Сборник
контрольных работ
по литературе
для 5 класса
по программе Г.С. Меркина
Автор-составитель:
Татьяненко Оксана Мурмановна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
НОУ гимназии «Школа бизнеса»
2022-2023 год
Пояснительная записка
Целью литературного образования является воспитание квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью в культурном развитии. Для получения такого результата необходима систематическая и комплексная работа учителя-словесника, промежуточные результаты которой отслеживаются при осуществлении тестового контроля, что позволяет объективно определять уровень подготовленности каждого ученика.
Предлагаемое пособие призвано помочь учителям в организации мониторинга промежуточных результатов литературного образования, что, в свою очередь, даст возможность словеснику скорректировать свою работу и добиться лучших результатов. Кроме того, оно направлено на постепенную и целенаправленную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Сборник включает в себя 4 контрольные работы:
- Контрольная работа №1 за 1 четверть
- Контрольная работа №2 за 2 четверть
- Контрольная работа №3 за 3 четверть
- Контрольная работа №4 (итоговая).
Каждая работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит задания с выбором ответа (тесты), Часть 2 – задания с кратким ответом (одно-два слова). Система вопросов проверяет не только знание художественного текста, биографии писателей и поэтов, но и сведения по теории литературы, недостаток которых часто обнаруживается на завершающем этапе школьного литературного образования. Готовя учащихся к выполнению подобных заданий, учитель точнее определяет объем необходимого терминологического и понятийного инструментария, таким образом делая свою работу более целенаправленной и результативной. В этом учителю может помочь не только организация изучения соответствующих разделов учебника, но и систематическая работа со словарями теоретико-литературных понятий, составление таблиц, проведение терминологических диктантов.
Часть 3 проверяет умение строить содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса. Ответ на вопрос представляет собой связный текст-рассуждение в объеме 3-5 предложений. Подобная работа выявляет умение анализировать текст, находя в нем необходимые для выполнения задания компоненты. Практика показывает, что выполнение таких заданий требует большей меры познавательной активности и самостоятельности.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Каждый правильный ответ на вопрос Части 1 и Части 2 оценивается 1 баллом (задания на сопоставление – 1 балл за каждое правильно найденное соответствие). Задание Части 3 оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов.
Баллы | Критерии оценивания Части 3 |
| -
Соответствие ответа заданию |
1 | Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей |
0 | Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей |
| -
Аргументированность, привлечение текста произведения |
2 | Суждения аргументируются анализом элементов текста произведения |
1 | Суждения аргументируются только общими рассуждениями о содержании произведения (без анализа элементов текста, важных для выполнения задания) или только его пересказом |
0 | Суждения не аргументируются, текст произведения не привлекается или грубо искажено содержание произведения |
3 | Максимальный балл |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №1
Вариант – 1
Часть 1
1.Мифы - это
а) сказки, придуманные древними людьми;
б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;
в) реальные события, рассказанные самими героями.
2.Отцом Зевса был
а) Уран;
б) Крон;
в) Посейдон.
3.Зевс был вскормлен
а) молоком божественной козы Амалфеи;
б) пеной морской;
в) Молоком собственной матери Реи.
4.Какого циклопа победил хитростью Одиссей?
а) Полифема;
б) Кроноса;
в) Гефеста.
5.Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется
а) загадкой;
б) пословицей;
в) сказкой.
6.Сказка – это
а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;
в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
7. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных;
б) волшебные;
в) фантастико-бытовые.
8. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) концовка;
б) мораль;
в) повторы.
9. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?
а) Баба-Яга;
б) Кощей Бессмертный;
в) старый старичок.
10.Летопись – это
а) книга в кожаном переплёте;
б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;
в) произведение, которое передаётся из уст в уста.
11.Летописец – это тот, кто
а) читает летописи;
б) слушает летописи;
в) пишет летописи.
12. Басня имеет
а) троекратное повторение;
б) нравоучительный характер;
в) волшебные помощники.
13. Кто из перечисленных авторов не является баснописцем:
а) Лафонтен;
б) Ломоносов;
в) Лермонтов.
14. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?
а) Великую Отечественную войну;
б) Отечественную войну 1812 года;
в) Гражданскую войну.
