Министерство науки И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
СБОРНИК ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ
(уровневые задания)
для учащихся 5-6 классов
Составитель А.О. Горбачева
Хабаровск, 2025
Содержание 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА 3
2. СТРУКТУРА УРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ 3
3. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (ГРУППА А) 4
4. ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ (ГРУППА Б) 6
5. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (ГРУППА В) 8
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 9
7. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дифференцированный подход в обучении решению задач на проценты представляет собой систему педагогических средств, направленных на создание оптимальных условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей и уровня подготовки.
Принципы дифференциации:
Принцип доступности - задания соответствуют возможностям учащихся
Принцип постепенности - переход от простого к сложному
Принцип системности - взаимосвязь всех компонентов обучения
Принцип индивидуализации - учет особенностей каждого ученика
Критерии дифференциации учащихся:
Уровень обученности (знания, умения, навыки)
Уровень обучаемости (темп усвоения, самостоятельность)
Познавательные интересы и мотивация
Индивидуально-типологические особенности
2. СТРУКТУРА УРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ
Базовый уровень (Группа А)
Характеристика учащихся: Ученики с низким и средним уровнем математической подготовки, медленным темпом работы, нуждающиеся в дополнительной помощи.
Тип заданий: Репродуктивные задачи на прямое применение алгоритмов.
Повышенный уровень (Группа Б)
Характеристика учащихся: Ученики со средним и выше среднего уровнем подготовки, способные к самостоятельной работе.
Тип заданий: Продуктивные задачи, требующие применения знаний в измененной ситуации.
Высокий уровень (Группа В)
Характеристика учащихся: Ученики с высоким уровнем математической подготовки, быстрым темпом работы, склонные к творческой деятельности.
Тип заданий: Творческие и исследовательские задачи.
3. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (ГРУППА А)
Тема: Понятие процента
Задача А1.1 (Алгоритмическая)
Замените проценты десятичными дробями:
а) 7% = _____
б) 25% = _____
в) 100% = _____
г) 3% = _____
Помощь: Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, нужно число процентов разделить на 100.
Задача А1.2 (Алгоритмическая)
Замените десятичные дроби процентами:
а) 0,15 = _____%
б) 0,7 = _____%
в) 1,2 = _____%
г) 0,03 = _____%
Помощь: Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно умножить её на 100.
Тема: Нахождение процента от числа
Задача А2.1 (Базовая текстовая)
В школе 600 учеников. 45% из них изучают английский язык. Сколько учеников изучают английский язык?
Алгоритм решения:
Найти 1% от числа: 600 ÷ 100 = 6
Найти 45%: 6 × 45 = 270
Задача А2.2 (Базовая текстовая)
Магазин закупил 250 кг яблок. В первый день продали 20% яблок. Сколько килограммов яблок продали?
Задача А2.3 (Базовая текстовая)
Из 80 задач ученик решил 75%. Сколько задач решил ученик?
Тема: Нахождение числа по его проценту
Задача А3.1 (Алгоритмическая)
15% от некоторого числа равны 30. Найдите это число.
Алгоритм решения:
Найти 1%: 30 ÷ 15 = 2
Найти всё число: 2 × 100 = 200
Задача А3.2 (Базовая текстовая)
Ученик прочитал 120 страниц, что составляет 40% всей книги. Сколько страниц в книге?
Задача А3.3 (Базовая текстовая)
В корзине лежали яблоки. После того как съели 12 яблок (что составляет 30% всех яблок), в корзине осталось 28 яблок. Сколько яблок было в корзине первоначально?
Тема: Нахождение процентного отношения
Задача А4.1 (Алгоритмическая)
Сколько процентов составляет:
а) 15 от 60
б) 12 от 48
в) 7 от 28
Алгоритм решения:
Составить отношение: 15/60
Умножить на 100%: (15/60) × 100% = 25%
Задача А4.2 (Базовая текстовая)
В классе 28 учеников, из них 7 отличников. Сколько процентов учеников класса составляют отличники?
4. ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ (ГРУППА Б)
Тема: Задачи на увеличение и уменьшение на проценты
Задача Б1.1 (Продуктивная)
Цена товара была 800 рублей. Сначала её увеличили на 25%, а затем новую цену уменьшили на 20%. Какой стала цена товара?
Задача Б1.2 (Практическая)
Зарплата сотрудника составляла 40000 рублей. В январе её повысили на 15%, а в июне ещё на 10% от новой зарплаты. Какую зарплату получает сотрудник после повышений?
Задача Б1.3 (Аналитическая)
Число сначала увеличили на 20%, а затем результат уменьшили на 20%. Увеличилось или уменьшилось первоначальное число и на сколько процентов?
Тема: Задачи на смеси и сплавы
Задача Б2.1 (Продуктивная)
Смешали 300 г 20%-ного раствора соли и 200 г 15%-ного раствора соли. Какова концентрация получившегося раствора?
Задача Б2.2 (Практическая)
Сколько граммов воды нужно добавить к 200 г 25%-ного раствора соли, чтобы получить 20%-ный раствор?
Тема: Задачи на скидки и наценки
Задача Б3.1 (Жизненная ситуация)
В магазине проходит акция: при покупке товара стоимостью более 3000 рублей предоставляется скидка 15%. Сколько заплатит покупатель за товар стоимостью 4500 рублей?
Задача Б3.2 (Экономическая)
Магазин закупает товар по 600 рублей за единицу и продаёт с наценкой 40%. Во время распродажи на этот товар предоставляется скидка 25%. Какую прибыль получает магазин с одной единицы товара во время распродажи?
Тема: Задачи на банковские проценты
Задача Б4.1 (Финансовая грамотность)
В банк положили 50000 рублей под 12% годовых. Какая сумма будет на счёте через год?
Задача Б4.2 (Практическая)
Семья взяла кредит 300000 рублей под 18% годовых на 1 год. Какую сумму они должны вернуть банку?
5. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (ГРУППА В)
Тема: Сложные проценты
Задача В1.1 (Исследовательская)
В банк положили 100000 рублей под 10% годовых с капитализацией процентов. Какая сумма будет на счёте через 3 года?
Задача В1.2 (Аналитическая)
При каком процентном росте цены товара каждый месяц цена увеличится в 2 раза за полгода?
Тема: Многоэтапные задачи
Задача В2.1 (Комплексная)
Предприятие в первом квартале увеличило выпуск продукции на 20%, во втором квартале - ещё на 15%, а в третьем квартале выпуск снизился на 10% по сравнению с концом второго квартала. На сколько процентов изменился выпуск продукции в третьем квартале по сравнению с началом года?
Задача В2.2 (Творческая)
Придумайте задачу на проценты, которая решается в три действия и имеет практическое применение в жизни. Решите её.
Тема: Задачи с параметрами
Задача В3.1 (Олимпиадная)
Цену товара сначала увеличили на x%, а затем уменьшили на x%. При каком значении x цена товара уменьшится на 19%?
Задача В3.2 (Исследовательская)
Исследуйте, как изменяется результат, если число сначала увеличить на p%, а затем уменьшить на q%. При каких условиях результат будет больше исходного числа?
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Организация дифференцированной работы
Диагностика уровня подготовки учащихся
Входное тестирование
Наблюдение за работой учащихся
Анализ результатов самостоятельных работ
Формирование групп
Группы подвижны и могут изменяться
Возможен переход между уровнями
Учёт не только знаний, но и мотивации
Организация урока
Единое объяснение нового материала
Дифференцированные задания для закрепления
Различные формы помощи и поддержки
Формы дифференциации
По объёму заданий
Группа А: обязательные задания
Группа Б: обязательные + дополнительные
Группа В: творческие и исследовательские
По степени самостоятельности
Работа с алгоритмами и образцами
Работа с частичной помощью
Полностью самостоятельная работа
По характеру помощи
Наводящие вопросы
Дополнительные объяснения
Справочные материалы
Работа в парах или группах
Система оценивания
Критериальное оценивание
Чёткие критерии для каждого уровня
Учёт индивидуального прогресса
Возможность самооценки
Портфолио достижений
Сбор лучших работ учащихся
Отражение динамики развития
Мотивация к обучению
7. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Входная диагностика (определение уровня группы)
Тест "Определение уровня подготовки"
Вычислите: 20% от 150
а) 30 б) 300 в) 3 г) 130
Найдите число, 15% которого равны 45
а) 300 б) 30 в) 3000 г) 6,75
Сколько процентов составляет 24 от 80?
а) 30% б) 25% в) 35% г) 20%
Цена товара 200 рублей. Её увеличили на 10%. Какая стала цена?
а) 210 б) 220 в) 180 г) 300
В сплаве меди и цинка медь составляет 60%. Сколько меди в 250 г сплава?
а) 150 г б) 100 г в) 200 г г) 250 г
Ключ и распределение по группам:
5 правильных ответов - Группа В (высокий уровень)
3-4 правильных ответа - Группа Б (повышенный уровень)
1-2 правильных ответа - Группа А (базовый уровень)
Промежуточная диагностика
Самостоятельная работа "Проценты" (3 варианта)
Вариант для группы А:
Найдите 25% от 120
Найдите число, 20% которого равны 60
В магазин привезли 400 кг картофеля. В первый день продали 30% картофеля. Сколько кг картофеля продали?
Вариант для группы Б:
Цену товара повысили на 20%, она стала равна 360 рублей. Какова была первоначальная цена?
Смешали 200 г 30%-ного и 300 г 20%-ного растворов. Найдите концентрацию смеси.
Зарплату увеличили на 15%, а затем уменьшили на 10%. Как изменилась зарплата?
Вариант для группы В:
Банк начисляет 12% годовых. Какая сумма будет на счёте через 2 года, если положить 80000 рублей?
На сколько процентов нужно уменьшить число, чтобы после увеличения на 25% получить исходное число?
Итоговая диагностика
Контрольная работа "Проценты в жизни"
Комплексные задания, объединяющие различные типы задач на проценты с практическим содержанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный дидактический сборник обеспечивает реализацию дифференцированного подхода в обучении решению задач на проценты для учащихся 5-6 классов. Трёхуровневая система заданий позволяет каждому ученику работать в зоне ближайшего развития, постепенно повышая свой уровень математической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
Виленкин Н.Я. и др. Математика 5 класс. - М.: Мнемозина, 2019.
Дорофеев Г.В. и др. Математика 6 класс. - М.: Просвещение, 2020.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Институт практической психологии, 1998.