© 2017, Рыбникова Елена Викторовна 1085 9
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня - развитие системного мышления и управляемого воображения. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям.
"Уроки творчества" в 3 классе Для обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня - развитие системного мышления и управляемого воображения. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям.
3 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ" Для организации накопления опыта творческой деятельности в рамках первого направления учащимся можно предложить выполнить следующие творческие задания:
При организации работы по данному направлению рекомендуется использование следующих сочетаний форм работы:
Эти задания предназначены для выполнения с помощью системного оператора и моделирования.
Описание объекта с помощью системного оператора Составление описания объекта с помощью системного оператора проходит по следующему плану:
Организованное таким образом выполнение заданий предполагает постепенное "наращивание" возможностей учащихся в рассмотрении объектов начиная с 9-ти окон системного оператора - "Заполни экраны системы" (тема "Система") и заканчивая самостоятельным заполнением 24-х окон к объекту "автомобиль" в задании "Проверь силу своего мышления" (тема "Системное мышление"), в описание которого учащимися могут быть включены следующие компоненты: части автомобиля и их составляющие, использованные материалы; автомобиль как часть системы транспорт; места функционирования и хранения автомобиля; предшественники современных автомобилей и их составляющие. Будущее системы может быть представлено через объединение с другими видами транспорта, как отдельно работающие части автомобиля.
Моделирование Метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах:
В дальнейшем метод моделирования используется как один из этапов выполнения задания.
3 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО" Для осуществления перехода на II уровень сложности выполнения творческих заданий, направленных на создание объектов, ситуаций, явлений, необходимо расширить группу используемых учащимися методов системным фантазированием, идеализацией, использованием закона динамизации, способами составления метафор. Накопление собственного опыта в совместной творческой деятельности можно организовать в следующих сочетаниях коллективной и индивидуальной формы работы:
Для выполнения учащимися можно предложить творческие задания:
Идеализация и системное фантазирование Метод идеализации в сочетании с системным фантазированием позволит учащимся целенаправленно изменять отдельные свойства системы в направлении идеального конечного результата. Получение творческих продуктов с помощью этих методов может быть организовано по следующему плану:
Умение составлять метафоры к любому слову по алгоритму значительно расширяет возможности учащихся придумывать оригинальные названия к своим идеям, что положительно влияет на развитие творческого мышления.
Составление метафор В рабочих тетрадях (тема "Алгоритм") приведена опорная схема для составления метафор учащимися (стр. 37 РТ-2). Выполнение этого задания предполагает организацию работы по следующему плану:
При выполнении творческого задания "Составь метафору к слову алгоритм" (тема "Алгоритм") учениками третьего класса были получены следующие метафоры: лифт в деле, джентльмен задачи, путь повсюду, доктор правила, профессор написания, часы науки.
3 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ" Для создания опыта творческой деятельности на II уровне cложности по третьему направлению учащимся можно предложить выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:
В результате их выполнения ученики должны расширить возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.
Моделирование маленькими человечками (ММЧ) Основная цель применения метода идеализации в рамках этого направления - дать возможность учащимся иначе взглянуть на уровень выполнения творческого задания, начать поиск другого подхода к преодолению психологической инерции мышления. Поэтому для преодоления психологической инерции учащимся необходимо продемонстрировать применение метода моделирования маленькими человечками, позволяющего увидеть задачу как бы "изнутри". Рассмотрим примерный вариант работы над творческим заданием с помощью этого метода в теме "Моделирование маленькими человечками" (урок второй). В результате коллективного обсуждения для решения выбирается следующая задача: как отделить один микроб от другого. Для преодоления психологической инерции, вызванной размерами микробов, задачу нужно представить моделью из маленьких человечков. Каждый микроб - маленький человечек. Для этого можно разделить учащихся на группы, которые будут демонстрировать различные варианты отделения микробов. Анализ полученных вариантов можно провести в коллективной форме, предварительно выслушав спикеров каждой из групп учащихся. Контрольным ответом считается построение водяного мостика между чистой каплей и каплей с микробами. Мостик должен быть разрушен, как только один микроб перебежит по нему. Возможно получение и других, более идеальных вариантов. После коллективного обсуждения всех полученных решений учащимся необходимо предложить самостоятельно выбрать и зарисовать наиболее интересный, с их точки зрения, вариант.