15. А.С. Пушкин родился
а) в Москве;
б) в Петербурге;
в) в Киеве.
16. Няню поэта звали
а) Нина Родионовна;
б) Арина Родионовна;
в) Арина Ивановна.
17. Соотнесите произведение и его жанр:
-
«Рождение Зевса» | А) басня |
-
«Ворона и Лисица» | Б) стихотворение |
-
«Зимнее утро» | В) миф |
18. Чьи это слова?
1) «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.»
2) «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам…»
3) «Помилуй, мне еще и отроду нет году…»
а) Волк б)ягненок в)Ворон
Часть 2
1. Какие животные помогают Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
2. Какую пословицу использует в своей речи Василиса Премудрая, когда успокаивает Ивана-царевича и предлагает ему дождаться утра?
3. Назовите имя известного монаха-летописца Киево-Печерского монастыря.
4. Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?
5. Какое средство художественной выразительности является в басне главным?
Часть3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
Почему Иван-царевич (герой сказки «Царевна-лягушка») наказан разлукой с Василисой?
-
В каких случаях употребляется выражение «У сильного всегда бессильный виноват»?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №1
Вариант – 2
Часть 1
1. Фольклор - это
а) сказки, придуманные древними людьми;
б) устное народное творчество;
в) реальные события, рассказанные героями.
2. Богиней правосудия является
а) Артемида;
б) Фемида;
в) Афина.
-
В чём заключался двенадцатый подвиг Геракла?
а) очистить скотный двор Авгия;
б) победить лирнейскую гидру;
в) достать яблоки Гесперид
4. Кто победил хитростью Полифема?
а) Одиссей;
б) Геракл;
в) Зевс.
5. Краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки, называется
а) загадкой;
б) пословицей;
в) сказкой.
6.Сказка – это
а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;
в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
7. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных;
б) бытовые;
в) фантастические.
8. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) помощники;
б) присказка;
в) мораль.
9. Гульбика является героиней сказки
а) «Царевна-лягушка»;
б) «Падчерица»;
в) «Чего на свете не бывает»
10. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?
а) щука;
б) Кощей Бессмертный;
в) медведь.
11. «Повесть временных лет» составлял
а) Нестор;
б) Никон;
в) Николай.
12. Басня – это
а) краткий стихотворный текст;
б) стихотворное произведение;
в) краткий стихотворный или прозаический текст нравоучительного характера.
13. Определите название приёма, характерного для басни:
а) аллегория;
б) заклинание;
в) повторение.
14. В каком ряду перечислены баснописцы
а) Эзоп, Пушкин, Лафонтен;
б) Эзоп, Лафонтен, Крылов;
в) Лафонтен, Крылов, Пушкин.
15. А.С. Пушкин учился
а) в Славяно-греко-латинской академии;
б) в Царскосельском лицее;
в) Яснополянская школа для крестьянских детей.
16. Как называется стихотворение, которое А.С. Пушкин посвятил своей няне?
а) «Арина Родионовна»;
б) «Няне»;
в) «Моя прекрасная няня»
17. Соотнеси начало пословицы с ее окончанием:
-
Слово не воробей, | не вырубишь топором. |
-
Лучше синица в руках, | вылетит, не поймаешь. |
-
Что написано пером, | чем журавль в небе. |
18. Из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора, произведение, жанр.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Часть 2
1. Какие задания давал царь своим невесткам в сказке «Царевна-лягушка»?
2. Какую пословицу использует в своей речи Василиса Премудрая, когда успокаивает Ивана-царевича и предлагает ему дождаться утра?
3. Назовите известного древнегреческого баснописца.
4. Как называется иносказательное изображение отвлечённых понятий, характерное для басни?
5. Как называется язык иносказания?
