СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Свердловской области

Камышловский педагогический колледж









Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе




























Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию коммуникативных умений учащихся первого класса на уроках литературного чтения / сост. А.В. Овчинникова - Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель физиологических дисциплин


Рецензенты:

  1. Ганина Т.В., преподаватель, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

  2. Ошивалова И.В., учитель начальных классов, МКОУ Никольская ООШ






Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий целесообразно как на уроках литературного чтения для организации деятельности учащихся первого класса с текстами художественных произведений, так при организации домашнего чтения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию коммуникативных умений у обучающихся первого класса при изучении художественных произведений, вошедших в разделы «Апрель, апрель. Звенит капель…», «И в шутку и в серьёз» (УМК «Школа России»).
















© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019; 15с.







Содержание:

Пояснительная записка 4

Раздел 1 «Апрель, апрель. Звенит капель …»: 6

А. Майков «Ласточка примчалась» 6

А. Плещеев «Травка зеленеет» 6

А. Майков «Весна» 7

Т. Белозёров «Подснежники» 7

С. Маршак «Апрель» 8

И. Токмакова «Ручей» 8

Е. Трутнева «Когда это бывает?» 8

И. Токмакова «К нам весна шагает» 9

В. Берестов «Воробушки» 9

Р. Сеф «Чудо» 10

А. Майков «Христос Воскрес!» 10

Раздел 2 «И в шутку и в серьёз»: 10

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» 10

Я. Тайц «Волк» 11

Г. Кружков «РРРЫ!» 11

Н.Артюхова «Саша - дразнилка» 12

К. Чуковский «Федотка» 12

О. Дриз «Привет» 12

К. Чуковский «Телефон» 13

М. Пляцковский «Помощник» 13

Список литературы 15


Пояснительная записка


Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Необходимость ориентировать процесс обучения на формирование личности, готовой к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, способной аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в разных жанрах, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений.

Это является одним из приоритетных направлений современной системы образования, находит отражения в требованиях ФГОС НОО.

Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Именно поэтому, в образовательных программах по литературному чтению в начальных классах формированию коммуникативных умений младших школьников уделяется особое внимание, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Для развития коммуникативных умений младших школьников можно использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности на уроках литературного чтения: инсценирование, ролевая игра, литературная гостиная, диспут.

Сборник заданий к текстам художественных произведений, с нашей точки зрения, является одной из наиболее эффективных форм. Так как разнообразные по содержанию и степени сложности задания к произведениям разных жанров будут способствовать не только развитию коммуникативных умений, но и повышению уровня познавательной активности учащихся, интереса к чтению художественных текстов.

Задание – это организованная информация, предусматривающая целенаправленные действия учащихся по известному алгоритму или деятельность по решению конкретной ситуации [3].

Задания, представленные в сборнике:

  1. могут использоваться учителями начальных классов ОУ, студентами специальности «Преподавание в начальных классах» при изучении художественных произведений разных жанров, вошедших в разделы учебника по литературному чтению для первого класса «Апрель, апрель. Звенит капель …», «И в шутку и в серьёз», УМК «Школа России»; студентами колледжа в рамках прохождения ППУ;

  2. будут способствовать качественному развитию коммуникативных умений (изложение собственных мыслей, способности задавать вопросы и ряда других);

  3. разработаны с учётом возрастных особенностей детей и требованиями ФГОС НОО;

  4. формулировка заданий содержит глагол повелительного наклонения, что мотивирует учащихся на достижение положительного результата деятельности.

Цель заданий сборника - развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения: излагать собственные мысли; отвечать на вопросы; задавать вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию.


