Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию коммуникативных умений учащихся первого класса на уроках литературного чтения / сост. А.В. Овчинникова - Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018.
Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий целесообразно как на уроках литературного чтения для организации деятельности учащихся первого класса с текстами художественных произведений, так при организации домашнего чтения.
Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию коммуникативных умений у обучающихся первого класса при изучении художественных произведений, вошедших в разделы «Апрель, апрель. Звенит капель…», «И в шутку и в серьёз» (УМК «Школа России»).
© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019; 15с.
А. Майков «Ласточка примчалась» 6
А. Плещеев «Травка зеленеет» 6
А. Майков «Весна» 7
Т. Белозёров «Подснежники» 7
С. Маршак «Апрель» 8
И. Токмакова «Ручей» 8
Е. Трутнева «Когда это бывает?» 8
И. Токмакова «К нам весна шагает» 9
В. Берестов «Воробушки» 9
Р. Сеф «Чудо» 10
А. Майков «Христос Воскрес!» 10
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» 10
Я. Тайц «Волк» 11
Г. Кружков «РРРЫ!» 11
К. Чуковский «Федотка» 12
О. Дриз «Привет» 12
К. Чуковский «Телефон» 13
М. Пляцковский «Помощник» 13
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Необходимость ориентировать процесс обучения на формирование личности, готовой к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, способной аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в разных жанрах, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений.
Это является одним из приоритетных направлений современной системы образования, находит отражения в требованиях ФГОС НОО.
Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Именно поэтому, в образовательных программах по литературному чтению в начальных классах формированию коммуникативных умений младших школьников уделяется особое внимание, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Для развития коммуникативных умений младших школьников можно использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности на уроках литературного чтения: инсценирование, ролевая игра, литературная гостиная, диспут.
Сборник заданий к текстам художественных произведений, с нашей точки зрения, является одной из наиболее эффективных форм. Так как разнообразные по содержанию и степени сложности задания к произведениям разных жанров будут способствовать не только развитию коммуникативных умений, но и повышению уровня познавательной активности учащихся, интереса к чтению художественных текстов.
Задание – это организованная информация, предусматривающая целенаправленные действия учащихся по известному алгоритму или деятельность по решению конкретной ситуации [3].
Раздел 1 «Апрель, апрель. Звенит капель …»: 1.1 А. Майков «Ласточка примчалась» |
№ | Задание | Коммуникативные умения |
1 | Сочините небольшой и веселый рассказ/сказку о своей встрече с ласточкой. Расскажите его своим одноклассникам (работа в парах) | Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Назовите героя стихотворения А. Майкова. Найдите в тексте и прочитайте слова ласточки. Как вы думаете, с каким настроением (грустно или весело) нужно читать этот текст? | Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
3 | Вспомните, с какой интонацией нужно читать предложение в конце, которого стоит точка? Восклицательный знак? Найдите в тексте и прочитайте предложения с восклицательной, повествовательной интонацией. Подготовьте выразительно чтение стихотворение. |
4 | Прочитайте строчки: «Как, февраль, ни злися, Как ты, март, ни хмурься». Можно ли сказать, что месяцы изображены здесь как живые люди? Обоснуйте свою точку зрения. |
5 | Ознакомьтесь с содержанием стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась». Найдите в тексте ответ на вопрос: «Откуда прилетела ласточка в произведении А. Майкова». |
6 | Послушайте аудиозапись стихотворения. Как вы думаете, что услышал поэт А. Майков в пении ласточки? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте их. «Как, февраль, ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик – Всё весною пахнет!» (грусть, радость, удивление) |
А. Плещеев «Травка зеленеет» |
