СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник тестов для 5 класса по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник включает в себя 4 контрольные работы, что позволяет осуществить мониторинг как промежуточных результатов, так и итогового контроля по литературе. Каждая работа состоит из трех частей: 1-задания с выбором ответа; 2-задания с кратким ответом; 3-задания с развернутым ответом.

Просмотр содержимого документа
«Сборник тестов для 5 класса по литературе»








Сборник

контрольных работ

по литературе

для 5 класса

по программе Г.С. Меркина


Автор-составитель:

Татьяненко Оксана Мурмановна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

НОУ гимназии «Школа бизнеса»

















2022-2023 год



Пояснительная записка

Целью литературного образования является воспитание квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью в культурном развитии. Для получения такого результата необходима систематическая и комплексная работа учителя-словесника, промежуточные результаты которой отслеживаются при осуществлении тестового контроля, что позволяет объективно определять уровень подготовленности каждого ученика.

Предлагаемое пособие призвано помочь учителям в организации мониторинга промежуточных результатов литературного образования, что, в свою очередь, даст возможность словеснику скорректировать свою работу и добиться лучших результатов. Кроме того, оно направлено на постепенную и целенаправленную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Сборник включает в себя 4 контрольные работы:

- Контрольная работа №1 за 1 четверть

- Контрольная работа №2 за 2 четверть

- Контрольная работа №3 за 3 четверть

- Контрольная работа №4 (итоговая).

Каждая работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит задания с выбором ответа (тесты), Часть 2 – задания с кратким ответом (одно-два слова). Система вопросов проверяет не только знание художественного текста, биографии писателей и поэтов, но и сведения по теории литературы, недостаток которых часто обнаруживается на завершающем этапе школьного литературного образования. Готовя учащихся к выполнению подобных заданий, учитель точнее определяет объем необходимого терминологического и понятийного инструментария, таким образом делая свою работу более целенаправленной и результативной. В этом учителю может помочь не только организация изучения соответствующих разделов учебника, но и систематическая работа со словарями теоретико-литературных понятий, составление таблиц, проведение терминологических диктантов.

Часть 3 проверяет умение строить содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса. Ответ на вопрос представляет собой связный текст-рассуждение в объеме 3-5 предложений. Подобная работа выявляет умение анализировать текст, находя в нем необходимые для выполнения задания компоненты. Практика показывает, что выполнение таких заданий требует большей меры познавательной активности и самостоятельности.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Каждый правильный ответ на вопрос Части 1 и Части 2 оценивается 1 баллом (задания на сопоставление – 1 балл за каждое правильно найденное соответствие). Задание Части 3 оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов.



Баллы

Критерии оценивания Части 3


  1. Соответствие ответа заданию

1

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей

0

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей


  1. Аргументированность, привлечение текста произведения

2

Суждения аргументируются анализом элементов текста произведения

1

Суждения аргументируются только общими рассуждениями о содержании произведения (без анализа элементов текста, важных для выполнения задания) или только его пересказом

0

Суждения не аргументируются, текст произведения не привлекается или грубо искажено содержание произведения

3

Максимальный балл







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №1

Вариант – 1


Часть 1

1.Мифы - это

а) сказки, придуманные древними людьми;

б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;

в) реальные события, рассказанные самими героями.


2.Отцом Зевса был

а) Уран;

б) Крон;

в) Посейдон.


3.Зевс был вскормлен

а) молоком божественной козы Амалфеи;

б) пеной морской;

в) Молоком собственной матери Реи.


4.Какого циклопа победил хитростью Одиссей?

а) Полифема;

б) Кроноса;

в) Гефеста.


5.Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется

а) загадкой;

б) пословицей;

в) сказкой.


6.Сказка – это

а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;

б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;

в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.


7. Какой вид сказок назван неверно?

а) о животных;

б) волшебные;

в) фантастико-бытовые.


8. Какая черта не является чертой волшебной сказки?

а) концовка;

б) мораль;

в) повторы.


9. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?

а) Баба-Яга;

б) Кощей Бессмертный;

в) старый старичок.


10.Летопись – это

а) книга в кожаном переплёте;

б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;

в) произведение, которое передаётся из уст в уста.


11.Летописец – это тот, кто

а) читает летописи;

б) слушает летописи;

в) пишет летописи.


12. Басня имеет

а) троекратное повторение;

б) нравоучительный характер;

в) волшебные помощники.


