СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для практических работ по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами (Раздел 1)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723, в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Целью практических занятий является обобщение, систематизация, закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений и практических навыков будущих специалистов, подготовка их к практической деятельности.

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723, в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Целью практических занятий является обобщение, систематизация, закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений и практических навыков будущих специалистов, подготовка их к практической деятельности.

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723, в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Целью практических занятий является обобщение, систематизация, закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений и практических навыков будущих специалистов, подготовка их к практической деятельности.

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723, в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Целью практических занятий является обобщение, систематизация, закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений и практических навыков будущих специалистов, подготовка их к практической деятельности.

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723, в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Целью практических занятий является обобщение, систематизация, закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений и практических навыков будущих специалистов, подготовка их к практической деятельности.

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723, в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Целью практических занятий является обобщение, систематизация, закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений и практических навыков будущих специалистов, подготовка их к практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для практических работ по МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами (Раздел 1)»

Практическая работа №1


Изучение нормативного документа

ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя.



Цель работы: Научить учащихся работать с нормативными документами, изучить структуру и содержание ГОСТ Р 51074 - 2003.


Пособия для работы: ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя.

Задание 1.


Изучите структуру ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя, его содержание


Последовательность выполнения работы


  1. Изучите раздел 1. Область применения стандарта, перечислите пищевые продукты, на которые распространяется действие настоящего стандарта.

  2. Изучите термины и определениями, используемые в данном стандарте.

  3. Ознакомьтесь с разделом Общие требования к содержанию информации для потребителей: обязательные данные на маркировке пищевых продуктов, ограничения в области использования наименований пищевых продуктов, их состава, метода изготовления.

  4. Данные по стандарту сведите в таблицу:


Область применения

Определения

Общие требования к содержанию

информации для потребителя





Ответьте на вопросы


  1. Какое практическое применение данного стандарта?

  2. Дайте определение потребителю.

  3. Дайте определение пищевому продукту.




Практическая работа №2


Расчёт энергетической ценности пищевых продуктов.


Цель работы: Научить учащихся производить подсчёт энергетической ценности пищевых продуктов.


Пособия для работы: микрокалькулятор, Гранаткина Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами:– М.: Издательский центр «Академия».

Задание 1.


Определите теоретическую и фактическую энергетическую ценность (калорийность) 0,4 кг капусты белокочанной и 10 кг картофеля.

Краткие методические указания


Для определения теоретической калорийности, например 100г пищевого продукта, необходимо калорийность питательных веществ (1г жира выделяет 9 ккал, 1г белка-4, 1г углеводов- 3,75 ккал) умножить на процентное содержание соответствующих питательных веществ ( в пересчете на сырое вещество). Сумма полученных произведений представляет собой теоретическую калорийность 100г пищевого продукта. Зная калорийность 100г, можно определить калорийность любого его количества (300г, 500г, 1 кг и т.д.). Зная теоретическую калорийность, например углеводов, можно найти практическую ( фактическую) калорийность углеводов путём умножения результата теоретической калорийности на усвояемость в процентах ( для углеводов-95,6 %) и деления произведения на 100.


Задание 2.

Определите теоретическую калорийность одного стакана (200г) молоко коровьего. По таблице химического состава или по учебнику товароведения находим средний химический состав коровьего молока ( в %): жира-3,2; белков-3,5; молочного сахара-4,7; золы-0,7.

Решение:

Калорийность жиров в 100г молока-9*3,2=28,8 ккал;

Калорийность белков в 100г-4*3,5=14 ккал;

Калорийность углеводов в 100г-3,75*4,7=17,6 ккал.

Теоретическая калорийность 100г молока будет равна 60,4 ккал(28,8+14+17,6).

Теоретическая калорийность одного стакана молока ( 200г) будет равна 120,8 ккал (60,4 ккал*2).

Фактическая калорийность 100г молока составит 54,73 ккал (28,8*94/100+ 14*84,5/100+17,6*95,6/100).

Для перевода килокалорий в килоджоули число килокалорий умножают на 4,19 (по системе СИ)

Ответьте на вопросы


  1. Что такое удельная калорийность?

  2. Как рассчитывается теоретическая калорийность?

  3. Какова сущность фактической калорийности?

  4. Как перевести калорийность, выраженную в килокалориях, в килоджоули?



Практическая работа № 3


Изучение маркировки продовольственных товаров.


Цель работы: Научить учащихся распознавать маркировочные данные на продовольственных товарах, определять срок годности.



Пособия для работы: натуральные образцы продовольственных товаров, ГОСТ Р

51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя.


Задание 1.


Определите носители информации на представленных образцах продовольственных товаров и их соответствие требованиям нормативных документов.

Последовательность выполнения работы


  1. Изучите этикетки, контрэтикетки, кольеретки, листовки-вкладыши, бирки и ярлыки.

  2. Перечислите все сведения содержащиеся на маркировке.

  3. Сравните данные исследований с нормативным документом ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя.

  4. Данные исследований сведите в таблицу.



Маркировочные данные образца

Маркировка по ГОСТ Р 51074-2003








Задание 2.