Часть3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
-
Как вы понимаете значение слов: «Невежда также в ослепленье/Бранит науки и ученье/И все учёные труды, /Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Ответы:
Вариант – 1 | Вариант – 2 |
Часть 1: | Часть 1: |
-
б -
б -
а -
а -
б -
в -
г -
б -
б -
б -
в -
б -
в -
б -
а -
б -
1-В, 2- А, 3-Б -
1-В, 2-А, 3-Б | -
б -
б -
в -
а -
а -
в -
в -
в -
б -
б -
а -
в -
а -
б -
б -
б -
1-Б, 2-В, 3-А -
И.А. Крылов, «Ворона и Лисица», басня |
Часть 2: | Часть 2: |
-
Медведь, заяц, селезень, щука -
Утро вечера мудренее -
Нестор -
Мораль -
Аллегория | -
Испечь хлеб, соткать ковёр, явиться на пир -
Утро вечера мудренее -
Эзоп -
Аллегория -
Эзопов язык |
Критерии оценивания
За верное выполнение задания ученик получает:
Часть1
1 -16 задание – 1 балл;
17-18 задание –3 балла;
Часть2
1-5 задание – 1 балл;
Часть 3 (0-3 балла)
Максимальная сумма- 30 баллов.
Шкала перевода в пятибалльную оценку
Количество балов | Менее 15 | 15-20 | 21-26 | 27-30 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №2
Вариант – 1
Часть 1
1. Какую сказку А.С. Пушкин не писал:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
б) «Сказка о спящей царевне»;
в) «Сказка о золотом петушке».
2. Молодица в сказке Пушкина - это:
а) молодая жена царя;
б) служанка;
в) царевна, дочь царя.
3. Что сделала царица, когда узнала, что «царевна всё ж милее»?
а) умерла от зависти;
б) приказала Чернавке отвести царевну в лес на съедение волкам;
в) смирилась.
4. На чей терем набрела царевна?
а) семи богатырей;
б) семи гномов;
в) семи козлят.
5. Кто отправился на поиск царевны?
а) царь, отец царевны;
б) царица;
в) королевич Елисей.
6. Изображение картин природы в художественном произведении – это:
а) аллегория;
б) пейзаж;
в) эпитет.
7. Какие художественные приёмы использованы М.Ю. Лермонтовым в стихотворении?
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет он таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он…
а) олицетворение и сравнение;
б) эпитет и олицетворение;
в) эпитет и метафора.
8. М.Ю. Лермонтов родился в
а) Москве;
б) Петербурге;
в) Киеве.
9. Строками «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…» начинается произведение
а) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
б) «Бородино»;
в) «Ночь перед Рождеством».
10. Кто рассказывает о войне в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова?
а) посторонний наблюдатель;
б) рядовой солдат, участник сражения;
в) генерал.
11. Художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов и явлений по какому-либо признаку, называется:
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.
12. В какой губернии прошли детские годы Н.В. Гоголя?
а) Пензенской;
б) Полтавской;
в) Псковской.
13. Какое произведение не писал Н.В. Гоголь?
а) «Сорочинская ярмарка»;
б) «Свинья под дубом»;
в) «Заколдованное место».
14. О ком идёт речь в следующем отрывке?
«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…»
а) чёрт;
б) Вакула;
в) Пацюк.
15. Что попросила достать Оксана Вакулу, чтобы выйти за него замуж?
а) валенка, как у Солохи;
б) черевичка, как у царицы;
в) платье, как у царицы.
16. Что залетало пузатому Пацюку прямо в рот?
а) блины;
б) вареники;
в) пирожки.
17. Соотнесите писателя и место
1.Александр Сергеевич Пушкин | А) Тарханы |
2. Михаил Юрьевич Лермонтов | Б) Малороссия |
3. Николай Васильевич Гоголь | В) Михайловское |
18. Чей это портрет?
1) «… имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…»
2) «Трудно сказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нём была видна, и сквозь суровость какая-то издёвка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и всё это так смешалось и так было неизобразимо хорошо…»
3) «…осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоящую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной… женщине.»
а) царица;
б) Солоха;
в) Оксана.
Часть 2
-
К каким силам природы обращался королевич Елисей в поиске своей невесты?
-
Как называется повторяющаяся в стихотворении группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм?
-
Какой город в стихотворении «Бородино» «…не будь на то Господня воля, не отдали б…» французам»?
-
Как Вакула добрался до Петербурга?
-
Как называется разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев?
Часть 3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
Почему кузнец Вакула оказался сильнее чёрта?
