СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

School balcony школьный балкон

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«School balcony школьный балкон»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 99 г. Челябинска»


Научно – практическая конференция «Старт в науку – 2023»













SCHOOL BALCONY

ШКОЛЬНЫЙ БАЛКОН

Филология (литературоведение)











Автор: Короткова Варвара 7 «Б» класс

МБОУ «СОШ № 99 г. Челябинска»

Руководитель: Короткова С. В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 99 г. Челябинска»














Челябинск, 2023


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Стихи на балконе………………………………………………………………..4

1.1. Визуализация поэзии……………………………………………………….……..…4

1.2. История создания проекта «BALKON»………………………………………….….6

Глава 2. Практическая работа…………………………………………………………….7

2.1. Создание видеоклипа на основе литературного текста для проекта «SCHOOL BALCONY»…………………………………………………………………………….….7

2.2. История создания проекта «SCHOOL BALCONY»……………………….……….9

Заключение………………………………………………………………………….……10

Список используемой литературы ………………………………………......................12

































Введение


Нынешние дети и подростки с рождения окружены цифровыми устройствами и овладевают ими очень рано. Мультимедийная среда, к которой их родители адаптировались годами, для поколения Альфа естественна. Не удивительно теперь, что современные дети лучше воспринимают информацию не от «живого» носителя, от цифрового. А желание снять и выложить с сети свое видео испытывает всё большее число детей.

С каждым годом печатное издание становится менее актуальным, а литература, как вид искусства, начинает изживать себя. Современные подростки все реже интересуются произведениями не только классиков, но и современных поэтов и писателей. И если эпические произведения хоть как-то еще читают, то лирические уже совсем им становятся непонятными. Однако именно лирика интересна тем, что она способна породить эмоции. Эмоции, связанные с переживаниями героев, захватывают читателя, если эти переживания близки и понятны, а ещё лучше, если сам уже испытал то, что переживают герои стихотворения.

Как же сделать так, чтобы подростки стали увлекаться литературой? Ответ находится на поверхности. Необходимо знакомить современного ребенка с литературой через медиапространство. Так зародилась идея моего проекта.

Цель проекта – привить современному подростку любовь к литературе через форму видеопоэзии (видеоискусство).

Задачи:

1. Выяснить, что такое видеопоэзия.

2. Изучить истоки зарождения и развития видеопоэзии.

3. Создать ролик на основе литературного произведения.

4. Создать креативное молодежное литературное арт-пространство «SCHOOL BALCONY»

Методы:

1. теоретические: изучение и анализ специальной литературы по теме исследования; анализ художественного и технического содержания;

2. эмпирические: опытная работа по созданию видеоклипа (написание литературного и режиссерского сценариев, подготовка монтажного листа, видеосъемка, монтаж).

 Практическая значимость проекта – видеоролик можно применять на классной и внеклассной работе.










Глава 1. Стихи на балконе

1.1. Визуализация поэзии


«Видеопоэзия — вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся».

Видеопоэзию также называют поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, видеовизуальной или кинопоэзией, в зависимости от длины и содержания ролика и использованных технологий.

Видеопоэзия — это иллюстрирование стихотворения с помощью видеоролика. 

История видеопоэзии

Первым человеком, занявшимся экспериментами с поэтическими видео, считается португальский поэт и писатель Эрнесто Мело e Кастро, который в конце 1960-х снял свой первый поэтический видеоклип.

Еще один из пионеров движения — канадский поэт Том Конивес, который в 1978 году употребил термин «видеопоэзия», чтобы описать свою первую работу в этом жанре.

В начале 1980-х Джанни Тоти придумал понятие «поэтроника» и создал ряд концептуальных видеороликов: VideoPoemOpera, VideoSyntheatronica, VideoPoemetti. Он считается родоначальником видеопоэзии как самостоятельного жанра.

Еще один значимый человек для жанра — Ричард Костелэнец, который в конце 1980-х создавал поэтические ролики только из движущихся слов с использованием текстовой программы Amiga.

Родоначальниками жанра в России одни считают поэтов Константина Кедрова и Елену Кацюба, а другие — Александра Горнона и Дмитрия Александровича Пригова. Активно же развиваться в России видеопоэзия начала в середине 2000-х, когда для участия в немецком фестивале «Зебра» группа московских энтузиастов во главе с литературным деятелем Александром Гавриловым сделала несколько роликов на стихи современных поэтов. Вдохновились они опытом рижской поэтической группы «Орбита», которая с 2001 года занимается мультимедийными экспериментами, сочетающими в себе игру с фотоизображением, видео и музыкой.

