СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В помощь школьным библиотекарям при работе с учебной литературой.
МБОУ «Зверосовхозская СОШ» Мамадышского района Республики Татарстан
Сборник
«Учебники, учебники!»
Подготовила библиотекарь Кибякова В.А.
2018 год
Содержание
Из истории создания учебника
Школьный учебник - основной источник знаний
Памятка «Как работать с учебником»
Приложение № 1 «Регламент обеспечения учащихся учебной литературой».
Приложение № 2 «Правила пользования учебниками из фонда учебной литературы библиотеки»
Приложение № 3 «Циклограмма деятельности по обеспечению учебниками. Распределение функциональных обязанностей работников по учебному книгообеспечению»
Электронные учебники
Памятка при сдаче учебника
Памятка о сохранности школьных учебников
Памятка «как обращаться с учебником»
К вниманию учащихся и их родителей! «Как правильно отремонтировать учебник?!»
Сказка об учебнике
Стихи, загадки, пословицы об учебнике
Образец объявления
15.Об организации мероприятий, направленных на воспитание у учащихся бережного отношения к
учебной литературе.
16.ВАШ АДВОКАТ «Кто вернет учебник?»
17. «Просьба учебника»
18. Учебнику - долголетнюю жизнь!
19.Это интересно знать. Первая книга
20. С улыбкой
21. Акция «Собирай макулатуру!»
1.Из истории создания учебника
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.
От простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении зависит успеваемость обучающихся по нему учеников.
Развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить следующие виды учебников:
учебники на основе технологии HTML,
викиучебник - бесплатный интернет-ресурс, где каждый может читать, копировать, издавать и изменять содержимое учебников,
аудиоучебник - художественное или познавательное произведение, аудиокурсы, записанные в аудиоформате профессиональным актёром или группой актеров,
электронный учебник – электронный вариант бумажного учебника; устанавливается на планшет учащегося и является интерактивным: содержит гиперссылки на встроенные энциклопедии, более развернутое иллюстрирование с возможностью его прокрутки, кросс-ссылки между разными разделами учебника, а также позволяет использовать аудио- и видеоматериалы, графики.
История учебника
Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные таблички. В настоящее время считается, что первым письменным учебником в истории была древнеегипетская книга Кемит. В античном мире было создано большое количество учебников, традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII—XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В Средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближенных к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.
Учебники в России
В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году.
Во второй половине XVII века один только Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг были доступны для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку).
«Родное слово» К. Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 году, выдержало 146 изданий.
В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы,[3] и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили ещё дольше. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.
С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников;[источник не указан 3000 дней] по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.
Развитие современных технологий постепенно меняет форму и методы преподавания в России и мире. Так, согласно закону об образовании, с 1 января 2015 года российские школы должны преподавать только по учебникам, для которых выпускается электронная версия. Содержание учебника в электронной форме должно соответствовать печатной версии и дополнять её мультимедийными и интерактивными элементами. Только отвечающие этим требованиям издания будут внесены в федеральный перечень учебников.[4]
Пока что предполагается, что электронные учебники не полностью вытеснят, а дополнят бумажные и заменят их в некоторых случаях, открывая дополнительные возможности для образовательного процесса.
Учебники в других странах
Плюрализм или унификация учебников во многом зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в России, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или представители общественных движений — феминистических, экологических и пр.) и религиозные деятели.
2.Школьный учебник - основной источник знаний
Школьный учебник является одним из основных источников знаний, но этот источник дарит свои сокровища лишь тем, кто умеет с ним работать, кто знает его секреты. Учебник содержит основной материал учебной программы, которым должен владеть каждый, без знания которого ученик не может достичь уровня среднего образования. Но нельзя ограничиваться учебником. О новых открытиях в науке, технике и производстве надо узнавать из дополнительной популярной литературы, а также из журналов и газет. Работа с учебником позволяет использовать зрительную память (она преобладает у большинства), обеспечивает точность и четкость знаний, прививает необходимые навыки самообразования.
Прежде чем начать работу с учебником, предварительно познакомьтесь с ним. Сначала узнайте по оглавлению, какие разделы, главы содержатся в учебнике, в какой последовательности они расположены. Обратите внимание на методический аппарат: таблицы, иллюстрации, схемы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, определения новых понятий, формулировки законов, выводы. Помните, что контрольные вопросы нацеливают вас на главное. Правильно ответив на них, вы обеспечите глубокое и полное знание учебной программы. Основные выводы и определения, которые надо знать дословно, выделены в тексте особым, «жирным» шрифтом и часто подчеркнуты. Не пропускайте места, напечатанные петитом (мелким шрифтом). В них обычно содержится интересный материал, дополняющий и расширяющий программу.
