Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бургуйская средняя общеобразовательная школа»
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕМЕ «БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Составитель: Гомбоева С.Г.
2017
Упражнение 1. Прочитайте текст. Спишите, расставьте знаки препинания. Найдите односоставное предложение и определите его тип.
Несколько раз пытался встать но тут же в..лился в изн..можении на топчан и надолго зам..лкал или еле ш..веля губами ш..птал молитву: «Ом мани бад мээхам!». Быть может, смысл этих слов был и н..понятен старику так как это были тибетские сл..ва но с ними была связана вся его жизнь, т..желая и безрадос..ная. (Ц. Шагжин)
Упражнение 2. В данных предложениях замените односоставные безличные предложения двусоставными.
Им вспомнился хурчи с холодными пальцами. Мне было обидно. Ему не верилось в случившееся чудо. У меня нет свободного времени. Ей послышалось чье-то дыхание. (Ч. Цыдендамбаев)
Упражнение 3. Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, какой частью речи выражен главный член в безличных предложениях
1. Уже св..тало и небо на в..стоке меняло свою окраску. 2. Пускай уб..рается ко всем чертям (Х.Намсараев). 3. Кажется этой д..роги нет конца (И.Калашников). 4. В этих м..стах (по)особому светло и радостно (Ц.-Ж.Жимбиев). 5. Их ок..залось мало – с северо-восточной ст..роны пришлось врыть еще две (Х. Намсараев). 6. Надо что(то) придумать. Да… А что если не пожалеть денег Халзану (Х. Намсараев). 7. Веч..рело а Дагба все не мог в..йти в избу. (Ц. Шагжин). 8. Все(же) уд..лось притащить девушек к дому снять их с седел (Х.Намсараев). 9. В Красноярске ему уд..лось провести раз..яснительную п..литическую работу среди рабочих и передать брош..ры и газеты. (Ц.Шагжин).
Упражнение 4. Выпишите сначала безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека. Подчеркните главный член и определите, чем он выражен.
1. В детстве хотелось скорее быть взрослым, а вырос – не увидел, как и постарел. 2. Жарко в июльской степи в полдень. 3. Было уже совсем темно. 4. Во дворе Галши было тоскливо и пусто. 5. Становилось все более шумно. 6. Было слышно, как на пастбище мычали коровы – тревожились за своих телят. 7. Вскоре стало совсем светло.
Упражнение 5. Найдите в тексте безличные предложения, выпишите их, подчеркните грамматические основы.
В театре Ритка была два раза. С классом. Тогда многие пришли в формах. А что она наденет теперь? Опять просить у Кати кофточку? Ну, нет!
А Андрей продолжал:
- Так вот и придется пока коротать время: в театрах, в кино. Получу зарплату, в ресторан сходим. Дорого? Ну, что ты, девочка! – от этих слов и нежности, с какой Андрей произнес их, у Ритки к горлу подкатил клубок. Еще никто никогда не говорил с ней так. – Мне нравится, понимаешь, доставляет удовольствие дарить тебе радость.
В трамвае на этот раз почему-то оказалось очень многолюдно. Андрей прижал Ритку к себе, так и проехали молча до самого ее дома. (Р. Белоглазова)
Упражнение 6. Прослушав предложения, начертите их схемы и укажите тип простого предложения.
Потом стало слышно, как по двору пробежали коровы, фыркнули и застучали копытами лошади (Х. Намсараев)
Единственного сына бабушки Дулмы забрали на тыловые оборонительные работы в Архангельск, с тех пор он и пропал без вести. (Ц. Шагжин)
По звуку можно было определить, что ехали два всадника (И.Калашников)
Соберите весь их скот да загоните вот в ту загородку. (Х.Намсараев)
Упражнение 7. Запишите под диктовку и дайте полную характеристику записанных предложений (устно)
Темно в поле, но все же видно, как тихо раскачиваются отяжелевшие от дождя колосья.
