СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник эвристических олимпиад, направленных на развитие одарённости – это методическое пособие, предназначенное для учителей начальной школы, с целью оптимизации процесса развития одарённости, облегчит выбор педагогами наиболее подходящих к условиям педагогического процесса, интересов и возможностей детей эвристических олимпиад.

*Источник заданий олимпиада для школьников "Совёнок"

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»







Сборник заданий для эвристической олимпиады направленных на развитие одарённости обучающихся 2 класса











Камышлов 2018


Сборник задания для эвристической олимпиады направленных на развитие одарённости обучающихся 2 класса / сост. Прожерина Н.П. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 2018.

Руководитель: Устьянцева И.Ю. преподаватель

Рецензент: Якимова А.В. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Якимова Н.В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «Школа №3»


Сборник заданий для эвристической олимпиады направленных на развитие одарённости – это методическое пособие предназначенное для учителей начальной школы с целью оптимизации процесса развития одарённости младших школьников которое увеличит выбор педагогами наиболее оптимальных к условиям педагогического процесса интересов и возможностей детей. Основой для заданий являются фундаментальные метапредметные объекты имеющие проявление в разных учебных дисциплинах а так же предметные эвристические задания — в которых лежат основные принципы фундаментальных тем традиционных учебных предметов.

Материалы сборника могут представить интерес для педагогов начальной школы и студентов педагогических специальностей.






©ГБПОУ «Камышловский педагогический колледж» 2018

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Раздел «Эвристические задания метапредметного характера»

  3. Раздел «Эвристические предметные задания»

1.1 Эвристические задания математического характера

1.2 Эвристические задания естественно-научного характера

1. 3 Эвристические задания гуманитарного характера

  1. Список литературы

  2. Приложения.


Пояснительная записка

Мы слишком часто даем детям ответы

которые надо выучить а не ставим передними проблемы которые надо решить.

Роджер Левин

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки культуры социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

Проектирование программы развития детской одаренности и деятельности педагогических работников по работе с одаренными детьми выстраивается на основании законодательных научно-методических документов федерального и регионального уровнях.

В современной литературе появляется все больше статей публикаций так или иначе затрагивающих проблему развития одаренности. В этой связи хочется отметить работы известного психолога доктора психологических наук Н.С. Лейтеса. Многие психологические принципы развития одаренности у детей младшего школьного возраста выдвинули Е.С. Белова А.И. Доровской А.В. Запорожец Н.Н. Поддьяков А.И. Савенков и др.

Рабочая концепция одаренности под редакцией Д.Б. Богоявленской включает содержание понятия одаренность которое трактуется в концепции как системное качество характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность ее направленность система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют как будет реализовано индивидуальное дарование.

Одаренных детей отличают: познавательная потребность основанная на высоком интеллекте; несоответствие между их социальным физическим и интеллектуальным развитием; обостренное чувство справедливости; стремление к совершенству; творческий характер выполнения деятельности и другие качества. Так же существуют различные виды одарённости (художественная интеллектуальная или академическая и творческая).[3]

Значительными возможностями для развития одарённости младших школьников является эвристическая олимпиада так как её цель - предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эвристическая олимпиада позволяет создать творческие продукты небольшого объёма за короткие промежутки времени. Это явление новое и представляет интерес для тех кого интересуют формы раскрытия универсальных творческих способностей детей. Как форма обучения возникла в системе эвристического типа образования разрабатываемого под руководством кандидата педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского. Эвристическое задание - учебное задание имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

Эвристические олимпиады являются интенсивной формой реализации творческого потенциала обучающихся. Такие олимпиады включают в себя задания на которые как правило нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовым общеобразовательным компонентом с темами и понятиями которые школьники «изучают» на уроках. Ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи а в способности сочинять изобретать открывать новое предлагать собственные версии конструировать модели создавать закономерности.