Раздел 1 «Апрель, апрель. Звенит капель …»: 1.1 А. Майков «Ласточка примчалась»
Задание Коммуникативные умения
1 Сочините небольшой и веселый рассказ/сказку о своей встрече с ласточкой. Расскажите его своим одноклассникам (работа в парах) Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других.
2 Назовите героя стихотворения А. Майкова. Найдите в тексте и прочитайте слова ласточки. Как вы думаете, с каким настроением (грустно или весело) нужно читать этот текст? Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других.
3 Вспомните, с какой интонацией нужно читать предложение в конце, которого стоит точка? Восклицательный знак? Найдите в тексте и прочитайте предложения с восклицательной, повествовательной интонацией. Подготовьте выразительно чтение стихотворение.
4 Прочитайте строчки: «Как, февраль, ни злися, Как ты, март, ни хмурься». Можно ли сказать, что месяцы изображены здесь как живые люди? Обоснуйте свою точку зрения.
5 Ознакомьтесь с содержанием стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась». Найдите в тексте ответ на вопрос: «Откуда прилетела ласточка в произведении А. Майкова».
6 Послушайте аудиозапись стихотворения. Как вы думаете, что услышал поэт А. Майков в пении ласточки? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте их. «Как, февраль, ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик – Всё весною пахнет!» (грусть, радость, удивление)
А. Плещеев «Травка зеленеет»
1 Послушайте аудиозапись текста. Объясните, почему автор назвал свое произведение «Травка зеленеет»? Предложите свой вариант названия. Аргументировано отстаивать свою точку зрения, способность корректно возражать оппоненту, участвовать в беседе.
2 Вспомните, в какой сказке героиня пишет строчки из этого стихотворения и допускает ошибки?
3 Исправьте ошибки, которые принцесса допустила в написании текста. Травка зенелеет, Солнышко блестит Ласточка с весною В сени к нам летит!
4 Найдите в тексте и зачитайте глаголы, которые указывают на приход весны. Объясните, зачем автор использует их в тексте. Какие слова вы бы подобрали для описания прихода весны, назовите их составьте с любым из них предложение о весне Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.
5 Найдите в словаре значение слова «Прощебечь», составьте с этим словом своё предложение.
6 Вспомните, о чем говорится в стихотворении Майкова. Подумайте, что общего в стихотворениях А. Майкова и А. Плещеева? Составьте свой рассказ о приходе весны.
А. Майков «Весна»
1 Как вы думаете, какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? Приведите пример из текста. Расскажите, как вы представляете последний снег весной. Какой он? Выберите те слова, которые подойдут для описания весеннего снега. (Голубенький, чистый, последний, печальный) Отстаивать своё мнение
2 Прочтите, подбирая к словам-признакам название предмета сначала шёпотом, затем громко и радостно. Составьте небольшой рассказ о весне, используя эти сочетания слов. (Природа оживает, зимняя спячка, тает снег, распускаются почки, прилетели птицы) Изложение собственных мыслей (донести свою мысль до других)
3 Придумайте свою загадку о весне. Загадайте ее своим одноклассникам.
4 Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении А. Майкова? Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок… (Голубенький, чистый, сквозистый) Подумайте, почему автор сравнивает первый снежок с подснежником? Расскажите, что вы знаете об этом цветке (как выглядит, можно показать иллюстрацию!!!)
Т. Белозёров «Подснежники»
1

Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать подснежники.

Составьте небольшой рассказ-описание снегурочки.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.
2

Вспомните содержание стихотворения.

Придумайте свои вопросы к тексту(1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах).

Приведите примеры стихотворений, рассказов о подснежниках, весне.

Составьте небольшой рассказ о подснежниках.

Способность задавать вопросы, способность отвечать на вопросы, направлять общение на определённый предмет.
3 Вспомните, о чем говорится в стихотворении А,Майкова. Подумайте, что общего в стихотворениях Майкова и Белозерова? С чем сравнивается подснежник? (со слезами снегурочки) Предположите, почему автор сравнивает слёзы снегурочки с подснежниками? Какое сравнение для подснежника подобрали бы вы???? Или подберите свое сравнение. Подумайте, почему снегурочка плачет?, а не улыбается. Составьте свой рассказ о подснежниках. Способность отвечать на вопросы, строить самостоятельно высказывания и отстаивать свою точку зрения, донести свою мысль до других.
4

Подготовьте ответы на вопросы: «Нравится ли тебе сравнение подснежников со слезами снегурочки? Какие деревья трогала снегурочка?»

Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Передайте с помощью интонации свое отношение к снегурочке.
С. Маршак «Апрель»
1 Послушайте аудиозапись стихотворения С. Маршака «Апрель». Поразмышляйте над вопросами: кто является героями этого стихотворения, -почему автор назвал стихотворение «Апрель», - с какой интонаций вы бы его прочитали и почему?. Строить самостоятельно высказывания и отстаивать свою точку зрения, донести свою мысль до других.
2 Перечитайте стихотворения русских поэтов о весне. Назовите приметы, которые они «спрятали» в своих стихотворениях. (ласточка запела, травка зеленеет, солнышко блестит, появились подснежники, звенит капель, бегут ручьи, выйдут муравьи, медведь проснется). Дополните стихотворения поэтов своими примерами весны.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, способность самостоятельно донести свою мысль до других.