Классификация видеопоэзии

Видеопоэзия — молодой жанр, рефлексия над ним в самом разгаре. В том числе создаются все новые классификации. По классификации идеологов движения в России — Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, видеопоэзия может быть либо документальной, либо игровой. В качестве удачного примера документального ролика авторы приводят «Конец прекрасной эпохи» на стихи Бродского, снятый Кириллом Серебренниковым.

Среди игровых роликов Родионов и Троепольская выделяют несколько типов: клипы, в которых стихотворение экранизируется почти буквально, а видео следует за «сюжетом»; разыгрывание стихотворения по ролям с участием актеров или сольное артистическое исполнение; видеоролики как монтаж (здесь часто используется анимация или компьютерная графика); клипы, где изображение не связано логически с текстом; видео, где нет актеров, а обыгрывается сама графика стихотворного текста; видеопоэзия без собственно стихотворения — видео-арт с поэтической основой.

На сайте videopojezija.ru предложена другая классификация: видеопоэзию подразделяют на документальную, текстографическую, иллюстративную, концептуальную, сюжетную, музыкальную и визуальную.

Фестивали и конкурсы видеопоэзии

Видеопоэзии посвящено множество фестивалей и конкурсов. В Москве это фестиваль «Пятая нога», который раньше назывался «ЗРЯ!» и впервые был проведен журналом «Крокодил» в июне 2007 года на Книжном фестивале в ЦДХ. Теперь «Пятая нога» проводится каждый ноябрь в кинотеатре «Пионер» и на других площадках. Кроме того, организаторы фестиваля, Екатерина Троепольская и Андрей Родионов, устраивают показы в других городах. В 2012 году ролики участников «Пятой ноги» показывали на ММКФ.

В 2010 году в Новосибирске появился фестиваль Experiences, посвященный необычным поэтическим жанрам, — в программу вошла и видеопоэзия. В 2011 году она была выделена в отдельный блок под названием «Очеvidno».

Также конкурс поэтических видеоклипов есть на Международном литературном Волошинском конкурсе.

В 2019 году в Москве создается фестиваль видеопоэзии «Balkon».

Поэты и режиссеры

Важные деятели видеопоэзии — Лаборатория поэтического акционизма. Сейчас Лаборатория состоит из Павла Арсеньева, Дины Гатиной и Романа Осминкина. Вообще Лаборатория поэтического акционизма — это объединение поэтов, художников и философов, которые ставят своей целью разотчуждение повседневности через насыщение городского пространства поэзией. Участники проводят уличные акции, чтения, перформансы, в том числе занимаются и видеопоэзией. Чаще всего ролики их концентрируются на словах, помещенных в какое-то пространство — физическое или виртуальное. Например, в ролике Павла Арсеньева, Дины Гатиной и Романа Осминкина на стихи Всеволода Некрасова «Много буков» поэтические строчки буквально развешаны между деревьями.

Документация пространственной композиции «Много буков», созданной Лабораторией поэтического акционизма на фестивале «Артерия»

В Москве некоторое время существовала студия видеопоэзии «Кружок, квадрат и треугольник». Ее участники — Наталья Бабинцева, Федор Кудряшов, Денис Браницкий — сняли большое количество значимых для жанра роликов. Федор Кудряшов снял ставшее эталонным для жанра видео «Кукушка» на стихотворение Максима Амелина «Мне тридцать лет…». Клип стал лауреатом поэтического фестиваля «Зебра» в Германии.

Из известных кино- и театральных режиссеров, помимо Кирилла Серебренникова, поэтические видеоклипы снимали Валерия Гай-Германика и Эдуард Бояков.

В 2019 году в Москве создался проект видеопоэзии «BALKON», автором которого являлись Александр Филиппенко, Петр Новиков и Владимир Пилося

1.2. История создания проекта «BALKON»


BALKON — это театральный фестиваль, открывающий своим зрителям новый формат: вместо сцены актеры выходят на балконы.

Балкон как архитектурный элемент здания всегда воспринимался как сцена, которую члены королевских семей, политические лидеры и поп-звезды используют для взаимодействия с городом и публикой.

В 2020 году во время ковидных ограничений создатели проекта Александра Филиппенко, Петр Новиков и Владимир Пилосян решили, что городские балконы можно превратить в настоящие театральные подмостки для спектаклей и перформансов, смотреть которые можно прямо с улицы. Так родился фестиваль BALKON. 

Один из основателей Александр Филиппенко говорил: «Замысел проекта возник задолго до режима изоляции, однако полностью резонирует с идеями самовыражения в ограниченном пространстве, соответствует актуальной повестке и даже обретает новые культурные смыслы, как в онлайн, так и в офлайн-среде.»

В разгар самоизоляции известным театральным актерам предложили выйти на балконы своих квартир и прочитать любимые литературные произведения, а снятые видеоролики транслировались онлайн.

