СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник"Уроки творчества"для 3-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня - развитие системного мышления и управляемого воображения. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям. 

Просмотр содержимого документа
«Сборник"Уроки творчества"для 3-4 классов»

"Уроки творчества" в 3 классе

Для обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня - развитие системного мышления и управляемого воображения. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям.

3 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"

Для организации накопления опыта творческой деятельности в рамках первого направления учащимся можно предложить выполнить следующие творческие задания:

  • "Заполни экраны системы";

  • "Изобрази систему";

  • "Угадай систему по заданным свойствам";

  • "Определи функции систем";

  • "Проверь силу своего мышления";

  • "О библиотекаре";

  • "С днем рождения" и др., ориентированные на развитие умений выявлять и сопоставлять характеристики объектов, явлений, ситуаций, рассматривать объекты во взаимосвязи, составлять описание объекта, определяя подсистемы, надсистемы, тенденции развития, моделировать системные свойства.

При организации работы по данному направлению рекомендуется использование следующих сочетаний форм работы:

  • коллективного обсуждения предложенного задания с последующим самостоятельным выполнением;

  • выполнение заданий по выбору в группах с последующим коллективным обсуждением результатов;

  • самостоятельного выполнения заданий по выбору и оценивания по заданному критерию.

Эти задания предназначены для выполнения с помощью системного оператора и моделирования.

Описание объекта с помощью системного оператора

Составление описания объекта с помощью системного оператора проходит по следующему плану:

  • 1 шаг: учащиеся выбирают для рассмотрения систему (из природного или технического мира), которая помещается в центр системного оператора;

  • 2 шаг: коллективное обсуждение возможных вариантов заполнения окон системного оператора в следующем порядке: описание системы на уровне подсистем, надсистем, описание прошлого и будущего системы на уровне под- и надсистем;

  • 3 шаг: самостоятельное составление описания системы.

Организованное таким образом выполнение заданий предполагает постепенное "наращивание" возможностей учащихся в рассмотрении объектов начиная с 9-ти окон системного оператора - "Заполни экраны системы" (тема "Система") и заканчивая самостоятельным заполнением 24-х окон к объекту "автомобиль" в задании "Проверь силу своего мышления" (тема "Системное мышление"), в описание которого учащимися могут быть включены следующие компоненты: части автомобиля и их составляющие, использованные материалы; автомобиль как часть системы транспорт; места функционирования и хранения автомобиля; предшественники современных автомобилей и их составляющие. Будущее системы может быть представлено через объединение с другими видами транспорта, как отдельно работающие части автомобиля.

Моделирование

Метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах:

  1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различными способами - с помощью видеофотосъемки, тени, зеркала. Это задания об измерении длины ядовитой змеи, о костюме для Портоса, изображении огня 20-ю способами (тема "Модели") и другие. Особое внимание при коллективном обсуждении результатов должно быть обращено на гуманное отношение к природе.

  2. Выполнение заданий, результатом которых является представление объекта "изнутри" или объяснение явления с помощью маленьких человечков. Это задания, представленные в темах "Моделирование маленькими человечками" (уроки 1-3): "Круговорот воды в природе", "Откуда брать воду?", "Вода в космосе" и другие.

  3. Выполнение заданий, требующих умения составлять модель решаемой задачи. Для этого используются два правила построения модели задачи, приведенные в книге Г. Альтова "...И тут появился изобретатель": 1) в модель задачи всегда входит то, что хотят изменить (или на что воздействуют) - "изделие"; 2) обязательной частью модели является то, что меняет "изделие", воздействует, обрабатывает его или является его частью - это "инструмент" [1]. Это задания "Пуд золота", "Зовите пожарных!" (тема "Модель задачи"), о чистке лука (тема "Решение задач") и другие.

В дальнейшем метод моделирования используется как один из этапов выполнения задания.

3 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"

Для осуществления перехода на II уровень сложности выполнения творческих заданий, направленных на создание объектов, ситуаций, явлений, необходимо расширить группу используемых учащимися методов системным фантазированием, идеализацией, использованием закона динамизации, способами составления метафор.

Накопление собственного опыта в совместной творческой деятельности можно организовать в следующих сочетаниях коллективной и индивидуальной формы работы:

  • коллективный выбор объекта и разбор возможных способов его выполнения с последующим самостоятельным выполнением и оцениванием, коллективным обсуждением полученных результатов творческой деятельности;

  • самостоятельное выполнение и оценивание предложенного творческого задания.