И. Токмакова «Ручей»
1

Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его «Ручей». Предложите свой вариант названия.

Составьте 2 вопроса к тексту, которые вы бы хотели задать одноклассникам
Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других.
2 Найдите в тексте стихотворения и зачитайте предложения, в которых говорится, о том, как бежал ручей (первые две строки текста) Представьте себе эту картину. Опишите весенний ручей в лесу. Восстановите текст, в котором описывается ручей в лесу. Я нашел самый (какой?) ручей в лесу и опустил в него кораблик. И вот, мой кораблик покачался, пару раз прижался к берегу, а затем быстро помчался по (какому?) ручью вниз по дороге. (быстрый, веселому, журчащему) Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.
3 Перечитайте стихотворение. Вспомните, где «утонул ручей»? Давайте поработаем с текстом Константина Паустовского. Вставим слова, которые расскажут нам, что делает ручеёк. Из под камня … ручей. Он превращается в ручеёк, который весело … на восток. Ручей брызжет, … ,… и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей и он спокойно … по равнине. (течет, бежит, звенит, журчит, скатывается, льётся, сливаются, течет) Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других.
Е. Трутнева «Когда это бывает?»
1 Чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?»

– Как вы думаете, о чём это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целым словом:

пле-щут-ся – плещутся

про-зрач-ны-е – прозрачные

про-та-лин-ки – проталинки

сит-це-вый – ситцевый

не пой-мёшь – не поймёшь

– Объясните значения слов:

Плещутся – купаются.

Проталинки – места, где снег растаял, и открылась земля.

Ситцевый, ситец – легкая хлопчатобумажная ткань с рисунком или однотонная.

Составьте с любым из этих слов словосочетание, которое подойдет для характеристики времени года.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других.
2 Найдите в тексте и зачитайте, с чем Е. Трутнева сравнивает льдинки?
3 С чем сравнивает цветущий луг в своём стихотворении Е. Трутнева? (С ситцевым платком.)
4 Вспомни стихотворение Е. Трутневой и продолжи четверостишие. Голубые, ……(синие) Небо и ручьи. В синих лужах … (плещутся) Стайкой …(воробьи) На снегу прозрачные Льдинки – кружева … (Первые) проталинки Первая трава Сравните ваш ответ, со стихотворением в учебнике.
И. Токмакова «К нам весна шагает»
1 Ознакомитесь с содержанием стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает». Подготовьте ответ на вопросы: - Как вы понимаете выражение тёплые ноги у весны. - Почему автор считает их тёплыми?» - Согласны ли вы с точкой зрения поэта? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Способность корректно возражать оппоненту, способность отвечать на вопросы или задавать вопросы.

В. Берестов «Воробушки»
1 Ознакомитесь с содержанием стихотворения Берестова «Воробушки» Найдите в тексте ответ на вопрос: «О чём поют воробушки в последний день зимы ?»

Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.

2 Какие чувства вы испытывали, читая стихотворение? Как вы относитесь к воробушкам? Обоснуйте свою позицию.
3

Вспомните содержание стихотворения.

Придумайте свои вопросы к тексту(1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах).

Р. Сеф «Чудо»
1 Подумайте, какое чудо увидел Роман Сеф и описал его в стихотворении. Прочитайте стихотворение и проверьте свои предположения.

Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.

2 Приведите примеры стихотворений, рассказов, в которых говорится о чуде. Составьте небольшой рассказ о чуде.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других.


3

Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его «Чудо». Предложите свой вариант названия.

Составьте 2 вопроса к тексту, которые вы бы хотели задать одноклассникам
А. Майков «Христос Воскрес!»
1

Перечитайте стихотворение А. Майкова «Христос Воскрес!» Подумайте над вопросом: «Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»? Аргументируйте свою точку зрения с опорой на текст.

Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.
2

Найдите в тексте стихотворения слова, которые передают радость и веселье. Зачитайте их.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.
3

Объясните значение слов и выражений:

Благовест – благая (добрая) весть (новость).

Народ валит – очень много людей идет.

Снят покров снегов – снег растаял.

Реки рвутся из оков – начало ледохода на реке.

Просыпается земля – пробуждаются растения и животные.

Одеваются поля – растут цветы и травы.

