Борщенко ИринаГеннадьевна,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: «Какой бывает транспорт?»
Цели:
Образовательно-развивающие.
1.1. Применение опорных понятий: транспорт, наземный, воздушный, подземный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.
1.2. Развитие специальных умений: умение отличать водный транспорт от наземного, наземный транспорт от воздушного, подземный транспорт от наземного и т.д.; различать пассажирский транспорт от грузового или от личного транспорта, специальный транспорт от пассажирского и личного; оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения).
Воспитательная: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее-единичное. Доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: раздаточный материал (карточки №1, №2, бланки-ответов, карточки с текстом).
Заявка на оценку:
«5» - 17 баллов и больше
«4» - 16-13 баллов – 9 баллов
«3» - 12-10баллов
Дополнительные баллы:
1 балл за осанку
1 балл за дополнение, возражение
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент | | |
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 6, письменных принадлежностей) -Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь Гостям нашим тоже улыбнитесь. А теперь садитесь! - От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность. | 1мин. | |
1.2. | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора) - Сегодня на уроке вы можете заработать: на «5» - 17б. и «4» - 16-13б «3» - 12-10 б. Также дополнительные баллы (таблица на доске) -Баллы будете проставлять на бланках-ответах, которые лежат у каждого на столе. | 1мин. | |
II. 2.1 | Повторение пройденного. -За задание, которое вы будете сейчас выполнять, вы можете заработать 6б. -Возьмите бланки-ответов, найдите задание , в таблицу вы будете отмечать правильный ответ. -Прослушайте утверждение и если оно верное поставьте «+», а если не верное то «-». 1. Волк, лиса, кит – это насекомые.(-) 2. Береза – дикорастущее растение. (+) 3. Животные, тело которых покрыто перьями –птицы. (+) 4. Растения, которые растут в лесу, называют культурными растениями. (-) 5. Животных, которых разводят люди, называют домашними животными(+) 6. Среди растений есть деревья, кустарники, травы. (+). | 5мин. | Учащиеся напротив каждого утверждения в таблице ставят «+» или «-» |
III. | Работа по теме урока | | |
3.1. | Загадки. | 1мин. | |
| – Отгадайте загадки. 1.Что за чудо — синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) 2.Ходит город — великан. На работу в океан. (Корабль) 3.Что за птица: Песен не поёт, Гнезда не вьёт, Людей и груз везёт. (Самолёт) 4. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. (Метро) - Как сказать одним словом, что это? - Предположите, какая будет цель урока? - Сформулируйте вопрос-понятие к теме урока (карточки на столе) -А чтобы ответить на ваш вопрос, выполняем задание: Что такое транспорт? 1. Индивидуальный труд - Прочитайте текст, который лежит у вас на столе, подчеркните слова в тексте, которые помогут ответить на вопрос: Что такое транспорт? Сможете заработать от 0-2 б. 2. Простая кооперация. – Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление. 3. Выступление от группы. – Кто дополнит? - Кто возражает? Проставляем баллы | 1мин. 1б. 1б 1б. 5мин. 0-2 б. 2мин 2б. | - Сегодня мы будем говорить о транспорте. - Что такое транспорт? Обсуждение в группах, выступающие фиксируют ответы на карточке.(Человек привык передвигаться на большие расстояния. Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо или кого-либо»). |
3.2 3.3. 3.4 | -Все виды транспорта можно разделить на несколько групп по способу передвижения. Попробуйте это сделать самостоятельно, выполнив задание в карточке №1. Установи соответствие. Соедини стрелками картинки с понятиями. -За задание вы сможете заработать 4б. и больше 1)Индивидуальный труд. 2)Простая кооперация: обсудите в группах результаты индивидуального труда, и подготовьте выступление. 3)Выступления от групп. -Поднимите руки те, у кого были ошибки. Попробуйте обосновать свою ошибку. -А сейчас, вы, будете составляем схему: по способу передвижения транспорта? Выставляем баллы. Продолжаем определять, какой еще бывает транспорт . Карточка №2. Сможете заработать 6б. Расположите картинки в таблицу. Составьте схему: для чего используют транспорт. пассажирский | грузовой | специальный | | | | | | | 1.Индивидуальный труд 2. Простая кооперация(обсуждаем) 3.Выступление от 1, 2, 3,4 групп Выступающий -2 б. Выставляем баллы. Самооценка Итог урока. -Вернемся к теме урока. Что такое транспорт? Сформулируйте по теме урока вопросы-суждения. Оценка за урок: -Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку. Домашнее задание. 1.Учебник с. 2. Рабочая тетрадь с. | 4б 1 балл (за скорость) 5мин 2мин. 3мин. 2б 5мин. 6б 2мин. | Обсуждение в группах, выступающие фиксируют ответы на карточке. Составляют схему-кластер. Т ранспорт Наземный подземный водный воздушный. Составляют схему: для чего используется транспорт? Транспорт. Пассажирский грузовой специальный |
Приложение к уроку по теме «Какой бывает транспорт»
Бланк-ответов
Фамилия И_____________________
1. Поставь «+» и «-» ______________ | Дополнительные баллы |
2. Текст _______________ | |
3. Карточка №1 ___________ |
4. Карточка №2 ________ |
Текст. Что такое транспорт?