Ресурсный подход Немаловажно показать учащимся высокую степень идеальности при применении ресурсного подхода. Возможности этого метода можно продемонстрировать на творческих заданиях в темах "Ресурсы систем", "Идеальный конечный результат", "Решение задач", в результате выполнения которых учащиеся должны освоить поведенческое правило "используй то, что под рукой, и не ищи другое". А также простое правило - идеальнее, если ресурс находится в самой системе.
3 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ" Особенностью организации работы над творческими заданиями четвертого направления является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются творческие задания:
В результате их выполнения под руководством педагога учащимися должна быть разработана таблица "Где искать ресурсы?" (справочные материалы, рабочая тетрадь № 2), позволяющая быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта системным свойствам, заимствовать свойства и функции объектов в комплексе на уровне подсистем, надсистем. При организации личностно-деятельностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе творческой деятельности рекомендуется сочетание коллективной формы работы на этапе выделения проблемы с индивидуальным поиском решения задачи. Это позволяет учащимся обмениваться опытом постановки задачи, дает возможность личного роста, выхода на новый творческий уровень выполнения задания и в то же время продемонстрировать различные варианты решения в рамках одной коллективно выбранной проблемы. Сочетание ресурсного подхода с методом идеализации позволит учащимся более качественно генерировать идеи, а накопленный опыт творческой деятельности позволит осуществить переход к следующему уровню сложности содержания системы творческих заданий.
Конструирование собственных творческих заданий Особое внимание в третьем классе необходимо обратить на конструирование собственных творческих заданий. На этом этапе отбор материала для заданий лучше осуществлять коллективно. А первое творческое задание составить на основе материала, отобранного педагогом. Для этого в рабочих тетрадях разработана отдельная страница в теме "Порядок "на мозговом чердаке"". Для первого задания можно предложить интересные энциклопедические факты, открытые задачи современности или таинственные происшествия, которые можно объяснить в этом возрасте, а также ситуации из школьной жизни. Так как ранее учащимся уже предлагались задачи, составленные на основе сюжетов сказок, то в качестве материала для конструирования творческого задания в рамках дополнительной учебной программы предлагается отрывок из произведения Дж. Родари "Голубая стрела", который может стать основой для составления сразу нескольких задач: "Окончив работу, Франческо возвращался домой. Вдруг он почувствовал, как чья-то рука зажала ему рот, а другая обхватила шею. В тот же миг его втащили в подъезд. Чей-то голос произнес: Голоса звучали как-то приглушенно. Когда глаза Франческо немного привыкли к темноте, он увидел, что на незнакомцах были надеты черные маски, закрывавшие нижнюю часть лица. Франческо сразу понял, что это бандиты. Как раз сегодня он видел таких же на экране кино. Но что хотят от него эти типы? Один из них все еще зажимал ему рот. Франческо не пытался даже укусить его. Все равно ему одному не справиться с тремя мужчинами. Один из воров показал Франческо узенькое окошко: Франческо попытался вырваться, но сильный удар кулака посоветовал ему успокоиться. Ничего не оставалось делать, как повиноваться. Один из воров подхватил его и поднял на высоту окошка. Приказание сопровождалось новым ударом, на этот раз по ногам. Франческо просунул голову в окошко. Внутри было темно. Они сказали, что это магазин. Интересно, какой магазин? Франческо скользнул вдоль стены и добрался до пола. Несколько секунд он стоял неподвижно, пока свистящий шепот одного из воров не сдвинул его с места: Франческо шагнул вперед и провел рукой по стене. Вот дверь. Он почувствовал пальцами холодный металл засова, нашел рукоятку и уже хотел было открыть, как вдруг его осенила мысль. Но тут другая мысль пришла ему в голову: Выход подсказали ему сами воры. Внезапно он услышал, что они осторожно постучали в дверь. И сразу же его осенила новая мысль: нужно поднять шум, разбудить кого-нибудь, поднять тревогу. Тогда все поймут, что он не был заодно с ворами. Он пересек комнату, натыкаясь в темноте на мебель. Почувствовал пальцами скользкую поверхность витрины, отыскал ручку и открыл окно. Через опущенную штору в комнату ворвался свежий ночной воздух. Франческо закричал и изо всех сил заколотил кулаками по железному листу шторы: На основе представленного отрывка можно составить задание для тематической серии "Безопасность" о поведении мальчика в экстремальной ситуации и для серии "Что такое хорошо?" о сохранении честного имени Франческо при сложившихся обстоятельствах. План составления задания подробно представлен в рабочей тетради (РТ2, с. 36). Кроме того, в рамках этой темы представлены задания, обучающие сбору, хранению и обработке информации, рассмотрены виды картотек и предложено несколько тем для самостоятельного исследования.
