СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий по предупреждению дисграфии в начальной школе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисграфия -это частичное специфическое нарушение письма. Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным.  В сборнике даны задания по предупреждении дисграфии.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий по предупреждению дисграфии в начальной школе»



Сборник заданий по предупреждению дисграфии в начальной школе

«Звуки и буквы»

Что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

Что такое буква? (Буква это то, что мы читаем и пишем)

 - Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные  я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

 - А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

Повторим еще раз:

-Что такое звук?

-Что такое буква

Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук.

[м], [а], [з], [у], [э], [р’], [в], [т’], [о], [ш], [и], [л’], [ы]


Йотированные гласные буквы

  1. Назови гласные буквы I ряда. (А О У Э Ы )

Назови гласные буквы II ряда (Я Ё Ю Е И)

  1. Назови парную гласную букву из другого ряда, например, я говорю Ё, ты называешь – О.

Я - …, Ё - …, Е - …, Ю - …, И - …, О - …, А - …, Ы - …, У - …, Э - … .

  1. Повтори за мной цепочки слогов:

БА – БЯ ГУ – ГЮ КЫ – КИ МО - МЁ

ВО – ВЁ ДЭ – ДЕ ЛА – ЛЯ НЭ - НЕ

Слог. Перенос слов. Ударение

  1. «Половинки».

Найди части слов, соедини их и запиши слова:


ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво


ды

сос

ла

па

на

ра

за

бор

нок

пла

ток

зво


  1. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1



А

Б

В

1

ма

нас

зи

2

пи

ла

ту

3

бе

я

ла



  1. «Собери слово».


Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро — …

ве, ка, шал — …

ту, ар, тро -…

ша,та, мы -…

мо, гра, та — …

би, рать, за -…

пи, кра,ва -…

чик, бор,за -…

до, про, во, вод -…

лен, дарь, ка -…


  1. Найди слог, вставь недостающие слоги.


са__ги ма__на ли__ны

ко __ со ло__та ба__ны

до__га ка__ши со__ка

5. Сложи по заданным слогам.
а) Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Клевать ночевать выйди



б) Сложи 2-е слоги:

еда свеча

намочил горе

попона огород удача

догонял получил глубина

узоры кололи пустой

в) Сложи 3-и слоги:

петухи этажи седина

талия непогода парады

брусника саранча лечи

г) Сложи: 2 слог 3 слог 3 слог

напугать березы подарили


Однокоренные слова. Корень слова

  1. Прочитать группу родственных слов.

Веснушки веснянка вешние (воды)

Весенние по-весеннему веснушечки

Веснушчатая весна

Определи самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назови корень. (Уточните для ребёнка значение некоторых слов).

  1. Подбери однокоренные слова, отвечая на вопрос.

– Кто детеныш (птенец) у чижа? — Чижонок.

– Кто у чижа мама? — Чижиха.

– Как ласково называют маленького чижонка? — Чижоночек.

– А как можно ласково назвать поющего чижа? — Чижик, чижичек.

– Чье веселое пение радует нас весной? — Чижиное.

  1. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. С каждым словом составь предложение.



Правописание безударных гласных в корне слова

1.Определи место ударного слога в слове. Я буду называть слово, а ты записывай цифру, на каком месте в слове стоит ударный слог.

ВОЛОСЫ, ГАЛОШИ, БОРОДА, ВАРЕЖКИ, КОРОВА, РУКАВА, МУЗЫКА, СОРОКА, СТРЕКОЗА, СОЛНЫШКО, ТАРЕЛКА, ГОЛОСА, МАЛЬЧИК, СОБАКА, МОЛОТОК, БАБОЧКА, ЗАДАЧА, МАНДАРИН.

2. Слого – ритмическая структура слова.

Я произносу слово, а ты должен отхлопать слоги: ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий хлопок.

- коса, липа, скала, сено, жаба, силач;

- бабушка, кормушка, комната, посуда, фонарик, ромашка;

3. Вставь в конце каждого стишка слово, обозначь в нём безударную гласную, подбери проверочнеое слово.

  1. В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные …

  1. Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо и …

  1. Глубока и широка

Наша быстрая …

  1. Вышел Коля на крыльцо,

Вымыл руки и …

  1. Улетел скворец не зря

За леса и за …

  1. Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

  1. На каток ушла с утра

Моя младшая …

  1. Подводной лодке не страшна

Океанская … волна.