1 | Послушайте аудиозапись текста. Объясните, почему автор назвал свое произведение «Травка зеленеет»? Предложите свой вариант названия. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, способность корректно возражать оппоненту, участвовать в беседе. |
2 | Вспомните, в какой сказке героиня пишет строчки из этого стихотворения и допускает ошибки? |
3 | Исправьте ошибки, которые принцесса допустила в написании текста. Травка зенелеет, Солнышко блестит Ласточка с весною В сени к нам летит! |
4 | Найдите в тексте и зачитайте глаголы, которые указывают на приход весны. Объясните, зачем автор использует их в тексте. Какие слова вы бы подобрали для описания прихода весны, назовите их составьте с любым из них предложение о весне | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
5 | Найдите в словаре значение слова «Прощебечь», составьте с этим словом своё предложение. |
6 | Вспомните, о чем говорится в стихотворении Майкова. Подумайте, что общего в стихотворениях А. Майкова и А. Плещеева? Составьте свой рассказ о приходе весны. |
А. Майков «Весна» |
1 | Как вы думаете, какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? Приведите пример из текста. Расскажите, как вы представляете последний снег весной. Какой он? Выберите те слова, которые подойдут для описания весеннего снега. (Голубенький, чистый, последний, печальный) | Отстаивать своё мнение |
2 | Прочтите, подбирая к словам-признакам название предмета сначала шёпотом, затем громко и радостно. Составьте небольшой рассказ о весне, используя эти сочетания слов. (Природа оживает, зимняя спячка, тает снег, распускаются почки, прилетели птицы) | Изложение собственных мыслей (донести свою мысль до других) |
3 | Придумайте свою загадку о весне. Загадайте ее своим одноклассникам. |
4 | Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении А. Майкова? Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок… (Голубенький, чистый, сквозистый) Подумайте, почему автор сравнивает первый снежок с подснежником? Расскажите, что вы знаете об этом цветке (как выглядит, можно показать иллюстрацию!!!) | |
Т. Белозёров «Подснежники» |
1 | Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать подснежники. Составьте небольшой рассказ-описание снегурочки. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Вспомните содержание стихотворения. Придумайте свои вопросы к тексту(1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах). Приведите примеры стихотворений, рассказов о подснежниках, весне. Составьте небольшой рассказ о подснежниках. | Способность задавать вопросы, способность отвечать на вопросы, направлять общение на определённый предмет. |
3 | Вспомните, о чем говорится в стихотворении А,Майкова. Подумайте, что общего в стихотворениях Майкова и Белозерова? С чем сравнивается подснежник? (со слезами снегурочки) Предположите, почему автор сравнивает слёзы снегурочки с подснежниками? Какое сравнение для подснежника подобрали бы вы???? Или подберите свое сравнение. Подумайте, почему снегурочка плачет?, а не улыбается. Составьте свой рассказ о подснежниках. | Способность отвечать на вопросы, строить самостоятельно высказывания и отстаивать свою точку зрения, донести свою мысль до других. |
4 | Подготовьте ответы на вопросы: «Нравится ли тебе сравнение подснежников со слезами снегурочки? Какие деревья трогала снегурочка?» Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Передайте с помощью интонации свое отношение к снегурочке. |
С. Маршак «Апрель» |
1 | Послушайте аудиозапись стихотворения С. Маршака «Апрель». Поразмышляйте над вопросами: кто является героями этого стихотворения, -почему автор назвал стихотворение «Апрель», - с какой интонаций вы бы его прочитали и почему?. | Строить самостоятельно высказывания и отстаивать свою точку зрения, донести свою мысль до других. |
2 | Перечитайте стихотворения русских поэтов о весне. Назовите приметы, которые они «спрятали» в своих стихотворениях. (ласточка запела, травка зеленеет, солнышко блестит, появились подснежники, звенит капель, бегут ручьи, выйдут муравьи, медведь проснется). Дополните стихотворения поэтов своими примерами весны. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
И. Токмакова «Ручей» |