-
Как вы понимаете смысл слов: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина?»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №2
Вариант – 2
Часть 1
1. Сказка А.С. Пушкина называется:
а) «Сказка о семи богатырях»;
б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
2. Чернавка в сказке Пушкина это:
а) девушка с черным цветом кожи;
б) служанка для «чёрной» работы;
в) сильно загоревшая женщина.
3. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?
а) легла спать;
б) всё порядком убрала;
в) приготовила обед и поела.
4. Как звали жениха царевны?
а) царевич Алексей;
б) королевич Елисей;
в) королевич Енисей.
5. Кто указал жениху правильный путь?
а) солнце;
б) месяц;
в) ветер.
6. Художественное определение – это:
а) аллегория;
б) сравнение;
в) эпитет.
7. Какие художественные приёмы использованы М.Ю. Лермонтовым в стихотворении?
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
а) олицетворение и сравнение;
б) эпитет и олицетворение;
в) эпитет и метафора.
8. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?
а) родители;
б) гувернёры;
в) бабушка.
9. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
а) Полтавской битве;
б) Бородинскому сражению;
в) Куликовской битве.
10. Повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова ведётся от лица:
а) автора;
б) старого солдата;
в) молодого солдата.
11. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:
а) аллегория;
б) метафора;
в) сравнение.
12. Что является Родиной Н.В. Гоголя?
а) местечко Сороки;
б) местечко Сорочинцы;
в) местечко Вороны.
13. В каком учебном заведении обучался Гоголь?
а) в Московском университете;
б) в Славяно-Греко-Латинской Академии;
в) в Нежинской гимназии.
14. О ком идёт речь в следующем отрывке?
«…имела отроду не больше сорока лет. Была ни хороша, ни дурна собою. Умела так причаровывать к себе самых степенных козаков, что хаживали к ней самые степенные люди…»
а) Оксана;
б) Солоха;
в) царица.
15. За чем отправился Вакула в Петербург?
а) за царскими черевичками;
б) посмотреть на царские покои;
в) познакомиться с самой царицей.
16. Как добрался Вакула до Петербурга?
а) на лошадях;
б) при помощи волшебства Пацюка;
в) верхом на чёрте.
17. Соотнесите писателя и годы его жизни
1.Александр Сергеевич Пушкин | А) 1814-1841 |
2. Михаил Юрьевич Лермонтов | Б) 1809-1852 |
3. Николай Васильевич Гоголь | В) 1799-1837 |
18. Чей это портрет?
1) «Силач и детина хоть куда… богобоязливый человек, писал часто образа святых…»
2) «Спереди был совершенно немец…Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…»
3) «…шаровары, которые он носил, были так широки, что…казалось – винокуренная кадь двигалась по улице»
а) чёрт;
б) кузнец Вакула;
в)Пацюк.
Часть 2
-
Как называется созвучие окончаний стихотворных строк?
2. Как называется повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени?
-
С кем сражались русские войска при Бородино?
-
Что помогает Вакуле одолеть черта?
-
Какое художественное средство использовал Гоголь в словах: «Зимняя ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…»?
Часть 3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
-
Вызывает ли чувство страха черт в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? Почему?
Ответы:
Вариант – 1 | Вариант – 2 |
Часть 1: | Часть 1: |
-
б -
а -
б -
а -
в -
б -
б -
а -
б -
б -
б -
б -
б -
а -
б -
в -
1-В, 2-А, 3-Б -
1-Б, 2-В, 3-А | -
в -
б -
б -
б -
в -
в -
б -
в -
б -
в -
б -
в -
а -
а -
а -
в -
1-В, 2-А, 3-Б -
1-Б, 2-А, 3-В |
Часть 2: | Часть 2: |
-
Солнце, месяц, ветер -
Строфа -
Москва -
На чёрте верхом -
Фантастика | -
Рифма -
Ритм -
Французы -
Смекалка, храбрость, вера -
Олицетворение |
Критерии оценивания
За верное выполнение задания ученик получает:
Часть1
1 -16 задание – 1 балл;
17-18 задание –3 балла;
Часть2
1-5 задание – 1 балл;
Часть 3 (0-3 балла)
Максимальная сумма- 30 баллов.