Для выполнения учащимися можно предложить творческие задания:

  • "Придумай историю с помощью приемов фантазирования";

  • "Составь метафору по алгоритму";

  • "Придумай новые часы (велосипед, монету, сказочного героя, книгу, автомобиль, аквариум), используя законы развития систем";

  • "Придумай фантастическое существо";

  • "Создай театральный эффект дождя, декораций, костюмов для героев спектакля" и др.

Идеализация и системное фантазирование

Метод идеализации в сочетании с системным фантазированием позволит учащимся целенаправленно изменять отдельные свойства системы в направлении идеального конечного результата. Получение творческих продуктов с помощью этих методов может быть организовано по следующему плану:

  1. Выбрать объект изменения.

  2. Определить цель изменения.

  3. Описать признаки системы.

  4. Выбрать один или несколько признаков для изменения.

  5. Изменить признаки объекта с помощью одного или нескольких приемов фантазирования.

  6. Составить описание нового объекта.

  7. С их помощью второклассниками могут быть получены идеи, которые впоследствии станут основой для самостоятельного составления фантастических сюжетов.

Умение составлять метафоры к любому слову по алгоритму значительно расширяет возможности учащихся придумывать оригинальные названия к своим идеям, что положительно влияет на развитие творческого мышления.

Составление метафор

В рабочих тетрадях (тема "Алгоритм") приведена опорная схема для составления метафор учащимися (стр. 37 РТ-2). Выполнение этого задания предполагает организацию работы по следующему плану:

  1. Выбор объекта.

  2. Выделение признаков и (или) действий объекта.

  3. Подбор сравнений-существительных к признакам и действиям.

  4. Определение места нахождения объекта.

  5. Объединение подобранных слов из п. 3 и п. 4 в метафору.

При выполнении творческого задания "Составь метафору к слову алгоритм" (тема "Алгоритм") учениками третьего класса были получены следующие метафоры: лифт в деле, джентльмен задачи, путь повсюду, доктор правила, профессор написания, часы науки.

3 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"

Для создания опыта творческой деятельности на II уровне cложности по третьему направлению учащимся можно предложить выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

  • "Вездеход на Марсе";

  • "Задача об укладке фруктов";

  • "Задача о сушке пороха";

  • "Задача об отделении микроба";

  • "Придумай этикетку для бутылочки с ядом" и др.

В результате их выполнения ученики должны расширить возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Основная цель применения метода идеализации в рамках этого направления - дать возможность учащимся иначе взглянуть на уровень выполнения творческого задания, начать поиск другого подхода к преодолению психологической инерции мышления. Поэтому для преодоления психологической инерции учащимся необходимо продемонстрировать применение метода моделирования маленькими человечками, позволяющего увидеть задачу как бы "изнутри".

Рассмотрим примерный вариант работы над творческим заданием с помощью этого метода в теме "Моделирование маленькими человечками" (урок второй).
Учащимся описывается следующая ситуация: "В капле воды миллионы микробов. Для наблюдения под микроскопом аббату Спланцани (одному из первых исследователей-микроскопистов) понадобилось внимательно рассмотреть микроб. Как быть?"

В результате коллективного обсуждения для решения выбирается следующая задача: как отделить один микроб от другого. Для преодоления психологической инерции, вызванной размерами микробов, задачу нужно представить моделью из маленьких человечков. Каждый микроб - маленький человечек. Для этого можно разделить учащихся на группы, которые будут демонстрировать различные варианты отделения микробов.

Анализ полученных вариантов можно провести в коллективной форме, предварительно выслушав спикеров каждой из групп учащихся.

Контрольным ответом считается построение водяного мостика между чистой каплей и каплей с микробами. Мостик должен быть разрушен, как только один микроб перебежит по нему. Возможно получение и других, более идеальных вариантов.

После коллективного обсуждения всех полученных решений учащимся необходимо предложить самостоятельно выбрать и зарисовать наиболее интересный, с их точки зрения, вариант.

Ресурсный подход

Немаловажно показать учащимся высокую степень идеальности при применении ресурсного подхода. Возможности этого метода можно продемонстрировать на творческих заданиях в темах "Ресурсы систем", "Идеальный конечный результат", "Решение задач", в результате выполнения которых учащиеся должны освоить поведенческое правило "используй то, что под рукой, и не ищи другое". А также простое правило - идеальнее, если ресурс находится в самой системе.

3 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"

Особенностью организации работы над творческими заданиями четвертого направления является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются творческие задания:

  • "Найди применение открытию древних в наши дни";

  • "Павианы и мандарины";

  • "Задача о рекламном трюке";

  • "Задача о первых людях на Луне";

  • серии заданий "Проблемы третьего тысячелетия";

  • "Винни-Пух решает вслух";

  • "Нарния" и др.