1 | Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его «Ручей». Предложите свой вариант названия. Составьте 2 вопроса к тексту, которые вы бы хотели задать одноклассникам | Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Найдите в тексте стихотворения и зачитайте предложения, в которых говорится, о том, как бежал ручей (первые две строки текста) Представьте себе эту картину. Опишите весенний ручей в лесу. Восстановите текст, в котором описывается ручей в лесу. Я нашел самый (какой?) ручей в лесу и опустил в него кораблик. И вот, мой кораблик покачался, пару раз прижался к берегу, а затем быстро помчался по (какому?) ручью вниз по дороге. (быстрый, веселому, журчащему) | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
3 | Перечитайте стихотворение. Вспомните, где «утонул ручей»? Давайте поработаем с текстом Константина Паустовского. Вставим слова, которые расскажут нам, что делает ручеёк. Из под камня … ручей. Он превращается в ручеёк, который весело … на восток. Ручей брызжет, … ,… и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей и он спокойно … по равнине. (течет, бежит, звенит, журчит, скатывается, льётся, сливаются, течет) | Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
Е. Трутнева «Когда это бывает?» |
1 | Чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?» – Как вы думаете, о чём это произведение? – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целым словом: пле-щут-ся – плещутся про-зрач-ны-е – прозрачные про-та-лин-ки – проталинки сит-це-вый – ситцевый не пой-мёшь – не поймёшь – Объясните значения слов: Плещутся – купаются. Проталинки – места, где снег растаял, и открылась земля. Ситцевый, ситец – легкая хлопчатобумажная ткань с рисунком или однотонная. Составьте с любым из этих слов словосочетание, которое подойдет для характеристики времени года. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Найдите в тексте и зачитайте, с чем Е. Трутнева сравнивает льдинки? |
3 | С чем сравнивает цветущий луг в своём стихотворении Е. Трутнева? (С ситцевым платком.) |
4 | Вспомни стихотворение Е. Трутневой и продолжи четверостишие. Голубые, ……(синие) Небо и ручьи. В синих лужах … (плещутся) Стайкой …(воробьи) На снегу прозрачные Льдинки – кружева … (Первые) проталинки Первая трава Сравните ваш ответ, со стихотворением в учебнике. |
И. Токмакова «К нам весна шагает» |
1 | Ознакомитесь с содержанием стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает». Подготовьте ответ на вопросы: - Как вы понимаете выражение тёплые ноги у весны. - Почему автор считает их тёплыми?» - Согласны ли вы с точкой зрения поэта? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения. | Способность корректно возражать оппоненту, способность отвечать на вопросы или задавать вопросы. |
В. Берестов «Воробушки» |
1 | Ознакомитесь с содержанием стихотворения Берестова «Воробушки» Найдите в тексте ответ на вопрос: «О чём поют воробушки в последний день зимы ?» | Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Какие чувства вы испытывали, читая стихотворение? Как вы относитесь к воробушкам? Обоснуйте свою позицию. |
3 | Вспомните содержание стихотворения. Придумайте свои вопросы к тексту(1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах). |
Р. Сеф «Чудо» |
1 | Подумайте, какое чудо увидел Роман Сеф и описал его в стихотворении. Прочитайте стихотворение и проверьте свои предположения. | Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Приведите примеры стихотворений, рассказов, в которых говорится о чуде. Составьте небольшой рассказ о чуде. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
3 | Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его «Чудо». Предложите свой вариант названия. Составьте 2 вопроса к тексту, которые вы бы хотели задать одноклассникам |
А. Майков «Христос Воскрес!» |
1 | Перечитайте стихотворение А. Майкова «Христос Воскрес!» Подумайте над вопросом: «Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»? Аргументируйте свою точку зрения с опорой на текст. | Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Найдите в тексте стихотворения слова, которые передают радость и веселье. Зачитайте их. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
3 | Объясните значение слов и выражений: Благовест – благая (добрая) весть (новость). Народ валит – очень много людей идет. Снят покров снегов – снег растаял. Реки рвутся из оков – начало ледохода на реке. Просыпается земля – пробуждаются растения и животные. Одеваются поля – растут цветы и травы. Составьте с одним из них предложение. | Самостоятельно донести свою мысль до других |
