игрушки из Киндер-сюрприза).
Педагог-психолог. Давайте опустим ладошки в соль, «погладим ее», переберем пальчиками. Какая она на ощупь? (Теплая, сыпучая, белая, интересная, мокрая, холодная, окаменелая)
Давайте аккуратно пересыплем соль из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по соли как по снегу от края к центру, а затем обратно.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами
(дети сгребают соль с горок, имитируя таяние снега).
Можно изобразить «сход снега воронкой»: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Ветры дули, снег раздули…
Игра «Необыкновенные следы».
«Прыгают зайцы – рады весне» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности соли, двигаясь в разных направлениях.
«Медведь проснулся – весна настала» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на соль.
«Вот бежит в канавке быстрый ручеек» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность соли волнистой (в разных направлениях).
«И птицы рады Весне. И насекомые проснулись. Ах, как дружно мы клюем, червячка сейчас найдем» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
«Паучок» — ребенок опускает в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение бегущей сороконожки.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог-психолог. Посмотрите, где сапожки для сороконожки. Может, где снег не стаял, что-то припрятал? (Дети отыскивают в соли спрятанные фигурки и предметы. Расставляют их, обыгрывая наступление весны в лесу. Дополняют композицию по своему усмотрению объектами, развивают действие, меняют в целом цветовое решение – от холодного и белого к теплому и разноцветному).
(Руки можно помыть под лейкой — пошел весенний дождь).
Ведущий. Земля показалась Весне цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала капелька.
Ребята, но не только деревья и цветы проснулись весной, лесные звери тоже рады весне, весело летают и звонко поют птицы. (Под звуки природы дети, изображая птиц, летят к балансировочным подушкам)
Инструктор по физической культуре. Упражнение на балансировочной подушке «Появление птенца».
1) Дети сидят на балансировочной подушке, сгруппировавшись, представив себя птенцом в яйце.
2) Поднимают голову, вытягивая шею вверх.
3) Руки отводят назад и опираются руками на пол.
4) В опорном положении на руки выпрямляют ноги на весу.
5) В опорном положении на ноги руки на весу.
6) Встают на колени и поочередно вытягивают руки и ноги.
7) Стоя, выпрямив спину, машут руками, изображая птенчиков.
Педагог-психолог. Дети, а птенчиками каких птиц вы себя представляли? (дети отвечают)
А я представила себя маленьким Сороченком, он у себя в гнезде нашёл много разноцветных камешков, бусинок, потому что его мама очень любит все красивое и блестящее нести в гнездо.
Я вам предлагаю с этими разноцветными камнями поиграть.
Игра «Разноцветные камешки».
Педагог-психолог. Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? (ответы детей) Молодцы! Возьмите по камешку себе.
Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотреть на свет). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук?
А теперь повторите ритмический рисунок, который я вам покажу. (Таким образом, идёт работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).
Педагог-психолог. Еще раз посмотрите на свой камешек. На что или на кого из весенней сказки похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется. А теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазёр? (развитие воображения и творческих способностей). Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой (дети выполняют) Отлично! Возьмите этот камешек с собой и расскажите своим папам и мамам весеннюю историю.
Ведущий. А наша сказка, к сожалению, подходит к концу. Пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькую капельку воды в виде пара. Так и капелька снова оказалась на небе. Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И снова звонким дождём вернётся на землю. И нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три, покружись. И из сказки возвратись.
ЛЕТО
Ведущий. Мы осторожно входим в сказку с вами.
Дорога, лес знакомы нам давно.
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
В сказочном лесу наступило лето. Кругом пышная зелень. Ярко-голубое небо с молочными облаками, чудесное солнце льёт свои золотые лучи.
Казалось бы, что такое лето, знают все. А вы ребята, расскажите, что вы знаете про лето (дети отвечают).
Лето – это когда всё живёт полной жизнью, когда яркое солнце радует всех, расцветают цветы. А вы, ребята, знаете, как появляются цветы? (дети описывают процесс появления цветка – закрепление знаний о частях цветка).
Цветы вырастают из маленького семени. Покажите, какой величины это семечко. А какой величины цветы из него вырастают, покажите?
Представьте, что пока вы – маленькое семя, оно лежит в земле. Присядьте, обхватив голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Этот маленький слабый росток. Солнышко греет сильнее, прошёл тёплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки - ладошки. Как хорошо, как приятно.
А каким цветком вы себя представили.(ответы детей)
И на нашей волшебной цветочной полянке выросли волшебные цветы, которые умеют разговаривать и двигаться. А какие, вы сейчас узнаете.
Ти - ти – ти, куда же нам пойти?
(хлопки в ладоши, отмечающие ритмический рисунок)
Ать – ать - ать, в лес отправимся гулять.