Человек привык передвигаться на большие расстояния.
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо или кого-либо».
Карточка. Расположи номера картинок в таблицу.
пассажирский | грузовой | специальный |
| | |
| | |
3
1
2
4
5
6
4
Карточка.
Установи соответствие. Соедини стрелками картинки с понятиями.
| наземный воздушный подземный водный |
|
|
|
Борщенко Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира
Тема. Животный мир Земли.
Цели:
формирование универсальных учебных действий посредством применения заданий в тестовой форме к тексту, разработанных на основе теории и технологии Способа диалектического обучения;
формирование познавательных универсальных учебных действий, как умения ориентироваться в тексте, сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие, группировать предметы и объекты на основе существенных признаков.
Оборудование: раздаточный материал (карточки №1, №2, бланки-ответов, карточки с текстом).
Заявка на оценку:
“5” – 39 баллов и больше
“4” – 30-38баллов
“3” – 23-29 баллов
Дополнительные баллы
Выступление – 5 баллов;
Возражение – 1балла.
Дополнение -1 балл
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент | | |
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку -Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь Гостям нашим тоже улыбнитесь. А теперь садитесь! - От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность. - Обратите внимание, у меня на столе черный ящик. Вы должны отгадать, что в нем находиться. А я буду подсказывать, наводящими вопросами. (в черном ящике 6 картинок тигра ). -Правильно, вы угадали. У меня в ящике картинки тигра. -Предположите, чем мы будем сегодня на уроке заниматься. -На этом уроке мы будем работать с текстом и используем задания в тестовой форме не с целью проверки знаний, а будем учиться извлекать определенную информацию из текста. | 1мин. 2 мин. | Дети отгадывают, что находится в ящике. - В ящике картинка тигра. |
1.2. Заявка на оценку | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на доске) Поскольку любая проделанная работа, должна оцениваться, мне бы хотелось ознакомить вас с заявкой на оценку. Заявка на оценку: “5” - 39баллов и больше “4” – 30-38баллов “3” – 23-29 баллов Дополнительные баллы вы заработаете за: Выступление – 5 баллов; Возражение – 1балла. Дополнение – 1 балл | 1мин. | |
II. 2.1 Индивидуальный труд | Нашу с вами работу мы начнём с индивидуального труда. Перед вами лежат листы с текстом. Ваша задача внимательно прочитать данный текст, на эту работу вам отводится 5минут (Приложение 1) Обратите внимание, что данный тест разбит на 5 субтестов и имеет бланк для заполнения ответов (Приложение 2) При выполнении Субтеста №1. Осведомлённость, вы должны выбрать правильный ответ, исходя из данного текста и занести ответы в бланк. (Приложение 3) Следующий Субтест №2. Придумать вопросы-суждения. При выполнении заданий Субтеста № 3. Деление понятий, вам необходимо найти лишнее понятие и объясните свой выбор. Субтест № 4. Обобщение. При выполнении заданий данного субтеста вам необходимо обобщить понятия, указав ближайшее родовое понятие. Работая над Субтестом № 5. Аналогия, вам необходимо из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выписать только одно, которое находится в том же отношении, что и пара исходных понятий. | 5 мин. 15мин | Учащиеся работают самостоятельно с текстом и с бланками ответов Учащиеся работают с субтестом. |
