СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений как средство формирования звуковой культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 1 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений как средство формирования звуковой культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 1 классе.»

Приложение 2


Диагностика звуковой стороны речи по методике Лазаренко О. И.

  1. Умение регулировать темп речи.

Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.

Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

Ходит кот по лавке –

Мягонькие лапки,

Ушки пушисты,

Глазки золотисты.

***

Очень медленны движенья,

И «походка» как скольженье,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, черепаха.

В. Талызин

***

С горки мчится паровоз

Без трубы и без колес.

С паровозом – три вагона:

Михаил и два Антона.

  1. Умение регулировать ритм речи.

Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.

Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).

Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помо- щью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега – много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный ри- сунок предложенных текстов.

Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

***

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

«Ах, доска кончается,

Сейчас я упаду»


Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.

Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать рит- моинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.

  1. Умение изменять высоту голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.

Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.

Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.

Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.

  1. Умение изменять силу голосу

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.

Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 – 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.

Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.

Инструкция: послушай стихотворение, подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

***

Принеси нам хлеба:

Черного и белого,

Только не горелого.

***

Андрей – воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

  1. Умение выделять ударный слог в слове.

Задание 1. отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.

Цель: выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.

Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»).

Примерные слова: окно, стол, Лена, Наташа, и др.

Задание 2. подобрать картинки, слова, предметы под заданные схем.

Цель: выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение и выделять ударный слог.

Инструкция: подбери картинки, слова, предметы к схемам.

Задание 3. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.

Цель: выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове

Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный

Замок – замок

полки – полки

мою – мою

село – село

хлопок – хлопок

  1. Умение пользоваться логическим ударением.

Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.

Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.

Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.

Мы с мамой пойдем в лес.

Задание 2. Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.

Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.

Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а ни мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (Не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой. (А не в лесу)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой)

  1. Сформированность интонационной выразительности речи.

Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.

Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.

Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?

Я иду в детский сад.

б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)

в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)

Задание 2. рассказать отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из текста.

Цель: выявить возможности ребенка рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкция: послушай стихотворение, подумай, какое настроение оно передает и расскажи с нужной интонацией.

Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А когда я заболел -

Стало очень грустно...

***

Кто там ходит у реки?

Это наши кулики.

А чего они хотят?

Накормить своих ребят.

***

Дождь! Дождь!

Надо нам Расходится по домам!

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!