Лет тридцать, однако, как сеют пшеницу на полях Хангила. Каких только методов не применяли: и травополкой занимались, и пропашной системой, и по Мальцеву, а урожаи все равно низкие. В иные года на трудодни ни грамма не выдавали. Чего только выдумывать не приходилось, чтобы убрать хоть то, что выросло. Этой осенью впервые на раздельную уборку перешли. (Ц.-Ж. Жимбиев)
Какой тип односоставных предложений преобладает в тексте?
Упражнение 8. Используя безличные предложения напишите небольшое сочинение на тему «Мое село зимой»
Упражнение 9. Укажите номер(а) односоставного(ых) безличного(ых) предложения(ий)
(1)Жалма рано поняла, что все на белом свете делается так, как повелось издавна.(2)Деревья и травы тянутся вверх, вода течет вниз. (3) Когда говорит хозяин,
батрак должен молчать. (4) Выплаканные в степи слезы облегчают душу…
(5)Этой мудрости ее научила жизнь. (6) Зачем же святые боги стали соблазнять пустыми мечтами?
(7) Грешно завидовать тому, что предназначено для других. (8) Видимо, сами боги запретили Жалме носить дорогие халаты, звонкие серебряные украшения. (9) А с тех пор, как поселился у Мархансая Балдан, она стала думать о нарядах… (10) Нет, чужого Жалме не надо… (11) Просто захотелось хоть один разок, хоть ненадолго снять сермяжные лохмотья, надеть дорогой нарядный халат. (12) Ой, как захотелось! (13) как-то размечтавшись, она вообразила себя нарядной и мысленно сказала чванливой Янжиме: «Посмотри, разве я хуже тебя?» (14) Подумала и от испуга зажала ладонью рот, оглянулась, не подслушал ли кто-нибудь ее глупые мысли. (Ч.Цыдендамбаев «Доржи, сын Банзара»)
Ответ: __________
Определите тип речи?
Упражнение 10. Какое из трех предложений безличное?
Нет поблизости хороших пастбищ. (Ц.-Ж Жимбиев).
А ночью слышу, как кто-то прискакал к юрте. (Ц. Шагжин)
К сорока годам нажили всего трех коз и двух коров (Х.Намсараев)
Ответ: _____
Упражнение 11. Спишите. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, укажите их тип.
А теперь у Еши есть кр..сотка Рыжуха. Она ж..р..бенком д..сталась ему в наследство от дальней родстве..ицы. Д..стался и ему д..мишко старухи. Еши пр..дал его за сходную цену пр..езжему ру..кому, а ж..р..бенка стал выхаживать, как дитя малое. К..быльим мол..ком, козьим, верблюжьим с рук поил, чтобы рос сильным, бойким, как к..зел, выносливым, как верблю.. .
Если бы мог, поил птичьим м..л..ком, чтобы ж..р..бенок выр..с быстрым, как птица. Вся радость у Еши в Рыжухе. Он сам пасет ее на р..систой сочной траве, даже к..дровыми ..рехами кормит, суше..ой мол..чной пенкой угощает. И Рыжуха выр..сла красавицей. Чуть портит ее лишь м..хнатая шерсть на ногах, над бабками. (Ч. Цыдендамбаев)
Упражнение 12. Укажите номера односоставных предложений
Именно из-за вязания она и схватила эту «двойку» по черчению. (Р.Белоглазова)
Не богата красками степь Забайкалья. (И.Калашников).
Хозяйке велено войти. (Х. Намсараев)
К волку подскочил на Рыжухе Еши. (Ч. Цыдендамбаев)
А нам велели подальше убираться из улуса. (Ц.Шагжин)
Упражнение 13. Запишите типы односоставных предложений.
А на душе какая-то тревога и страх. _______________________________
Под кустом черемухи опять стало тихо. ___________________________
Пойдешь в ту юрту, куда скажем. _________________________________
Его бережно подняли и уложили в повозку. _________________________
И все равно обидно. Не было у нее двоек. __________________________
Держись поближе к хороши людям. ______________________________
Хочется и позаниматься по-настоящему, и почитать__________________
Какой тип односоставного предложения преобладает?