13. Кто из перечисленных авторов не является баснописцем:

а) Лафонтен;

б) Ломоносов;

в) Лермонтов.


14. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?

а) Великую Отечественную войну;

б) Отечественную войну 1812 года;

в) Гражданскую войну.


15. А.С. Пушкин родился

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в Киеве.


16. Няню поэта звали

а) Нина Родионовна;

б) Арина Родионовна;

в) Арина Ивановна.


17. Соотнесите произведение и его жанр:

  1. «Рождение Зевса»

А) басня

  1. «Ворона и Лисица»

Б) стихотворение

  1. «Зимнее утро»

В) миф


18. Чьи это слова?

1) «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.»

2) «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам…»

3) «Помилуй, мне еще и отроду нет году…»

а) Волк б)ягненок в)Ворон


Часть 2

1. Какие животные помогают Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

2. Какую пословицу использует в своей речи Василиса Премудрая, когда успокаивает Ивана-царевича и предлагает ему дождаться утра?

3. Назовите имя известного монаха-летописца Киево-Печерского монастыря.

4. Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

5. Какое средство художественной выразительности является в басне главным?



Часть3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

  1. Почему Иван-царевич (герой сказки «Царевна-лягушка») наказан разлукой с Василисой?

  2. В каких случаях употребляется выражение «У сильного всегда бессильный виноват»?




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №1

Вариант – 2


Часть 1

1. Фольклор - это

а) сказки, придуманные древними людьми;

б) устное народное творчество;

в) реальные события, рассказанные героями.


2. Богиней правосудия является

а) Артемида;

б) Фемида;

в) Афина.


  1. В чём заключался двенадцатый подвиг Геракла?

а) очистить скотный двор Авгия;

б) победить лирнейскую гидру;

в) достать яблоки Гесперид


4. Кто победил хитростью Полифема?

а) Одиссей;

б) Геракл;

в) Зевс.


5. Краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки, называется

а) загадкой;

б) пословицей;

в) сказкой.


6.Сказка – это

а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;

б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;

в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.


7. Какой вид сказок назван неверно?

а) о животных;

б) бытовые;

в) фантастические.


8. Какая черта не является чертой волшебной сказки?

а) помощники;

б) присказка;

в) мораль.


9. Гульбика является героиней сказки

а) «Царевна-лягушка»;

б) «Падчерица»;

в) «Чего на свете не бывает»


10. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?

а) щука;

б) Кощей Бессмертный;

в) медведь.



11. «Повесть временных лет» составлял

а) Нестор;

б) Никон;

в) Николай.


12. Басня – это

а) краткий стихотворный текст;

б) стихотворное произведение;

в) краткий стихотворный или прозаический текст нравоучительного характера.


13. Определите название приёма, характерного для басни:

а) аллегория;

б) заклинание;

в) повторение.


14. В каком ряду перечислены баснописцы

а) Эзоп, Пушкин, Лафонтен;

б) Эзоп, Лафонтен, Крылов;

в) Лафонтен, Крылов, Пушкин.


15. А.С. Пушкин учился

а) в Славяно-греко-латинской академии;

б) в Царскосельском лицее;

в) Яснополянская школа для крестьянских детей.


16. Как называется стихотворение, которое А.С. Пушкин посвятил своей няне?

а) «Арина Родионовна»;

б) «Няне»;

в) «Моя прекрасная няня»


17. Соотнеси начало пословицы с ее окончанием:

  1. Слово не воробей,

не вырубишь топором.

  1. Лучше синица в руках,

вылетит, не поймаешь.

  1. Что написано пером,

чем журавль в небе.


18. Из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора, произведение, жанр.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


Часть 2


1. Какие задания давал царь своим невесткам в сказке «Царевна-лягушка»?

2. Какую пословицу использует в своей речи Василиса Премудрая, когда успокаивает Ивана-царевича и предлагает ему дождаться утра?

3. Назовите известного древнегреческого баснописца.

4. Как называется иносказательное изображение отвлечённых понятий, характерное для басни?

5. Как называется язык иносказания?


Часть3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

  1. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

  2. Как вы понимаете значение слов: «Невежда также в ослепленье/Бранит науки и ученье/И все учёные труды, /Не чувствуя, что он вкушает их плоды».