Раздел 2 «И в шутку и в серьёз»: И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» |
1 | Послушайте аудиозапись стихотворения И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки». Поразмышляйте над вопросами: « Кто является героями этого стихотворения, почему автор назвал стихотворение «Мы играли в хохотушки», с какой интонаций вы бы его прочитали и почему?». Как вы понимаете значение слова хохотушки? Если это игра, то какие веселые игры вы знаете? | Строить самостоятельно высказывания и отстаивать свою точку зрения, донести свою мысль до других. |
2 | В тексте стихотворения И. Токмаковой нет описания героев. Представьте, как бы могли выглядеть дети, опишите их. | Самостоятельно донести свою мысль до других, направлять общение на определённый предмет. |
3 | Подготовьте ответ на вопрос: «Сколько слов нашёл поэт, чтобы передать, как смеялись дети?» Назовите их. | Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
Я. Тайц «Волк» |
1 | Прочитайте текст. Объясните, почему автор назвал свое произведение «Волк»? Предложите свой вариант названия. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, способность корректно возражать оппоненту, участвовать в беседе. |
2 | Составьте устную характеристику героя, опираясь на текст произведения (работа в парах). Согласны ли вы с мнением автора, который считает, что волку было стыдно. Подтвердите эту точку зрения примером из текста. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
3 | Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания волка (плохой). Прочитайте их. Дополните данное описание, используя иллюстрацию в учебнике на стр. 7. Расскажите о среде обитания волка, своем отношении к герою. | Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других |
4 | Отметьте в тексте глаголы, которые помогут вам восстановить события, происходящие в рассказе о волке (съел, молчит, обижал, поджал, сиди, отвернулся). Как вы думаете, что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки? Аргументируйте свою точку зрения. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы. |
5 | Составьте мини - рассказ о волке, опираясь на предложенные вопросы. -Где жил волк? -Какие чувства испытывал волк, слушая Машу? -Как автор относится к волку? -Какую важную мысль хотел донести до нас автор? | Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы. |
Г. Кружков «РРРЫ!» |
1 | Ознакомьтесь с названием текста. Назовите героев стихотворения. Предположите, о чём может идти речь в данном произведении. Обоснуйте свою точку зрения. – Почему поэт так необычно назвал своё произведение? | Излагать собственные мысли, аргументировано отстаивать свою позицию, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Найдите в словаре лексическое значение слова «какаду». Сравните лексическое значения этого слова с вашим предположением. Ознакомитесь с содержанием стихотворения Г. Кружкова «РРРЫ!» С какой интонацией надо прочитать слова какаду? (гневно, стараясь напугать, весело) | Способность корректно возражать оппоненту, способность отвечать на вопросы. |
3 | Вспомните содержание стихотворения. Придумайте свои вопросы к тексту(1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах). Приведите примеры стихотворений, рассказов о животных. Составьте небольшой рассказ о этих животных. | |
Н.Артюхова «Саша - дразнилка» |
1 | Прочитайте рассказ. Найдите в тексте слова, описывающие поведение героев, которые помогут вам рассказать о них. Подумайте, что и кто высмеивается в данном рассказе? Приведите примеры из текста. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, способность корректно возражать оппоненту, участвовать в беседе. |
2 | Подготовьте выразительное чтение по ролям одного из эпизодов (разговор Ляли и папы. Разговор Ляли и Саши). Передайте с помощью интонации образ, чувства героя. Как вы понимаете высказывание «Смеётся тот, кто смеётся последним». Обоснуйте свою точку зрения. | Способность отвечать на вопросы, самостоятельно донести свою мысль до других, аргументированно отстаивать свою точку зрения. |
3 | Поразмышляйте над вопросами: «Какие герои присутствуют в рассказе? Кому из них вы сочувствуйте и почему? Кого осуждаете и за что?» (работа в парах). Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя. | Способность отвечать на вопросы, направлять общение на определённый предмет |
6 | Подготовьте творческий пересказ текста. Подумайте, чтобы вы посоветовали Саше, Ляле. | Направлять общение на определённый предмет. Советовать |