В результате их выполнения под руководством педагога учащимися должна быть разработана таблица "Где искать ресурсы?" (справочные материалы, рабочая тетрадь № 2), позволяющая быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта системным свойствам, заимствовать свойства и функции объектов в комплексе на уровне подсистем, надсистем.

При организации личностно-деятельностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе творческой деятельности рекомендуется сочетание коллективной формы работы на этапе выделения проблемы с индивидуальным поиском решения задачи. Это позволяет учащимся обмениваться опытом постановки задачи, дает возможность личного роста, выхода на новый творческий уровень выполнения задания и в то же время продемонстрировать различные варианты решения в рамках одной коллективно выбранной проблемы.

Сочетание ресурсного подхода с методом идеализации позволит учащимся более качественно генерировать идеи, а накопленный опыт творческой деятельности позволит осуществить переход к следующему уровню сложности содержания системы творческих заданий.

Конструирование собственных творческих заданий

Особое внимание в третьем классе необходимо обратить на конструирование собственных творческих заданий. На этом этапе отбор материала для заданий лучше осуществлять коллективно. А первое творческое задание составить на основе материала, отобранного педагогом. Для этого в рабочих тетрадях разработана отдельная страница в теме "Порядок "на мозговом чердаке"". Для первого задания можно предложить интересные энциклопедические факты, открытые задачи современности или таинственные происшествия, которые можно объяснить в этом возрасте, а также ситуации из школьной жизни. Так как ранее учащимся уже предлагались задачи, составленные на основе сюжетов сказок, то в качестве материала для конструирования творческого задания в рамках дополнительной учебной программы предлагается отрывок из произведения Дж. Родари "Голубая стрела", который может стать основой для составления сразу нескольких задач:

"Окончив работу, Франческо возвращался домой. Вдруг он почувствовал, как чья-то рука зажала ему рот, а другая обхватила шею. В тот же миг его втащили в подъезд.

Чей-то голос произнес:
- Он маленький, сможет пролезть.
- Сейчас увидим, - шепнул второй голос.

Голоса звучали как-то приглушенно. Когда глаза Франческо немного привыкли к темноте, он увидел, что на незнакомцах были надеты черные маски, закрывавшие нижнюю часть лица.

Франческо сразу понял, что это бандиты. Как раз сегодня он видел таких же на экране кино.

Но что хотят от него эти типы?

Один из них все еще зажимал ему рот. Франческо не пытался даже укусить его. Все равно ему одному не справиться с тремя мужчинами.

Один из воров показал Франческо узенькое окошко:
- Видишь? - Франческо кивнул.
- Мы никак не можем открыть дверь магазина. Полезешь в это окошко и отопрешь нам изнутри. Понял? И смотри, не устрой с нами какую-нибудь хитрую штуку, а то поплатишься за это!
- Лезь, нечего терять время! - прервал второй вор.

Франческо попытался вырваться, но сильный удар кулака посоветовал ему успокоиться. Ничего не оставалось делать, как повиноваться.

Один из воров подхватил его и поднял на высоту окошка.
- Оно слишком узкое, - попытался возражать Франческо. - Я не пролезу.
- Сначала просунь голову. А где пройдет голова, там пролезет и туловище. Быстрее!

Приказание сопровождалось новым ударом, на этот раз по ногам.

Франческо просунул голову в окошко. Внутри было темно. Они сказали, что это магазин. Интересно, какой магазин?

Франческо скользнул вдоль стены и добрался до пола. Несколько секунд он стоял неподвижно, пока свистящий шепот одного из воров не сдвинул его с места:
- Что ты там делаешь? Шевелись! Дверь направо. Там должен быть засов. Если он не открывается, подойди к шторе и приоткрой ее. Шевелись ты, улитка!

Франческо шагнул вперед и провел рукой по стене. Вот дверь. Он почувствовал пальцами холодный металл засова, нашел рукоятку и уже хотел было открыть, как вдруг его осенила мысль.
"Здесь я в безопасности, - подумал он, - здесь они не поймают меня. Не буду я открывать дверь. Ворам поневоле придется уйти, чтобы на них не наткнулся ночной патруль". Из окошка до него донесся приглушенный голос одного из воров, приказывающий ему поторопиться. Но Франческо не шевельнуся. Он даже улыбнулся.
"Хоть лопните от злости! - говорил он про себя. - Вы не сможете проникнуть сюда. Вы же сами сказали, что не пролезете в окошко".

Но тут другая мысль пришла ему в голову:
"Воры-то уйдут, а как я выйду отсюда? Если захочу вылезти, меня поймают. Подумают, что я вор. Кто поверит, что воры насильно протолкнули меня в окошко?"