Учебник нельзя просто читать с целью запомнить материал. Это скучный, пассивный и порочный метод работы, названный еще в старину зубрежкой. Если вы занимаетесь на уроке, то учебник всегда находится на парте, рядом с тетрадью, дневником, картой. Во время опроса учебник надо закрыть. На уроках, по указанию учителя, вы самостоятельно можете изучить отдельные разделы учебника, найти там ответы на поставленные вопросы, выписать формулировки определений (понятий), выводы, вести словарную работу; пользуясь материалом учебника, заполнять таблицу, изготовлять диаграммы. Иногда необходимо законспектировать какой-то раздел учебника, составлять тезисы, выписать цитаты. Подобная работа иногда проводится и дома.
Научитесь как можно лучше использовать все виды иллюстраций учебника (рисунки, фотографии, схемы, карты и т.д.). Обращайтесь к ним в момент чтения соответствующего текста учебника. По иллюстрациям можно повторять материал, не читая вторично текста, рассказывать, используя рисунки и схемы как своеобразный конспект.
Работая с учебником, не следует делать на полях большие пометки и подчеркивать текст (ведь учебником на будущий год могут воспользоваться ваши младшие товарищи). Разве только слегка простым карандашом отмечайте условными знаками то, на что при повторении надо обратить внимание (условные знаки придумайте сами).
Работа с книгой, в том числе и с учебником, требует умения пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Причем надо не только знать, к какой справочной литературе следует обратиться, но и уметь быстро находить именно то, что нужно.
Учебник — не художественное произведение, читай его с бумагой и карандашом в руках, проделай самостоятельно все выкладки, которые имеются в книге.
Не спеши, читая параграф. Добивайся четкого понимания каждой фразы, затем абзаца, параграфа. Не пропускай материал, ибо можешь не понять главного.
Особое внимание обращай на формулировки определений, правил, законов, теорем.
Если в книге что-то доказывается, сначала установи, что дано, что нужно доказать. Если решается задача, точно установи, что дано и что надо найти.
Если ты читаешь о каких-либо геометрических фигурах (физических телах и т.п.), представь себе их в отдельности и в указанной взаимосвязи.
По возможности, используй модели. Такие имеются не только в школьных кабинетах, их можно найти и вокруг себя.
Ты прочитал условие задачи или теоремы. Не спеши смотреть в ответ (или, тем более, в сборник готовых решений), попытайся выполнить задание самостоятельно.
Приложение № 1 к Положению о порядке обеспечения учебной литературой МБОУ «Зверосовхозская СОШ»
Регламент обеспечения учащихся учебной литературой
на уровне МБОУ «Зверосовхозская СОШ»
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации |
| Ознакомление педагогических и библиотечных работников с проектами федеральных перечней учебников на предстоящий учебный год, размещенными на сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение проектов заказов на учебники на предстоящий учебный год на педагогических советах | до 20 января текущего года до 1 февраля текущего года |
| Формирование заказа образовательного учреждения на учебники на предстоящий учебный год и предоставление в Муниципальный орган | до 5 февраля текущего года |
| Проведение педагогических советов образовательных учреждений по вопросам приведения образовательных программ (списков учебников в них) в соответствие имеющимся фондам учебной литературы . | до 15 марта текущего года |
| Сбор учебной литературы с учащихся образовательного учреждения | с 23-24 мая 1,11 классы с 30 мая -3 июня 2-8,10 классы |
| Инвентаризация и анализ школьных фондов учебной литературы | до 10 июня текущего года |
| Обновление обменного фонда учебников образовательного учреждения | до 20 июня текущего года |
| Обмен излишками учебной литературы между образовательными учреждениями | до 20 августа текущего года |
| Прием поступающей учебной литературы | до полного поступления |
| Организация постановки поступающей литературы на учет | в течение 5 дней |
| Обеспечение учета и хранения, своевременно списание физически и морально устаревшие учебники, сдача макулатуры | постоянно |
| Организация мероприятий по формированию у учащихся бережного отношения к учебной литературе | постоянно |
| Осуществление процедуры приёма учебников взамен утерянных | май, июнь, август, сентябрь |
| Информирование родителей (законных представителей), обучающихся: ● о перечне необходимых учебников и учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы данного класса на предстоящий учебный год; ● о числе учебников, имеющихся в фонде учебной литературы библиотеки МБОУ «СОШ № 4 г. Мамадыш», | февраль-март, май |
| Ознакомление родителей (законных представителей): ● с порядком обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся в предстоящем учебном году; ● с правилами пользования учебниками из фонда библиотеки Школы. | в течение года |
| Оформление Уголка для родителей (законных представителей) с обязательными рубриками: ● положение о порядке обеспечения обучающихся учебниками и учебниками пособиями, ● правила пользования учебниками из фондов библиотеки Учреждения, ● список учебников по классам, по которому будет осуществляться образовательный процесс в новом учебном году | к 01 июня |
| Информирование педагогов о новинках в области учебно- методической, психолого- педагогической литературы | Один раз в полугодие |
| Выступления на педсоветах ступеней с анализом книгообеспеченности учебного процесса | март |
| Отчетность о книгообеспеченности учебного процесса по установленной форме | сентябрь |
| Обеспечение строгого исполнения обучающимися Правил пользования учебниками из фондов библиотеки (с определением мер ответственности за утерю или порчу учебников) | постоянно |
| Обеспечение сохранности учебников учителями - предметниками по своим предметам | постоянно |
Приложение № 2
Правила пользования учебниками из фонда учебной литературы библиотеки
1. Общие положения.