"Уроки творчества" в 4 классе 4 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ" Для осуществления перехода к I уровню cложности в рамках первого направления учащимся четвертого года обучения можно предложить творческие задания, содержащие противоречия:
Выполнение этих заданий учащимися организуется в совместной (преимущественно между собой) творческой деятельности, в процессе которой используются ранее изученные методы, но объекты, явления и ситуации рассматриваются на основании противоположных взаимодополняющих позиций. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание учащихся на смысл противоречия, его построение и роль в процессе решения творческой задачи. Этому способствует выполнение заданий, представленных в темах "Формула противоречия", "Составление противоречия", "Разрешение противоречия", позволяющих перейти от противопоставления признаков объекта (кот или рыжий или белый) к сочетанию противоречивых признаков в каждом объекте (кот и рыжий и белый). Для организации работы над понятием "противоречие" рекомендуется сделать акцент не на словесном описании противоречия, а на его изображении. В рабочих тетрадях представлено несколько заданий, способствующих уяснению сути этого понятия. Для самостоятельного составления противоречий учащимся необходимо продемонстрировать несколько форм его представления: и _____ , и _____ ; быть _____ , быть _____ ; должен быть _____ , чтобы… и должен быть _____ , чтобы…, если ____, то … и если ____, то … . Эту работу можно продолжить в коллективной форме, используя материал притчи из "Книги противоречий" [52].
Работа по "Книге противоречий" Приведем один из вариантов составления книги противоречий учащимися. Учащимся читается притча: "Пришли двое. И сели они. И говорили о противоречиях. И взял один камень и сказал..." Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту камень? (Учащиеся предложили следующие варианты: твердый - мягкий, гладкий - шершавый, большой - маленький, крупный - мелкий, драгоценный - обыкновенный и др.) После обсуждения полученных вариантов чтение притчи продолжается. "..."Пусть будет твердым и жидким". И оказался камень льдом. И сказал другой: "Пусть будет водой и воздухом". И растаял лед и закипел. И увидел один палку, и сказал..." Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту палка? (Учащиеся предложили следующие варианты: длинная - короткая, прямая - кривая, гладкая - сучковатая, свежая - засохшая и др.) "..."Пусть будет и прямой и кривой". И оказалась она змеей и уползла в кусты. И упал подле них лист. И сказали друг другу..." Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту лист? (Варианты учащихся: зеленый - желтый - белый - пестрый, сухой - свежий, большой - маленький, резной - ровный, целый - рваный и др.) "..."Пусть будет и твоим и моим!" И поднялся ветер и стал кружить лист между обоими. Вопрос к учащимся: Какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту платок? (Белый - не белый, квадратный - прямоугольный - овальный, мягкий - грубый, кружевной - обыкновенный, шелковый - ситцевый и др.) "..."Пусть будет также и не белым". И прошел дождь, и засияла радуга, и отразилась на платке. Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту гора? (Учащиеся предложили противопоставления: большая - маленькая, серая - коричневая - зеленая, отвесная - пологая, голая - покрытая лесом и др.) "..."Пусть будет также и маленькой". И пришел вечер. И солнце оказалось за горой, и упала тень. И показалась гора песчинкой. Вопрос к учащимся: что бы вы показали? "...И ответили двое: "Да будет так". И кольнуло каждого в сердце. И узнали, что это. И увидев это, двое снова ушли в разные стороны. Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему они засмеялись? "И тогда вышел от людей тот же, что и вчера, и сказал: "Пусть покажут нам быстрое и медленное. И отпустим их, если увидим". Вопрос к учащимся: что бы вы показали на их месте? "...И не случилось ничего. И окружили их. И стали высмеивать. Результатом работы над притчей становится книга противоречий, составленная учащимися в рабочих тетрадях.