  1. Определите срок хранения, срок реализации, срок годности образцов продовольственных товаров.

  2. Сделайте заключение о качестве образца.



Ответьте на вопросы


  1. Какие сведения должна содержать информация о пищевых продуктах?

  2. В каком порядке в маркировке продукта перечислены ингредиенты, входящие в его состав.

  3. Дайте определение срока хранения и срока годности продукта.




Практическая работа № 4


Изучение стандартов и технических регламентов.


Цель работы: Изучить структуру и содержание стандартов на продовольственные товары.



Пособия для работы: Задания для практической работы, ГОСТ Р 51074-2003

Продукты пищевые, технический регламент на молоко и

молочную продукцию, стандарт ГОСТ Р 51808-2001.


Задание 1.


Изучите построение стандартов и технических регламентов на продовольственные товары, сравните их.

Последовательность выполнения работы


  1. Изучите структуру нормативных документов, разделы, сравните содержание.

  2. Укажите категорию, вид, расшифруйте группировку нормативных документов.

  3. Запишите в тетради краткое содержание нормативных документов, данные сведите в сравнительную таблицу.


Сравнительная характеристика нормативных документов


Технический регламент

ГОСТ
















Ответьте на вопросы


  1. Цели и задачи стандартизации.

  2. Назовите виды стандартов.

  3. Какое значение имеет стандартизация ?









Практическая работа № 5


Изучение структуры штрихового кода на продовольственные товары.


Цель работы: Изучить виды, структуру штрихового кода на продовольственные

товары.


Пособия для работы: Задания для практической работы, натуральные образцы

продовольственных товаров, карточки-задания.

Задание 1.


Изучите европейский и американский виды штрих-кода, определите подлинность товара по штрих-коду.

Последовательность выполнения работы


  1. Изучите структуру и содержание европейского штрихового кода EAN.

  2. Изучите структуру и содержание американского штрихового кода UPC.

  3. Дайте сравнительную характеристику: сходство и различия.


Задание 2.



  1. Определите подлинность товара по штриховому коду, путем вычисления контрольной цифры и сравнения.

  2. Сделайте заключение о подлинности товара.

Последовательность выполнения работы


Пример: 7290000494616

1. Сложить цифры штрихового кода, стоящие на чётных местах:

2 + 0 + 0 + 4 + 4 + 1 = 11.

2. Полученную сумму умножить на 3: 11 × 3 = 33.

3. Сложить нечётные числа, без контрольной цифры:

7 + 9 + 0 + 0 + 9 + 6 = 31.

4. Сложить числа, вычисленные в пунктах 2 и 3: 33 + 31 = 64.

5. От полученной суммы отбросить десятки: получается 4.

6. Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5: 10 – 4 = 6.


Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и его качество не гарантируется.


Ответьте на вопросы


  1. В чём разница между европейским и американским штрих-кодом.

  2. Как влияет применение штрих-кодов на торгово-технологический процесс?



Практическая работа № 6


Распознование видов свежих овощей, оценка качества.


Цель работы: Научиться определять вид свежих овощей, давать оценку качества.


Пособия для работы: Задания для практической работы, натуральные образцы

свежих овощей, плакаты, мультимедийная

презентация стандарт ГОСТ Р 51808-2001 .


Задание 1.


Определите вид свежих овощей, их принадлежность к группе.

Последовательность выполнения работы


  1. Изучите виды свежих овощей, используя плакаты, презентацию.

  2. Продолжите перечень свежих овощей данной группы, используя ранее полученные знания.


Задание 2.


Проведите оценку качества картофеля по представленным образцам, используя стандарт ГОСТ Р 51808-2001


Последовательность выполнения работы


1. По плакатам и справочнику товароведа изучите болезни и повреждения

картофеля.

2. По натуральным образцам распознайте заболевания или повреждения

клубней.

3. Сравните болезни и повреждения с описанием их по учебнику

и требованиями стандарта.

4. Разрежьте картофель, выявите наличие болезней и повреждений внутри

клубня и опишите их.



Ответьте на вопросы


1. Какие группы свежих овощей изучает товароведение ?

2. Пользуясь стандартом ГОСТ Р 51808-2001назовите нормы качества, которым должен отвечать картофель.







Практическая работа № 7


Распознование видов свежих плодов, оценка качества.


Цель работы: Научиться определять вид свежих плодов, давать оценку качества.


Пособия для работы: Задания для практической работы, натуральные образцы

свежих плодов, плакаты, мультимедийная

презентация, учебник «Товароведение и организация

торговли продовольственными товарами».


Задание 1.


Определите вид свежих плодов их принадлежность к группе.

Последовательность выполнения работы


  1. Изучите виды свежих плодов, используя плакаты, презентацию.

  2. Продолжите перечень свежих плодов данной группы, используя ранее полученные знания.


Задание 2.


Проведите оценку качества яблок по представленным образцам, используя стандарт, плакаты, учебник «Товароведение организация торговли продовольственными товарами».




Последовательность выполнения работы


1. По плакатам и справочнику товароведа изучите болезни и повреждения

семечковых плодов.