1. Настоящие Правила составлены в соответствии с:
● Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29.12.1994г. № 78 – ФЗ;
● Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
● Положением о библиотеке образовательного учреждения;
● Локальным нормативным актом «Положение о порядке обеспечения учебной литературой обучающихся Учреждения от г. №
2. Правила пользования учебниками из фонда учебной литературы библиотеки (далее – Правила)– документ, фиксирующий взаимоотношения обучающегося и (или) родителей (законных представителей) с библиотекой и определяющий общий порядок доступа к фонду учебной литературы библиотеки, права и обязанности обучающихся и библиотеки;
3. Право свободного и бесплатного пользования фондом учебной литературы библиотеки имеют все обучающиеся.
4. Как правило, учебники из фонда учебной литературы библиотеки выдаются обучающимся на учебный год. Учебники, по которым обучение ведется несколько лет, могут быть выданы на несколько лет;
5. В случае перехода обучающихся в течение учебного года в другое образовательное учреждение, учебники сдаются в библиотеку;
6. Решение о предоставлении комплекта учебников из фонда учебной литературы библиотеки Учреждения учащимся льготной категории принимается на основании обоснованного заключения комиссии по социальной поддержке обучающихся, формируемой из представителей педагогического коллектива и классных родительских комитетов Учреждения;
7. Выдача учебников на предстоящий учебный год производится заведующей библиотекой в конце августа, начале сентября текущего года.
8. Если учебник утерян или испорчен, родители (законные представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
Права, обязанности и ответственность обучающихся,
пользующихся фондом учебной литературы библиотеки Учреждения.
1 Обучающийся имеет право:
● пользоваться учебниками из фонда учебной литературы библиотеки;
● Получать необходимую информацию;
● о необходимых учебниках и учебных пособиях, входящих в комплект учебной литературы на предстоящий учебный год;
● о числе учебников, имеющихся в фонде учебной литературы Библиотеки Учреждения
● Получать во временное пользование из фонда учебной литературы Библиотеки учебники и учебные пособия;
● Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору Учреждения;
2 Обучающиеся обязаны:
● соблюдать правила пользования библиотекой;
● бережно относиться к учебникам и учебным пособиям, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.);
● возвращать в библиотеку учебники в строго установленные сроки;
● расписываться в читательском формуляре за каждый полученный в библиотеке учебник (кроме учащихся 1-4 классов);
3 Обучающиеся несут ответственность за обеспечение сохранности учебников и учебных пособий, полученных из фонда учебной литературы Библиотеки.
● при утрате и (или) неумышленной порче учебника или учебного пособия заменить их такими же, признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость. Стоимость утраченных, испорченных учебников определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных документах библиотеки, с определением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.
3. Обязанности библиотеки.
3.1. Библиотека обязана:
● обеспечить полную своевременную выдачу учебников льготным категориям обучающихся на предстоящий учебный год в соответствии со Списком обучающихся льготных категорий для первоочередного обеспечения учебниками из фондов учебной литературы библиотеки Учреждения, утвержденный приказом директора Учреждения;
● информировать читателей о перечне необходимых учебников и учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы на предстоящих учебный год;
● с информировать читателей о числе учебников, имеющихся в фонде учебной литературы библиотеки;
● систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных учебников и учебной литературы;
● обеспечить сохранность и рациональное использование фонда учебной литературы
● отчитываться о своей деятельности в соответствии с положением о библиотеке.
4. Порядок пользования учебниками и учебными пособиями
4.1. Максимальные сроки пользования учебников, учебные пособий – учебный год:
● учебники и учебные пособия обучающимся 1-4 классов выдаются в начале учебного года лично самому обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям);
● в конце учебного года учебники и учебные пособия подлежат возврату в библиотеку Учреждения (кроме учебников, рассчитанных на несколько лет обучения);
● если ученик испортил или потерял учебник, то он должен принести взамен такой же, или другой учебник последнего года издания, или художественную книгу, равную по стоимости и востребованную по содержанию.
Приложение № 3
к локальному нормативному акту
«Положение о порядке обеспечения учебниками
и учебными пособиями обучающихся
Циклограмма
деятельности по обеспечению учебниками.
Распределение функциональных обязанностей работников
по учебному книгообеспечению.