Для фестиваля «BALKON» видные российские актеры театра и кино читали любимые стихотворения со своих собственных балконов. Все это снимали на камеру по тщательно проработанному сценарию, написанному так, чтобы максимально раскрыть характер актера и настроение его выступления, а также, чтобы вместе с архитектурой здания они составляли единую гармоничную композицию. Это не просто поэтические чтения, а больше короткометражки.

В период ковидных ограничений театры тоже были ограничены в своих действиях. Поэтому фестиваль BALKON, оставаясь в digital-пространстве, создавал серию полноценных музыкально-поэтических короткометражных фильмов, переносящих зрителя из квартиры на улицы города на встречу с любимыми артистами.

Получившиеся видеоролики данного фестиваля формируют современный кинофонд специальных фильмов, которые российский зритель традиционно любит смотреть.

Познакомиться с выступлениями актеров данного фестиваля можно в социальных сетях проекта: Youtube, Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram.









Глава 2. Практическая работа

2.1. Создание видеоклипа на основе литературного текста

для проекта «SCHOOL BALCONY»


В МБОУ «СОШ № 99 г. Челябинска» очень часто проводятся поздравления с различными праздниками через видеозапись, будь то поздравления С новым годом, Днем отца или 8 Марта.

Каждый класс, выбирая поздравления, знакомиться с лирическими стихотворениями современных писателей, классиков русской и зарубежной литературы. Читая их произведения, в голове рождаются образы, сцены и сюжеты, каждый обучающийся через себя пропускает то, что хотел сказать автор. Рождается индивидуальное восприятие сюжета, хочется выражать свои эмоции, показать всем свое видение тех чувств, которые испытывают герои произведения.

Рассказывая лирическое произведение, перевоплощаешься в разные образы, примеряешь на себя разные роли. И очень хочется, чтобы рассказанное тобою когда-то стихотворение, осталось в записи, хочется посмотреть на себя со стороны, сохранить те эмоции, которые испытывал при прочтении, потому что невозможно прочитать произведение дважды одинаково.

Конечно, не так много желающих, участвовать в записи видеофайла с поздравлением. Немногие обучающиеся увлекаются видеопоэзией, потому что большинство просто не знакомы с ней.

Мне интересно записывать небольшие видеоролики своей жизни, снимать своих одноклассников, друзей, свои выступления на сцене. Чаще всего я потом монтирую запись, вставляя в видео слова или музыку. Такие видеофайлы интересно потом пересматривать.

Решив создать проект «SCHOOL BALCONY», мы с моим научным руководителем засняли первый совместный ролик, зачитав по ролям стихотворение современного автора Айсины Шуклиной «Мама большая и сильная, мам – храм!»

Когда мы выбирали стихотворение для данного проекта, то изначально мы выбрали тему произведения, нам пришлось познакомиться с различными текстами и авторами. Остановившись на данном авторе и его произведении, я заинтересовалась писателем и историей создания данного стихотворения. Таким образом, я не только выучила данное произведение, но и познакомилась с современным писателем.

Как же мы начинали видеосьемку поэзии. Сначала составляли сценарий видеоклипа словесно, разбивая текст на кадры. Потом обговорили эмоции и мимику каждой фразы. После нескольких неудачных попыток, нам все же удалось заснять единый файл данного стихотворения.

Как только видео было снято, мы начали его обрабатывать через программу монтажа CAP CUP: пропустили его через фильтры, вставили под содержание подходящую музыку. По итогу у нас получился клип, который по времени занимает 1 минуту 25 секунд.

Этот приём можно применять как на уроках литературы, так и во внеклассной творческой деятельности. Внеклассная работа по предмету является важным средством развития школьников. Чтобы привить  учащимся интерес к литературному творчеству, можно использовать музыкальные альманахи.

Приём «создания клипа» помогает быстрому запоминанию текста, пониманию художественного замысла стихотворений, что позволяет достигать поставленных целей.








































2.2. История создания проекта «SCHOOL BALCONY»


Лирика  не простой для восприятия обучающегося род литературы. Особенность её состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. А современному подростку, который живет в мире цифровых технологий, тем более сложно иной раз понять лирическое произведение.

Современный подростки увлекаются сейчас просмотром различных видеофайлов с Социальных сетях, и я не исключение. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать и делиться теми или иными видеозаписями. Чаще всего подростки просматривают постановочные ролики, особенно комичные. А мне больше всего нравится смотреть видеопоэзию. Интересно наблюдать за людьми, которые, читая произведения, показывают эмоции героя.

Возникает вопрос: как привить «оцифрованному» подростку любовь к лирическим произведениям? Ответ очевиден…Необходимо познакомить его с видеопоэзией. Так зародилась идея моего будущего проекта: создать в школе «SCHOOL BALCONY», который будет дублировать знаменитый театральный фестиваль, созданный в Москве в 2020 году в связи с ковидными ограничениями.

