Конспект урока по технологии
Тема: «Изготовление закладки»
Цель: изготовить закладку для книги способом плетения.
Основные образовательные задачи:
Отрабатывать умения работы с бумагой, ножницами,
Повторить правила бережного обращения с книгами
Дать основы применения плетения
Закрепить навыки разметки по линейке
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук, внимание
Воспитательные задачи:
1. Стимулировать активность, умения сосредотачиваться
2.Воспитывать интерес к самостоятельной работе
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
Актуализация опорных знаний. Беседа.
-Ребята, а у вас много друзей?
-А есть ли у вас друзья-предметы? Например, игрушка какая-нибудь или что-то другое?
-А есть ли среди ваших друзей книги? Это ведь самые лучшие советчики и друзья. Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья
-А как мы должны с книгой обращаться, чтобы беречь её?
Не мять, листы не рвать.
-Не мять, листы не рвать.
-Давайте же составим простые правила, как нужно правильно обращаться с книгой
-Итак, что же надо делать, чтобы наш друг всегда был у нас чистеньким, дружелюбным? радовал нас? Что для этого надо делать?
- Не рисовать, не писать ничего в книгах;
Не вырывать листы, не вырезать картинки;
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
Не читать книги во время еды;
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Пользоваться закладкой.
- Как надо переворачивай страницы?
-за верхний правый угол
-Что делать, если книга порвалась?
-подклеить ее
-Где надо хранить книги? Почему?
-В шкафах, чтобы не пылились
-Итак, для чего мы повторяли эти правила?
-Чтобы помнить их, и соблюдать.
Выход на тему урока
-Ребята, мы сегодня с вами сделаем закладку, для чего она будет нужна?
чтобы порадовать ншу книгу, но и конечно же сберечь её.
Анализ образца
-Я уже сделала для своих друзей- книг несколько закладок. Посмотрите, они перед вами на доске.
-Посмотрите на закладки и скажите что в них общего?
-А чем же отличаются эти закладки?
-Из какого материала они сделаны?
-А каким способом они сделаны?
-У них одинаковая форма,
- Цвет основы разный, линии посередине закладки разного цвета, разной формы, У одной закладки косое плетение
, у другой прямое –
Из картона и цветной бумаги
-Плетением
-Кто знает, что такое плетение?
-способ изготовления более жестких конструкций
-Что можно сплести? Из чего?
Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет
-Косу, корзину из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь
- А мы сегодня на уроке тоже будем плести , из бумаги.
-Ребята, какие материалы и инструменты нам понадобятся для создания закладки?
-Ножницы, цв. Бумага, линейка, карандаш
-Посмотрите внимательно. Как мы будем изготавливать закладку. Я вам буду показывать и когда скажу делать, вы начнёте.
-Какая основа у закладок?
-Делаем основу, для этого
-Прямоугольная.
Берём лист цв бумаги, располагаем его перед собой вот так.
От верхнего левого угла отмеряем вниз отрезок длиной 6 см и ставим карандашом метку-точку.
Затем от правого верхнего угла отмеряю вниз 6 см и ставлю метку-точку.
Две точки соединяю.
Перед тем как вырезать давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами.
–Что надо сделать перед работой с ножницами? ( Проверить исправность)
-Где надо работать с ножницами? Можно ли ходить с ножницами по классу? ( Нет, только на своём рабочем месте)
-Как нужно класть ножницы на парте? Кольца где должны быть?( Направлены к себе)
-Как надо подавать ножницы? (Кольцами вперёд)
- И нельзя также играть ножницами
Выполняем дальше.
Затем по линии вырезаем полученный прямоугольник.
Затем складываем заготовку пополам, от себя чтобы совпали концы. Проглаживаем ладошкой от центра в стороны
С закрытой стороны прямоугольника делаю прорези на одинаковом расстоянии, но не доходя до конца открытой стороны прямоугольника
Открываю прямоугольник.
Затем делаю цветные линии, которые находятся посередине закладки. Для этого беру цв бумагу. Как сможем сделать разметку здесь?
Разметку делаю при помощи сгибания и складывания.
Складываю бумагу пополам вырезаю, еще раз пополам, еще раз пополам, , затем еще раз пополам. Получили разметку. Вырезаю 3 полоски. С соседом можете меняться полосками, чтобы получились разные цвета.
Затем беру полоску из цв бумаги вплетаю в прямоугольник, пропуская через одну полоску. Одна полоска снизу, другая сверху.
-У закладок одинаковая форма, сделаны из картона, одинаковое оформление.
Выполнение работы
-Постарайтесь, чтобы ваши закладки были аккуратными, творческими.
Итог и самооценка
-Итак, для чего мы делали закладку
-Удалось ли хорошо выполнить работу?
-Почему не удалось?
- по какой причине?