Учитель |
|
Анализирует необходимое количество учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана Учреждения с учетом преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 4 класс) и горизонтали (целостность учебно- методического комплекта: программа, учебник, методическое пособие, дидактические и раздаточные материалы) в соответствии с образовательной программой Учреждения, количеством обучающихся и формирует потребность в учебной литературе по своему предмету; передаёт данные руководителю методического объединения | январь, март-апрель, август |
Делает дополнительную заявку на недостающие учебники и учебные пособия | август |
Следит за состоянием учебников и учебных пособий по своему предмету | постоянно |
Контролирует соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральным государственным образовательным стандартам, рабочим программам, федеральному перечню учебных изданий, образовательной программе Учреждения | март-апрель, сентябрь-октябрь |
Классный руководитель |
|
Выявляет обучающихся, которые нуждаются в обеспечении учебниками и учебными пособиями из фонда учебной литературы библиотеки МБОУ «Зверосовхозская СОШ» и содействует обеспечению этих учащихся бесплатными учебниками из фонда учебной литературы библиотеки Учреждения. | постоянно |
Участвует в выдаче и приеме учебников из фонда учебной литературы библиотеки Учреждения | май, июнь, август, сентябрь |
Проверяет наличие комплекта учебников и учебных пособий у каждого обучающегося класса | сентябрь, 1 раз в триместр, по мере прихода новых учащихся |
Информирует родителей (законных представителей), обучающихся: ● о перечне необходимых учебников и учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы данного класса на предстоящий учебный год; ● о числе учебников, имеющихся в фонде учебной литературы библиотеки Учреждения, | февраль-март май |
Ознакомление родителей (законных представителей): ● с порядком обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся в предстоящем учебном году; ● с правилами пользования учебниками из фонда библиотеки Учреждения | В течение учебного года |
Организует ликвидацию задолженности по учебникам учащимися класса | май, июнь, август, сентябрь |
Проводит мероприятия по сохранности учебников и учебных пособий и воспитанию бережного отношения в книге | в течение учебного года |
Библиотекарь |
|
Проводит анализ состояния библиотечного фонда учебной литературы в соответствии с ежегодной потребностью Учреждения и с реализуемыми в Учреждении образовательными программами | декабрь, январь |
Формирует потребность Учреждения в учебниках и учебных пособиях в соответствии с Федеральным перечнем, образовательными программами Учреждения и количеством обучающихся в Учреждении | февраль, март |
Составляет совместно с ответственным за организацию учебно-методического обеспечения образовательного процесса Учреждения сводный заказ на учебники и учебные пособия и представляет его на утверждение директору Учреждения | апрель-май |
Организует прием учебной литературы, обеспечивает учет и хранение, своевременно списывает физически и морально устаревшие учебники, организует сдачу макулатуры | постоянно |
Готовит отчет об обеспеченности учебной литературой обучающихся Учреждения на начало учебного года | до 15 сентября |
Информирует педагогических и руководящих работников Учреждения об изменениях в фонде учебной литературы Учреждения | один раз в полугодие |
Участвует в разработке нормативно-правовой базы по учебному книгообеспечению в рамках своей компетенции | по мере необходимости |
Осуществляет подготовку к приему от обучающихся учебников и учебных пособий | май |
Проводит смотр-конкурс на лучшее состояние учебной книги 1-4 класс | март-апрель |
Осуществляет массовую выдачу учебников 1-4 класс | август, сентябрь |
Осуществляет массовый прием учебников 1-4 класс | май, июнь |
Осуществляет процедуру приема взамен утерянных | По мере необходимости |
Информирует педагогический коллектив о вновь поступивших учебниках | постоянно |
Контролирует уровень обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся, в том числе льготной категории | сентябрь |
Заместитель директора |
|
Осуществляет контроль за обеспечением учителями преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 4 класс) и горизонтали (целостность учебно- методического комплекта: программа, учебник, методическое пособие, дидактические и раздаточные материалы) в соответствии с реализуемыми в Учреждении образовательными программами | Постоянно |
Контролирует обеспеченность учебниками и учебными пособиями обучающихся | апрель август, сентябрь |
Проводит работу по составлению перечня учебников, планируемых на следующий учебный год для реализации образовательной программы МБОУ «Зверосовхозская СОШ» | Январь - март |
Организует работу с педагогическим коллективом по изучению и анализу федерального перечня учебников. | постоянно |
Ежегодно контролирует соответствие реализуемого УМК школы стандартам, учебным программам, Федеральному перечню учебников. | постоянно |
Формирует сводную заявку на повышение квалификации учителей по новым УМК | по заявкам учителей и руководителей Ш МО |
Организует обсуждение на педагогическом совете Учреждения вопрос по учебному книгообеспечению учащихся Школы | март, апрель, |
Директор Учреждения |
|
Отвечает за комплектование и сохранность фонда учебной литературы в целом | постоянно |
Ежегодно утверждает Список учебников и учебных пособий на предстоящий учебный год | март |
Утверждает нормативно- правовую базу по книгообеспечению в рамках своей компетенции | по мере необходимости |
Защищает перед органом отдела образования потребность в учебной литературе, приобретенной на муниципального бюджета | октябрь, ноябрь |
Определяет и контролирует порядок обеспечения обучающихся Учреждения учебной литературой, в т.ч. льготную им категорию | январь, сентябрь |
Оценивает деятельность работников Учреждения по обеспечению обучающихся учебной литературой, определяет меры поощрения. | по мере необходимости |
7.Электронные учебники для школьников, плюсы и минусы
Современные технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни – в офисе и дома, в больших городах и маленьких поселках мы пользуемся различными электронными приспособлениями для общения, развлечения, работы, творчества. Наступили времена, когда электронные устройства в обязательном порядке проникают и в такую важную область общественной жизни, как образование.