Составьте с одним из них предложение.

Самостоятельно донести свою мысль до других
Раздел 2 «И в шутку и в серьёз»: И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»

1

Послушайте аудиозапись стихотворения И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

Поразмышляйте над вопросами: « Кто является героями этого стихотворения, почему автор назвал стихотворение «Мы играли в хохотушки», с какой интонаций вы бы его прочитали и почему?».

Как вы понимаете значение слова хохотушки?

Если это игра, то какие веселые игры вы знаете?

Строить самостоятельно высказывания и отстаивать свою точку зрения, донести свою мысль до других.

2

В тексте стихотворения И. Токмаковой нет описания героев.

Представьте, как бы могли выглядеть дети, опишите их.

Самостоятельно донести свою мысль до других, направлять общение на определённый предмет.

3

Подготовьте ответ на вопрос: «Сколько слов нашёл поэт, чтобы передать, как смеялись дети?» Назовите их.

Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.

Я. Тайц «Волк»

1

Прочитайте текст. Объясните, почему автор назвал свое произведение «Волк»? Предложите свой вариант названия.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, способность корректно возражать оппоненту, участвовать в беседе.

2

Составьте устную характеристику героя, опираясь на текст произведения (работа в парах). Согласны ли вы с мнением автора, который считает, что волку было стыдно. Подтвердите эту точку зрения примером из текста.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других.

3

Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания волка (плохой). Прочитайте их. Дополните данное описание, используя иллюстрацию в учебнике на стр. 7. Расскажите о среде обитания волка, своем отношении к герою.

Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других

4

Отметьте в тексте глаголы, которые помогут вам восстановить события, происходящие в рассказе о волке (съел, молчит, обижал, поджал, сиди, отвернулся). Как вы думаете, что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки? Аргументируйте свою точку зрения.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы.

5

Составьте мини - рассказ о волке, опираясь на предложенные вопросы.

-Где жил волк?

-Какие чувства испытывал волк, слушая Машу?

-Как автор относится к волку?

-Какую важную мысль хотел донести до нас автор?

Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы.

Г. Кружков «РРРЫ!»

1

Ознакомьтесь с названием текста. Назовите героев стихотворения. Предположите, о чём может идти речь в данном произведении. Обоснуйте свою точку зрения.

– Почему поэт так необычно назвал своё произведение?

Излагать собственные мысли, аргументировано отстаивать свою позицию, самостоятельно донести свою мысль до других.

2

Найдите в словаре лексическое значение слова «какаду».

Сравните лексическое значения этого слова с вашим предположением.

Ознакомитесь с содержанием стихотворения

Г. Кружкова «РРРЫ!»

С какой интонацией надо прочитать слова какаду? (гневно, стараясь напугать, весело)

Способность корректно возражать оппоненту, способность отвечать на вопросы.

3

Вспомните содержание стихотворения.

Придумайте свои вопросы к тексту(1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах).

Приведите примеры стихотворений, рассказов о животных.

Составьте небольшой рассказ о этих животных.


Н.Артюхова «Саша - дразнилка»

1

Прочитайте рассказ. Найдите в тексте слова, описывающие поведение героев, которые помогут вам рассказать о них.

Подумайте, что и кто высмеивается в данном рассказе? Приведите примеры из текста.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, способность корректно возражать оппоненту, участвовать в беседе.

2

Подготовьте выразительное чтение по ролям одного из эпизодов (разговор Ляли и папы. Разговор Ляли и Саши). Передайте с помощью интонации образ, чувства героя.

Как вы понимаете высказывание «Смеётся тот, кто смеётся последним».

Обоснуйте свою точку зрения.

Способность отвечать на вопросы, самостоятельно донести свою мысль до других, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

3

Поразмышляйте над вопросами: «Какие герои присутствуют в рассказе? Кому из них вы сочувствуйте и почему? Кого осуждаете и за что?» (работа в парах).

Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя.

Способность отвечать на вопросы, направлять общение на определённый предмет


6

Подготовьте творческий пересказ текста. Подумайте, чтобы вы посоветовали Саше, Ляле.

Направлять общение на определённый предмет. Советовать

7

Порассуждайте в паре, как бы вы поступили на месте Ляли.

Рассказывать, вести диалог. Выражать согласие (несогласие)

К. Чуковский «Федотка»

1

Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать Федотку, рассказать о его поведении.