Выход подсказали ему сами воры. Внезапно он услышал, что они осторожно постучали в дверь.
- Открой, - прошептал прерывающийся от злости голос, - открой немедленно, а то хуже будет.
"Стучите, стучите, вас услышат и поймают", - подумал Франческо.

И сразу же его осенила новая мысль: нужно поднять шум, разбудить кого-нибудь, поднять тревогу. Тогда все поймут, что он не был заодно с ворами.

Он пересек комнату, натыкаясь в темноте на мебель. Почувствовал пальцами скользкую поверхность витрины, отыскал ручку и открыл окно. Через опущенную штору в комнату ворвался свежий ночной воздух. Франческо закричал и изо всех сил заколотил кулаками по железному листу шторы:
- На помощь! На помощь! Воры! Воры!" [
46, с. 47-49].

На основе представленного отрывка можно составить задание для тематической серии "Безопасность" о поведении мальчика в экстремальной ситуации и для серии "Что такое хорошо?" о сохранении честного имени Франческо при сложившихся обстоятельствах. План составления задания подробно представлен в рабочей тетради (РТ2, с. 36).

Кроме того, в рамках этой темы представлены задания, обучающие сбору, хранению и обработке информации, рассмотрены виды картотек и предложено несколько тем для самостоятельного исследования.

"Уроки творчества" в 4 классе

4 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"

Для осуществления перехода к I уровню cложности в рамках первого направления учащимся четвертого года обучения можно предложить творческие задания, содержащие противоречия:

  • "Составь и изобрази противоречие",

  • "Сделай систему идеальнее",

  • "Объясни явление",

  • "Выбери символ для обозначения противоречия",

  • "Собери книгу противоречий",

  • "Подбери как можно больше противоречий к объекту" и др.

Выполнение этих заданий учащимися организуется в совместной (преимущественно между собой) творческой деятельности, в процессе которой используются ранее изученные методы, но объекты, явления и ситуации рассматриваются на основании противоположных взаимодополняющих позиций.

Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание учащихся на смысл противоречия, его построение и роль в процессе решения творческой задачи. Этому способствует выполнение заданий, представленных в темах "Формула противоречия", "Составление противоречия", "Разрешение противоречия", позволяющих перейти от противопоставления признаков объекта (кот или рыжий или белый) к сочетанию противоречивых признаков в каждом объекте (кот и рыжий и белый).

Для организации работы над понятием "противоречие" рекомендуется сделать акцент не на словесном описании противоречия, а на его изображении. В рабочих тетрадях представлено несколько заданий, способствующих уяснению сути этого понятия. Для самостоятельного составления противоречий учащимся необходимо продемонстрировать несколько форм его представления:

и _____ , и _____ ;

быть _____ , быть _____ ;

должен быть _____ , чтобы… и должен быть _____ , чтобы…,

если ____, то … и если ____, то … .

Эту работу можно продолжить в коллективной форме, используя материал притчи из "Книги противоречий" [52].

Работа по "Книге противоречий"

Приведем один из вариантов составления книги противоречий учащимися.

Учащимся читается притча: "Пришли двое. И сели они. И говорили о противоречиях. И взял один камень и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту камень? (Учащиеся предложили следующие варианты: твердый - мягкий, гладкий - шершавый, большой - маленький, крупный - мелкий, драгоценный - обыкновенный и др.) После обсуждения полученных вариантов чтение притчи продолжается.

"..."Пусть будет твердым и жидким". И оказался камень льдом. И сказал другой: "Пусть будет водой и воздухом". И растаял лед и закипел. И увидел один палку, и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту палка? (Учащиеся предложили следующие варианты: длинная - короткая, прямая - кривая, гладкая - сучковатая, свежая - засохшая и др.)

"..."Пусть будет и прямой и кривой". И оказалась она змеей и уползла в кусты. И упал подле них лист. И сказали друг другу..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту лист? (Варианты учащихся: зеленый - желтый - белый - пестрый, сухой - свежий, большой - маленький, резной - ровный, целый - рваный и др.)

"..."Пусть будет и твоим и моим!" И поднялся ветер и стал кружить лист между обоими.
И собрались люди. И дивились на дела их. И казалось, что все хорошо. И увидели они людей. И ушли в разные стороны. И затаили люди обиду.
И на другой день были те же двое. И вновь говорили о противоречиях. И показал один белый платок и сказал..."

Вопрос к учащимся: Какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту платок? (Белый - не белый, квадратный - прямоугольный - овальный, мягкий - грубый, кружевной - обыкновенный, шелковый - ситцевый и др.)

"..."Пусть будет также и не белым". И прошел дождь, и засияла радуга, и отразилась на платке.
И показал второй на высокую гору и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту гора? (Учащиеся предложили противопоставления: большая - маленькая, серая - коричневая - зеленая, отвесная - пологая, голая - покрытая лесом и др.)

"..."Пусть будет также и маленькой". И пришел вечер. И солнце оказалось за горой, и упала тень. И показалась гора песчинкой.
И вновь пришли люди, и опять дивились на дела их. И один среди людей сказал: "Вот эти ушли от нас. Пусть же покажут нам и холодное и горячее. И тогда отпустим их". И все согласились с ним".

Вопрос к учащимся: что бы вы показали?

"...И ответили двое: "Да будет так". И кольнуло каждого в сердце. И узнали, что это. И увидев это, двое снова ушли в разные стороны.
И снова затаили люди обиду.
И был третий и последний день. И опять пришли. И говорили о противоречиях. А люди уже ждали их. И стоял от них шум. И тогда сказал первый: "Пусть будут громкими и тихими". И пошумели те еще. А потом замолчали выжидающе. И увидели это двое и стали смеяться".

Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему они засмеялись?

"И тогда вышел от людей тот же, что и вчера, и сказал: "Пусть покажут нам быстрое и медленное. И отпустим их, если увидим".
И ответили те: "Да будет так"".

Вопрос к учащимся: что бы вы показали на их месте?

"...И не случилось ничего. И окружили их. И стали высмеивать.
И тогда сказал первый: "Объединяются люди, чтобы стать сильнее, и не дано измерить, сколько слабости обретают при этом". И сказал второй: "Не будем спасать их от насилия над нами, ибо не дано измерить, сколько злобы рождается от запретов".
И стали люди соображать. Кто быстрее, а кто медленнее..."

Результатом работы над притчей становится книга противоречий, составленная учащимися в рабочих тетрадях.

4 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"

С целью развития основ диалектического мышления у младших школьников в рамках второго направления можно предложить творческие задания, в основе которых лежит противоречивая ситуация:

  • "Задача Пикара";

  • "Вода в космосе";

  • "Изобрази человека будущего";

  • серия "Каким будет завтра природный (технический) мир?";

  • "Задача о снятии гипса";

  • "Задача о краже картины из австрийского музея" и др.

Выполнение этих творческих заданий должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно находили способы разделения противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени, выделяя их из знакомых ситуаций. Поэтому творческая деятельность учащихся осуществляется так, чтобы коллективное обсуждение способов разделения противоречивых свойств объектов сочеталось с индивидуальным переносом этого способа на незнакомое задание.

Выявление способов разрешения противоречий

Рассмотрим этот вариант работы на примере следующей ситуации, предложенной учащимся в рамках темы "Разрешение противоречия" (урок первый): "В древнем Риме с появлением первого транспорта люди стали часто попадать под колеса мчащихся по одной дороге с людьми колесниц. Как вы думаете, каким образом была разрешена эта проблема?"

После обсуждения заданной ситуации можно организовать в групповой форме. В результате самостоятельной работы учащиеся выделяют противоречие: дорога должна быть пешеходной, и дорога должна быть проезжей.

Далее можно коллективно выделить один из способов разделения противоречивых свойств в пространстве и кратко обозначить схемой ТУТ ___ , ТАМ___. (Тут пешеходная, там проезжая - тротуар.) Эту работу можно продолжить выделением другого способа разделения во времени и обозначить схемой СНАЧАЛА ____ , ПОТОМ ___ . (Сначала пешеходная, потом проезжая: регулирование движения.) [31].

Впоследствии учащимся предлагаются задания, в которых эти способы могут применяться самостоятельно.

Индивидуальная работа учащихся организовывается по следующему плану, сопровождающему каждое творческое задание этой темы:

  1. Ответь на вопрос, почему возникла задача?

  2. Сформулируй противоречие.

  3. Сформулируй идеальный конечный результат.

  4. Раздели противоречивые свойства по схеме.

  5. Опиши полученное решение.

Аналогичная работа проводится по выделению других способов разделения противоречивых свойств. Они были обозначены схемами: САМ ____, А ВМЕСТЕ С _____; ТАК____, А НАОБОРОТ ____; САМ ____, А КАЖДАЯ ЧАСТЬ ____.

В результате проделанной работы учащиеся должны научиться создавать субъективно новый продукт путем переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики, определять дальнейшее развитие систем на основе выделения движущих противоречий и способности разрешать их в пространстве и во времени (т.е. решать задачи "завтрашнего дня").