Электронный учебник Совсем скоро уйдут в прошлое тяжелые школьные рюкзаки, набитые учебниками. На смену бумажным учебникам приходят электронные.
Зачем нужны электронные учебники?
В 2012 году был принят новый государственный образовательный стандарт. Он требует создания в школах информационной образовательной среды, предоставляющей школьникам широкие возможности для творчества, развития и коммуникации.
Одной из сторон реализации этих требований становится обязательная автоматизация рабочих мест преподавателя и учащихся.
Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ.
Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки, или заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю
Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами.
Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств.
Что такое электронный учебник?
Сейчас подобные учебники бывают двух видов:
Первый – электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.
Прослушать диалог на английском, прочитанный профессиональными дикторами, посмотреть на карте исторического сражения как изменялось расположение сил на поле боя, покрутить и изучить со всех сторон трехмерные изображения музейных экспонатов, увидеть наглядно процессы и результаты экспериментов по физике или процесс деления живой клетки, мгновенно получить автоматическую оценку, выполнив задание в учебнике. Все это и многое другое можно с помощью электронного учебника.
Пока что электронных учебников первого вида намного больше, но многие издательства и компании в сотрудничестве с Минобразования и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.
Как работает электронный учебник?
Электронный учебник – это программа. Его можно загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон.
По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.
Использовать «читалки»-ридеры для работы с электронными учебниками не получится, если только это не электронная копия бумажного учебника.
Программный комплекс с мультимедиа компонентами и интерактивными возможностями работать в электронной книге не будет.
Плюсы и минусы использования электронных учебников
Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов.
Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг.
Безусловно, вредными для зрения были уже ушедшие в прошлое мониторы на основе электроннолучевой трубки.
А появление технологии, используемой в электронных «читалках», так называемая электронная бумага – специально разрабатывалась для длительного использования. Тем более, что во время урока дети, как правило, не сидят все 45 минут, работая с учебником.
Еще один повод не приветствовать внедрение электронных учебников для родителей – это тревога о том, что ребенок сломает, потеряет, испортит дорогую вещь – ноутбук или планшет.
Но тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами. Отчасти поэтому, школы проводившие эксперименты по внедрению – снабжали электронными учебниками только учеников старших классов.
Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов.
Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:
Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов. Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также – учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам.
Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.
Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения.
Мнения и статистика
С 2011 года проводятся эксперименты по внедрению электронных учебников в различных регионах России. Результаты практически полностью положительные – у школьников повышается успеваемость, растет интерес к учебе, расширяется кругозор.
Опрос, проведенный образовательным интернет-ресурсом «Дневник.ру» и охвативший около 50 тыс. респондентов из числа учеников, учителей и родителей в 85 регионах РФ показал, что примерно 90% школ еще не имеют опыта использования электронных учебников. Однозначно за их внедрение высказались 59% учащихся.
Использование планшетов на уроках поддержали 48% учителей и 32% родителей, в основном опасающихся необходимости покупки дорогого устройства за свой счет.
В текущем году 162 школы Московской области и более 12 тыс. учеников в рамках проекта апробации новых информационных технологий в образовании уже перешли на использование электронных учебников.
Состояние дел на сегодня
В России с 2015 года, согласно распоряжению Минобразования от 5.09.2013, в перечень рекомендованных к применению в школах учебников могут входить только имеющие, кроме бумажной, электронную версию.
На сегодняшний день согласно Приказу Минобрнауки от 9.01.14 «Об утверждении порядка….применения электронного обучения…» и ст. 16 Федерального закона №273 «Об образовании» время и порядок внедрения электронных учебников определяет само образовательное учреждение.
Своих учеников и их родителей школа должна проинформировать об изменениях и, согласно ФГОС, обеспечить бесплатными средствами обучения.
Разработкой и внедрением электронных учебников занимаются: Федеральный Институт Развития Образования, Российская Академия Образования, издательства «Бином», «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и другие.
Создана федеральная система дистрибуции электронных образовательных компонентов «Азбука».
С целью подготовки преподавателей во всех регионах проводятся семинары, вебинары, курсы обучения. Предоставляются демо-версии электронных учебников.
Первый эксперимент по внедрению электронных учебников, проведенный в 2011—2012 годах в 9 регионах России показал положительные результаты с точки зрения роста успеваемости и интереса школьников к учебе.
Современная школа – должна идти в ногу со временем и пользоваться всеми возможностями технологического прогресса.
8.Памятка при сдаче учебников
Перед сдачей учебников в библиотеку необходимо убрать все посторонние предметы и стереть аккуратно ластиком все надписи, сделанные вами во время учебы, особенно в учебниках русского языка и математики.
Если вами был испорчен учебник, возвращаете в библиотеку точно такой же учебник, какой вы брали,(пункт 7 правил пользования библиотекой).