III. ПРОСТАЯ КООПЕРАЦИЯ | -Дальше мы работаем с вами в группах. -Обратите внимание, у вас у каждого на столе лежит прямоугольник определённого цвета. Группа, у которой красный прямоугольник, вы обсуждаете субтест №1. Осведомлённость и готовите выступление от своей группы; Группа, у которой зелёный прямоугольник, обсуждает субтест №2. Определение понятий; Группа, у которой жёлтый прямоугольником, обсуждает субтест №3. Деление понятий; Группа, у которой голубой прямоугольник, обсуждает субтест №4. Обобщение; Группа, у которой оранжевый прямоугольник, обсуждает субтест №5. Аналогия. В данных группах вы должны обсудить результаты выполнения одного из субтестов. После чего один представитель от каждой группы озвучит нам результат вашей совместной деятельности. Вы должны выбрать одного выступающего от группы. На работу в группах вам отводится (3 минуты). | | Дети объединяются в группы по цветам прямоугольников, которые лежат у них на столах. В данных группах обсуждаются результаты выполнения одного из субтестов. После чего один представитель от каждой группы озвучивает результат совместной деятельности. |
3.1 | СЛОЖНАЯ КООПЕРАЦИЯ. Выступление от групп (1-5). -Я прошу вас внимательно слушать выступающих и по окончанию ответа высказывать свои возражения и дополнения. За активность в работе вы получаете дополнительные баллы. (Ключи к субтестам. Приложение 4) | 5мин | Выбирают одного выступающего от группы. |
3.2 | Подведение итогов. Оценка за урок | | |
Приложение к уроку.
Тигр – это огромная кошка. По своим размерам он не меньше бурого медведя. Живет в Индии и у нас на Дальнем Востоке, по берегам больших рек, в зарослях кустарников и камыша. На сегодняшний день на Земле живёт шесть видов тигров: амурский, южно-китайский, индокитайский, малайский, суматранский и бенгальский тигр. Его желтовато-дымчатая шкура разрисована тёмными поперечными полосами. Так же, как у домашних кошек, полоски на короткой шерсти тигра «дублируются» на его коже, поэтому даже побритый тигр всё равно остаётся полосатым.
Тигры почти всегда встречаются в одиночку. Такому большому зверю нужно много пищи. Если бы тигры жили стадом, из-за добычи у них происходили бы кровавые схватки.
Тигр, напав на след какого-либо зверя, идёт за ним. Догнав его, хищник быстро и осторожно забегает вперед и залегает на пути своей жертвы, ожидая в засаде её приближения. Бывает, что тигр подкарауливает добычу, лёжа в траве около места её постоянного водопоя. Если тигру удаётся поймать крупного оленя, то он, наевшись до отвала, тут же отдыхает несколько дней. При этом, как и сытая кошка, мурлычет, фыркает и валяется на спине.
Тигр опасен для всех животных. Он охотится на кабанов, оленей, лосей. Даже волки убегают из тех мест, где они постоянно живут, если там появится тигр.
Это самый страшный враг диких свиней. Если кабаны, напуганные частыми нападениями, переселяются на новое место, тигр следует за ними. За сутки он может пройти 24–35 километров, а иногда и больше. Во время бега на короткие расстояния тигр развивает скорость до 60 км/ч.
Тигр редко нападает на человека, он очень осторожен и избегает встречи с людьми.
Раз в два года тигрица, скрывшись в укромном месте, приносит тигрят величиной с крупную кошку. Первую неделю жизни тигрята полностью слепы. Мать живёт вместе с детёнышами несколько месяцев, пока они питаются её молоком. Потом те живут самостоятельно. В это время тигроловы и охотятся на молодых тигрят.
( По А. Клыкову)
2. Бланк ответов
Субтест № 1. Осведомленность.
Субтест № 2. Определение понятий.
Субтест № 3. Деление понятий.
Субтест № 4. Обобщение понятий.
Субтест № 5. Аналогия.