Ответы:

Вариант – 1

Вариант – 2

Часть 1:

Часть 1:

  1. б

  2. б

  3. а

  4. а

  5. б

  6. в

  7. г

  8. б

  9. б

  10. б

  11. в

  12. б

  13. в

  14. б

  15. а

  16. б

  17. 1-В, 2- А, 3-Б

  18. 1-В, 2-А, 3-Б


  1. б

  2. б

  3. в

  4. а

  5. а

  6. в

  7. в

  8. в

  9. б

  10. б

  11. а

  12. в

  13. а

  14. б

  15. б

  16. б

  17. 1-Б, 2-В, 3-А

  18. И.А. Крылов, «Ворона и Лисица», басня

Часть 2:

Часть 2:

  1. Медведь, заяц, селезень, щука

  2. Утро вечера мудренее

  3. Нестор

  4. Мораль

  5. Аллегория

  1. Испечь хлеб, соткать ковёр, явиться на пир

  2. Утро вечера мудренее

  3. Эзоп

  4. Аллегория

  5. Эзопов язык







Критерии оценивания

За верное выполнение задания ученик получает:

Часть1

1 -16 задание – 1 балл;

17-18 задание –3 балла;

Часть2

1-5 задание – 1 балл;

Часть 3 (0-3 балла)

Максимальная сумма- 30 баллов.


Шкала перевода в пятибалльную оценку

Количество балов

Менее 15

15-20

21-26

27-30

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №2

Вариант – 1


Часть 1

1. Какую сказку А.С. Пушкин не писал:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;

б) «Сказка о спящей царевне»;

в) «Сказка о золотом петушке».


2. Молодица в сказке Пушкина - это:

а) молодая жена царя;

б) служанка;

в) царевна, дочь царя.


3. Что сделала царица, когда узнала, что «царевна всё ж милее»?

а) умерла от зависти;

б) приказала Чернавке отвести царевну в лес на съедение волкам;

в) смирилась.


4. На чей терем набрела царевна?

а) семи богатырей;

б) семи гномов;

в) семи козлят.


5. Кто отправился на поиск царевны?

а) царь, отец царевны;

б) царица;

в) королевич Елисей.


6. Изображение картин природы в художественном произведении – это:

а) аллегория;

б) пейзаж;

в) эпитет.


7. Какие художественные приёмы использованы М.Ю. Лермонтовым в стихотворении?

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет он таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он…

а) олицетворение и сравнение;

б) эпитет и олицетворение;

в) эпитет и метафора.


8. М.Ю. Лермонтов родился в

а) Москве;

б) Петербурге;

в) Киеве.


9. Строками «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…» начинается произведение

а) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

б) «Бородино»;

в) «Ночь перед Рождеством».


10. Кто рассказывает о войне в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова?

а) посторонний наблюдатель;

б) рядовой солдат, участник сражения;

в) генерал.


11. Художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов и явлений по какому-либо признаку, называется:

а) эпитет;

б) метафора;

в) сравнение.


12. В какой губернии прошли детские годы Н.В. Гоголя?

а) Пензенской;

б) Полтавской;

в) Псковской.


13. Какое произведение не писал Н.В. Гоголь?

а) «Сорочинская ярмарка»;

б) «Свинья под дубом»;

в) «Заколдованное место».


14. О ком идёт речь в следующем отрывке?

«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…»

а) чёрт;

б) Вакула;

в) Пацюк.


15. Что попросила достать Оксана Вакулу, чтобы выйти за него замуж?

а) валенка, как у Солохи;

б) черевичка, как у царицы;

в) платье, как у царицы.


16. Что залетало пузатому Пацюку прямо в рот?

а) блины;

б) вареники;

в) пирожки.


17. Соотнесите писателя и место

1.Александр Сергеевич Пушкин

А) Тарханы

2. Михаил Юрьевич Лермонтов

Б) Малороссия

3. Николай Васильевич Гоголь

В) Михайловское


18. Чей это портрет?

1) «… имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…»

2) «Трудно сказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нём была видна, и сквозь суровость какая-то издёвка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и всё это так смешалось и так было неизобразимо хорошо…»

3) «…осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоящую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной… женщине.»

а) царица;

б) Солоха;

в) Оксана.





Часть 2

  1. К каким силам природы обращался королевич Елисей в поиске своей невесты?

  2. Как называется повторяющаяся в стихотворении группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм?

  3. Какой город в стихотворении «Бородино» «…не будь на то Господня воля, не отдали б…» французам»?

  4. Как Вакула добрался до Петербурга?

  5. Как называется разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев?