Если срок обучения у нас закончился, вам необходимо все сдать в библиотеку и тогда вы получите обходной лист и получите документы.
Если учебники не будут сданы, крайний срок до 2 июня, то учебники на новый учебный год этим учащимся выдаваться не будут, в связи с нарушением правил пользования библиотекой.
9. Памятка о сохранности школьных учебников
Дорогой друг!
Ты получил во временное пользование учебники – школьную собственность. От тебя зависит, будут ли учебники опрятными и ими смогут пользоваться другие ученики.
Каждая сделанная тобой пометка искажает содержание материала, наносит вред учебному процессу.
Оберни книги, вырази им таким образом благодарность, и ты продлишь их жизнь в школе.
Помни, воспитанный, культурный человек не может быть небрежным по отношению к книге – источнику знаний!
10.Памятка «Как обращаться с учебником»
Оберните учебник бумагой или вложи его в специальную обложку.
Не загибайте страницы учебника, пользуйтесь закладкой.
Не перегибайте учебник: от этого вырываются страницы.
Не закладывайте ручку в учебник или карандаш: от этого ломается переплет.
Не пишите и не рисуйте в учебниках. Помните: учебник – это общественная собственность.
Не берите учебник грязными руками и не читайте его во время еды.
Кладите учебник только на чистый стол или парту.
Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.
Перевертывая страницу, держите её за верхний угол.
11.К вниманию учащихся и их родителей!
Как правильно отремонтировать учебники?!
Решение довольно просто - форзацы учебников аккуратно склеить скотчем, лучше прозрачным (так как если скотч не прозрачный, то он может закрыть необходимый материал или карты, которые часто печатают на форзацах). Страницы, которые вырвались из учебника можно приклеить бумажным клеем (лучше всего подойдет ПВА), но много не лейте, чтобы клей не распространился на другие страницы, или также приклеить прозрачным скотчем. Но в идеале, конечно, нужно все учебники обернуть в обложку (полиэтиленовую, которая продается в магазинах, или бумажную, например, из обоев) и попросить ребенка аккуратнее обращаться с книгой.
Подробнее…
При ремонте книг многое связано с приклеиванием, где требуется особая аккуратность. Для выполнения утраченных частей места бумагу для заплат используют аналогичную или близкую по толщине, цвету бумаге. Прозрачную бумагу(или прозрачный скотч), применяющую для склеивания разрывов страниц, всегда наклеивают с обеих сторон места, чтобы он не скручивался. Во всех случаях клей наносят тонким слоем (лучше всего клеем ПВА). Клей, попавший за пределы шва, снимают влажным марлевым тампоном. Все листы, для лучшего склеивания бумаги, необходимо хорошо спрессовать.
Для предупреждения слипания нужно проложить парафинированной бумагой. Закрученные углы листов расправляют влажным тампоном, после чего спрессовывают.
При работе с книгой иногда на ее страницах появляются различные пятна, которые не только делают ее непривлекательной, но и затрудняют чтение, поэтому и такие загрязнения нужно удалить.
12.Сказка об учебнике
Жил-был учебник. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему занимались ребята старательные, оборачивали в обложку, не рисовали на страницах. А учебник в благодарность открывал свои тайны, помогал школьникам учиться и получать хорошие оценки.
Но потом началась полоса невезения. Попал он в руки, которые не берегли его, не заботились о нем. Учебник часто забывали в шкафу, и он лежал там долгое время, а темноты он боялся. Если его доставали на свет, то даже не читали, а просто листали, рассматривая картинки. А учебник хотел быть полезным.
В следующем году стало еще хуже. Теперь он подолгу лежал на солнце, а когда его брали, то руки “хозяина” были жирные или грязные. Ученик рисовал в учебнике человечков, самолеты, танки...
Хотелось учебнику убежать обратно в библиотеку, но у него не было ножек. К концу года он стал очень чумазый, на него было жалко смотреть.
Добрые руки заботливых людей вылечили учебник. Его подклеили, стерли с полей рисунки, вернули в библиотеку. После этого учебнику везло, потому что он попал к ребятам заботливым. И жил учебник долго и счастливо.
13.Стихи
Дают вам учебники в школах бесплатно!
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…
А если ты, скажем, не очень опрятна
И там на страницах какие-то пятна?...
Чернилами синими залит портрет…
В тарелку свалился учебник случайно…
Так что же: отныне твой личный секрет – не тайна?
Какой-то мальчишка из младшего класса
Отыщет там пятнышко хлебного кваса и спросит:
- Скажите, вы правда такая грязнуля?
Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном на обложке!
Ещё я нашел там следы вашей кошки…
Ведь надо же: там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!
Учебник … Ну, что в нём?
Обложка … Страницы...
Но он в то же время – портрет ученицы!
Хозяйка учебник зубрит, изучает,
И он, между прочим, весь год не скучает.
И может весной доложить без утайки
О разных привычках и нравах хозяйки.
Береги школьные учебники
Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему!