(шлепки ладонями по коленям)
Ать – ать - ать, будем прыгать и скакать.
(прыгают на месте)
Раз, два, три – по дорожке мы пошли.
(шагают на месте)
Инструктор по физической культуре. Упражнения с применением балансировочных подушек (повтор каждого упражнения 2 раза).
1) Колокольчик голубой
(стоя на балансировочной подушке, руки на поясе)
Поклонился нам с тобой.
(наклоняются, произносят «динь – динь»)
Колокольчики-цветы очень вежливы.
(возвращаются в исходное положение)
А ты?
(руки разводят в стороны) (Е. Серова)
2) Я ромашку на лугу,
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она
И нарядна, и скромна. (В. Степанов)
(руки на плечах, повороты корпуса в стороны, разводя руки, на повороте произнося «ля»)
3) Иван - чай и зверобой
Так и рвутся, рвутся в бой!
Наступают тут и там:
по опушкам и лесам. (Л. Герасимова)
(дети сходят с подушек, выполняя выпады ногами поочередно, делая упор на балансировочную подушку, произнося «ха»)
4) Я гляжу - у самых ног фиолетовый цветок.
Я хотел сорвать, да жалко -
Пусть растет в лесу фиалка (М. Дружинина)
(дети, стоя на балансировочной подушке, делают полуприсед; поднимаясь, убирают руки за спину, произнося «нет»)
5) До чего же смелый одуванчик белый.
Только дунет ветерок, к облакам взлетит цветок. (В. Степанов)
(перепрыгивают через балансировочные подушки, произнося звук «ф–ф-ф»).
Педагог-психолог. Летом и среди камней растут цветы необыкновенной красоты. Мы попробуем оживить наши камни волшебными красками .(Упражнение с применением технологии литотерапии)
Возьмём наши камешки, аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нам силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее. Как солнышко греет землю, так и мы с вами согрели своими руками наш камешек. Теперь на нем можно с помощью красок вырастить на камнях волшебные цветы, какие вам нравятся. (Дети выполняют)
Ведущий. Какая красивая цветочная полянка у нас получилась с вами!
Но на цветочной полянке растут не только цветы, но и живут их друзья -насекомые. Каких насекомых вы знаете? (дети отвечают)
Учитель-логопед. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Давайте и мы попробуем их сейчас озвучить.
1) Комарики песенку звонкую пели,
Но всем почему-то они надоели. (звук [З])
2) Жил кузнечик у ростка
И любил чесать бока.
Щеткой водит он слегка,
А выходит музыка. (звук [Ц])
3) Вот гусеница. Вам не нравится?
Да, красотой она не славится.
Да, неказистая на вид.
Всегда ползком передвигается. (звук [Ш])
4) Села на шиповник пчелка -
Укололась об иголку,
С удивленьем прожужжала -
У тебя есть тоже жжжало?! (звук [Ж])
А пчелка для нас принесла подарок, но это не мед, а холодный лед.
(Проведение криотерапии)
Массаж лица «Пчела».
Ла, ла, ла – на цветке сидит пчела.(провести льдом по лбу от середины к вискам - 4 раза)
Ул, ул, ул – ветерок подул. (провести льдом по щекам сверху- вниз - 4 раза)
Ала, ала, ала - пчёлка крыльями махала.(провести льдом по крыльям носа - 4 раза)
Ила, ила, ила - пчёлка мёд носила.(растирают лицо тёплыми руками)
Ведущий. Какое насекомое похоже на цветок? (Бабочка) Давайте изобразим бабочку на балансировочном диске.
Инструктор по физической культуре. Упражнение «Бабочки» на балансировочном диске (выполняется парами).
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
(Один ребенок стоит на балансировочном диске, другой стоит на полу, держатся руками, разведенными в стороны, качаются, кружатся)
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
(Один ребенок стоит на балансировочном диске, другой стоит на полу, держатся за руки, приседают, встают и разводят руки в стороны)
Дети меняются местами.
- А теперь под музыку наши бабочки полетают на цветочной полянке.
Ведущий. Бабочки крылышки сложили и цветочки головки опустили. Как вы думаете, что случилось? (дети отвечают)
Зной, жара - цветам на нашей волшебной полянке нужна вода. Летний дождь полил и цветочки оживил (музыка дождя).
Педагог-психолог. А после дождя появилась радуга. (Упражнение с применением технологии «солевая терапия»)
«Насыпушка Радуга»
(из морской соли, бисера, бусин) – работа в парах.
