СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для подготовки к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике упражнений представлены занимательные задания для подготовке к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для подготовки к ОГЭ»

К россворд.

«Средства выразительности»

По горизонтали:

1. Один из разновидностей тропов, с помощью которого образно характеризуется явление. 2. литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. 3.Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова 4. Непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей. 5. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

По вертикали:

1. Пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности.

2. Стилистическая фигура преуменьшения или нарочитого смягчения свойств, признаков, значений каких-либо предметов или явлений. 3. Фигура речи, которая подразумевает употребление слова в переносном значении: большего вместо меньшего, целого вместо части, общего вместо частного или наоборот. 4.Сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопоставлении двух пред­ме­тов или состояний. 5. Слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. 

6.Устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле.  7.Сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу; вид тропа: выражающее насмешку лукавое иносказание...





1



























м



























е















6












т



2




3


4






ф












о



л




г


с




5


р












н



и




и


р




с


а









1

э

п

и

т

е

т


с


п


а




и


з












м


2

о

л

и

ц

е

т

в

о

р

е

н

и

е












и



т


н


р


н




о


о












я



а


е


б


е




н


л

















к


о


н




и

3

о

м

о

н

и

м

ы











д


л


и




м


г













7




о


а


е




ы


и













и




х










з










4

п

е

р

и

ф

р

а

з








5

м

е

т

а

ф

о

р

а






о






















6

п

а

р

о

н

и

м

ы
























и



























я
























Филворд.

«Слова играют в прятки»

Найди в прямоугольнике, заполненном буквами, средства художественной выразительности: олицетворение, эпитет, синекдоха, метонимия, паронимы, метафора, сравнение, ирония, перифраз, гипербола, фразеологизм, антонимы, синонимы, литота.

к

о

л

е

е

н

к

м

т

и

е

х

а

у

в

е

о

п

э

п

и

с

и

н

е

к

д

о

в

о

д

р

л

р

п

ж

т


м

е

т

о

ч

у

а

ы

ц

п

и

ц

е

ы

е

т

а

о

т

н

и

п

а

р

у

ш

р

л

т

п

в

н

п

е

ы

ц

м

в

ф

о

е

е

л

ш

в

о

м

е

т

а

ф

а

и

с

р

н

и

м

и

л

о

р

е

ы

а

р

о

о

я

а

у

п

е

ы

о

е

в

е

н

н

г

о

р

а

ф

и

р

о

е

н

с

р

а

п

и

в

к

н

г

и

ю

с

у

н

й

ф

ф


в

г

е

е

п

е

р

и

ф

о

я

и

у

р

р

а

н

ф

е

о

а

у

к

п

р

е

ш

г

л

о

у

з

е

е

ц

г

ц

н

г

з

а

а

н

т

о

н

е

е

н

и

а

и

у

е

н

о

л

д

ы

п

н

и

л

о

у

е

р

п

е

р

к

с

и

н

ч

с

н

м

о

л

и

т

о

в

п

б

а

н

г

о

н

г

л

ы

г

и

з

м

т

л

е

о

л

а

к

н

р

д

л

у

а

о

д

ш

а

у

к

н

г

л

д

и

м

ы

ы

т

Фразеологизмы.

Нарисуй иллюстрацию к фразеологизму:


Как курица лапой.

Как с гуся вода.

Ставить палки в колеса.

Кот наплакал.

Как кошка с собакой.

Зарубить на носу.

Льет как из ведра.

















Определите средство художественной выразительности:

1). Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул… (А. Фет)

А). Антитеза

Б). Эпифора

В). Олицетворение

Г). Метафора


2). «шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).

 

1). Гипербола

2). Литота

3). Метафора

4). Инверсия


3). «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!» (Н.В. Гоголь)


1). Эпитет

2). Инверсия

3). Гипербола

4). Сравнение


4). «Ну а речь-то говорит,

Словно реченька журчит.» (А. Пушкин)

1). Эпитет

2). Сравнение

3). Синекдоха

4). Метонимия


·         «Швед, русский колет, рубит, режет…» (А. Пушкин)

1). Ассонанс

2). Аллитерация

3). Олицетворение

4). Литота


·         «Я три тарелки съел!» (И. А. Крылов)

1). Метафора

2). Метонимия

3). Олицетворение

4). Сравнение




·         «И шествуя важно в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам с ноготок». (Н. Некрасов)


1). Олицетворение

2). Литота

5). Метафора

6). Сравнение





·         «Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет» (А. Фет)


1). Метонимия

2). Метафора

3). Олицетворение

4). Литота


·         «Черемуха душистая с весною расцвела…» (С. Есенин)

1). Эпитет

2). Сравнение

3). Метафора

4). Олицетворение





Литература.

Задание: вспомните и запишите как можно больше художественных произведений, в названии которых употребляется какое-нибудь средство художественной выразительности.

Примеры:

- «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова (Антитеза)

- «Волки и овцы» Н. Островского (Антитеза)

- «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (Антитеза)

- «Война и мир» Л. Толстого (Антитеза)

- «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена (Эпитет)

- «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена (Эпитет)

- «В дурном обществе» В. Короленко (Эпитет)

- «Человек в футляре» А.Чехова (Метафора)

- «Живой труп» Л.Н. Толстого (Оксюморон)

- «Горячий снег» Ю. Бондарева (Оксюморон)









Тестирование.

Анализ средств выразительности

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

      3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова  превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

       2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.

4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

       3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 

1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.

4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.

5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

   

       4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.

       5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

       6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.

2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.

4) Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть.

5) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.

      7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.

2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.

3) Ныряю с головой под одеяло.

4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

     8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

5) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

    9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.

2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине

   10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»

2) И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

3) Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

4) Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, — шептал Кашкин.

5) Назывались такие супы из трав по-особенному — супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам — такой же суп.





Ответы:

1

23

2

45

3

14

4

14

5

12

6

12

7

35

8

25

9

15

10

13



      1. Список литературы

1. Винарская, Е.Н. Выразительные средства текста / Е.Н. Винарская. - М.: Воронежский университет, 2003. - 153c.
2. ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. А1-А3. Текст, анализ текста, выразительные средства лексики и фразеологии. Рабочая тетрадь / А.Ю. Кузнецов и др. - М.: МЦНМО, 2012. - 192 c.
3. Зинина, Е. А. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Метафора. Эпитет / Е.А. Зинина. - М.: Дрофа, 2014.
4. Зинина, Е.А. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры / Роды литературы. Способы изображения действительности. Жанровая система. Плакат / Е.А. Зинина. - М.: Дрофа, 2007.
5. Иссерс, О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию и ОГЭ. Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста / О.С. Иссерс. - М.: Флинта, 2010.



В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5-9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену.

Брошюра позволит усовершенствовать умения, связанные с анализом средств выразительности, анализом текста. Материалы сборника могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся в процессе подготовки к предстоящему экзамену под руководством учителя, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка, начиная с 5-го класса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!