Выделение некоторых приемов разрешения противоречий

Аналогично организовывается коллективная работа по выделению часто встречающихся приемов разрешения противоречий: сделать заранее, "матрешка", "волшебный порошок", изменение агрегатного состояния вещества и другие (тема "Несколько простых приемов" (уроки 1-4)).

Пример использования учащимися метода "матрешки" при разрешении следующей ситуации: "Жестокий и беспощадный властелин велел скульптору запечатлеть себя на века добрым и великодушным. Но скульптор, зная, что правдивое изображение властелина грозит ему смертной казнью, остался жив, показав властелина жестоким будущим поколениям. Как это ему удалось?"

Учащиеся выделили творческую задачу, требующую решения: найти способ изобразить властелина великодушным так, чтобы люди будущих поколений узнали о его жестокости и беспощадности. Полученные варианты отстаивались учениками в коллективном обсуждении. Самым распространенным было решение сделать двойную статую в виде матрешки. Верхний слой, изображающий доброго повелителя, должен быть выполнен из непрочного материала, который со временем разрушится, и повелитель предстанет жестоким и беспощадным.

Для организации самостоятельной работы с помощью этого метода предлагаются шифровки (слово в слове), задача "Вездеход на марсе" и другие задания в рамках темы "Несколько простых приемов" (урок четвертый), а также в последующей теме "Решение задач".

Ведение личной картотеки

В рамках этого направления рекомендуем также организовать работу над заданиями из личной картотеки учащихся. Стимулируя интерес учеников к составлению собственных заданий, следует обратиться к тематикам: русские народные сказки, произведения Дж. Родари, фантастические произведения из учебных пособий по литературному чтению, составление картотеки личной библиотечки, создание новых игр и др. Кроме того, регулярно проводить обсуждение новых достижений науки, доступных в этом возрасте, нравственных и бытовых ситуаций, происходивших с учащимися в урочное и внеурочное время, что также является основой для составления творческих заданий.

4 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"

Для развития основ диалектичности мышления, управляемости воображения в рамках третьего направления можно предложить следующие задания:

  • "Задача о глазах Давида";

  • "Плавающее мыло";

  • "Задача о конвейере";

  • серия задач "Страна несделанных дел";

  • серия задач "Бес природный технический мир" и др., выполнение которых наиболее продуктивно осуществлять в групповой деятельности с последующим индивидуальным и коллективным оцениванием по критериям новизны и уровню применения метода.

Анализ творческих продуктов учащихся в рамках этого направления, показал, что наиболее используемым методом стал ресурсный подход. Именно этим методом предлагали учащиеся решать экологические проблемы третьего тысячелетия. Так, например, при выполнении задания "как сделать парту, не используя природный мир", самым популярным стало решение о переработке старых парт в новые. Аналогичное решение было предложено и в задаче о постройке в Челябинске мусоросжигающего завода. Большинство учащихся предложили вместо сжигания переработку мусора, т.е. ресурсный подход является одним из способов повышения идеальности системы, и при выполнении этих творческих заданий необходимо обратить внимание учащихся на возможности других методов и провести сравнительную характеристику полученных решений.

Особое внимание при выполнении заданий этого направления с помощью ресурсного подхода необходимо обратить на применение идеальных ресурсов; продемонстрировать высокий уровень новизны и степень идеальности полученного решения можно на таких заданиях, как "Плавающее мыло" из серии "Технический мир" и "Взгляд Давида" из серии "Гениальные задачи". В качестве ресурса предлагается пустота.

4 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"

Для обеспечения перехода на I уровень сложности выполнения творческих заданий в рамках четвертого направления включены задания, в которых получение положительного эффекта достигается путем использования отрицательных качеств систем. Например, творческие такие творческие задания:

  • "Обрати вред в пользу!";

  • "Задача о предотвращении отравления таблетками";

  • "Задача об амазонской рыбе";

  • "Задача о Терсите";

  • "Задача о постановке оперы "Руслан и Людмила"";

  • "Подарок для Аэлиты";

  • "Сделай системы идеальнее" и др.

В основе решения каждой задачи лежит противоречие, поэтому творческая деятельность учащихся организовывается по плану, разработанному в ходе выполнения заданий, ориентированных на создание нового.

Задания на прием "Обрати вред в пользу!"