2. По натуральным образцам распознайте заболевания или повреждения

плодов.

3. Сравните болезни и повреждения с описанием их по учебнику

и требованиями стандарта.

4. Разрежьте яблоко, выявите наличие болезней и повреждений внутри

плода и опишите их.


Ответьте на вопросы


1. Какие группы свежих плодов изучает товароведение ?

2. Пользуясь стандартом назовите нормы качества, которым должны отвечать семечковые плоды.



Практическая работа № 8


Изучение хозяйственно-ботанических сортов свежих овощей.


Цель работы: Научиться хозяйственно-ботанический сорт картофеля

и моркови.


Пособия для работы: Задания для практической работы, натуральные образцы

свежих овощей, плакаты, мультимедийная

презентация, учебник «Товароведение и организация

торговли продовольственными товарами».


Задание 1.


Изучите наиболее распространённые хозяйственно-ботанические сорта картофеля.


Порядок выполнения работы


  1. Изучите представленные образцы картофеля по основным показателям, дайте характеристику видов картофеля, используя таблицу. Определите форму, цвет, размер клубней. пользуясь учебником, справочником товароведа и стандартом.










Название

сорта

Размер клубней

Глазки (глубина, количество)

Цвет

кожицы

Состояние поверхности

Цвет мякоти

Назначение
























  1. Разрежьте клубень картофеля и изучите строение: цвет мякоти и кожицы, толщину кожицы, глубину глазков, их количество. Данные занесите в таблицу.








Задание 2.



Изучите представленные образцы моркови по основным показателям, дайте характеристику видов и сортов моркови. Определите форму, цвет, размер, пользуясь учебником, справочником товароведа и стандартом.


Порядок выполнения работы


1)изучите ассортимент моркови и свеклы по плакатам с рисунками моркови, свеклы, муляжам корнеплодов и стандартам на корнеплоды; 2)определите, как подразделяют сорта моркови по длине и форме.

3)по плакату ознакомьтесь с хозяйственно-ботаническими сортами свеклы столовой. Перечислите сорта и отличительные особенности (по форме, окраске и т. д); 4)заполните следующую таблицу:



Корнеплод

Сорт

Потребительские свойства

Морковь

















Ответьте на вопросы


1. Чем отличаются по пищевой ценности столовые сорта картофеля от

универсальных и технических сортов ?

2. Пользуясь стандартом ГОСТ Р 51808-2001назовите нормы качества, которым должен отвечать картофель.

3. По каким показателям отличаются хозяйственно-ботанические сорта моркови?







Практическая работа № 9


Изучение помологических сортов свежих плодов.


Цель работы: Научиться определять помологические сорта яблок.


Пособия для работы: Задания для практической работы, натуральные образцы

свежих плодов, плакаты, мультимедийная

презентация, учебник «Товароведение и организация

торговли продовольственными товарами».


Задание 1.


Изучите наиболее распространённые помологические сорта яблок, нарисуйте в тетради контуры существующих форм яблок (округлая, плоскоокруглая, цилиндрическая, яйцевидная, коническая, колокольчатая).


Ответьте на вопрос

К какому типу по форме относятся плоды следующих помологических сортов: Симиренко, Ранет, Гольден Делишес, Джонатан Голд.



Задание 2.


Определите помологический сорт образца яблок.


Порядок выполнения работы


  1. Установите тип формы образца по признакам внешнего вида, строению на разрезе и вкусовым особенностям.

  2. Измерьте размер по наибольшему поперечному диаметру, определите основную и покровную окраску.

  3. Органолептически определите цвет мякоти, её консистенцию (плотная, рыхлая, сочная), вкус (кислый, сладкий, пряный, пряновинный) и аромат.

  4. Результаты оформите в таблицу:


Форма

Размер

Окраска кожицы

Строение

Мякоть

Заключение о сорте





















Ответьте на вопросы


  1. По каким причинам яблоки могут приобретать нетипичные формы?

  2. Какая связь между типичностью формы, химическим составом и вкусом плода?



Практическая работа № 10


Размещение и выкладка плодоовощных товаров.


Цель работы: Изучить практические приёмы выкладки плодоовощных товаров.


Пособия для работы: Задания для практической работы, натуральные образцы

свежих плодов.


Задание 1.


Изучите наиболее распространённые способы выкладки товаров.


Порядок выполнения работы


  1. Определить какой принцип – отраслевой или комплексный используется при выкладке плодоовощных товаров?

  2. Использование принципа «чересполосицы» при выкладке плодоовощных товаров.

  3. Отслеживание срока годности при выкладке плодоовощных товаров.

  4. Обеспечение безопасности при выкладке плодоовощных товаров.

  5. Произведите практическую выкладку образцов, соблюдая требования.

  6. Сформулируйте основные правила выкладки плодоовощных товаров и сведите их в таблицу.


Группа

плодоовощных

товаров

Особенности

подготовки

Особенности

размещения

Принцип маркетинга и товарное соседство














Ответьте на вопросы


  1. Какие основные принципы используются при выкладке плодоовощных товаров?

  2. Как зависят способы выкладки от сроков хранения продовольственных товаров?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!