3. Субтест. № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа из текста
1. | Тема данного текста: А – охота; В – тигр; С – детёныш | 1 б. |
2. | Тигр – это самая… А – быстрая из диких кошек; В – большая из крупных кошек; С – большая из крупных собак | 1 б. |
3. | Если бы тигры жили стадом, то А – делили добычу между собой поровну; В – истребили бы всех оленей; С – из-за добычи у них бы происходили кровавые схватки | 1 б. |
4. | Тигр, напав на след какого-либо зверя, идёт… А – за ним; В – впереди его; С – рядом с ним | 1 б. |
5. | У тигра желтовато-дымчатая шкура разрисована… А – светлыми поперечными полосами; В – тёмными продольными полосами; С – тёмными поперечными полосами | 1 б. |
6. | В данном тексте автор упоминает о мере длины: А – верста; В – километр; С – метр | 1 б. |
Итого: 6 баллов.
Субтест № 2.
1. | Чем объяснить, что…? | 2 б. |
2. | Как доказать, что…? | 2б. |
3. | Каким образом…? | 2 б. |
4. | Почему…? | 2б. |
Итого: 8 баллов.
Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
1. | A — Индия | B — Гренландия | C — Дальний Восток | 1–3 б. |
2. | A — кабан | B — тигр | C — олень | 1–3 б. |
3. | A — бенгальский тигр | B —амурский тигр | C — индокитайский тигр | 1–3 б. |
4. | A — тигр | B —тигрица | C — тигрёнок | 1–3 б. |
Итого: 4–12 баллов.
Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ
Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
1. | Кабан, олень, лось | 1–2 б. |
2. | Кустарник, камыш, трава | 1–2 б. |
3. | Индия, Россия | 1–2 б. |
4. | Амурский, бенгальский, малайский | 1–2 б. |
Итого: 4–8 баллов.
Субтест № 5. АНАЛОГИЯ
Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий
№ | Исходные понятия | Данные понятия | Баллы |
1. | Карась – рыба (вид - род) | Тигр — … A — млекопитающее животное; B — хвост; C — лев. | 2 б. |
2. | Материк – континент (тождество) | Кабан— … A — лось; B — дикая свинья; C — животное. | 2 б. |
3. | Дерево – ветвь (целое-часть) | Тигр — … A —кошка; B — страшный зверь; C — жёлто-дымчатая шкура. | 2 б. |
4. | Вращение Земли вокруг оси—смена дня и ночи. (причина-следствие) | Поимка крупного оленя— … A — нападение на человека; B — отдых несколько дней; C — неудачная охота. | 2 б. |
5. | День — ночь (противоположность) | Тигрёнок — … A — тигрица; B — питание молоком; C — хищное животное. | 2 б. |
Итого: 10 баллов.
Всего: 32–44 баллов.
4. КЛЮЧИ К СУБТЕСТАМ
Субтест № 1. Осведомленность.
Субтест № 2. Определение понятий.
1 | Чем объяснить, что тигры живут чаще всего в одиночку? |
2 | Как доказать, что тигр является млекопитающим животным? (Все животные, которые покрыты шерстью и вскармливают детенышей молоком называются млекопитающими. Тигр покрыт шерсть и вскармливает детенышей молоком, значит он млекопитающий) |
3 | Каким образом тигр добывает пищу? |
4 | Почему дикие свиньи боятся тигра? |
Субтест № 3. Деление понятий.
1. | Лишнее понятие — Гренландия (В), т.к. по месту обитания является страной, в которой тигры не живут, а Индия (А) и Дальний Восток (С) – места обитания тигра |
2. | Лишнее понятие — тигр (В), т.к. это хищное животное, а и кабан(А) – и олень (С) травоядные животные. |
3. | Лишнее понятие — бенгальский тигр(А), т.к по способу окраски шерсти этот тигр бывает белым, а амурский тигр(В) и индокитайский тигр(С) имеют окраску шерсти желтоватую |
4. | Лишнее понятие — тигрёнок (С), т.к. по возрастной ступени развития является детенышем, а тигр (А) и тигрица – взрослые особи |
Субтест № 4. Обобщение понятий.
1. | Животные, на которые охотятся тигры. |
2. | Растения |
3. | Место обитания тигра |
4. | Вид тигра |
Субтест № 5. Аналогия.