-Что бы вы порекомендовали на следующий раз себе?
-В ежедневнике поставьте красный квадрат, если у вас закладка сделана , аккуратно. Разметка сделана точно, плетение сделано без ошибок
-«зеленый», если работу выполнили не очень аккуратно, есть некоторые ошибки.
-И «синий », если закладка у вас не получилась
-А теперь поднимите руки, кто поставил кр квадрат, синий, зеленый.
рок изобразительного искусства на тему: «Весенний пейзаж», 2 класс
Тема: Весенний пейзаж
Цели:
● формировать понятие о пейзаже; познакомить с видами пейзажа; учить последовательности в работе над пейзажем; научить использовать свойства линейной и воздушной перспективы; ознакомить с творчеством И.И. Левитана, А.К. Саврасова;
● развивать творческий потенциал, эстетическое восприятие, расширять кругозор учащихся, прививать интерес к предмету;
● воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, внимательность и наблюдательность учащихся.
Формирование УУД:
Личностные:
● формировать эстетические потребности: потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности; развивать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями искусства;
● умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные:
● уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
Регулятивные:
● принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Познавательные:
● развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты:
● научатся самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
● получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
● формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Оборудование:
Для учителя: презентация, проектор, портреты художников, наглядный материал для рефлексии, ребус, плакат с темой урока, плакаты с последовательностью выполнения рисунка.
Для учащихся: акварель или гуашь, альбом, карандаш, ластик, баночка, тряпочка.
Литература:
1. Авторская программа Т.А. Копцевой«Изобразительное искусство» для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / Т. А. Копцева–Москва: «Яхонт». – 2012.
2. Копцева Т.А., Копцев В.П.,Копцев Е.В. Изобразительное искусствоучебник для 1 класса. – М.: Яхонт 2012. Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2012. – 168с.
3. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методическиерекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательныхучреждений. – Москва: Яхонт. – 2012.
План урока:
I. Организационный момент 1
II. Актуализация знаний обучающихся 1
III. Вводная беседа 5
IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка 5
● Физминутка 1
V. Планирование работ учащимися 3
VI. Самостоятельная работа 20
VII. Выставка работ. Оценивание. 1
VIII. Рефлексия 1
IX. Итог урока 2
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Прозвенел звонок
И позвал нас на урок!
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
- Нам понадобятся: альбом, кисти, гуашь или акварель, карандаш, ластик, баночка, тряпочка).
- Садитесь тихонько!
II. Актуализация знаний обучающихся
- Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)
- Правильно, ребята, это весна.
- Как вы догадались? (снег тает, погода теплее)
- Назовите мне весенние месяцы (март, апрель, май)
- Расскажите, какая весна? Назовите ее признаки (теплая, светлая, птички поют, снег тает, распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, заканчивается спячка у животных).
- Какие чувства вызывает пробуждение весны?(радость, хорошее настроение)
- Почему говоря о весне, мы говорим «Весна-красна»? (все расцветает, приобретает яркие сочные цвета)
- Какие есть цвета у весны? (яркие, солнечные)
- Сформулируйте тему урока (весенний пейзаж) [Учитель вывешивает тему на доску].
III. Вводная беседа
- Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение.
- Мы сейчас сделали словесное описание весны. Рисуя сегодня весенний пейзаж, вы будете учиться создавать образ весенней природы, передавать настроение, свое отношение к увиденному с помощью красок, цвета.
- В каком жанре мы будем работать, вы узнаете, отгадав ребус (пейзаж)[Учитель вывешивает ребус на доску].
- На доске записано слово «пейзаж»[Учитель вывешивает на доску],
что оно означает? (Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Рисунок, картина, на которых изображена природа).
- Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках.
- Выделяют различные виды пейзажа, посмотрим на репродукции картин и определим вид пейзажа, рассказывая о нем (морской – Айвазовский «Шторм», сельский – Саврасов, городской, лесной – Шишкин «Утро в лесу», горный – Лысак Геннадий)
- Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников Алексея Кондратьевича Саврасова и Исаака Ильича Левитана [Учитель вывешивает портреты на доску].
- Давайте посмотрим, как весну изобразили художники. (А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна.Большая вода»).
- Рассмотрим репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели».
- Что мы видим на ней? (весна, грачи, деревья – березы, река)
- Какие краски они использовали для этого? (тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские)
- Рассмотрим еще одну репродукцию картины Левитана «Весна. Большая вода».
- Когда Левитан работал над картиной “Весна. Большая вода”, он мог вспоминать своего учителя Саврасова, который около двадцати лет назад показал настоящую весну в знаменитой картине “Грачи прилетели”.
- Такие же тонкие берёзки, изогнутые и голые, за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения.
- Сравним эти картины.