Цель данного фестиваля – привить любовь к литературе через медиамир. Каждый обучающийся через данный проект сможет не только познакомиться с лирическими произведениями различных писателей, но и сам реализовать себя, показать свои способности и театральное мастерство. Что для этого нужно? Записать небольшой ролик на простой мобильный телефон, где подросток читаете любое стихотворение в школьном пространстве. Основные условия - стихи должны быть не длиннее 2-3 минут, не содержать нецензурных выражений и не касаться политики.

Отснятую видеопоэзию обучающихся необходимо запускать в массы для просмотра, для этого необходимо свое Интернет-пространство. Так зарождается идея создания своего канала в сети – Telegram.















Заключение

Подводя итог своей проделанной работы, хочется сказать, что у меня получилось реализовать задуманную идею. Вместе с научным руководителем мы выяснили следующее:

1. Видеопоэзия — это иллюстрирование стихотворения с помощью видеоролика. 

2. Обратили свое внимание на то, что португальский писатель Эрнесто Мело e Кастро в конце 1960-х снял свой первый поэтический видеоклип, а в России видеопоэзия начала развиваться в 2000-х годах, благодаря таким писателям, как Константин Кедров и Елена Кацюба.

3. Видеопоэзии посвящено множество фестивалей и конкурсов. В Москве в 2007 году прошел фестиваль видеопоэзии «Пятая нога», в 2010 году в Новосибирске появился фестиваль Experiences, а в 2019 году в Москве создался проект видеопоэзии «BALKON», автором которого являлись Александр Филиппенко, Петр Новиков и Владимир Пилосян.

4. Во время ковидных ограничений, когда театры были ограничены в своих действиях, видеопоэзия набирала оборот развития. Проводились флешмобы видеопоэзии, люди проявляли себя в данном виде творчества. Время ковидных ограничений позади, а видеопоэзия продолжает набирать обороты. Каждый человек, не зависимо от своей профессии, принимает участие в данном фестивале. Конечно, в связи с тем, что балкон, как архитектурная конструкция, сейчас уже не актуален, то видеопоэзии снимают теперь в любых местах помещения и за его пределами.

5. Чтобы видеофайл получился удачным, нужно выбирать ту тему стихотворения, которая близка человеку именно в данный момент. Читающий должен испытывать те же эмоции и чувства, которые описаны в лирическом произведении.

Конечно, многие сейчас создают видеоклипы «профессионально», проявляя творчество в подборе иллюстраций, музыки, голоса за кадром или в кадре.

Хочу порекомендовать шаги создания видеопоэзии:

1. Выбрать тему стихотворения. Познакомиться с автором, историей создания или анализом данного лирического произведения, чтобы понять эмоции и чувства, которые хотел передать автор читателю.

2. Написать сценарий видеоклипа. (Изначальный интерес к такой работе обеспечен актуальностью жанра.) В сценарии должен быть текст самого стихотворения. Это может быть голос за кадром или в кадре, а может быть телетекст или бегущая строка. Также можно использовать собственное прочтение стихотворения.

3. Главным будет описание зрительного и звукового рядов, смена кадров и планов, на которой строится видеоклип. Обязательно соблюдать последовательность, особенности голоса.

4. Обратим внимание на то, что изображение и звук могут иметь иллюстративный характер, т.е. передавать смысл поэтических строк, а могут быть парадоксальными и совпадающими со смыслом стихотворения лишь опосредованно, через какой-то ассоциативный ряд. Но должно соблюдаться правило – идея стихотворения должна быть передана.

Создавая видеопоэзию, хочется делиться ее, поэтому следующий наш шаг – реализация в МБОУ «СОШ № 99 г. Челябинска» проекта «SCHOOL BALCONY» через социальную сеть Telegram.



























 















Список использованной литературы

1.     Видеоклип // Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Videoklip-10355.html, (дата обращения 21.01.2016);

2.     Видеоклип // Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Videoklip-3310.html, (дата обращения 21.01.2016);

3.     Иоффе Г.А. Развитие аналитических навыков. План анализа лирического стихотворения «Утро»// Иоффе Г.А. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс. – СПб.: «Паритет»,2003. С.98-104;

4.     Печенкина И.Л. Формирование понимания образной природы литературы в рамках внедрения ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/135/Action135-9069.pdf, (дата обращения 21.01.2016);

5.     Сивкова С.Н. Метод проекта как личностно развивающая технология внеурочной деятельности// Спиридоновские чтения:III научно-исследовательская конференция: Материалы конференции. В 2-х т. Сыктывкар, 2015. Т.2. С.43-48.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!