Шкала перевода в пятибалльную оценку
Количество балов | Менее 15 | 15-20 | 21-26 | 27-30 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №3
Вариант – 1
Часть 1
1. Соотнесите имена, отчества и фамилии писателей:
1. Иван Сергеевич | А) Толстой |
2. Лев Николаевич | Б) Некрасов |
3. Антон Павлович | В) Тургенев |
4. Николай Алексеевич | Г) Чехов |
2.О каком герое идет речь?
1. «Уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»
2. «Пьяница горький, он почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным»
3. «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе»
4. «Искусная и ученая прачка, работала за двоих, а ласки никакой никогда не видала, запуганная, трепетала при одном имени барыни»
а) Татьяна;
б) барыня;
в) Капитон;
г) Герасим.
3. Кто является истинной виновницей всех бед и страданий Герасима?
а) Муму;
б) Татьяна;
в) барыня.
4. Что сближает Герасима с былинным богатырём?
а) Он необычайно силён и связан с землёй;
б) «торжественная важность»;
в) покорность барской воле.
5. В чём видит Герасим смысл жизни?
а) в том, чтобы угождать барыне, служить ей верой и правдой;
б) чтобы окружать заботой слабых, согревать их своей любовью;
в) чтобы протестовать против власти барыни.
6. Жилин поехал домой:
а) жениться;
б) лечиться;
в) проведать старую мать.
7. Жилин поехал:
а) один;
б) с обозом;
в) вдвоем с Костылиным.
8. Какой выкуп требовали изначально за Жилина?
а) 3000 монет;
б) 50 монет;
в)100 рублей.
9. Жилин лепил кукол:
а) из хлеба;
б) из глины;
в) из пластилина.
10. Жилин вновь решается на побег, потому что
а) Костылину стало лучше;
б) с него сняли колодки;
в) узнал, что его хотят убить.
11. Где работал Петька («Петька на даче» Л. Андреев)?
а) в магазине;
б) в булочной;
в) в парикмахерской.
12.Какую фразу произносил Осип Абрамович, когда звал Петьку?
а) Мальчик, воды!
б) Мальчик, зеркало!
в) Мальчик, расчёску!
13. Куда любил Петька ходить на даче?
а) на рыбалку;
б) за грибами;
в) в лес.
14. Жанр произведений «Злоумышленник» и «Пересолил»:
а) повесть;
б) сказка;
в) рассказ.
15. Какая фамилия была у фельдшера в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»:
а) Курятин;
б) Петухов;
в) Гусельников.
16. Причиной возникновения комической ситуации в конце произведения «Пересолил» стал:
а) внушительный облик Клима;
б) ужасный разбойник;
в) страх землемера.
17. Как посоветовал вылечить зуб приказчик Булдеева?
а) полоскать рот;
б) прикладывать к больному зубу керосин;
в) полечиться заговором.
18. «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:
а) Жеребкин;
б) Гнедов;
в) Овсов.
Часть2
-
Как в литературном произведении называется описание внешности героя?
-
Как называется одна из форм раскрытия характера героев в художественном произведении, заключающаяся в разговоре двух или нескольких лиц?
-
Как называется цепь событий, происходящих в произведении?
-
Какие исторические события положены в основу произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
-
Для чего Денису Григорьеву нужна была гайка?
Часть 3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?
-
Чему учит рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №3
Вариант – 2
Часть 1
1. Соотнесите имена, отчества и фамилии писателей:
1. Леонид Николаевич | А) Тургенев |
2. Лев Николаевич | Б) Чехов |
3. Антон Павлович | В) Толстой |
4. Иван Сергеевич | Г) Андреев |
2.О каком герое идет речь?
1. «… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…»
2. Ей «…было всего недели три, глаза у неё прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась…»
3. «…вдова, окружённая многочисленной дворней…; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости…»
4. «Искусная и ученая прачка, работала за двоих, а ласки никакой никогда не видала, запуганная, трепетала при одном имени барыни»
А) барыня;
б) Татьяна;
в) Муму;
г) Герасим.
3. Откуда у Герасима появился щенок?
а) его купили по приказу барыни;
б) Герасим его спас и принёс в свою каморку;
в) его привезли из деревни вместе с Герасимом.
4. С кем автор сравнивает Герасима, возвращавшегося домой?
а) с отважным богатырём;
б) с могучим дубом;
в) с сильным львом.