  1. Кругом гречиха зацыела –

В улей мёд несёт …

  1. Зимой и летом зелена

Стоит красавица …

  1. Для тебя мы дом построим,

Не скворечню, а дворец.

Прилетай же, наконец,

Наш пернатый друг …

  1. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная …

  1. Свой железный язычок

Прячу я по колпачок.

Созываб на урок,

А зовут меня …

  1. В поле сеют и растят,

Убирают, сыплят в склад,

И на хлеб идёт оно,

А зовут его …

  1. Берёзы, рябины, дубы, тополя –

Богата деревьями наша …

  1. Для начинки на пирог

Приготовили …

  1. Если у тебя с пятёрками дневник,

Значит, ты примерный …

  1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

  1. Я ракрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

  1. У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются …

  1. Я не бегаб к врачу,

Я сама его …

  1. Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я ….

  1. Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а …

  1. Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые ….

  1. Съел сластёна в воскресенье

Всё вишнёвое ….

  1. С длинным носом наш ребёнок

Это маленький …

  1. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш - ….

  1. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ….

  1. – Где обедал воробей?

- В зоопарке у …

31. Хлоп! И конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что это …

  1. Я любуюсь вами, как вы хороши!

До чего ж душисты нежные …

  1. Хоть она залётная,

Птичка перелётная,

Но весною я всегда

Любуюсь пением …

  1. – Делиться со всеми – привычка моя!

Вам яду не надо? – спросила ….

  1. Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими …

  1. Самолётик сел на травку

На цветке прошёл заправку,

Закружил над головой –

Затевает бой с тобой.

До посадки на носу

Отогнать успей ….

  1. Зимой на ветках яблоки.

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это ….

  1. Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это ….

  1. Вот пришла осень,

Скоро метели.

Уж с прощальным криком

Птицы ….

  1. У козы-мамы малыши-ребята,

А зоыут их всех ….

  1. Мы Серёжку провожали,

Ему ручкой ….

  1. Утром заплели сестрички

Аккуратные ….

  1. Он трудиться так привык

Хоть и ростом невелик.

Но хозяин очень зол,

Что упрям его ….

  1. Выгнет спинку, хвост трубой

И ко мне идёт, как в бой.

Рыжий, как тигрёнок,

У меня ….

Состав слова

1.В каждой строчке определи лишнее слово.

борьба, борец, бороться, воевать;

вражда, враг, противник, вражеский;

смешной, смех, смешать, смешить;

ветер, вихрь, ветерок, безветрие;

сосна, дерево, деревцо, деревянный.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь однокоренное слово с корнем –осин-:

Осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.

Топни правой ногой, если услышишь однокоренное слово с корнем –печаль-:

Печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться.

3. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. Определи проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составь предложение.

  1.  Послушай слова и запиши только приставки.

Слова: переезд, приезд, выезд, вылет, слёт, отлёт, увёз, привёз, завёз, отбежал, добежал.

Образец: отнести ОТ-.

  1.  Помоги приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить - отклеить

Слова: принести - … вползти - … привязать - … вскочить - … привыкнуть - …

пригнуть - … привезти - … впустить - … вогнуть - … вспорхнуть - …







Имя существительное

1. Преобразование существительных из одного рода в другой путём словообразования или подбора существительных, обозначающих лиц противоположного пола.

Задание: послушай слова и подбери наоборот.

Например: кот – кошка, собака – пёс …

Слова: конь - … воробей - … курица - … ёж - … козёл - … корова - …

баран - … тигр - … голубь - … слон - …

Назови картинки. Раздели слова на 2 группы: 1) слова, которые отвечают на вопрос к т о? 2)слова, которые отвечают на вопрос ч т о?

Предлоги. Глагол

  1. “Предлоги наоборот”. Я называю тебе слово с предлогом, а ты тоже называй это слово, с предлогом с противоположным значением, например: Я говорю «в лес», а ты говоришь – «из леса».

В кино – из кино

К двери – от двери

К доске – от доски

К берегу – от берега

Над землёй – под землёй

Над водой – под водой

Из тетради – в тетрадь

От окна – к окну

Под столом – над столом.