- Чем они связаны?(на них изображена весна)
- На какой из картин показан солнечный день? Как это определили? (у Левитана, т.к. солнечное небо, нехмурое, светлое)
- Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.
- Какое небо на картинах? (У Саврасова-хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня)
- У Левитана всё запело, зазвучало, исполнилось поэтического смысла. Так вылилась в живописи скромно радостная, чуткая душа художника.
- Удалось ли им передать в своих произведениях состояния весенней природы в разную погоду (ясную, пасмурную)?
IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка
- Представьте, какой пейзаж вы будете рисовать. Что это за уголок природы: лес, парк, берег реки, поле или луг.
- Для начала нужно правильно расположить лист бумаги. Если ширина вашего пейзажа будет больше, то расположим лист горизонтально. Если больше высота, то вертикально.
- Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.
- Не забываем о правилах линейной, воздушной, цветовой перспективы.
Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше. Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются. Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тусклые и расплывчатые.
- Как получить яркий или наоборот тусклый светлый цвет? (для яркости – больше красок, меньше воды).
- Какую роль в пейзажах играют образы деревьев? (Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.).Деревья должны быть разными: молодыми (тонкими и стройными), старыми (толстыми и кривыми), красивые, развесистые, среди них пусть будут ели, березы. На веточки можно «набросать» немного светло – зеленой, изумрудной краски. Растет веточка вверх и немного в сторону. И чем больше деревце ветвится, тем оно становится красивее. Старое рисуют так же, только и ствол и ветки у него гораздо толще и извилистее.
- Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали), затем выполняем работу в цвете: сначала делаем фон пейзажу, прорисовываем в цвете крупные детали, затем мелкие.
● Физминутка
- Разомнем наши пальчики, сделаем веерок.
V. Планирование работы учащимися
- Итак, внимание, ребята!
- С чего мы начнем работу? (с расположения листа)
- Что делаем дальше? (намечаем предметы нашего пейзажа карандашом)
- Что выполняем в конце? (выполняем в цвете)
- Какие цвета мы можем использовать в работе?
- Как получить более яркий цвет? (больше краски, меньше воды)
- Приступаем к работе.
VI. Самостоятельная работа
[Дети выполняют работу, учитель контролирует выполнение, помогает, указывает на недочеты, отмечает положительные стороны. Предупреждает о готовности за 5-7 минут до конца урока.].
VII. Выставка работ. Оценивание
- Работы должны быть аккуратными, с соблюдением воздушной, линейной, цветовой перспективой.
VIII. Рефлексия
- У меня, ребята, на доске еще один небольшой пейзаж. В нем не хватает нескольких деталей. У меня в руках солнышко и тучка. Сейчас мы с вами их добавим.
- Если вам на уроке было все понятно и вы довольны своей работой – поднимите руки. А теперь поднимите те, у кого были затруднения, и он не очень доволен выполненной работой. Больше ребят, которые довольны, значит, мы к пейзажу добавим солнышко.
- Молодцы, ребята!
IX. Итог урока
- В каком жанре мы с вами сегодня работали? (пейзаж)
- Что такое пейзаж? (изображение природы, местности)
- Какой именно мы изображали пейзаж? (весенний)
- Какие оттенки преобладают в изображении весны?
- Чему вы научились? (рисовать пейзаж)
- Что нового узнали? (о пейзаже, о видах пейзажа, а картинах И.И. Левитана, А. Саврасова)
- Спасибо за урок! До свидания!
Название УМК: Мультимедийные презентации: « И.И. Шишкин», «Весна - красна!», «Последовательность рисования пейзажа», клип «Весна», картины художников с изображением весеннего пейзажа, методическая разработка урока. Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 2
Тема урока: «Весенний пейзаж».
Место и роль урока в изучаемой теме: Живопись. Весенний пейзаж. 2 часа. Первый урок.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.
Задачи урока: формировать эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения; формировать художественно-графические умения; применять в своем рисунке прием линейной перспективы, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже; развивать осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства; в работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение; воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, дружеские отношения друг к другу.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формировании универсальных учебных действий) |
I. Организационный | 1 минута | Здравствуйте, друзья! Рада встрече с вами я! Давайте за руки возьмемся, В круг скорее соберемся. Солнце светит нам в окошко: - Я соскучилось немножко, Жду в кругу своих друзей! Собирайтесь поскорей! Поприветствовать друг друга и пожелать хорошего настроения на уроке. | | Коллективная | Настроить на работу. | Проверка готовности рабочего места. | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; организация внимания школьника. |
II. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. | 2 минуты | Загадка. Если видишь на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака. Или снежная равнина, или поле и шалаш. Обязательно картина называется (пейзаж). Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Молодцы! Правильно! Речь пойдет о пейзаже. | Мозговой штурм. Беседа. | Фронтальная | Беседа с активными детьми. | Беседа с учителем. Отвечать на вопросы. | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | 15 минут | Кто может мне помочь дать понятие пейзаж? Подготовленные учащиеся делают сообщения. Пейзаж-это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах востока в 7-10 веках. Пейзаж-род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навиваемого их созерцанием. Чтобы уточнить о каком пейзаже пойдет речь, учитель читает стихотворение А. Плещеева. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Для беседы о весне и о ее приметах просмотреть презентацию «Весна-красна!» Родная земля предстает в новом образе: пробуждение и многообразие красок. Провести игру: «Что ассоциируется с цветами радуги?» Зарядка для глаз. Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть и сделаем зарядку для глаз. Встаньте, пожалуйста, и просто поморгайте. Посмотрим по 10 раз вверх – вниз, вправо – влево, по кругу влево, по кругу вправо. И просто поморгали. Во время рассматривания репродукций картин И. И. Шишкина и видеоматериалов, обратить внимание на эмоциональное состояние. Презентация «Последовательность рисования пейзажа» поможет выбрать правильные приемы и технику рисования, точно определить цвета и их оттенки. | Словесный Наглядный Интерактивный. Ассоциативный ряд. | В парах. Коллективная. | Объяснение. Показ приемов рисования. Организация отдыха детей. | Просмотр нового материала. Зарядка для глаз. Динамическая разминка. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала «Весенний пейзаж». Содействовать усвоению учащимися нового материала, который приведет к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. Обеспечить, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала «Весенний пейзаж». Содействовать усвоению учащимися нового материала, который приведет к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала |
IV. Закрепление новых знаний и способов действий. | 2 минуты | Дети могут поделиться впечатлениями, намечая образ своего будущего рисунка. Динамическая пауза. | | Коллективная | Опрос. | Закрепление новых знаний. | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
V. Применение знаний и способов действий. | 20 минут | Предложить детям зарисовать свои впечатления. Для индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации: - при рисовании не надо увлекаться мелкими деталями, это раздробит работу и нарушит общий ее настрой, - использовать в своей работе яркие, но не кричащие цвета, ведь мы рисуем природу, а в ней все гармонично. Клип «Весна». Музыка поднимет настроение и вдохновит на создание ярких работ. | Практический, творческий Интегрированный (использо-вание музыки) | Индивидуальная | Контролировать правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности. | Создать свой пейзаж, используя различные техники и средства. | Выполнение работы в полном объеме. Развивать приемы работы красками. Помочь в овладении техникой рисования ватной палочкой. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания. |
VI. Рефлексия. Демонстрация работ. | 3 минуты | Дети, скажите, пожалуйста, что нового узнали на уроке? Что для вас было самым интересным? Что запомнилось больше всего? | Творческий. Словесный. | | Создать галерею работ. Помочь закрепить работы. | Постараться закончить работу со всем классом. Закрепить свою работу на доске. | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
VII. Итог урока. | 2 минуты | Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, там уже готова выставка. Давайте оценим ваши работы. Чья работа наиболее правильная по выполнению весеннего пейзажа, по использованию цветовой гаммы и правильной техники рисования. Мне понравились все ваши работы, вы молодцы, вы справились с заданием. У нас получился прекрасный выставочный зал. | | | Вопросы. Подвести итог урока. Поблагодарить за активное участие на уроке. | Ответы на вопросы. | Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, сознание качества и уровня усвоения. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
Класс : 2
Вид занятия: рисование с натуры.
Тема: рисование с натуры коробки.
Цель: научить приемам рисования коробки.
Задачи:
помочь освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел;
изучить конструктивные особенности строения формы призмы; дать представление опростейших изображениях линейной перспективы: линия и уровень горизонта, точка зрения, точка схода;
развивать умение анализировать и сравнивать формы предметов окружающейдействительности.
О б о р у д о в а н и е:
Д л я у ч и т е л я - натуральная постановка, методическая таблица (последовательность выполнения призмы);
д л я у чащ и х с я - художественные принадлежности для
работы простым карандашом.
Наглядные пособия:
Зри т е л ь н ы й р я д: репродукции картин Ф. Васильева «Де-
ревенская улица»; И. Левитана «Осенний день. Сокольники»;
Ю. Подлянского «Разбуженная тайга»; П. Федотова «Сватовство
майора»; Б. Кустодиева «Морозный день».
Оформление классной доски
Этап урока | Содержание этапа |
1.Орг. момент | Проверка готовности класса к работе |
2. Основная часть 2.1 Беседа по репродукциям картин | - Почему деревенская улица на картинах Ф. Васильева, Б. Кустодиева изображена с уменьшением домов: чем дальше расположение дома от зрителя, тем он меньше? - Почему уходящая тропинка на картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» и железная дорога на картине Ю. Подлянского«Разбуженная тайга» становятся уже? - Почему Подлянский изобразил тепловоз меньше, чем последний вагон состава? |
2. П о н я т и е о линейной перспективе. | Обобщая ответы учащихся, формулируется закономерность линейной перспективы. Перспектива (французское слово - ясно вu:ж:у) - изображение предметов на плоскости в соответствии зрительным восприятием их человеком, то есть изображение предмета таким, как воспринимает его глаз человека. Перспектива бывает линейная и воздушная. Линейная перспектива: 1. Фронтальная - расположение предмета одной видимой стороной по отношению к зрителю. 2. Угловая - расположение предмета под углом к зрителю, т. е. зритель видит две или три грани предмета. Воздушная перспектива - ослабление резкости и четкости очертаний и цвета предметов по мере их удаления: чем ближе предмет, тем он изображен четче и ярче. Предметы, равные. по величине, по мере их удаления кажутся меньше. Это мы видим на картинах, а железная дорога вообще превратилась в одну линию, хотя вы все знаете, что она имеет два рельса, по которым и бегут поезда. При построении перспективы используются линия горизонта, точка зрения и точки схода. Линия горизонта - линия, находящаяся на уровне глаз рисующего. Точка зрения - точка, с которой рисующий смотрит на предмет, она может быть низкой, высокой или на уровне линии горизонта. Точки схода - все наклонные линии, обозначающие границы сторон предмета, должны при продолжении пересекаться в однойточке, которая находится на линии горизонта. При построении боковой перспективы точек схода две. При выполнении перспективы выполняются три основных правила: - для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним; - ближний предмет следует изображать крупнее удаленного; - основание ближнего предмета следуетизображать ниже основания удаленного. Эти правила построения перспективычетко просматриваются на репродукциях картин Ф. Васильева «Деревенская улица» и Б. Кустодиева «Морозный день». |
3.Самостоятельна я работа | Обратите внимание на картонную коробку. - Что она вам напоминает? Что мы видим вдействительности похожим на коробку? (Форма здания похожа на коробку.) А н а л из фор м ы к о р о б к и: длина, ширина и высота их , , соотношения: - Поставим коробку в угловое положение,чтобы можно было увидеть три грани - верхнюю, левую и правую. Начиная изображение коробки, отметимосновную пропорцию, то есть отношение параметров коробки.Определим, на сколько одна грань меньше другой и отметим штрихами. Определим направление нижних горизонтальных ребер, уходящих в глубину. Нарисуем верхние горизонтальные ребра,наметим их наклон, который меньше наклона нижних ребер. На последнем этапе изображаем верхнее основание коробки. После построенияобщих очертаний коробки, приступаем к штриховке. Осветим натуру верхним левым светом.Наиболее освещена грань верхней поверхности, менее освещеналевая грань и самая темная - правая грань. Определяем самое темное пятно и начинаем штриховку с самой темной грани. от самоготемного пятна постепенно переходим к светлому.Штриховка может выполняться как вертикальная и горизонтальная так и подиагоналям. После построения коробки сравниваем изображение с натурой. Про верим отношение светлых граней, фона и предметной плоскости. |
4.Итог урока | Демонстрация и анализ лучших рисунков, сравнение их с натурой. |
Цели урока:
1. Обучающие:
• обеспечить понимание изобразительного термина «Композиция»;
• сформировать представление о широком применении понятия «Композиции» в разных видах творчества;
• научить применять законы построения композиции в натюрморте;
• сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;
• актуализировать важность применения знаний по составлению композиции в разных сферах изобразительного искусства.
2. Развивающие:
• способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;
• содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;
• помочь преодолеть неуверенность в выборе путей решения задачи;
• научить работать коллективно, давать адекватную оценку результатам работ одноклассников, видеть недостатки и ошибки своего рисунка.
3. Воспитательные:
• помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения;
• возбуждать интерес к процессу творчества;
• создавать условия для развития устойчивого положительного эмоционального отклика на занятие творчеством;
• убедить в целесообразности, значимости умения видеть окружающую действительность с креативной позиции.
План урока (45 мин.):
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Сообщение темы (3 мин.)
3. Ознакомление с новым материалом на интерактивном экране (12 мин.)
4. Драматизация (2 мин)
5. Физкультурная минутка.
6. Моделирование у доски (7 мин.)
7. Самостоятельная работа (15 мин.)
8. Подведение итогов (3 мин.)
9. Организационный конец урока (1 мин)
Содержательная часть урока:
1. организационный момент;
2. сообщение темы урока.
Учитель: То, что мы будем сегодня рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Мы вкусные, сладкие, сочные.
Мы с солнышком крепко дружны!
К тому же мы очень полезные,
Ведь всем витамины нужны!
Дети: Это фрукты.
Учитель: Из многообразия фруктов я предлагаю вам три, с помощью подсказок вы догадаетесь какие это фрукты.
Первый фрукт – «Жёлтый, жёлтый, кислый, кислый!»
Дети: Лимон!
Учитель: Второй фрукт в известной загадке сравнивается с лампочкой.
Дети: Груша!
Учитель: Почему этому фрукту приписывают такое значение?
Дети: Потому, что груша и лампочка похожи формой.
Учитель: Третий фрукт в русских сказках наделяют волшебным свойством показывать всё на свете, катаясь по тарелочке.
Дети: Яблоко!
Учитель показывает натуральные фрукты большой величины, размещённые на эстампе в одну линию, на некотором расстоянии друг от друга, не составляя композицию (появление фруктов является сюрпризным моментом).
Учитель: Вот они,какие красивые, нам их нужно нарисовать, хорошо разместив на листе, как это делаютхудожники. А чтобы это сделать правильно, мы познакомимся с новым для нас понятием – «Композиция» (открывает карточку со словом на доске).
3. Ознакомление с новым материалом на интерактивном экране.
Учитель: Что же означает это слово? Оно пришло к нам из французского языка. Посмотрим, как объясняет значение этого слова составитель Толкового словаря великорусского языка В. И. Даль.
Демонстрируется интерактивная презентация на тему «Композиция»
4. Драматизация «Композитор»(после первых 5 слайдов).
Ученица, играющая на контр-флейте, представляясь нерадивым композитором, растерявшим все нотки на нотоносце, рассказывает какие ужасные звуки у неё получились в результате этой неразберихи. Но композитору удалось собраться, и расставить ноты в определённом порядке на нотную строку, в результате чего зазвучала гармоничная мелодия.
Продолжение демонстрации презентации «Композиция».
Каждый слайд презентации обсуждается учителем, совместно с учениками.
Задаются поисковые, эвристические вопросы, ставятся проблемные ситуации, решение которых открывается в последующих слайдах. В конце презентации ученикам предлагаются конкретные задачи по составлению композиции. Решать эти задачи ученики будут вместе с учителем путём моделирования у доски.
По завершению презентации звучит вопрос.
Учитель: У вас возникло представление о том, что такое «Композиция»?
Давайте слегка отдохнём и подвигаемся.
5. Физкультурная минутка.
Физкультурную минутку проводит ученик, показывая упражнения под чтение стихотворения:
У дороги яблоня стоит,(руки вверх, потянулись)
А на ветке яблочко висит. (покачали вверху руками)
Сильно ветку я потряс - (руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук)
Вот уж яблочко у нас! (прыжок вверх с хлопком в ладоши над головой)
В сладко яблочко вопьюсь, (вернулись в исходное положение)
Ах, какой приятный вкус!
6. Моделирование у доски.
[/u]Учитель: Мы познакомились с некоторыми правилами составления «Композиции». Давайте поподробнее отработаем их у доски.
Вопрос: А может кто-то уже сейчас хочет попробовать составить композицию из целой семейки фруктов?
Дети: Да!
Учитель: К доске пойдёт тот, кто назовёт три тёплых цвета.
Дети отвечают. Правильно ответивший на вопрос, самостоятельно работает у мольберта.
Ребёнку предлагается набор из пяти плоских изображений фруктов. Он должен разместить фрукты композиционнона прикрепленномк мольберту листе с помощью специальной канцелярской липучки, полагаясь на полученные знания.
Учитель, обращаясь ко всему классу: Итак, чтобы гармонично разместить предметы на листе, в самом начале работы нужно задать себе определённые вопросы, которые помогут правильно справиться с постановкой композиции.
Каким вопросом мы задаёмся с самого начала?
Учитель вместе с детьми работает над постановкой вопроса и определяет его:
все вопросы в виде карточек размещаются в перевёрнутом виде на доске, по ходу определения вопроса карточки открываются.
1. Где?(размещаем изображение).
Дети: В середине.
Учитель показывает на доске нарисованный альбомный лист, поясняя, что середин может быть 4 (слева, справа, сверху, снизу), а центр один.
Учитель: Итак, размещаем композицию в центре листа.
2. Каким образом?
Дети: Дружной семейкой!
Учитель: Дружной семейкой – это как?
Дети: Вместе, дружно, бок о бок, как бы обнимая друг друга, создавая единство, гармонию, лад.
Учитель: А чтобы это получилось, какой приём изображения нужно использовать?
Дети: Приём наложения.
Учитель: Кто поможет напомнить нам, что такое приём наложения, показав это на доске? Это будет тот, кто ответит на вопрос.
Вопрос: Что показывает приём наложения? (приближение и удаление предмета)
Правильно ответивший ребёнок, конструирует приём наложения из двух плоских моделей фруктов на листе, прикреплённом к доске (при помощи липучки).