Часть 3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

  1. Почему кузнец Вакула оказался сильнее чёрта?

  2. Как вы понимаете смысл слов: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина?»











































КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №2

Вариант – 2


Часть 1

1. Сказка А.С. Пушкина называется:

а) «Сказка о семи богатырях»;

б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».


2. Чернавка в сказке Пушкина это:

а) девушка с черным цветом кожи;

б) служанка для «чёрной» работы;

в) сильно загоревшая женщина.


3. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?

а) легла спать;

б) всё порядком убрала;

в) приготовила обед и поела.


4. Как звали жениха царевны?

а) царевич Алексей;

б) королевич Елисей;

в) королевич Енисей.


5. Кто указал жениху правильный путь?

а) солнце;

б) месяц;

в) ветер.


6. Художественное определение – это:

а) аллегория;

б) сравнение;

в) эпитет.


7. Какие художественные приёмы использованы М.Ю. Лермонтовым в стихотворении?

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

а) олицетворение и сравнение;

б) эпитет и олицетворение;

в) эпитет и метафора.


8. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?

а) родители;

б) гувернёры;

в) бабушка.


9. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?

а) Полтавской битве;

б) Бородинскому сражению;

в) Куликовской битве.


10. Повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова ведётся от лица:

а) автора;

б) старого солдата;

в) молодого солдата.


11. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:

а) аллегория;

б) метафора;

в) сравнение.

12. Что является Родиной Н.В. Гоголя?

а) местечко Сороки;

б) местечко Сорочинцы;

в) местечко Вороны.


13. В каком учебном заведении обучался Гоголь?

а) в Московском университете;

б) в Славяно-Греко-Латинской Академии;

в) в Нежинской гимназии.


14. О ком идёт речь в следующем отрывке?

«…имела отроду не больше сорока лет. Была ни хороша, ни дурна собою. Умела так причаровывать к себе самых степенных козаков, что хаживали к ней самые степенные люди…»

а) Оксана;

б) Солоха;

в) царица.


15. За чем отправился Вакула в Петербург?

а) за царскими черевичками;

б) посмотреть на царские покои;

в) познакомиться с самой царицей.


16. Как добрался Вакула до Петербурга?

а) на лошадях;

б) при помощи волшебства Пацюка;

в) верхом на чёрте.


17. Соотнесите писателя и годы его жизни

1.Александр Сергеевич Пушкин

А) 1814-1841

2. Михаил Юрьевич Лермонтов

Б) 1809-1852

3. Николай Васильевич Гоголь

В) 1799-1837


18. Чей это портрет?

1) «Силач и детина хоть куда… богобоязливый человек, писал часто образа святых…»

2) «Спереди был совершенно немец…Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…»

3) «…шаровары, которые он носил, были так широки, что…казалось – винокуренная кадь двигалась по улице»

а) чёрт;

б) кузнец Вакула;

в)Пацюк.


Часть 2

  1. Как называется созвучие окончаний стихотворных строк?

2. Как называется повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени?

  1. С кем сражались русские войска при Бородино?

  2. Что помогает Вакуле одолеть черта?

  3. Какое художественное средство использовал Гоголь в словах: «Зимняя ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…»?


Часть 3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

  1. Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

  2. Вызывает ли чувство страха черт в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? Почему?



















































Ответы:

Вариант – 1

Вариант – 2

Часть 1:

Часть 1:

  1. б

  2. а

  3. б

  4. а

  5. в

  6. б

  7. б

  8. а

  9. б

  10. б

  11. б

  12. б

  13. б

  14. а

  15. б

  16. в

  17. 1-В, 2-А, 3-Б

  18. 1-Б, 2-В, 3-А


  1. в

  2. б

  3. б

  4. б

  5. в

  6. в

  7. б

  8. в

  9. б

  10. в

  11. б

  12. в

  13. а

  14. а

  15. а

  16. в

  17. 1-В, 2-А, 3-Б

  18. 1-Б, 2-А, 3-В

Часть 2:

Часть 2:

  1. Солнце, месяц, ветер

  2. Строфа

  3. Москва

  4. На чёрте верхом

  5. Фантастика

  1. Рифма

  2. Ритм

  3. Французы

  4. Смекалка, храбрость, вера

  5. Олицетворение







Критерии оценивания

За верное выполнение задания ученик получает:

Часть1

1 -16 задание – 1 балл;

17-18 задание –3 балла;

Часть2

1-5 задание – 1 балл;

Часть 3 (0-3 балла)

Максимальная сумма- 30 баллов.