Насыпушками называют прозрачные сосуды (красивые банки и бутылки), наполненные сыпучими материалами. Искусство создавать картины в бутылках пришло к нам из арабских стран. В Египте и сейчас можно встретить мастеров, способных за 5 минут создать такие сувениры при помощи обычного песка и тонкой палочки. Со временем стали использовать и другие материалы, такие как цветной толченый мрамор, разноцветная каменная крошка поделочных камней, подкрашенные засохшей гуашью рис или соль. Иногда и морскую соль, специально окрашенную и ароматизированную.
Как мы с вами знаем, соль издавна применяли в качестве оберега, хранителя. А потому предлагаю попробовать создать «насыпушку» из цветной соли. Надеюсь, что процесс работы вас удивит, а результат обрадует.
Педагог-психолог демонстрирует приемы насыпания соли в бутылку и технологию изготовления поделки.
Самая простая насыпушка создается из последовательно насыпаемых слоев соли разного цвета. Если воронка расположена по центру бутылки, толщина слоя вокруг будет одинаковой. Чтобы изменить толщину слоя, нужно наклонить воронку во время насыпания.
Шаг 1. Через воронку насыпаем 2-3 слоя цветной соли в бутылку.
Шаг 2. Формируем рисунок «лучик солнца» деревянной спицей. Приставляем спицу над верхним слоем соли под небольшим углом к стеклу. Опускаем ее по стеклу острием вниз. Боковой поверхностью спица будет оттеснять часть соли внутрь, а на ее место сверху будет сыпаться соль верхних слоев. Затем спицу нужно отвести внутрь к центру и через середину поднять вверх.
Шаг 3. Продолжаем насыпать цветную соль. Поворачивая бутылку под разным углом, формируем рисунок «радуги».
Шаг 4. Досыпаем остальные слои. Можно добавить в свою картину бисер, камушки. Уплотняем соль при помощи спицы, засыпая середину солью. Важно, чтобы спица двигалась вдоль центральной части бутылки и ни в коем случае не касалась стенок!
Шаг 5. Досыпаем соль до верха бутылки, трамбуем её.
Шаг 6. Закрываем бутылку. Насыпушка готова.
Демонстрация готовых работ.
Радуга в небе летнем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
- Радуга-радуга, цвет - пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла…Что же на память она всем оставила?
(Дети описывают свои ощущения)
Ведущий. Еще радуга оставила улыбку, хорошее настроение. Сядем в круг добра и передадим летнее настроение друг другу (дети берутся за руки, покачиваются, обнимают друг друга).
А наша сказка, к сожалению, подошла к концу, но мы с нашим летним, хорошим настроением идем домой и поделимся им со своими родными и друзьями.
Раз, два, три, покружись
И из сказки возвратись.
ОСЕНЬ
Ведущий. Мы осторожно входим в сказку с вами.
Дорога, лес знакомы нам давно.
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
Вот мы и попали в осеннюю сказку. Как все красиво кругом, разноцветные листья покрыли землю. Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите. Что вы ещё увидели вокруг себя в осеннем лесу (дети рассказывают.)
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
(Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
И мы с вами присядем на осенний ковер и послушаем осеннюю сказку.(дети под спокойную музыку садятся на осенний ковер)
Ведущий. Долго летал в воздухе пожелтевший листок. Ветер сорвал его со старого дерева, покружил, опустил на детскую карусель, а потом окунул в холодную лужу.
— Весной люди любуются, когда зеленеют почки. Летом любят отдыхать в прохладной тени, а осенью наступают на нас ногами, — грустил пожелтевший листок.
— А ведь я такой красивый! Но никто, никто этого не замечает! — так думал листок, замерзающий в грязной луже.
Мелькали сапоги, туфли, ботинки. Один сапог больно наступил на листочек. Листочек жалобно ойкнул, но, увы, этого никто не слышал.
А вот мелькнули красные детские ботинки.
— Сейчас и этот мальчишка на меня наступит, — с грустью подумал листик.
Но мальчуган поднял листок, положил его на ладонь. Вытащил из кармана пустой коробок, поднял с земли веточку, надел на нее листик. Получился парусник. Мальчик опустил парусник в лужу.
Учитель-логопед. Упражнение с применением технологии акватерапии.
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
(Р. Бикметова)
Дети (подгруппами 2-3 ребенка) дуют на кораблик, руками в воде изображают волну, подводное течение.
Ведущий. Теперь листочку лужа не казалась такой холодной и грязной. Листочку казалось, что это не лужа, а большая река. А он не маленький хрупкий листочек, а белый настоящий парусник.
Листочек на кораблике, подгоняемый ветром, плыл дальше и любовался природой. С деревьев его приветствовали друзья - листочки. И мы сейчас с вами превратимся в осенние листочки и поприветствуем кораблик.
Инструктор по физической культуре. Упражнения на балансировочных подушках.