5. Когда происходят события рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?
а) зимой;
б) летом;
в) осенью.
6. Как зовут Жилина?
а) Михаил;
б) Василий;
в) Иван.
7. Куда Жилин написал письмо о выкупе:
а) домой матери;
б) в крепость полковнику,
в) указал неправильный адрес.
8. Кем был Костылин?
а) офицером,
б) татарином;
в) простым солдатом.
9. Кто помог бежать Жилину из плена:
а) никто не помогал;
б) Дина;
в) Костылин.
10. Что такое сакля?
а) одежда;
б) еда кавказцев;
в) жилище кавказских горцев.
11. Как зовут «мужичка в больших сапогах, в полушубке овчинном?» («Крестьянские дети» Н. Некрасов)?
а) Ванюша;
б) Игнат;
в) Влас.
12. Как выглядел Петька до отъезда на дачу? («Петька на даче» Л. Андреев)
а) грязным и неопрятным;
б) аккуратным и ухоженным;
в) чистым и опрятным.
13. Родиной А.П. Чехова является
а) Москва;
б) Таганрог;
в) Оренбург.
14. Жанр произведений «Лошадиная фамилия» и «Хирургия»:
а) повесть;
б) сказка;
в) рассказ.
15. Название произведения «Пересолил» означает:
а) положил слишком много соли;
б) сильно рассмешил;
в) перестарался.
16. Какую операцию сделал фельдшер дьячку («Хирургия» А.П. Чехов)?
а) ампутацию;
б) имплантацию;
в) тракцию.
17. Назовите фамилию «злоумышленника» из одноимённого рассказа А.П. Чехова?
а) Денисов;
б) Григорьев;
в) Васильев.
18. Один из рассказов А.П. Чехова называется:
а) «Толстый и тонкий»;
б) «Высокий и низкий»,
в) «Лёгкий и тяжёлый»
Часть2
1. Назовите «лошадиную» фамилию бывшего акцизного в рассказе А.П. Чехова.
2. Какое художественное средство использует Тургенев в описании Герасима: «вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»?
3. Как называется момент наивысшего напряжения в развитии действия?
4. Как называется выразительная подробность в произведении?
5. Что починил Жилин Абдулу?
Часть 3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
В чем проявляется сходство Герасима с былинным богатырем?
-
Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
Ответы:
Вариант – 1 | Вариант – 2 |
Часть 1: | Часть 1: |
-
1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б -
1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А -
в -
а -
а -
в -
б -
а -
б -
в -
в -
а -
а -
в -
а -
в -
в -
в | -
1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А -
1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б -
б -
в -
б -
в -
в -
а -
б -
в -
в -
а -
б -
в -
в -
в -
б -
а |
Часть 2: | Часть 2: |
-
Портрет -
Диалог -
Фабула -
Кавказская война -
Сделать грузило для удочки | -
Овсов -
Сравнение -
Кульминация -
Деталь (художественная) -
Часы |
Критерии оценивания
За верное выполнение задания ученик получает:
Часть 1
1 -2 задание – 4 балла;
3-18 задание – 1 балл;
Часть2
1-5 задание – 1 балл;
Часть 3 (0-3 балла)
Максимальная сумма - 32 балла
Шкала перевода в пятибалльную оценку
Количество балов | Менее 16 | 16-21 | 22-28 | 29-32 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №4 (итоговая)
Вариант – 1
Часть 1
1. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт;
б) летописец;
в) народ.
2. Назовите автора, написавшего повесть «Чучело»:
а) Лев Кассиль;
б) Владимир Железников;
в) Валентин Катаев.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «легенды и предания о богах и героях»:
а) сказка;
б) повесть;
в) миф.
4. Описание природы в художественном произведении называется:
а) портрет;
б) пейзаж;
в) фабула.
5. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:
а) «Ночь перед Рождеством»;
б) «Сорочинская ярмарка»;
в) «Муму».
6. Кто НЕ является героем произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:
а) Жилин;
б) Костылин;
в) Герасим.
7. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:
а) А.С. Пушкин;
б) М.Ю. Лермонтов;
в) М.В. Ломоносов.
8. О ком из писателей эти строки:
Он родился в местечке Сорочинцы Полтавской губернии, учился в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии.