Задания "Обрати вред в пользу!" содержат проблемы, которые возникают непосредственно у учащихся при взаимодействии с техническими системами: ухудшение зрения при работе с компьютером, просмотре телевизора, нарушение осанки при работе за столом, клякса в тетради и т.п., а также ситуации, возникшие в результате негативных взаимоотношений людей: ссоры с друзьями, плохие отметки в школе, непонимание со стороны родителей. Их выполнение предполагает использование отрицательного качества как ресурса для получения положительного результата.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕШЕНИЯ

К концу четвертого класса учащиеся, накопив опыт выполнения творческих заданий различных направлений, должны уметь определять уровень решения в зависимости от степени их сложности (табл. 5).

Таблица 5. Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов

Типы заданий

Методы творчества

 

III уровень

II уровень

I уровень

Познание

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Дихотомия

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Законы развития систем

Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени

Создание

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Приемы типового фантазирования Законы развития систем

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени

Преобразование

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Ресурсный подход Приемы типового фантазирования Законы развития систем

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени

Использование в новом качестве

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Ресурсный подход Приемы типового фантазирования Законы развития систем

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование для 2-го класса

Дата

Название темы

Количество часов

Октябрь

Знакомство

1

 

Объект и его признаки

9

Октябрь,
ноябрь,
декабрь

Мир природный и технический
Объект и его признаки
Цвет
Размер
Форма
Материал
Назначение
Время

1
1
1
1
1
1
1
1

Декабрь

Самостоятельная творческая работа

1

 

Ресурсы человека

10

Январь, февраль, март

Человек
Органы чувств
Мышление
Внимание
Воображение
Память
Психологическая инерция мышления
Творческое мышление

1
2
1
1
1
1
1
1

Март

Самостоятельная творческая работа

1

 

Приемы фантазирования

4

Апрель

Наоборот, дробление-объединение
Оживление, подвижный-неподвижный
Смещение во времени, увеличение-уменьшение
Решение задач

1
1
1
1

 

Методы активизации мышления

6

Май

Метод перебора вариантов, морфологический анализ
Метод фокальных объектов
Синектика
Фантограмма
ТРИЗ

1
1
1
1
1

Май

Самостоятельная творческая работа

1

Итого:

30

Тематическое планирование для 3 класса

Дата

Название темы

Количество часов

Сентябрь

Повторение

1

 

Система

8

Сентябрь, Октябрь

Функции систем
Ресурсы систем
Идеальный конечный результат
Решение задач
Система-человек
Системное мышление

1
1
1
2
1
1

Ноябрь

Самостоятельная творческая работа

1

 

Законы развития систем

10

Декабрь, январь,

Законы развития систем
Закон полноты частей
Закон повышения динамичности системы
Закон S-образного развития систем
Закон согласования-рассогласования
Закон перехода на микроуровень
Закон перехода в надсистему
Решение задач

1
1
1
1
1
1
1
2

Январь

Самостоятельная творческая работа

1

 

Моделирование

10

Февраль, март, апрель

Порядок на “мозговом чердаке”
Алгоритм
Постановка задачи
Модели
Модель задачи
Моделирование маленькими человечками
Решение задач

1
1
1
1
1
3
1

Апрель

Самостоятельная творческая работа

1

 

Аналоги

6

Апрель, май

Аналоги
Природа и техника
Аналоги в творческих задачах

1
2
2

Май

Самостоятельная творческая работа

1

Итого:

34

Тематическое планирование для 4 класса

Дата

Название темы

Количество часов

 

Би-, полисистемы

8

Сентябрь

Повторение

1

Сентябрь, Октябрь

Бисистемы
Полисистемы
Закон развития “моно-би-поли”
Решение задач

1
1
2
2

Ноябрь

Самостоятельная творческая работа

1

 

Противоречия

8

Декабрь, январь,

Закон неравномерного развития частей системы
Формула противоречия
Составление противоречия
Разрешение противоречия
Решение задач

1
1
1
2
2

Январь

Самостоятельная творческая работа

1

 

Качества творческой личности

10

Февраль, март, апрель

Способность смело выбрать Достойную Цель
Способность видеть проблемы
Способность работать планомерно
Высокая работоспособность
Техника решения творческих задач
Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи
Решение задач

1
2
1
1
1
1
2

Апрель

Самостоятельная творческая работа

1

 

Приемы разрешения противоречий

8

Апрель, май

Изменение агрегатного состояния вещества
Использование ферромагнитного порошка
Сделать заранее
Матрешка
Копирование
Решение задач

1
1
1
1
1
2

Май

Самостоятельная творческая работа

1

Итого:

34

Тематика родительских собраний во 2 классе

Дата

Тема

I четверть

Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений современного образования

II четверть

Концепции развития творческих способностей школьников

III четверть

Методологическая культура младшего школьника

IV четверть

Организация творческой деятельности учащихся начальной школы

Тематика родительских собраний во 3 классе

Дата

Тема

I четверть

Закономерности как основа интуиции

II четверть

Организация исследовательской деятельности младшего школьника

III четверть

Алгоритмические методы решения творческих задач

IV четверть

Творческие традиции в школе и дома

Тематика родительских собраний во 4 классе

Дата

Тема

I четверть

Развитие творческого воображения и творческого мышления младшего школьника

II четверть

Разрешение противоречий в социальных системах

III четверть

Качества творческой личности

IV четверть

Творческие олимпиады и конкурсы: краткий обзор




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Альтов Г.С. …И тут появился изобретатель. - М.: Дет. лит., 1984. - 126 с.