4 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО" С целью развития основ диалектического мышления у младших школьников в рамках второго направления можно предложить творческие задания, в основе которых лежит противоречивая ситуация:
Выполнение этих творческих заданий должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно находили способы разделения противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени, выделяя их из знакомых ситуаций. Поэтому творческая деятельность учащихся осуществляется так, чтобы коллективное обсуждение способов разделения противоречивых свойств объектов сочеталось с индивидуальным переносом этого способа на незнакомое задание.
Выявление способов разрешения противоречий Рассмотрим этот вариант работы на примере следующей ситуации, предложенной учащимся в рамках темы "Разрешение противоречия" (урок первый): "В древнем Риме с появлением первого транспорта люди стали часто попадать под колеса мчащихся по одной дороге с людьми колесниц. Как вы думаете, каким образом была разрешена эта проблема?" После обсуждения заданной ситуации можно организовать в групповой форме. В результате самостоятельной работы учащиеся выделяют противоречие: дорога должна быть пешеходной, и дорога должна быть проезжей. Далее можно коллективно выделить один из способов разделения противоречивых свойств в пространстве и кратко обозначить схемой ТУТ ___ , ТАМ___. (Тут пешеходная, там проезжая - тротуар.) Эту работу можно продолжить выделением другого способа разделения во времени и обозначить схемой СНАЧАЛА ____ , ПОТОМ ___ . (Сначала пешеходная, потом проезжая: регулирование движения.) [31]. Впоследствии учащимся предлагаются задания, в которых эти способы могут применяться самостоятельно. Индивидуальная работа учащихся организовывается по следующему плану, сопровождающему каждое творческое задание этой темы:
Аналогичная работа проводится по выделению других способов разделения противоречивых свойств. Они были обозначены схемами: САМ ____, А ВМЕСТЕ С _____; ТАК____, А НАОБОРОТ ____; САМ ____, А КАЖДАЯ ЧАСТЬ ____. В результате проделанной работы учащиеся должны научиться создавать субъективно новый продукт путем переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики, определять дальнейшее развитие систем на основе выделения движущих противоречий и способности разрешать их в пространстве и во времени (т.е. решать задачи "завтрашнего дня").