а) Н.В. Гоголь;
б) И.С. Тургенев;
в) Н.А. Некрасов.
9. Васютка («Васюткино озеро») отправился в лес для того, чтобы:
а) насобирать орехов;
б) подстрелить глухаря;
в) подышать воздухом.
10. В рассказе А.П. Платонова «Никита» отец мальчика вернулся:
а) с работы;
б) с отдыха;
в) с войны.
11. Кому адресовано стихотворение А.С. Пушкина, которое начинается словами: «Подруга дней моих суровых…»?
а) маме;
б) сестре;
в) няне.
12. Назовите имя литературного героя: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник …, одарённый необычайной силой, он работал за четверых».
а) Капитон;
б) Герасим;
в) Гаврила.
13. Рассказ М.М. Зощенко называется
а) «Галоша»;
б) «Сапог»;
в) «Валенок».
14. О какой героине идет речь?
1) «Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого…»;
2) «Высока, стройна, бела,/ И умом и всем взяла…»;
3) «Разве черные брови и очи мои ….так хороши, что уже равных им нет и на свете?»;
4) «На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников»»
А) Оксана («Ночь перед Рождеством»)
Б) Дина («Кавказский пленник»)
В) царица-мачеха («Сказка о мёртвой царевне…»);
Г) царевна («Сказка о мёртвой царевне…»).
)
15. Найдите соответствия:
-
Ю.П. Казаков -
А.П. Чехов -
Л. Кассиль -
Дж. Лондон | -
«Пересолил» -
«Сказание о Кише» в) «Запах хлеба» г) «Дорогие мои мальчишки» |
16. Соотнесите произведение с жанром:
-
«Зеркало» С.В. Михалков -
«Яблоки Гесперид» -
«Васюткино озеро» -
«Летний вечер» А. Блок | А) рассказ Б) стихотворение В) басня Г) миф. |
17. Найди соответствия между проблемой и произведением:
Проблема, затронутая автором | Произведение, в котором поднимается эта проблема |
1. Проблема трудного детства; 2.Проблема тесной связи природы и человека; 3. Проблема межнациональных отношений; 4.Проблема социального неравенства, непонимания. | А) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»; Б) А. П. Чехов «Злоумышленник»; В) Н. А Некрасов «Крестьянские дети»; Г) А. Платонов «Никита». |
18. Соотнесите термин и его определение.
Перечень тропов | Значение термина |
1. Олицетворение | А) Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением |
2. Эпитет | Б) Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. |
3. Сравнение | В) Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать |
4. Метафора | Г) Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства |
Часть2
1. Как в литературном произведении называется разговор двух или нескольких лиц?
2. Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?
3. Как называется противоборство, столкновение характеров, идей, взглядов в художественном произведении?
4. Укажите название произведения и автора.
«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».
5. Определите жанр произведения:
Занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях.
Часть3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
-
Что помогло Васютке выжить в лесу?
-
Каким изображает детство крестьянских детей Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №4 (итоговая)
Вариант – 2
Часть 1
1. К фольклорным произведениям относят:
а) колыбельные песни, пословицы, поговорки;
б) считалки, повести, заклички;
в) сказка, загадка, басня.
считалки
2. Назовите автора, написавшего повесть «Сын полка»:
а) Лев Кассиль;
б) Владимир Железников;
в) Валентин Катаев.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях»
а) сказка;
б) повесть;
.
в) миф.
4. Описание внешности в художественном произведении называется:
а) пейзаж;
б) портрет;
в) натюрморт.
5. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит И.А. Крылову:
а) «Волк и Ягнёнок»;
б) «Волк на псарне»;
в) «Никита».
6. Кто НЕ является героем произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
а) Солоха;
б) Оксана
в) Дина.
7. Писатель, учившийся в Нежинской гимназии:
а) А.С. Пушкин;
б) М.Ю. Лермонтов;
в) Н.В. Гоголь.
-
О ком из писателей эти строки:
Он родился в Москве, рано потерял мать, воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной, богатой и знатной помещицей.
а) М.Ю. Лермонтов;
б) Н.В. Гоголь;
в) И.С. Тургенев.