Таким образом исходя из выше сказанного можно сделать вывод что выполнение сборника заданий эвристических олимпиад при соблюдении ряда условий будет способствовать развитию одарённости младших школьников.

Цель сборника: Систематизация и подбор заданий направленных на развитие одарённости обучающихся 2 класса.

Задачи сборника:

  1. Систематизировать задания направленные на развитие одарённости обучающегося 2 класса;

  2. Подбор заданий направленных на развитие одарённости обучающегося 2 класса

  3. Реализация творческого потенциала обучающихся.

Сборник заданий для эвристической олимпиады направленных на развитие одарённости – это методическое пособие предназначенное для учителей начальной школы с целью оптимизации процесса развития одарённости облегчит выбор педагогами наиболее подходящих к условиям педагогического процесса интересов и возможностей детей эвристических олимпиад. Структура сборника вариативных заданий составлена с учетом требований к структуре данного типа методической продукции включает следующие разделы:

  1. Эвристические задания метапредметного характера.

Основой для заданий дистанционной эвристической олимпиады являются фундаментальные метапредметные объекты имеющие проявление в разных учебных дисциплинах. Метапредметный объект выходит за рамки одного учебного предмета. Он позволяет каждому ученику по-разному осуществлять его познание и создавать образовательный продукт собственного видения..

  1. Эвристические предметные задания в которых лежат основные принципы фундаментальных тем традиционных учебных предметов.

Эвристические задания математического характера - это особый вид заданий. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений можно учить их наблюдать пользоваться аналогией индукцией сравнениями и делать соответствующие выводы. Необходимо прививать учащимся прочные навыки творческого мышления.

Эвристические задания естественнонаучного характера помогают обучающимся через исследование развить навыки творческого мышления когнитивные качества которые необходимы в процессе познания учеником внешнего мира

Эвристические задания гуманитарного характера предполагают наличие актуальной для решения проблемы противоречия или потребности касающейся ученика и принадлежащей заданной гуманитарной области.

Регулярное использование заданий подобного типа во внеучебной деятельности будут способствовать развитию формирование у детей творческого мышления воспитание творческой личности позволяет обеспечить свободу творчества учеников при возможности создания ими творческих образовательных продуктов. Проведение эвристической олимпиады будет способствовать развитию одарённости обучающихся.

Материалы сборника могут представлять интерес для педагогов начальной школы и студентов педагогических специальностей.



Эвристические задания метапредметного характера








«Мир многогранен Сложен гибок Но целостен и органичен. И в дисциплинах нам привычных Есть связь – лишь распознать сумей! Вооружить сумей детей Не знаний багажом А способом познанья.»


Презентация.



Расскажи участникам этой олимпиады из разных городов и стран о самом интересном открытии которое ты сделал.

Напиши свой. Почему это открытие стало для тебя важным?


Исследование.



Предложи несколько различных способов с помощью которых можно изучать Солнце. Попытайся применить один из своих способов изучения Солнца (безопасный для глаз!) и напиши что получилось.


Символ.



Придумай и изобрази знак для обозначения движения.


Закономерность.



Разработай собственную таблицу сложения чисел объясни каким образом её можно применять.


Будущее.



Каким и как ты сотворил бы мир если у тебя была бы такая возможность? Изобрази свой мир .




Эвристические задания математического характера





Загадочные рисунки



В этой игре можно соединить линией две из них лежащие напротив друг друга. Посмотри на примеры






Предложи свои варианты рисунков в этой игре.





























Черепаший переполох



По тропинке ползут три черепахи.

Первая говорит: «За мной ползут две черепахи».


Вторая говорит: «За мной ползёт одна черепаха». Третья говорит: «И за мной ползут две черепахи». Все они говорят правду. Как такое может быть? Ответ станет сразу понятен если ты посмотришь


на следующую картинку.





Составь свою задачу про черепах ползущих не по

тропинке а по полю. Нарисуй ответ.


Квадрат в квадрате.



Нарисуй квадратик внутри квадрата так чтобы он был в два раза меньше своего старшего брата. Сколько таких рисунков у тебя получилось? Почему?


Запасы ёжика на зиму.



Помоги ёжику подсчитать его зимние запасы. Ёжик трудился все лето и каждый день приносил по одному грибу и по два яблока. Грибы он сушил одно яблоко съедал другое укладывал аккуратно в кладовку. Сколько грибов и сколько яблок в кладовой ёжика? Помоги ёжику подсчитать его зимние запасы.


Сложное сложение



Представь что ты отправился в прошлое –


в то время когда люди не умели складывать и даже не знали цифр. Помоги объяснить местным жителям что сумма чисел 2 и 3 равна 5.



Найди цифру



Выпиши все цифры с рисунка. Нарисуй еще одну цифру чтобы сумма всех цифр была круглым числом.




Новые фигуры



Составь из частей квадрата знакомые тебе предметы нарисуй их (каждую часть можно использовать несколько раз).




Эвристические задания естественнонаучного характера




.



Загадки осени



Осенью опадает много листьев с деревьев. Нужны ли они почве? Почему? Создай небольшую сказку об одном из жизни листочка осенью


Уважай природу



Придумай и зарисуй знаки правильного обращения человека с растениями в лесу.



Похожие но разные

Мухи-журчалки внешне очень похожи на ос но безобидны подумай: «А какие ещё есть случаи похожести в природе? Зачем одним маскироваться под других?»

Ответь на эти вопросы.



Меняем темп жизни



В больших городах днём на улице все куда-то спешат

стараются быстрее пройти или проехать. Нарисуй что произойдёт если изменить скорость людей и машин.


Скорость стала очень маленькой

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Скорость стала ещё больше

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Обычный необычный класс



Люди похожи и в то же время не похожи друг на друга.

Например все твои одноклассники похожи потому все они учатся в твоём классе. Ваня – мальчик а Света – девочка. Этим они не похожи. Значит твой класс можно разделить на мальчиков и девочек.

А как ты ещё можешь разделить свой класс?

Первая группа: __________________________________________ Вторая группа: __________________________________________

К какой из этих групп относится Ваня? Значит Ваня относится к двум группам сразу: придуманной тобой и к мальчикам. Предложи ещё одно деление твоего класса на группы так чтобы одна из групп полностью состояла толь- ко из мальчиков или только из девочек.

Первая группа: ____________________________________________. Вторая группа: ____________________________________________. Объясни почему сейчас в первую группу не может попасть и девочка и мальчик одновременно. Предложи такое деление на группы чтобы в каждой из них были и мальчики и девочки.

Первая группа:

Вторая группа:

Объясни почему всегда в таких группах будут и мальчики и девочки.


Совместное проживание



Вокруг нас очень много разной живности: домашние животные птицы и насекомые. Некоторым из них очень удобно жить вместе. Например домашние животные живут с людьми так как за ними ухаживают за что животные приносят в дом радость и пользу. Назови когда разные животные существуют вместе друг с другом. Какая появляется польза от такого совместного проживания?



Эвристические задания гуманитарного характера



Сказка на новый лад

.


Придумать новую сказку очень просто!

Изучи схему и предложи свои сказки на новый лад

Сюжет сказки

Приём

Сюжет новой сказки

Золушка

обронила

туфельку

на балу

Заранее

Золушка

до бала обронила

туфельку и принц

нашёл её

Колобок

прыгнул лисе

на язык а та его

и съела

После

Лиса

поперхнулась и

выплюнула

Колобка обратно


Ускорить



Замедлить




Буквы в движении

.


Если букву «о» положить набок то она так и останется буквой «о». Если же букву «п» положить на левый бок то она станет похожа на букву «с».


Какие ещё действия и с какими буквами можно проделать чтобы тоже получились буквы?

Весёлая рифма

.