Шкала перевода в пятибалльную оценку

Количество балов

Менее 15

15-20

21-26

27-30

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №3

Вариант – 1

Часть 1

1. Соотнесите имена, отчества и фамилии писателей:

1. Иван Сергеевич

А) Толстой

2. Лев Николаевич

Б) Некрасов

3. Антон Павлович

В) Тургенев

4. Николай Алексеевич

Г) Чехов


2.О каком герое идет речь?

1. «Уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»

2. «Пьяница горький, он почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным»

3. «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе»

4. «Искусная и ученая прачка, работала за двоих, а ласки никакой никогда не видала, запуганная, трепетала при одном имени барыни»


а) Татьяна;

б) барыня;

в) Капитон;

г) Герасим.


3. Кто является истинной виновницей всех бед и страданий Герасима?

а) Муму;

б) Татьяна;

в) барыня.


4. Что сближает Герасима с былинным богатырём?

а) Он необычайно силён и связан с землёй;

б) «торжественная важность»;

в) покорность барской воле.


5. В чём видит Герасим смысл жизни?

а) в том, чтобы угождать барыне, служить ей верой и правдой;

б) чтобы окружать заботой слабых, согревать их своей любовью;

в) чтобы протестовать против власти барыни.


6. Жилин поехал домой:

а) жениться;   

б) лечиться;   

в) проведать старую мать.


7. Жилин поехал:

а) один; 

б) с обозом; 

в) вдвоем с Костылиным.


8. Какой выкуп требовали изначально за Жилина? 

а) 3000 монет;

б) 50 монет;

в)100 рублей.


9. Жилин лепил кукол:

а) из хлеба;  

б) из глины;  

в) из пластилина.


10. Жилин вновь решается на побег, потому что

а) Костылину стало лучше;    

б) с него сняли колодки;   

в) узнал, что его хотят убить.


11. Где работал Петька («Петька на даче» Л. Андреев)?

а) в магазине;

б) в булочной;

в) в парикмахерской.


12.Какую фразу произносил Осип Абрамович, когда звал Петьку?

а) Мальчик, воды!

б) Мальчик, зеркало!

в) Мальчик, расчёску!


13. Куда любил Петька ходить на даче?

а) на рыбалку;

б) за грибами;

в) в лес.


14. Жанр произведений «Злоумышленник» и «Пересолил»:

а) повесть;

б) сказка;

в) рассказ.


15. Какая фамилия была у фельдшера в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»:

а) Курятин;

б) Петухов;

в) Гусельников.


16. Причиной возникновения комической си­туации в конце произведения «Пересолил» стал:

а) внушительный облик Клима;

б) ужасный разбойник;

в) страх землемера.


17. Как посоветовал вылечить зуб приказчик Булдеева?

а) полоскать рот;

б) прикладывать к больному зубу керосин;

в) полечиться заговором.


18. «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:

а) Жеребкин;

б) Гнедов;

в) Овсов.


Часть2

    1. Как в литературном произведении называется описание внешности героя?

    2. Как называется одна из форм раскрытия характера героев в художественном произведении, заключающаяся в разговоре двух или нескольких лиц?

    3. Как называется цепь событий, происходящих в произведении?

    4. Какие исторические события положены в основу произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

    5. Для чего Денису Григорьеву нужна была гайка?



Часть 3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

      1. Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?

      2. Чему учит рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?















































КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №3

Вариант – 2


Часть 1

1. Соотнесите имена, отчества и фамилии писателей:

1. Леонид Николаевич

А) Тургенев

2. Лев Николаевич

Б) Чехов

3. Антон Павлович

В) Толстой

4. Иван Сергеевич

Г) Андреев


2.О каком герое идет речь?

1. «… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…»

2. Ей «…было всего недели три, глаза у неё прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась…»

3. «…вдова, окружённая многочисленной дворней…; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости…»

4. «Искусная и ученая прачка, работала за двоих, а ласки никакой никогда не видала, запуганная, трепетала при одном имени барыни»


А) барыня;

б) Татьяна;

в) Муму;

г) Герасим.


3. Откуда у Герасима появился щенок?

а) его купили по приказу барыни;

б) Герасим его спас и принёс в свою каморку;

в) его привезли из деревни вместе с Герасимом.


4. С кем автор сравнивает Герасима, возвращавшегося домой?