9. Назовите птицу, которая «увела» Васютку («Васюткино озеро») в тайгу:
а) тетерев;
б) глухарь;
в) кедровка.
10. Сколько лет было мальчику Никите в одноимённом рассказе А.П. Платонова?
а) 5;
б) 6;
в) 7.
11. Какому событию посвящено стихотворение, начинающееся следующими строками: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…»?
а) Сталинградской битве;
б) Курской битве;
в) Бородинскому сражению.
12. Назовите имя литературного героя: «…несмотря на большой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что…ног было совершенно незаметно… ».
а) Вакула;
б) Пацюк;
в) Чёрт.
13. Рассказы М.М. Зощенко
а) юмористические;
б) трагические;
в) фантастические.
14. О каком герое идет речь?
1) «С детства привык к полевым работам, к деревенскому быту… Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…»;
2) «В больших сапогах, в полушубке овчинном, /В больших рукавицах… а сам – с ноготок!»;
3) «…был самый маленький из всех служащих в заведении», «…десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов…»;
4) «…был богобоязливый человек и писал часто образа святых…», «…силач и детина хоть куда…».
А) Влас («Крестьянские дети»);
Б) Петька («Петька на даче»);
В) Вакула («Ночь перед Рождеством»);
Г) Герасим («Муму»).
15. Найдите соответствия:
1) В.П. Крапивин 2) К. Булычёв 3) А.П. Платонов 4) Дж. Лондон | А) «Девочка, с которой ничего не случится» Б) «Белый клык» В) «Мальчик со шпагой» Г) «Корова» |
16. Соотнесите произведение с жанром:
-
«Грибы» С.В. Михалков -
«Лошадиная фамилия» -
«Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев -
«Царевна-лягушка» | А) Стихотворение Б) Сказка В) Басня Г) Рассказ |
17. Найди соответствия между темой и произведением:
Тема, затронутая автором | Произведение |
1. Взаимоотношения в детском коллективе; 2. Человек и природа; 3. Тяжёлая жизнь крестьян; 4. Мужество русского народа | А) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Б) И.С. Тургенев «Муму»; В) М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Г) В. Железников «Чучело» |
18. Соотнесите термин и его определение:
Перечень тропов | Значение термина |
1. Строфа | А) Выразительная подробность в произведении, помогающая читателю представить время и место действия, облик героев, их состояние, понять авторское отношение к изображаемому. |
2. Деталь | Б) Повествование о событиях художественного произведения, выстроенное в соответствии с авторским замыслом. |
3. Рифма | В) Повторяющаяся в стихотворении группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм. |
4. Сюжет | Г) Созвучие окончаний стихотворных строк. |
Часть2
1. Как в литературном произведении называется момент наивысшего напряжения в развитии действия?
2. Как называется заключительная часть художественного произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев после изображаемых событий?
3. Какое средство художественной выразительности является в басне главным?
4. Укажите название произведения и автора:
Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды…
5. Определите жанр произведения:
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Часть3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
1. Как в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник» показана сила духа настоящего русского офицера?
2. Почему свой рассказ И.С. Тургенев назвал «Муму»?
Ответы:
Вариант – 1 | Вариант – 2 |
Часть 1: | Часть 1: |
-
в -
б -
в -
б -
в -
в -
а -
а -
а -
в -
в -
б -
а -
1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б -
1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б -
1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б -
1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б -
1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б | -
а -
в -
а -
б -
в -
в -
в -
а -
б -
а -
в -
б -
а -
1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В -
1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б -
1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б -
1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В -
1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б |
Часть 2: | Часть 2: |
-
Диалог -
Сюжет -
Конфликт -
«Кавказский пленник», Л. Толстой -
Сказка | -
Кульминация -
Эпилог -
Аллегория -
«Ночь перед Рождеством», Н.В. Гоголь -
Басня |
Критерии оценивания
За верное выполнение задания ученик получает:
Часть1
1 -13 задание – 1 балл;
14-18 задание –4 балла;
Часть2
1-5 задание – 1 балл;
Часть 3 (0-3балла)
Максимальная сумма за все правильно выполненные задания – 41 балл
Шкала перевода в пятибалльную оценку
Количество балов | Менее 21 | 21-28 | 29-36 | 37-41 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |