СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стендовый доклад на тему: Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Цель доклада: раскрыть сущность и особенности эвристической олимпиады, как средств развития одарённости обучающихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Доклад

Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса

44.02.02 Преподавание в начальных классах







Исполнитель:

Прожерина Н.П.,

студентка 3 а группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин










Камышлов, 2017

План:

  1. Актуальность, цель, задачи доклада.

  2. Психолого-педагогические основы развития одарённости у детей. младшего школьного возраста.

  3. Возможности эвристической олимпиады для развития одарённости у детей младшего школьного возраста.

  4. Заключение.

  5. Список литературы.









1. Актуальность, цель, задачи исследования

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности.

Цель доклада: раскрыть сущность и особенности эвристической олимпиады, как средств развития одарённости обучающихся 2 класса.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «одаренность».

  2. Раскрыть сущность психолого-педагогических основ развития одарённости у детей младшего школьного возраста.

  3. Описать сущность эвристической олимпиады, как средства развития одарённости.

  4. Определить на теоретическом уровне возможности эвристической олимпиады для развития одарённости у детей младшего школьного возраста.

Перечислю основные нормативно-правовые документы с позиции необходимости развития одаренности детей:

1. Основные положения документа «Декларация прав человека», принятого генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

2. Основные положения «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

5. Национальная доктрина образования РФ.

6. Концепция «Наша Новая школа».

7. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2020 года.

Во многих перечисленных документах одной из задач образования является работа с одаренными детьми. Одаренные дети требуют особого комплексного подхода для раскрытия своего потенциала, воспитания творческой личности.

2. Психолого-педагогические основы развития одарённости у детей младшего школьного возраста

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих проблему развития одаренности. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Натана Семёновича Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в отечественной психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Е.С. Белова, А.И. Доровской, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой- либо деятельности..

Исходя из вышеизложенного, темой доклада было выбрано «Сборник заданий для эвристической олимпиады направленной на развитие одаренности обучающихся 2 класса».

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства людей. Это не врожденное, а приобретенное качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть. С точки зрения психологии, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренных детей отличают: познавательная потребность, основанная на высоком интеллекте; несоответствие между их социальным, физическим и интеллектуальным развитием; обостренное чувство справедливости; стремление к совершенству; творческий характер выполнения деятельности и другие качества.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие:

Художественная -высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства

Общая интеллектуальная дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.)

Академическая(успешность в отдельных предметах)

Следующий вид – это творческая одаренность. Одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.

Однако, наряду с достаточной теоретической изученностью проблемы одаренности в психолого-педагогической литературе остается нерешенным до конца вопрос о выборе действенных средств развития одаренности у детей на разных возрастных этапах.

Одним из средств развития одарённости являются эвристические олимпиады.

Цель эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. От них требуется создание собственного результата — образовательного продукта.

В основе эвристических олимпиад лежит дидактическая эвристика — теория и технология креативного обучения, которую разработал Андрей Викторович Хуторской.

Задания в эвристических олимпиадах открытые, без заранее известных ответов. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность.

Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, мировоззренческую глубину предлагаемых гипотез, проектов, моделей, сочинений. Существуют и предметные критерии оценки.

3. Возможности эвристической олимпиады для развития одарённости у детей младшего школьного возраста

На сегодняшний день, в школе наиболее распространены предметные олимпиады, а эвристические олимпиады проходят только на всероссийском уровне, поэтому существует необходимость внедрения эвристических олимпиад на уровне начальной школы с 1 – 4 класс в конкретной образовательной организации.

Проанализировав данные УМК можно сделать вывод о том, что оба комплекса предполагают работу с одарёнными дети. Комплекс «Школа России» предполагает работу с одарёнными детьми, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а «Перспектива» только во внеурочной, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности.

Анализируя данные определения можно сказать, что сборник эвристических олимпиад, направленных на развитие одарённости – это методическое пособие, предназначенное для учителей начальной школы, с целью оптимизации процесса развития одарённости, облегчит выбор педагогами наиболее подходящих к условиям педагогического процесса, интересов и возможностей детей эвристических олимпиад.

4. Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эвристические олимпиады являются интенсивной формой реализации творческого потенциала обучающихся. Такие олимпиады включают в себя задания, на которые, как правило, нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовым общеобразовательным компонентом, с темами и понятиями, которые школьники «изучают» на уроках. Ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

  1. Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

  1. Пяткина Н. П. Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 529-531.

  2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,-СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.-С. 347-348.

  3. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

  4. Ильясов, И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально одаренных младших школьников / И.И.Ильясов

  5. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др; под ред. Н.С. Лейтеса - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.