а) с отважным богатырём;

б) с могучим дубом;

в) с сильным львом.


5. Когда происходят события рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?

а) зимой;

б) летом;

в) осенью.


6. Как зовут Жилина?

а) Михаил;   

б) Василий;   

в) Иван.


7. Куда Жилин написал письмо о выкупе:

а) домой матери;

б) в крепость полковнику, 

в) указал неправильный адрес.


8. Кем был Костылин?

а) офицером,

б) татарином;

в) простым солдатом.


9. Кто помог бежать Жилину из плена:

а) никто не помогал; 

б) Дина;  

в) Костылин.


10.  Что такое сакля?

а) одежда;    

б) еда кавказцев;   

в) жилище кавказских горцев.


11. Как зовут «мужичка в больших сапогах, в полушубке овчинном?» («Крестьянские дети» Н. Некрасов)?

а) Ванюша;

б) Игнат;

в) Влас.


12. Как выглядел Петька до отъезда на дачу? («Петька на даче» Л. Андреев)

а) грязным и неопрятным;

б) аккуратным и ухоженным;

в) чистым и опрятным.


13. Родиной А.П. Чехова является

а) Москва;

б) Таганрог;

в) Оренбург.


14. Жанр произведений «Лошадиная фамилия» и «Хирургия»:

а) повесть;

б) сказка;

в) рассказ.


15. Название произведения «Пересолил» озна­чает:

а) положил слишком много соли;

б) сильно рассмешил;

в) перестарался.


16. Какую операцию сделал фельдшер дьячку («Хирургия» А.П. Чехов)?

а) ампутацию;

б) имплантацию;

в) тракцию.


17. Назовите фамилию «злоумышленника» из одноимённого рассказа А.П. Чехова?

а) Денисов;

б) Григорьев;

в) Васильев.


18. Один из рассказов А.П. Чехова называется:

а) «Толстый и тонкий»;

б) «Высокий и низкий»,

в) «Лёгкий и тяжёлый»


Часть2

1. Назовите «лошадиную» фамилию бывшего акцизного в рассказе А.П. Чехова.

2. Какое художественное средство использует Тургенев в описании Герасима: «вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»?

3. Как называется момент наивысшего напряжения в развитии действия?

4. Как называется выразительная подробность в произведении?

5. Что починил Жилин Абдулу?

Часть 3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

        1. В чем проявляется сходство Герасима с былинным богатырем?

        2. Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?















































Ответы:

Вариант – 1

Вариант – 2

Часть 1:

Часть 1:

  1. 1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б

  2. 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А

  3. в

  4. а

  5. а

  6. в

  7. б

  8. а

  9. б

  10. в

  11. в

  12. а

  13. а

  14. в

  15. а

  16. в

  17. в

  18. в


  1. 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А

  2. 1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б

  3. б

  4. в

  5. б

  6. в

  7. в

  8. а

  9. б

  10. в

  11. в

  12. а

  13. б

  14. в

  15. в

  16. в

  17. б

  18. а

Часть 2:

Часть 2:

  1. Портрет

  2. Диалог

  3. Фабула

  4. Кавказская война

  5. Сделать грузило для удочки

  1. Овсов

  2. Сравнение

  3. Кульминация

  4. Деталь (художественная)

  5. Часы








Критерии оценивания

За верное выполнение задания ученик получает:

Часть 1

1 -2 задание – 4 балла;

3-18 задание – 1 балл;

Часть2

1-5 задание – 1 балл;

Часть 3 (0-3 балла)

Максимальная сумма - 32 балла


Шкала перевода в пятибалльную оценку

Количество балов

Менее 16

16-21

22-28

29-32

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №4 (итоговая)

Вариант – 1


Часть 1

1. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт;

б) летописец;

в) народ.


2. Назовите автора, написавшего повесть «Чучело»:

а) Лев Кассиль;

б) Владимир Железников;

в) Валентин Катаев.


3. Какое из перечисленных слов имеет значение «легенды и предания о богах и героях»:

а) сказка;

б) повесть;

в) миф.


4. Описание природы в художественном произведении называется:

а) портрет;

б) пейзаж;

в) фабула.


5. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:

а) «Ночь перед Рождеством»;

б) «Сорочинская ярмарка»;

в) «Муму».




6. Кто НЕ является героем произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

а) Жилин;

б) Костылин;

в) Герасим.











7. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:

а) А.С. Пушкин;

б) М.Ю. Лермонтов;

в) М.В. Ломоносов.