Выбери рифму к слову ПАЛКА: полька селёдка полка галка скакалка жалко майка бойко. Придумай стихотворение из 2-4 строчек используя эти рифмы.

Например:

Если б мама разрешила

Завела бы крокодила

И отмыла бы от ила

И назвала бы – Гаврила!

Правильное написание



Как важно быть внимательным! Внимательные люди вызывают уважение.

Например мама всегда заметит что ребёнок плохо оделся или забыл взять в школу тетрадь. Так же надо поступать и со словами. Изучи следующие пары слов и напиши одинаковые ли они а если нет объясни почему.

 «любовь» и «Любовь»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Орёл» и «орёл»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предложи свои варианты подобных пар слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисуем буквы

.


Изобрази буквы используя карандаш или ручку одного цвета так чтобы без надписей и изображения самих букв было понятно где какая буква нарисована.











Загадочное жилье

креативное


Рассмотри секретный способ составления загадок. Изучи схему и составь свои загадки заполнив недостающее.

Загадано: солнце

Место проживания

Опиши это место

Небо

Бесконечное полотно

Лужа

Зеркало


Загадано: ___________________________________.

Место проживания

Опиши это место





Загадка:

Загадано: ___________________________________.

Место проживания

Опиши это место





Загадка:

Загадано: ___________________________________.

Место проживания

Опиши это место







Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение 2011. — 32 с.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года) (редакция действующая с 1 января 2017 года)

  3. Пяткина Н. П. Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 529-531.

  4. Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май).

  5. Хуторской А. В. Помни ты способен на гениальные открытия! — Статья в газете «Первое сентября» 2000. - http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm

  6. Андрианова Г. А. Хуторской А. В. Кулешова Г. М. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК» 2007.

  7.  Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ 2008.







Приложение 1


Особенности эвристических заданий

Основание

Качества личности

Приём

познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём

когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир задавать вопросы отыскивать причины явлений обозначать свое понимание или непонимание вопроса

Научная проблема. Решение реальной проблемы которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности

Исследование объекта. Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста математических множеств технических приспособлений биологических популяций государств).

Опыт.

«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации

Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний

Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах

Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта — естественнонаучными гуманитарными социологическими.

создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения

креативные (творческие) качества - вдохновленность фантазия гибкость ума чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств движений; прогностичность; наличие своего мнения

Сделай по-своему.

«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: Образ. Придумать и изобразить образ — рисуночный двигательный музыкаль­ный словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития Изобретение.

Сочинение.

Составление.

Изготовление.

предыдущих видов деятельности - познания и созидания

методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества

Цели.

Планы.

Выступление. Рефлексия.

Оценка.
















Приложение 2

Критерии оценивания эвристических заданий


Эффективность решения эвристических заданий

Оценка

Критерий

0

Записанный вариант решения не дает ясного представления о том как

можно достигнуть требуемого результата.


1

В целом ход решения понятен и результат таким способом достигнуть можно

но некоторые моменты решения не продуманы или не очень четко объяснены.


2

Записанный вариант позволят четко понять как решать задачу.


Оптимальность (оправдано ли такое решение)

Оценка

Критерий

0

Решение слишком громоздкое не оправдано использование приемов.


1

Решение достаточно оптимальное но некоторые моменты хода решения

можно упростить.


2

В предложенном решении оправдано используется тот или иной метод


Оригинальность (ново ли решение или решение обыденное)

Оценка

Критерий

0

Решение стандартное встречается более чем у 10% учащихся.

1

2

1

Решение стандартное но встречается в ответах редко от 5 до 10%.

2

Предложенное решение оригинальное встречается менее чем у 5% учащихся.


Разработанность (достаточно ли подробно расписан ход решения или решение на уровне идей)

Оценка

Критерий

0

Не описан или не понятен ход решения задачи.

1

Решение описано на уровне идей которые возможно довести до

разумного конца.

2

Четко и грамотно описано решение и обоснованы все промежуточные

действия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!