Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской.
«Секрет названия» (Рассуждение)
ЦЕЛЬ: организовать деятельность учащихся по формированию представления о тексте-рассуждении, развитию мыслительных операций: наблюдению, анализу, обобщению, способности создавать письменные высказывания. Разввать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.
Часть1.
Внимательно прочитайте тексты.
В ответ на задание сформулировать тему, объединяющую три текста, пятиклассник написал: «Секрет названия».Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте.
Рассмотрите картинки, напишите названия грибов, изображенных на них
__________________________________________
__________________________________________
____________________________________________
Объясните, почему гриб называется
А) подосиновик_____________________________________________________________________
Б) подберезовик____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
В) лисичка___________________________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст.
Однажды дедушка пришел из леса не один, а с пожилым человеком с палочкой и огромной корзиной, прикрытой травой.
— Проходите, дорогой профессор, давно не были в наших местах. Я вас чайком с ягодами угощу, — ласково встретила гостя бабушка.
— Здравствуйте, хозяйка, рад вас видеть. Подросли в лесу мои научные сотрудники, вот и заглянул к вам снова, — ответил гость.
Анюта и Машенька с круглыми от удивления глазами слушали странную речь гостя.
— Здравствуйте, юные леди, — обратился к ним профессор, — не удивляйтесь. Мои научные сотрудники — это грибы. Меня всякие грибы интересуют, потому что я работаю в области микологии.
— А где находится эта область? — вежливо спроси ла Машенька.
— Микология — это наука, — ответил профессор,— Она изучает разные грибы и грибковые образования. Сегодня мне повезло: я собрал много разных представителей грибного мира.
Профессор отодвинул траву и осторожно извлек из корзины довольно странное растение, напоминающее желто-оранжевые кораллы.
— Этот любопытный экземпляр гриба именуется ветвистой булавицей или рогатиком оранжевым.
— Разве это гриб? — воскликнули девочки.
— Гриб, и съедобный, — объяснил профессор. — По своим питательным и вкусовым свойствам он приравнен к белым. Кстати, в некоторых местах и красный мухомор считается съедобным. Разумеется, если снять со шляпки верхнюю кожицу, в которой содержатся ядовитые вещества. А с розовых мухоморов даже кожицу снимать не надо, они не ядовитые. Только нельзя путать их с мухомором пантерным или бледной поганкой: в них много яда. Бледная поганка содержит десять видов смертельных ядов, которые не уничтожаются при варке и сушке.Вообще-то, в разных странах к одним и тем же грибам относятся неодинаково. Мы считаем самыми лучшими белые грибы, а жители маленькой Швейцарии их не едят. А вот французы и немцы не собирают сыроежки, считают их ядовитыми.
— Наверное, вы работаете в грибной академии? — спросила Анюта. — А детей туда принимают учиться?
— Самая лучшая грибная академия — это лес, а дедушка ваш о грибах знает не меньше меня.
Любопытная Машенька заглянула в корзинку, потрогала пальчиком какой-то белый шарик, напоминающий шляпку от гриба, и спросила:
— Если это гриб, то почему у него нет ножки?
— Это дождевик, юная леди, — ответил профессор. — Вы, наверняка, встречали у обочин дорог большие, круглые или грушевидные дождевики с желтоватыми точечками и творожистой начинкой. В народе их называют «пороховиками». Перезревший дождевик похож на бумажный мешочек, наполненный коричневой пылью. У нас грибники не берут дождевиков, а в Италии их считают самыми лакомыми грибами.
— Знаем, знаем, — перебили девочки профессора. - Мы их называем дедушкин табак. Если встретишь такой гриб в парке, надо топнуть по нему ногой хорошенько, чтобы он весь свой табак выпустил.
— Вот топать по грибам и ломать их я вам не рекомендую, — строго сказал профессор. — Бывает, идет грибник-незнайка по лесу и сбивает подряд все грибы, с которыми он не знаком. Невдомек ему, что поганки на самом деле — грибы замечательные и, если не человека, так зверей или птиц накормят. К тому же многие из них необыкновенно целебные. Вот этот самый дождевик,например, — прекрасное кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Из одного сорта дождевиков недавно получили антибиотик, который даже с раком способен бороться.
Профессор порылся в своей корзине и вытащил большой гриб, похожий на круглый хлеб с растресканной сверху коркой. Под шляпкой вместо привычной губки или пластинок торчали белые иголочки.
— Как вы думаете, что это за гриб? — спросил он, улыбаясь.
— Может, это гриб для ежиков, раз он с иголками? — предположила Анюта.
— Ты почти угадала. Это ежевик и, надо заметить, он тоже съедобный.
— Мы так мало знаем о грибах, — растерянно сказала Анюта. — Как же мы их собирать будем?
— Да, люди еще мало знают об окружающем нас грибном мире, — подхватил профессор. — Часто из-за непривычного вида такие отличные грибы, как: булавица ветвистая, поплавок, вишенник, лесные и луговые шампиньоны — грибники не берут.
— Скажите, пожалуйста, — спросила Машенька, — в грибах есть витамины?
— Конечно. В некоторых грибах есть витамин А. Больше всего этого витамина в рыжиках и лисичках. Их даже называют витаминными грибами. Однако грибы богаты не только витаминами, а самыми разными полезными веществами и особенно белком, объяснил профессор и добавил:
— До свидания, юные леди. Мне пора идти. Надеюсь, вы с отличием закончите грибную академию. А пока вот вам от меня подарок: замечательная книжка о грибах.
Профессор протянул девочкам книжку и, поблагодарив хозяев, ушел. Сестрички, уютно устроившись на диване вместе со своими четвероногими друзьями, начали читать.
А. Лопатина
Выполните задания к нему.
1)Определите тему________________________________________________________________
Основную мысль_____________________________________________________________________
2)Что изучает микология?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3)Какой гриб в народе называют «пороховиком»?_________________________________________
4)Как называют этот гриб девочки?______________________________________________________
5)Как он выглядит?___________________________________________________________________
6)Перечислите его целебные свойства__________________________________________________
___________________________________________________________________________________
7)Объясните,почему один из грибов назывался «ежевик»?_________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8)Какие грибы не собирают люди и почему?___________________________________
____________________________________________________________________________________
9)Перечислите полезные свойства рыжиков и лисичек_____________________________________
____________________________________________________________________________________
10)Придумайте сказку «Почему лисички (рыжики,волнушки или любые другие) называют лисичками»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________