8. О ком из писателей эти строки:

Он родился в местечке Сорочинцы Полтавской губернии, учился в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии.

а) Н.В. Гоголь;

б) И.С. Тургенев;

в) Н.А. Некрасов.


9. Васютка («Васюткино озеро») отправился в лес для того, чтобы:

а) насобирать орехов;

б) подстрелить глухаря;

в) подышать воздухом.


10. В рассказе А.П. Платонова «Никита» отец мальчика вернулся:

а) с работы;

б) с отдыха;

в) с войны.


11. Кому адресовано стихотворение А.С. Пушкина, которое начинается словами: «Подруга дней моих суровых…»?

а) маме;

б) сестре;

в) няне.


12. Назовите имя литературного героя: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник …, одарённый необычайной силой, он работал за четверых».

а) Капитон;

б) Герасим;

в) Гаврила.


13. Рассказ М.М. Зощенко называется

а) «Галоша»;

б) «Сапог»;

в) «Валенок».


14. О какой героине идет речь?

1) «Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого…»;

2) «Высока, стройна, бела,/ И умом и всем взяла…»;

3) «Разве черные брови и очи мои ….так хороши, что уже равных им нет и на свете?»;

4) «На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников»»


А) Оксана («Ночь перед Рождеством»)

Б) Дина («Кавказский пленник»)

В) царица-мачеха («Сказка о мёртвой царевне…»);

Г) царевна («Сказка о мёртвой царевне…»).



)


15. Найдите соответствия:


  1. Ю.П. Казаков

  2. А.П. Чехов

  3. Л. Кассиль

  4. Дж. Лондон


  1. «Пересолил»

  2. «Сказание о Кише»

в) «Запах хлеба»

г) «Дорогие мои мальчишки»


16. Соотнесите произведение с жанром:


  1. «Зеркало» С.В. Михалков

  2. «Яблоки Гесперид»

  3. «Васюткино озеро»

  4. «Летний вечер» А. Блок

А) рассказ

Б) стихотворение

В) басня

Г) миф.












17. Найди соответствия между проблемой и произведением:


Проблема, затронутая автором

Произведение, в котором поднимается эта проблема


1. Проблема трудного детства;

2.Проблема тесной связи природы и человека;

3. Проблема межнациональных отношений;

4.Проблема социального неравенства, непонимания.

А) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»;

Б) А. П. Чехов «Злоумышленник»;

В) Н. А Некрасов «Крестьянские дети»;

Г) А. Платонов «Никита».



18. Соотнесите термин и его определение.

Перечень тропов

Значение термина

1. Олицетворение

А) Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

2. Эпитет

Б) Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

3. Сравнение

В) Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

4. Метафора

Г) Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства




Часть2

1. Как в литературном произведении называется разговор двух или нескольких лиц?

2. Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?

3. Как называется противоборство, столкновение характеров, идей, взглядов в художественном произведении?

4. Укажите название произведения и автора.

«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».

5. Определите жанр произведения:

Занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях.



Часть3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

        1. Что помогло Васютке выжить в лесу?

        2. Каким изображает детство крестьянских детей Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №4 (итоговая)

Вариант – 2


Часть 1


1. К фольклорным произведениям относят:

а) колыбельные песни, пословицы, поговорки;

б) считалки, повести, заклички;

в) сказка, загадка, басня.


считалки


2. Назовите автора, написавшего повесть «Сын полка»:

а) Лев Кассиль;

б) Владимир Железников;

в) Валентин Катаев.


3. Какое из перечисленных слов имеет значение «занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях»

а) сказка;

б) повесть;






.

в) миф.


4. Описание внешности в художественном произведении называется:

а) пейзаж;

б) портрет;

в) натюрморт.


5. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит И.А. Крылову:

а) «Волк и Ягнёнок»;

б) «Волк на псарне»;

в) «Никита».


6. Кто НЕ является героем произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

а) Солоха;

б) Оксана

в) Дина.








7. Писатель, учившийся в Нежинской гимназии:

а) А.С. Пушкин;

б) М.Ю. Лермонтов;

в) Н.В. Гоголь.

  1. О ком из писателей эти строки:

Он родился в Москве, рано потерял мать, воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной, богатой и знатной помещицей.

а) М.Ю. Лермонтов;

б) Н.В. Гоголь;

в) И.С. Тургенев.