7 | Порассуждайте в паре, как бы вы поступили на месте Ляли. | Рассказывать, вести диалог. Выражать согласие (несогласие) |
К. Чуковский «Федотка» |
1 | Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать Федотку, рассказать о его поведении. Составьте небольшой рассказ-описание главного героя. Подготовьте ответы на вопросы: - «Как автор относится к Федотке, - что в мальчике особенно привлекает внимание поэта, - какие слова в тексте указывают на то, что Федотка – сиротка?» Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Передайте с помощью интонации свое отношение к Федотке. Расскажите о своем отношению к герою стихотворения. Обоснуйте свою точку зрения. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Вспомните содержание стихотворения. Придумайте свои вопросы к тексту (1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах). Составьте небольшой рассказ о Федотке. | Способность задавать вопросы, способность отвечать на вопросы, направлять общение на определённый предмет. |
О. Дриз «Привет» |
1 | Найдите в тексте стихотворения и зачитайте предложения, в которых говорится, о том, что тётя прислала мальчику (печенье, конфеты, варежки и горячий привет) Расскажите, как вы относитесь к мальчику, что вам в нём особенно нравится? Аргументируйте свою точку зрения. | Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Подготовьте ответы на вопросы: «Что удивило малыша? Предложите свой вариант ответа на его вопрос» | Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других. |
К. Чуковский «Телефон» |
1 | Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его «Телефон». Предложите свой вариант названия. Составьте 2 вопроса к тексту, которые вы бы хотели задать одноклассникам | Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
2 | Назовите героев стихотворения. Перечитайте их слова. Как вы думаете, с каким настроением (грустно или весело) нужно читать этот текст? Найдите в тексте и прочитайте строчки с восклицательной, повествовательной интонацией. Представьте себя героями стихотворения. Распределите роли и подготовьте выразительное чтение стихотворения (работа в группе) Правильно или нет, разговаривают герои друг с другом по телефону? Знаете ли вы правила разговора по телефону? Составьте памятку о том, как надо разговаривать по телефону. |
3 | Назовите животных, изображенных на иллюстрациях (стр. 17-21).Подготовьте сообщение о животном, которое вам нравится больше всего. |
4 | Сочините небольшой и веселый рассказ/сказку о вашей встрече с одним из животных .Расскажите его своим одноклассникам, | Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других. |
М. Пляцковский «Помощник» |
1 | Обратите внимание на название текста. Предположите, о чем может пойти речь в рассказе М. Пляцковского «Помощник». Послушайте аудиозапись текста, предложите другой вариант названия, обосновав свою точку зрения. Подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли это произведение назвать сказкой?» Приведите доказательства, подтверждающие или опровергающие вашу точку зрения. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы. |
2 | Перечитайте текст. Порассуждайте в парах, как бы вы поступили на месте кролика. Кому из героев вы сочувствуете, кому хотели бы дать совет? Какой совет вы бы дали Ослику? Какой совет можно дать кролику? |
3 | Найдите в тексте слово «притворно». Прочитайте его внимательно. Как вы понимаете смысл этого выражения? Сравните вашу точку зрения с понятием, данным в словаре. Подготовьте ответ на вопрос: «В какой ситуации и зачем автор использует это слово?» Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых можно использовать разные значения этого слова. | Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы. |
4 | Прочитайте пословицу: «У ленивого Емели семь воскресений на неделе». Как вы понимаете значение этого выражения? Докажите, что данная пословица по смыслу подходит к содержанию рассказа и может стать одним из его названий. | Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы. |
5 | Придумайте ситуацию, которая поможет вам превратить рассказ М. Пляцковского в сказку. Расскажите новую историю о кролике и ослике своим одноклассника и докажите, что это сказка. | Способность самостоятельно донести свою мысль до других, направлять общение на определённый предмет. |