Составьте небольшой рассказ-описание главного героя. Подготовьте ответы на вопросы:

- «Как автор относится к Федотке,

- что в мальчике особенно привлекает внимание поэта,

- какие слова в тексте указывают на то, что Федотка – сиротка?»

Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Передайте с помощью интонации свое отношение к Федотке.

Расскажите о своем отношению к герою стихотворения. Обоснуйте свою точку зрения.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.

2

Вспомните содержание стихотворения.

Придумайте свои вопросы к тексту (1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах).

Составьте небольшой рассказ о Федотке.

Способность задавать вопросы, способность отвечать на вопросы, направлять общение на определённый предмет.

О. Дриз «Привет»

1

Найдите в тексте стихотворения и зачитайте предложения, в которых говорится, о том, что тётя прислала мальчику (печенье, конфеты, варежки и горячий привет)

Расскажите, как вы относитесь к мальчику, что вам в нём особенно нравится?

Аргументируйте свою точку зрения.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.

2

Подготовьте ответы на вопросы: «Что удивило малыша? Предложите свой вариант ответа на его вопрос»

Способность отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно донести свою мысль до других.

К. Чуковский «Телефон»

1

Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его «Телефон». Предложите свой вариант названия.

Составьте 2 вопроса к тексту, которые вы бы хотели задать одноклассникам

Аргументировано отстаивать собственную позицию, способность отвечать на вопросы, корректно возражать оппоненту, способность самостоятельно донести свою мысль до других.

2

Назовите героев стихотворения. Перечитайте их слова. Как вы думаете, с каким настроением (грустно или весело) нужно читать этот текст? Найдите в тексте и прочитайте строчки с восклицательной, повествовательной интонацией. Представьте себя героями стихотворения. Распределите роли и подготовьте выразительное чтение стихотворения (работа в группе)

Правильно или нет, разговаривают герои друг с другом по телефону?

Знаете ли вы правила разговора по телефону? Составьте памятку о том, как надо разговаривать по телефону.

3

Назовите животных, изображенных на иллюстрациях (стр. 17-21).Подготовьте сообщение о животном, которое вам нравится больше всего.

4

Сочините небольшой и веселый рассказ/сказку о вашей встрече с одним из животных .Расскажите его своим одноклассникам,

Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других.

М. Пляцковский «Помощник»

1

Обратите внимание на название текста. Предположите, о чем может пойти речь в рассказе М. Пляцковского «Помощник». Послушайте аудиозапись текста, предложите другой вариант названия, обосновав свою точку зрения. Подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли это произведение назвать сказкой?» Приведите доказательства, подтверждающие или опровергающие вашу точку зрения.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы.

2

Перечитайте текст. Порассуждайте в парах, как бы вы поступили на месте кролика. Кому из героев вы сочувствуете, кому хотели бы дать совет? Какой совет вы бы дали Ослику? Какой совет можно дать кролику?

3

Найдите в тексте слово «притворно». Прочитайте его внимательно. Как вы понимаете смысл этого выражения? Сравните вашу точку зрения с понятием, данным в словаре.

Подготовьте ответ на вопрос: «В какой ситуации и зачем автор использует это слово?» Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых можно использовать разные значения этого слова.

Направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы.

4

Прочитайте пословицу: «У ленивого Емели семь воскресений на неделе». Как вы понимаете значение этого выражения? Докажите, что данная пословица по смыслу подходит к содержанию рассказа и может стать одним из его названий.

Аргументировано отстаивать собственную позицию, направлять общение на определённый предмет, способность самостоятельно донести свою мысль до других, способность отвечать на вопросы.

5

Придумайте ситуацию, которая поможет вам превратить рассказ М. Пляцковского в сказку. Расскажите новую историю о кролике и ослике своим одноклассника и докажите, что это сказка.

Способность самостоятельно донести свою мысль до других, направлять общение на определённый предмет.


























Список литературы



  1. Белорыбкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 2014

  2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование. – Дис. Конд. Психол. Наук. Ленинград. 2014;

  3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградова Л.А. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс;

  4. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградова Л.А., Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы;

  5. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградова Л.А., Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс;

  6. Коженов В.В. Художественная речь, как форма искусства слова//Теория литературы. – М., Наука 2015;

  7. Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1 класс. Часть 1, 2;

  8. Путиловская Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении/ Автореферат диссертации на соискание учёной степени – М., 2013;

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010;

  10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!