Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
Презентация
опыта работы по краеведению
С чего начинается
Родина»
Подготовила: Иванова Анна Илларионовна
г Ржев
2020 г.
Содержание
- Актуальность.
-Главная цель работы по краеведению.
-Технология опыта.
-Блок «Мой город»
-Блок «Наш край»
Блок «Культура и традиции»
-Методическая работа с детьми.
-Педагогические средства, используемые в опыте.
-Условия формирования , ведущие идеи опыта.
Решение задач по ознакомлению дошкольников с родным краем.
-Теоретическая база опыта.
-Использование краевого компонента.
-Результативность опыта.
-Трудности и проблемы.
-Адресная рекомендация по использованию опыта.
-Перспективы развития.
-
Актуальность.
В данное время отмечается резкое снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Актуальность данной проблемы заключается в том, что с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русской культуры. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. Наша задача – сделать так , чтобы как можно раньше дошкольники поняли, что большая Родина- Россия, Российская Федерация, одна на всех. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально и связан с духовным миром человека.
Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край.
- На достижения этой цели направлена реализация следующих задач:
- На достижения этой цели направлена реализация следующих задач:
Формирование представлений о Родине, как месте, где человек родился и страны, где он живет.
-Воспитание чувства привязанности к своей малой Родине гордости за неё, восхищение её красотой.
Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностей родного края, беречь и охранять их воспитание и уважение к героям защищавших свою землю в годы ВОВ.
Воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Технология опыта, методы и приемы воспитания и обучения.
- Свою работу я строю по следующим тематическим блокам:
- 1. БЛОК: « Моя семья» -взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует бережное отношение к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению положительных качеств, на социализацию детей и положительное общение их с окружающими.
Блок «Мой город»
- Рассказать и показать детям, что город славится своими достопримечательностями, памятниками, своей историей, лучшими людьми.
- Обратить внимание на объекты которые расположены на ближайших улицах: школа, аптека, почта, рассказать об их назначении.
Блок « Наш край»
- Познакомить детей с климатическими особенностями, растительным миром.
- Расширять представление о неживой природе, характерной для нашего края.
- Дать первичные представления о Красной книге.
Блок «Культура и традиции»
Знакомить детей с бытом и традициями народа.
Вызвать интерес к традициям: гостеприимство, почитание родителей.
Знакомство с видами устного народного творчества: считалки, загадки, пословицы и поговорки, потешки.
Углублять представление о народных промыслах, декоративно – прикладного искусства.
Методическая работа с детьми.
- Ведущей формой работы по ознакомлению детей с родным краем являются познавательные занятия, важно, чтобы занятия активизировали мыслительную активность детей. С этой целью я использую приемы сравнения( прошлое и настоящее) вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты. Дети анализируют, делают выводы, обобщают. Особое место в краеведческой работе занимают дидактические игры, средства музейной педагогике, развивающая среда, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомиться с предметами быта, орудиями труда. Одеждой наших предков, знакомлю с историей создания и развития предприятий и их выпускаемой продукцией. Лучшими тружениками. Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков, перерастает в интересную сюжетно – ролевую игру. «Путешествие по Волге», «Моя семья», «На ферме», «На стройке. Учитывая, ведущую деятельность детей широко использую различные виды игр по краеведческой работе. Разработала целый ряд игр по ознакомлению с городом.
Педагогические средства, используемые в опыте .
- 1.Формы проведения: образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, встречи с интересными людьми, чтение художественных произведений ,дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность, праздники,, конкурс рисунков, интеллектуальные игры.
- 2.Формы организации: коллективная , групповая, индивидуальная.
- 3.Методы: словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио.
- Наглядные: экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения.
- Практические: ручной труд, оформление альбомов, изготовление поделок, выпуск газет.
- Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
- Знакомство дошкольников с культурными истоками малой Родины становятся в настоящее время одним из приоритетных направлений. Очень важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине. Особое внимание уделяю развитию любви к родному краю, познавательных интересов и потребностей. Формирую у детей интерес к народному искусству, обеспечиваю условия для воспитания детей в духе толерантности. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий,учавствует в патриотическом воспитании дошкольников.
Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краем способствует :
- Создание в группе расширенного центра по краеведению с различными игровыми пособиями;
- Раннее начало обучения дошкольников.
- Включение элементов краеведения во все виды деятельности детей.
- Развитие работы по краеведению должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Теоретическая база опыта
- Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой»Моя малая Родина» я использую следующие технологии и другие источники по инновационной деятельности:
- «Россия – Родина моя» Е.А.Ермилова.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Маханева М.Д.
- Программа «Радуга» Т.И.Грызик, ТН .Доронова,
- «Маленькие Россияне М.. 2005 Г. «Родничок» Хрестоматия для маленьких А.И.Брыжинский. Э.Я.Богатеева Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., 1982г.
Использование краевого компонента.
- Взаимодействие в социуме:
- - экскурсия в библиотеку микрорайона;
- В среднюю школу№3;
- Клуб «Текстильщик»
- - посещение выставки картин художников Ржева.
- -посетили открытие «День писателя»_
- -познакомились с произведениями писателя В.Морозова.
Результативность опыта.
- Результатом моей работы по краеведению Является, то что у детей обобщены знания об истории, культуре, и природе родного края, города. Дети стали открытыми в проявлении чувств: говорят о своей любви к городу, проявляют уважение к ветеранам, людям- труженикам, проявляют желание узнать историю родного города. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. Поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объем знаний о родном городе, крае, стране, глубокие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов, проживающих а Тверском крае.
Трудности и проблемы при использовании опыта.
- В ходе работы столкнулась со следующими трудностями:
- Родители пассивно относятся к нетрадиционным формам взаимодействия, не владеют достаточными знаниями о родном городе, крае.
- Мало познавательного материала для работы с дошкольниками.
- Недостаточно иллюстраций (быт, традиции).
- Недостаточно теоретического материала по организации краеведческой работы в ДОУ.
Адресная рекомендация по использованию опыта .
- Данный инновационный материал «Моя
малая Родина» может быть использован воспитателями детского сада.
- Практический материал поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести радость познания. Опыт моей работы был размещен на сайте МААМ.RU
Перспективы развития
- Оформить картотеку конспектов образовательной деятельности по краеведению.
- Пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным краем, городом.
- Постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.
- Привлечь родителей к оказанию помощи при организации экскурсий, прогулок, посещению музеев.
Виртуальная экскурсия по городу. Ржев послевоенный.
Ржев современный
Спасибо за внимание !