«Листочки»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели
(Руки в стороны.)
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
«Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Картушина М. Ю.
(Дети стоят на балансировочной подушке, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево).
«Листья» (координация речи с движением)
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками вправо – влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются.)
«Дождик» (сходят с балансировочной подушки)
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
(Хлопки руками и прыжки одновременно рядом с балансировочной подушкой)
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом (прыгают и хлопают быстрее).
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
(Хлопки руками и прыжки одновременно вокруг балансировочной подушки)
Зонтики скорей раскроем, (тянутся на носочках, разводят руки в сторону)
От дождя себя укроем.
(берут подушку в руки и поднимают над головой)
Педагог-психолог. Закапал грустный осенний дождик и листочек вспомнил о лете, о родном дереве, на котором он рос. Дерево стояло рядом с рекой на белом песчаном пляже. Давайте, ребята, мы с вами вспомним о лете и попробуем изобразить яркие краски лета на соли, а дождик у нас будет не грустным, а веселым и разноцветным.
Нарисуем желтый круг.
(Дети рисуют с помощью спринцовок - набрызгивают краской желтый круг солнца на поверхности соли)
После - лучики вокруг.
(Дети рисуют лучи солнца)
Пусть на белом свете ярче солнце светит!
Вспоминая о лете, разрисуем и мы белый цвет, ведь какой только краски у нас с вами нет!
(Дети разбрызгивают цветную гуашь на поверхности соли: круги и овалы, прямые и волнистые линии, спирали – все это должно явить собой некую абстракцию – картину о лете. Можно также предложить наметить контуры деревьев, цветов...)
Так давайте же украсим все кругом – вот речка, вот сад, вот дом…. Как хорошо было летом – стоит вспомнить о нем!
Ведущий. Какие красивые картины у вас получились. Расскажите, что вы нарисовали? (ответы детей)
Мы вспомнили с вами о лете, оно было ярким, радовало нас своим теплом и разноцветием. Осень тоже дарит нам яркие краски, мы радуемся её подаркам. Расскажите, каким? (Ответы детей) Осень закончится, к ней на смену придет белоснежная, холодная зима. Мы сейчас подготовимся к зиме и выполним упражнение, которое позволит нам не заболеть.
Учитель-логопед. Упражнение с применением технологии «криотерапия».
Мы с вами играли в теплой воде, а поздней осенью вода становится холодной. Мы с вами тоже попробуем теплую воду превратить в холодную с помощью льда.
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный, (дети проводят по пальцам кусочком льда)
А в тепле вдруг оживает, (сжимают кусочек льда в кулаке)
Слёзы льёт и быстро тает. (Опускают лёд в воду)
(повторяют на другой руке) Таравкова Г.
Поздней осенью станет холодной вода, покроется корочкой льда.(растирают руки по показу)
Выпадет снежок, станет холодно, дружок.
Разогреем мы ладошки и похлопаем немножко.
(хлопают в ладоши)
Ведущий. Подул холодный осенний ветер и наш листочек закружился и полетел высоко в небо, мимо него проплывали облака и вдалеке виднелись горы. Листочек знал сказку про гору, и мы в нее сейчас поиграем с нашими камешками, и вы мне поможете сказку изобразить.
Игра с применением технологии литотерапии «Гора и камешки» (звучит музыка из серии «Звуки природы»).
Жила-была большая - большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок убирает камешек), потом другой, третий (еще часть детей убирают камешки). Гора становилась все меньше и меньше. И в конце концов, стала совсем незаметной (все камешки убрали). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору. Ребята, а как вам больше нравится: быть одинокими камешками или жить всем вместе в одной горе? (ответы детей). Снова собирают камешки в кучку.
Итак: гора – это дружба. А что такое: «вода», «ветер», «мороз»? Я вам подскажу: это то, что мешает дружбе (ответы).Чтобы дружба была крепкой, нужно быть добрыми, прощать и помогать другу другу!
Педагог-психолог. Во время путешествия наш листочек встретил много своих друзей – листиков. Листья кружились на ветру и падали на землю. Давайте соберем листья в букет (сбор воображаемых листьев). Похвалитесь своими букетами. Ах, какие красивые осенние букеты. А сейчас соединим все букеты в один прекрасный большой букет. Встаньте в круг, а руку с букетом вытяните на середину.
Выберите самый красивый листочек и подарите кому хотите. Только есть одно правило. Дарить можно только тому, кому ещё не подарили. Не забывайте благодарить за подарок.
Ведущий. И наш листик был так счастлив, почти так же как в детстве, когда был почкой на дереве. Он нужен! Вот что для него было самое главное!
И наша осенняя сказка подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три, покружись
И из сказки возвратись.