9. Назовите птицу, которая «увела» Васютку («Васюткино озеро») в тайгу:

а) тетерев;

б) глухарь;

в) кедровка.


10. Сколько лет было мальчику Никите в одноимённом рассказе А.П. Платонова?

а) 5;

б) 6;

в) 7.


11. Какому событию посвящено стихотворение, начинающееся следующими строками: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…»?

а) Сталинградской битве;

б) Курской битве;

в) Бородинскому сражению.


12. Назовите имя литературного героя: «…несмотря на большой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что…ног было совершенно незаметно… ».

а) Вакула;

б) Пацюк;

в) Чёрт.


13. Рассказы М.М. Зощенко

а) юмористические;

б) трагические;

в) фантастические.


14. О каком герое идет речь?

1) «С детства привык к полевым работам, к деревенскому быту… Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…»;

2) «В больших сапогах, в полушубке овчинном, /В больших рукавицах… а сам – с ноготок!»;

3) «…был самый маленький из всех служащих в заведении», «…десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов…»;

4) «…был богобоязливый человек и писал часто образа святых…», «…силач и детина хоть куда…».


А) Влас («Крестьянские дети»);

Б) Петька («Петька на даче»);

В) Вакула («Ночь перед Рождеством»);

Г) Герасим («Муму»).






15. Найдите соответствия:


1) В.П. Крапивин

2) К. Булычёв

3) А.П. Платонов

4) Дж. Лондон

А) «Девочка, с которой ничего не случится»

Б) «Белый клык»

В) «Мальчик со шпагой»

Г) «Корова»


16. Соотнесите произведение с жанром:


  1. «Грибы» С.В. Михалков

  2. «Лошадиная фамилия»

  3. «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев

  4. «Царевна-лягушка»

А) Стихотворение

Б) Сказка
В) Басня
Г) Рассказ




17. Найди соответствия между темой и произведением:


Тема, затронутая автором

Произведение


1. Взаимоотношения в детском коллективе;

2. Человек и природа;

3. Тяжёлая жизнь крестьян;

4. Мужество русского народа


А) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Б) И.С. Тургенев «Муму»;

В) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

Г) В. Железников «Чучело»



18. Соотнесите термин и его определение:


Перечень тропов

Значение термина

1. Строфа

А) Выразительная подробность в произведении, помогающая читателю представить время и место действия, облик героев, их состояние, понять авторское отношение к изображаемому.

2. Деталь

Б) Повествование о событиях художественного произведения, выстроенное в соответствии с авторским замыслом.

3. Рифма

В) Повторяющаяся в стихотворении группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм.

4. Сюжет

Г) Созвучие окончаний стихотворных строк.




Часть2

1. Как в литературном произведении называется момент наивысшего напряжения в развитии действия?

2. Как называется заключительная часть художественного произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев после изображаемых событий?

3. Какое средство художественной выразительности является в басне главным?

4. Укажите название произведения и автора:

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды…

5. Определите жанр произведения:

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.



Часть3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

1. Как в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник» показана сила духа настоящего русского офицера?

2. Почему свой рассказ И.С. Тургенев назвал «Муму»?






Ответы:

Вариант – 1

Вариант – 2

Часть 1:

Часть 1:

  1. в

  2. б

  3. в

  4. б

  5. в

  6. в

  7. а

  8. а

  9. а

  10. в

  11. в

  12. б

  13. а

  14. 1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б

  15. 1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б

  16. 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б

  17. 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б

  18. 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б


  1. а

  2. в

  3. а

  4. б

  5. в

  6. в

  7. в

  8. а

  9. б

  10. а

  11. в

  12. б

  13. а

  14. 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В

  15. 1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б

  16. 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б

  17. 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В

  18. 1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б


Часть 2:

Часть 2:

  1. Диалог

  2. Сюжет

  3. Конфликт

  4. «Кавказский пленник»,

Л. Толстой

  1. Сказка

  1. Кульминация

  2. Эпилог

  3. Аллегория

  4. «Ночь перед Рождеством», Н.В. Гоголь

  5. Басня







Критерии оценивания

За верное выполнение задания ученик получает:

Часть1

1 -13 задание – 1 балл;

14-18 задание –4 балла;

Часть2

1-5 задание – 1 балл;

Часть 3 (0-3балла)

Максимальная сумма за все правильно выполненные задания – 41 балл


Шкала перевода в пятибалльную оценку

Количество балов

Менее 21

21-28

29-36

37-41

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!