Выделение некоторых приемов разрешения противоречий Аналогично организовывается коллективная работа по выделению часто встречающихся приемов разрешения противоречий: сделать заранее, "матрешка", "волшебный порошок", изменение агрегатного состояния вещества и другие (тема "Несколько простых приемов" (уроки 1-4)). Пример использования учащимися метода "матрешки" при разрешении следующей ситуации: "Жестокий и беспощадный властелин велел скульптору запечатлеть себя на века добрым и великодушным. Но скульптор, зная, что правдивое изображение властелина грозит ему смертной казнью, остался жив, показав властелина жестоким будущим поколениям. Как это ему удалось?" Учащиеся выделили творческую задачу, требующую решения: найти способ изобразить властелина великодушным так, чтобы люди будущих поколений узнали о его жестокости и беспощадности. Полученные варианты отстаивались учениками в коллективном обсуждении. Самым распространенным было решение сделать двойную статую в виде матрешки. Верхний слой, изображающий доброго повелителя, должен быть выполнен из непрочного материала, который со временем разрушится, и повелитель предстанет жестоким и беспощадным. Для организации самостоятельной работы с помощью этого метода предлагаются шифровки (слово в слове), задача "Вездеход на марсе" и другие задания в рамках темы "Несколько простых приемов" (урок четвертый), а также в последующей теме "Решение задач".
Ведение личной картотеки В рамках этого направления рекомендуем также организовать работу над заданиями из личной картотеки учащихся. Стимулируя интерес учеников к составлению собственных заданий, следует обратиться к тематикам: русские народные сказки, произведения Дж. Родари, фантастические произведения из учебных пособий по литературному чтению, составление картотеки личной библиотечки, создание новых игр и др. Кроме того, регулярно проводить обсуждение новых достижений науки, доступных в этом возрасте, нравственных и бытовых ситуаций, происходивших с учащимися в урочное и внеурочное время, что также является основой для составления творческих заданий.
4 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ" Для развития основ диалектичности мышления, управляемости воображения в рамках третьего направления можно предложить следующие задания:
Анализ творческих продуктов учащихся в рамках этого направления, показал, что наиболее используемым методом стал ресурсный подход. Именно этим методом предлагали учащиеся решать экологические проблемы третьего тысячелетия. Так, например, при выполнении задания "как сделать парту, не используя природный мир", самым популярным стало решение о переработке старых парт в новые. Аналогичное решение было предложено и в задаче о постройке в Челябинске мусоросжигающего завода. Большинство учащихся предложили вместо сжигания переработку мусора, т.е. ресурсный подход является одним из способов повышения идеальности системы, и при выполнении этих творческих заданий необходимо обратить внимание учащихся на возможности других методов и провести сравнительную характеристику полученных решений. Особое внимание при выполнении заданий этого направления с помощью ресурсного подхода необходимо обратить на применение идеальных ресурсов; продемонстрировать высокий уровень новизны и степень идеальности полученного решения можно на таких заданиях, как "Плавающее мыло" из серии "Технический мир" и "Взгляд Давида" из серии "Гениальные задачи". В качестве ресурса предлагается пустота.
4 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ" Для обеспечения перехода на I уровень сложности выполнения творческих заданий в рамках четвертого направления включены задания, в которых получение положительного эффекта достигается путем использования отрицательных качеств систем. Например, творческие такие творческие задания:
В основе решения каждой задачи лежит противоречие, поэтому творческая деятельность учащихся организовывается по плану, разработанному в ходе выполнения заданий, ориентированных на создание нового. Задания на прием "Обрати вред в пользу!" Задания "Обрати вред в пользу!" содержат проблемы, которые возникают непосредственно у учащихся при взаимодействии с техническими системами: ухудшение зрения при работе с компьютером, просмотре телевизора, нарушение осанки при работе за столом, клякса в тетради и т.п., а также ситуации, возникшие в результате негативных взаимоотношений людей: ссоры с друзьями, плохие отметки в школе, непонимание со стороны родителей. Их выполнение предполагает использование отрицательного качества как ресурса для получения положительного результата.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕШЕНИЯ К концу четвертого класса учащиеся, накопив опыт выполнения творческих заданий различных направлений, должны уметь определять уровень решения в зависимости от степени их сложности (табл. 5). Таблица 5. Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов
|
|
|
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование для 2-го класса
Тематическое планирование для 3 класса
Тематическое планирование для 4 класса
Тематика родительских собраний во 2 классе
Тематика родительских собраний во 3 классе
Тематика родительских собраний во 4 классе
|
|
|
| БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|