Учитель: А если все фрукты разместить на одной линии, то это будет не красиво (как зрители в зале, каждый сам по себе, а не дружной семейкой). У художников такое размещение предметов считается ошибкой и называется «шашлык»
3. Какого размера?
Учитель: А можно ли ошибиться с выбором размера?
Дети: Можно, если мы не будем помнить, что фрукты – главные герои картины, а главные герои должны быть выгодно показаны, во всей своей красе.
Учитель: Кто хочет решить задачу правильного выбора размера фруктов у доски? К доске пойдёт тот, кто правильно ответит на вопрос.
Вопрос: Что показывает на предмете свет и тень? (объём)
Дети отвечают, правильно ответивший ученик выходит к доске. На доске размещаются два листа большого и маленького формата, на парте у доски лежат заготовки двух комплектов плоских моделей фруктов, в каждом по три штуки. Ребёнок должен подобрать к каждому формату листа соответствующий размер фруктов.
В помощь ребёнку можно пригласить к доске ещё одного желающего. Вместе со всем классом анализируем результат работы у доски.
Учитель: А теперь нам не трудно будет ответить на вопрос.
Вопрос: От чего ещё зависит выбор размера предмета?
Дети: От размера листа.
Учитель: Когда мы определились с размером, о чём нужно подумать теперь?
Дети: О форме предмета.
4. Какой формы?
Учитель: Изображать форму этих фруктов мы научились на прошлом уроке, а сейчас наша задача состоит в правильном изображении композиции из фруктов.
Но прежде чем рисовать посмотрим, какая получилась композиция на мольберте.
Дети смотрят на композицию, исправляют ошибки, анализируют.
7. Самостоятельная работа.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение. Аудиозапись: П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Учитель контролирует процесс самостоятельной работы, помогает, поддерживает в решении, даёт советы в индивидуальном порядке.
8. Подведение итогов.
Учитель кратко обобщает тему, размещает рисунки на доске, делая вместе с ребятами небольшой анализ работ.
9. Организационный конец урока.
Оборудование к уроку:
Для учителя:
• свежие фрукты;
• плоские модели фруктов для моделирования у доски;
• листы бумаги разного формата;
• печатные карточки с вопросами (на доске);
• интерактивный экран для презентации;
• презентация «Композиция»;
• музыкальная установка;
• аудиозапись:П. И. Чайковский «Вальс цветов»;
• выставка авторских работ учителя на тему: «Композиция в натюрморте»;
Для детей:
Бумага, графический карандаш, акварельные краски, палитра, мольберт для построения композиции.
Фотографии с урока
«Композиция, рисование фруктов с натуры».
Оформление класса – натюрморты, выполненные детьми старших классов и учителем.
Демонстрация первых слайдов презентации «Композиция».
Драматизация«Композитор».
Физкультминутка «У дороги яблонька стоит».
Работа у мольберта. Моделирование композиции из 5-ти изображений фруктов.
Поэтапное определениевопросов, помогающих в правильной постановке композиции.Раскрытие карточек с вопросами.
Работа над выбором размера изображений фруктов (два формата – два набора изображений фруктов, разного размера).
Коллективное обсуждение результата моделирования композиции одним из
учеников.
Детские работы
Тема: «Рисование с натуры овощей и фруктов».
Цели: - научить рисовать с натуры предметы округлой и продолговатой
формы, располагать рисунки на листе бумаги;
- развивать умения передавать форму и цвет объектов,
эстетический вкус, умения последовательно выполнять рисунок;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки по теме, загадки об овощах и фруктах, простые карандаши, гуашь, кисточки, альбомы для рисования, загадки, словарное слово.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Игра- соревнование «Собери урожай».
II. Введение в тему.
Сообщение темы и цели.
Загадка об осени.
2. Вступительная беседа:
- О каком времени года была эта загадка?
- Назовите основные признаки осени?
- Назовите осенние месяцы?
3. Слово учителя:
Коротко рассказываю об осеннем сборе урожая овощей
и фруктов.
4. Загадки об овощах и фруктах.
Словарная работа: помидор.
III. Физминутка.
IV. Практическая работа.
Рассматривание натуральных объектов.
Поэтапное обсуждение выполнения рисунка.
Самостоятельная работа уч-ся:
а) правильное расположение альбома;
б) поэтапное рисование овоща;
в) поэтапное рисование фрукта;
г) подбор нужной цветовой гаммы;
д) закрашивание овощей и фруктов гуашевыми красками.
Оказываю индивидуальную помощь уч-ся во время
выполнения рисунков
Коррекционное упражнение «Что лишнее?».
Цель: коррекция мышления.
V. Выставка и анализ выполненных детских работ.
VI. Итоговая рефлексия.
VII.Уборка рабочих мест.
Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге» - по мотивам городецкой росписи.