  1. “Путаница”. Составляем предложения из заданных слов:

Ребята, катаются, горки, с.

Зимой, снега, много, лесу, в.

Детям, подарили, на, подарки, празднике.

Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.

Метро, строят, землёй, под.

Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

3. Определить, предлог или нет?

(В) лесу

(из-за) угла

(из) дома

(над) озером

(до) шёл

(об) радовался

(до) бежал

(за) грустил

(при) нёс

(через) дорогу

(пере) прыгнул


4. Прочитай текст загадки, вставь предлоги, подчеркните их. Загадки отгадай.


1) Дом … улице идёт,

… работу нас везёт.

Не … курьих ножках,

А … резиновых сапожках.

(Автобус)


2) Белая звёздочка … неба упала,

Мне … ладошку легла –

И пропала. (Снежинка)


3)… дупле … старом дубе

Живу … густом лесу.

Хожу … пушистой шубе,

Орешки я грызу. (Белка)


4)Рыжая, … пушистым хвостом,

Живу … лесу … кустом.(Лиса)


5)… клумбе голубой

Бубенчик золотой.

… утрам расцветает,

Свет и жар излучает. (Солнце)


6)Целый день … траве густой

Бродят рожки … бородой. (Коза)


  1. Выделение предлогов из речи.

«Посчитай, сколько предлогов в стихотворении. Загни пальчик, когда услышишь предлог».

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

Имя прилагательное

  1. Образование относительных прилагательных

Ключ из железа какой? - …

А из стали? -…

А вообще из металла? - …

Сковородка из чугуна какая? - …

Домик из картона какой? - …

А из пластика, пластмассы, пластилина? - …

Мешочек из бумаги, целлофана какой? - …

Кофта из шерсти какая? - …

А из шелка, кружева? - …

Коврик из резины, акрила, синтетики какой? - …

Украшение из стекла, фарфора, хрусталя, золота, бриллиантов какое? - …

  Из чего сделана посуда.

Кастрюля из стекла – стеклянная

Из металла – металлическая

Миска из дерева – деревянная

Из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Из глины – глиняная

Из керамики – керамическая

Из хрусталя – хрустальная

Из фаянса – фаянсовая

Какая бывает роща? (какой бывает лист?) из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,

Какой бывает сок?

Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще сделать сок?

Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.

Сок

из ананаса – ананасовый
апельсиновый 

яблочный 
абрикосовый 
сливовый 
лимонный 
банановый 
малиновый 

Начинка
ананасовая 
апельсиновая 
сливовая 
лимонная 
гранатовая 
яблочная 
грушевая 
абрикосовая 

Варенье 
Ананасовое 
Апельсиновое 
Сливовое 
Лимонное 
Яблочное 
Грушевое 
Банановое 
Абрикосовое 

  1. Образование приятяжательных прилагательных. (кому это принадлежит, чей?):

Чей хвост?

Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» ребёнок образует слово «зайкиный») 

Хвост зайца – заячий,

Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,

Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный

Медвежий, верблюжий, стерляжий.

Угадай предметы по их признакам.


Стройная, зелёная, колючая …

Детский, интересный, приключенческий …

Свежий, тёплый, мягкий …

Красная, спелая, душистая …

Рыжая, пушистая, шустрая …

















Предложение

1. Прочитай записи.

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

-Это предложения? (Нет)

-Слова связаны между собой? (Да)

-Что тогда не так? (Они не закончены)

- Дополни, чтобы получились предложения.

- Запиши одно предложение в тетрадь.

-Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)

Знаешь ли ты, что...

предложение состоит из слов;

предложение — это несколько слов, связанных между собой по смыслу;

первое слово предложения пишется с заглавной буквы;

в конце предложения ставится точка(.), вопросительный знак (?) или восклицательный знак (!);

слова в предложении пишутся отдельно;в, на, за, с, к, из и др. — эти маленькие слова называются предлогами; они пишутся отдельно с другими словами.

-Определи на слух количество слов в предложениях.

Опадают листья.

Подруги подарили Марине книги.

Папа делает сыну бумажный кораблик.

Грибы собирают в корзины.

Птенец выпал из гнезда.

Путники шли по пыльной дороге.

-Найди границы предложений. Напиши предложения в тетради.

Наступила осень идут частые дожди листья желтеют и опадают.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!