***
Знай:
Сами вещи не растут,
Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш,тетрадь, перо,
Парту,доску, стол,окно,
Книжку, сумку- береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Твой учебник – не альбом, рисовать не надо в нем,
Ты читай, решай задачи,
Но учебник не испачкай.
Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам.
Каждой книгой дорожи,
В чистоте портфель держи.
Загадки про учебник
Если, что-то не пойму,
Из портфеля достаю,
С полочки снимаю,
Внимательно читаю!(Учебник)
Учит читать,
Буквы все знать,
С картинками и текстом,
Зовут его …(Учебником)
В начале урока,
Их достают,
После листают,
А также читают!(Учебник)
Если открываешь,
Знанья получаешь!(Учебник)
Его каждый год,
Школьник меняет,
В библиотеке на полке,
Он проживает!(Учебник)
Страницы, параграфы,
А так же разделы,
Умная книжица,
Эта имеет!( Учебник)
Их давно изобрели,
Детям нравятся они,
Урок запомнить помогают,
Без языка, но всё расскажут!(Учебники)
В портфель,
Стопкой сложу,
На школьной парте,
Разлажу!(Учебник)
Учитель тему называет,
Затем её нам освещает,
А дома, чтобы закрепить,
С ним ознакомиться велит!( С учебником)
Пословицы о книгах:
Будешь книги читать – будешь все знать.
Ум без книг, как птица без коня.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
14.Объявление (образец)
Заканчивается учебный год! Тщательно отремонтируйте все учебники, с благодарностью отнеситесь к каждому предмету и в надлежащем виде сдайте в библиотеку в указанный срок.
Сроки сдачи учебников:
1-4 классы | до 31 мая |
5 -8, 10 классы | до 31 мая |
9 классы | с 27 мая по 31 мая |
11 классы | с 27 мая по 31 мая |
ЗАПРЕЩАЕТСЯ : уносить с собой учебники на летние каникулы, передавать друг другу без разрешения библиотекаря или предметника. В случае утери учебника нужно заменить равноценной.
15.Об организации мероприятий, направленных на воспитание у учащихся бережного отношения к учебной литературе
Нормативный срок использования приобретенного учебника в образовательном учреждении общего образования составляет пять лет. Однако данный норматив соблюдается далеко не всегда по причине плохого хранения учебников и небрежного к ним отношения.
С целью сохранения и учета учебного фонда библиотек образовательных учреждений необходимо руководствоваться Приказом Минкультуры РФ от 2 декабря 1998 № 590 «Об утверждении «Инструкции об учете библиотечного фонда», Приказом Министерства образования РФ от 24 августа 2000 № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений».
На основе вышеназванных приказов возникает необходимость создания локальных нормативных документов со стороны администрации образовательных учреждений. Разработка с последующим утверждением внутришкольной инструкции или приказа (ежегодно обновляемых) по работе со школьными учебниками даст возможность обозначить обязанности всех участников данного процесса: библиотекаря, классных руководителей, администрации. К приказу прилагаются совместно разработанные Правила пользования школьными учебниками. Содержание текста Правил доводятся до каждого учащегося и их родителей.
При разработке Положения о библиотеке образовательного учреждения можно включить раздел «Меры по сохранности фонда библиотеки (учебники)», в котором должны быть прописаны все требования и условия, обеспечивающие сохранность учебного фонда.
Администрации образовательных учреждений рекомендуется проводить мониторинг состояния учебного фонда, предавая гласности его результаты через наглядные формы (общешкольная газета, уголок информации в библиотеке, информационный стенд для родителей, школьный сайт).
Важно использовать возможности конкурсного движения с целью стимулирования и обобщения лучшего опыта работы библиотекарей, педагогов по формированию бережного отношения к учебной литературе.
Мероприятия:
конкурс сочинений «Почему я берегу учебник?»,
конкурс «Береги учебник!»,
конкурс-игра «Да - нет», в которой предлагается участникам ответить на вопрос «Что любит учебник?»,
конкурс детских рисунков на тему «Береги учебник – источник знаний» и т.д..
В формировании бережного отношения к учебной литературе необходимо эффективно использовать и методы библиотечной работы:
оформление постоянно действующей выставки «Учебнику – долгую жизнь», «Учебник рассчитан на годы, не дни. Опрятным и чистым его сохрани!», «Бережное отношение к учебнику – долг и обязанность каждого школьника», «У кого учебнику лучше живется?»),
проведение общешкольных акций: «Оберни библиотечный учебник», «Прошей школьный учебник», «Продли жизнь школьному учебнику», в рамках «Недели школьного учебника» организация конкурсной программы для учащихся начальных классов «Реклама школьного учебника» и т.д.
16.ВАШ АДВОКАТ «Кто вернет учебник?»
-Ответственность за невозврат учебников в библиотеку может быть возложена на нарушителя-ученика и на его родителя. Учитель не может нести материальной ответственности…(подробнее читайте «Учительская газета» №6 от 6.02.2018,стр.20)
17. «Просьба учебника»
Пожалуйста, не трогай меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.
Не делай на мне пометок карандашом или чернилами или чернилами: это испортит мой вид.