  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. - 225 с.

  3. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

  4. Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 3 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 64 с.

  5. Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 2 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 64 с.

  6. Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 1 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 64 с.

  7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

  8. Березина В.Г. и др. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995. - 60 с.

  9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

  10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца: Кн. для чтения в 1 кл.: Пособие для уч-ся. - М.: С-инфо; Баллас, 1993. - 224 с.

  11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл. ср. шк.: Пособие для уч-ся: В 2 ч. - М.: Компания С-инфо; Баллас, 1997. - Ч. 1. - 224 с.

  12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл. ср. шк.: Пособие для уч-ся: В 2 ч. - М.: С-инфо; Баллас, 1997. - Ч. 2. - 160 с.

  13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука: Учебник для первоклассников. - М.: Баллас; С-инфо, 1996. - 192 с.

  14. Бухвалов В.А. Биологические задачи и проблемы: Задачник для уч-ся общеобраз. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рига, 1994. - 135 с.

  15. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл.: Учебник для 1 кл. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 1. - 64 с.

  16. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл.: Учебник для 1 кл. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 1. - 64 с.

  17. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 64 с.

  18. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.

  19. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получения новизны // Адукацыя i выхование. - 1994. - № 7. - С. 103-108.

  20. Гафитулин Т.М. Достойный ответ на оскорбление // Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования / Под ред. А.А. Гина. - М.: Вита-Пресс, 2000. - Вып. 5. - С. 40-44.

  21. Герои Эллады: Мифы Древней Греции / Сост. И.С. Яворская. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1992. - 368 с.

  22. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.

  23. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. - Гомель, 1995. - 128 с.

  24. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Чтение и письмо для 1 кл. четырехлетней нач. шк.: Учебник. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 112 с.

  25. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12.

  26. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

  27. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

  28. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127 с.

  29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.

  30. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.

  31. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр "Эксперимент". - Рига, 1994. - 66 с.

  32. Нестеренко А.А. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы. - Петрозаводск, 1999. - 26 с. - Деп. в ЧОУНБ 30.06.01, № 2673.

  33. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996. - 120 с.

  34. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 640 с.

  35. Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч.- М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 3. - 128 с.

  36. Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл. Метод. рекомендации: Пособие для учителей. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - 224 с.

  37. Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 1. - 112 с.

  38. Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 2. - 112 с.

  39. Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. Метод. рекомендации для учителя. - М.: Баллас, С-инфо, 1997. - 256 с.

  40. Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 1. - 112 с.

  41. Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч. - М.: С-инфо; Баллас, 1996. - Ч. 2. - 128 с.

  42. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

  43. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4). - М.: Просвещение, 2001. - Ч. 1. - 400 с.

  44. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4).- М.: Просвещение, 2001. - Ч. 2. - 320 с.

  45. Пронина О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге "Капельки солнца" (из опыта работы) / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой: Сер. Свободный ум: Метод.рекомендации. - М.: Баллас, С-инфо, 1996. - 112 с.

  46. Родари Дж. Сказки / Сост. И.Г. Константинова. - Минск: Юнацтва, 1987. - 479 с.

  47. Рудницкая В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 1 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 64 с.

  48. Рудницкая В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 2 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 64 с.

  49. Рудницкая В.Н. Математика: Учебник для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. - 112 с.

  50. Сидорчук Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: Дис. … канд. пед. наук. - М., 1998. - 150 с.

  51. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом "Восток", 2001. - 81 с.

  52. Сычева О.И., Сычев С.В. Книга противоречий // Журнал ТРИЗ. - 1992. - Т. 3 . - № 4. - С. 32-37.

  53. Тайц Я. Кубик на кубик: Рассказы. - М.: Дет. лит., 1980. - 14 с.

  54. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1998 - 172 с.

  55. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

  56. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.

  57. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 432 с.

  58. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

  59. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 384 с.

  60. Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени: Сказки. - М.: Бамбук, 2000. -104 с.