Цель деятельности учителя:
Формировать приёмы свободной кистевой росписи
Развивать навык композиционного решения рисунка
Воспитывать интерес к традициям своего народа
УУД
Предметные: владеют выразительными средствами различных видов декоративно – прикладного искусства
Познавательные: умеют добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные: уважительно относятся к творчеству как своему, так и других людей
Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, задавать вопросы для получения нужной информации.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, практическая работа (индивидуальная фронтальная)
Оборудование: акварель, краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.
Наглядно – демонстрационный материал: схемы композиций узора в круге, образцы рисунков учителя, схемы пошагового рисования.
Основные понятия и термины: растительный орнамент в круге.
Ход урока:
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Учитесь красиво и правильно рисовать.
(проверка готовности учащихся к уроку, настроение – смайлики)
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение городецкой росписи и выполним более сложную работу.
Слайд 1. Раздел: Городецкая роспись
Слайд 2. Классификация композиций (растительный и геометрический узор)
1 – геометрический, 3 – растительных
- Исключите «лишний» на ваш взгляд рисунок. (рисунок с геометрическим узором)
Слайд 3.
- Что общего в рисунках, которые вы оставили? (изображены в круге, имеют одинаковый фон, элементы росписи – цветы, травка, листья…)
- Что общего у понятия «цветы», «листья», «травка»? (растительный мир)
(на доску вынести ключевое слово «растительный»)
- Охарактеризуйте любой рисунок (т. е. из каких элементов состоит)
- Понаблюдайте, есть ли повторяющиеся элементы?
Слайд 4. Элементы, узор, орнамент в круге
(показать отдельно элементы – листья, купава, бутон и состоящий из них узор)
- Как они расположены? (Повторяются, чередуются)
Учитель: узор, основанный на повторе и чередовании элементов, называется орнамент
(ключевое слово орнамент выносим на доску)
Тема урока (составляют и называют дети по опорным словам) «Растительный орнамент в круге»
Слайд 5 Тема урока: Растительный орнамент в круге.
Цель урока формируют дети.
- Чем мы будем заниматься?
- Умеете ли вы это делать?
II. Изучение нового материала.
Познавательные УУД: умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналоги
Схемы композиций узора в круге.
- Как выполнить композицию, зная, что в городецкой росписи есть крупные элементы и мелкие?
- Как можно расположить их, чтобы не нарушить композицию?
Слайд 6 Композиции и схемы (соответствие)
Схемы расположены не по порядку. Задача детей – проанализировав, установить соответствие.
- Какая композиция на ваш взгляд более сложная, более простая?
(простая композиция, состоящая из трёх крупных элементов)
Выбор композиции для творческой работы
III Физминутка “Давно не было дождя»
- Что может случится с цветами, если их долгое время не поливать?
- Вы наблюдали, как вянут цветочки?
Изображаем: Давно не было дождя и цветы завяли. Раз - головки наклонили, два – и листья опустили, три – согнулся стебелёк… (наклонили головы, опустили руки, присели) Вдруг закапал дождик, и цветочки стали оживать. (встали, расправили листочки, подняли головки). Подул ветерок – поднимаем руки вверх, зашумели стебельки – покачиваем руками, затих ветерок – руки опустили.
IV. Этапы выполнения рисунка. Творческая работа.
Регулятивные УУД: составление плана работы над рисунком, проговаривание последовательности действий на уроке.
Познавательные УУД: пользоваться языком изобразительного искусства.
Личностные УУД: стремление быть самостоятельным в поиске решения различных изобразительных задач.
Шаг 1. Композиция рисунка.
Закрасим круг, фоном для рисунка в золотой цвет. (Почему золотой?)
Определим композицию орнамента в круге
Тонкими линиями карандаша намечаем расположение элементов узора.
РИСУНОК 1, 2
Шаг 2 – 3. Рисование элементов узора (цветы)
Рисуем по намеченным местам розаны или купавки, начиная с силуэта цветка. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. Как правило, силуэт цветка имеет более бледный оттенок выбранной за основу краски, центр - более яркий. Фон «золотистого цвета».
РИСУНОК 3
А после этого одним из способов рисуем – лепестки цветка (скобки). Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
РИСУНОК 4
Шаг 4. Добавляем листья. Показать схематично как правильно расположить мелкие элементы.
Дополняем рисунок листьями, веточками. При этом помним, что листочки в городецкой росписи не ярко – зелёного цвета, а темнее. (в зелёную краску следует добавить тёмно – коричневой 1 : 3)
РИСУНОК 5
«Оживка» цветка белой краской предаст ему более выразительный вид. Добавляем точки на листики, штрихи на цветы и т.д.
Рисунок 6
V. Итог урока.
Личностные УУД: отстаивать свой эстетический идеал
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать высказывания собеседников.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя
В лучших работах передан ритм растительного узора, композиции красивы, роспись выполнена аккуратно, цвет очень выразителен.