Не клади на меня локтей, когда читаешь, а то ты меня помнешь.
Не закладывай между страницами карандаш или другие предметы.
Никогда не загибай страницы, а вкладывай закладку.
Помни, что после тебя я должна еще побывать у многих.
Может быть, я опять когда – нибудь встречусь с тобой, и тебе, наверное, будет жаль видеть меня старой, порванной, грязной.
Помоги же мне остаться свеженькой и опрятной, и я постараюсь доставить тебе радость.
18.Учебнику - долголетнюю жизнь!(Образец).
Сохранность учебной книги – составная часть учебной и воспитательной работы в школе.
Рейд «Учебнику – долголетнюю жизнь!» показывает, что некоторые учащиеся небрежно относятся к учебной литературе: отсутствуют обложки, видны свежие жировые пятна, следы от грязных пальцев, загрязненные листы, надписи. А ведь школьникам стремятся дать умные, добротные, красочные, долговечные книги, талантливо оформленные, изготовленные по самой передовой технологии, с использованием лучших сортов бумаги, современных переплетных материалов, синтетических пленок т.е. такие, которые должны жить долго и хорошо служить ученику.
Помните, что члены Совета библиотеки из каждого класса, периодически будут проверять и следить за сохранностью учебников, выданных из школьной библиотеки!
19.Это интересно знать
Первая книга.
Книга Полидора Вергилия Урбинского «Осмь книг о изобретателях вещей ….», была первой в России книгой по истории науки, техники, культуры.
Первый русский учебник механики составил Г. Скорняков – Писарев, один из видных деятелей при Петре I. Назывался этот учебник «Наука статистическая или механика».
В Российской Государственной библиотеке в Москве находится первый русский учебник по стилистике – «Краткое руководство к красноречию», написанный М.В. Ломоносовым.
Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад тоже Иваном Федоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, но и с числами. В ней много поучительных афоризмов, наставлений, изречений.
Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси. Авторами первых русских букварей были справщики (редакторы) московского печатного двора. Создатель «Букваря языка славенска, сиречь начало учения детем…»(2634 года) – «подъячий сын Василий Бурцев»(Бурцов –Протопопов).
В 1694 году монах Карион Истомин (ок.1640-1717), русский поэт и просветитель, представил ко двору первый русский иллюстрированный букварь. Каждая буква алфавита сопровождалась рисунком предмета на эту букву. Букварь знакомил с латинской, греческой и польской азбуками. В книге почти полностью отсутствовали религиозные тексты. Предназначается букварь не только «отрокам», но и,
что было тогда новым, «отроковицам».(«Пионерская правда» №11 от 20 марта 1998 г. стр.16
20.С улыбкой…
***
-Запрос библиотекарю:
я хотел бы почитать книгу.
- Какого содержания?
Для больного…
Так, может, Библию?
Нет, он болен не до такой степени.
***
Телевидение все – таки никогда не сможет заменить газету.
Почему?
Попробуйте уснуть, прикрывшись телевизором.
***
Студент – медик спрашивает в библиотеке:
Простите, я просил у вас новейший учебник по анатомии, а не этот, изданный двадцать лет тому назад. Неужели у вас нет ничего поновее?
Уж не думаете ли вы, молодой человек, что за последние годы в конструкцию человеческого скелета внесены большие изменения?
***
Читатель:
Хотел бы у вас взять книжку почитать, но не знаю, какую выбрать.
Библиотекарь:
Возьмите что – нибудь полегче.
Читатель:
Мне все равно, я на машине.
***
В библиотеке читатель просит толковый словарь. Библиотекарь пытается уточнить, какой именно, и в конце концов возмущенно говорит:
Заладили, толковый да толковый. У вас все толковые В библиотеке бестолковых словарей не бывает.
Акция «Собирай макулатуру»
Проблема экологии загрязнения окружающей среды продуктами жизнедеятельности человека, с каждым днем становятся все актуальнее. Экологический эффект от переработки и использования вторичного сырья огромен. Одна тонна переработанной макулатуры может сберечь около 4 кубических метров древесины (это примерно 17 деревьев!).
В библиотеках школ ежегодно списываются учебники, истекает срок хранения архивной документации. У школьников и их родителей скапливается бумажный мусор, которому можно дать вторую жизнь
СОБИРАЙ МАКУЛАТУРУ!
1 - для себя. Бумага, старые книги и учебники копятся дома, в школах и библиотеках, собирают пыль и вызывают раздражение.
2 – лес – наш друг! Тонна макулатурной бумаги позволяет сберечь примерно 5 кубометров древесины, что равно 12-14 деревьям.
3 – во имя устойчивого развития! Не стоит забывать, что процесс переработки макулатуры является более чистым и менее энергоемким, ведь повторное использование бумаги уменьшает использование воды на 60%, энергии - на 40%, при этом загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.
4– помоги другому. Ненужные пыльные бумаги, книги можно обменять на деньги, а на эти деньги, в свою очередь, приобрести новенькие книги для малышей.
5– Так здорово – делать общее дело вместе!