муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Юсишка» города Ставрополя
Родительское собрание
«Секреты общения»
с родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста
Ставрополь, 2022
Форма проведения: семинар с элементами тренинга
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях. Прошу родителей, желающих непосредственно участвовать в практических заданиях, занять свои места за столами, предназначенные для Вас, педагогов прошу пройти за столы – напротив…
Вступление:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Воспитание в семье – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.
Теперь, прежде чем начать обсуждение нашей темы, традиционное упражнение «Визитки».
Мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое «имя», или – «имя, отчество».
(На столе лежат маркеры, бумага (4х8), бейджики).
Ведущий:
Общение в семье играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.
Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения.
• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты “чтением морали” своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую неуспешную жизнь.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях.
Ведущий: А теперь давайте предоставим слово родителям.
Упражнение “Семейные правила”
Родители составляют небольшой список семейных, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.
Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других, оценить свои установки. Вопросы для анализа: Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет? Что удивило вас? Что нового вы узнали для себя?
Упражнение “Закончи предложение”
Ведущий зачитывает начало предложения, родители по очереди заканчивают их.
Ведущий
«Общение с ребенком – это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
Вопросы для анализа: Как часто вы анализируете свои отношения с ребенком? Сравниваете ли вы свою систему воспитания с отношениями в семьях друзей и знакомых? Как часто вы злитесь на ребенка? Есть ли у вас способы справляться с гневом?
Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
Ведущий
Представляю вам игру «Рассерженные шарики». Посредством этой игры вы научитесь формировать способы контроля гнева и приёмы саморегуляции.
Родители встают в круг.
Предлагаю вам научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого надуваем воздушный шарик и удерживаем его в руках, чтобы он не сдувался.
Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним. Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя, свои эмоции и действия.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух постепенно.
Вопросы для анализа:
Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит).
Сравните шарик, с нашим телом. Сделаем вывод: «Гневом можно управлять».
Упражнение «Хвасталки»
А теперь давайте похвалим наших любимых малышей. Они же у нас самые….
Закончите предложение, характеризуя своего ребенка тремя позитивными прилагательными «Мой ребенок самый…»
Рефлексия:
Чем вам запомнилась наша встреча? Было ли что-то полезное, новое, что, возможно пригодится вам в общении с вашим ребенком? Смогли вы проанализировать свое общение внутри семьи? Захотелось ли вам изменить какие-то моменты?
Ведущий
В заключении хотелось бы вернуться к тому, что семья в жизни ребенка играет главную роль, а позитивное взаимодействие членов семьи способствует укреплению доверия, а главное безопасности ребенка, именно потому, что только вам он будет доверять все самое ценное и сокровенное, и можно всегда вовремя направить, поддержать и скорректировать сложную ситуацию. Для себя нужно запомнить одно простое правило: без общения нет отношений. Поэтому разговаривайте, друзья, разговаривайте! Ваше общение с собственными детьми будет ощутимо способствовать развитию и становлению положительных качеств их личности.
Будьте здоровы и счастливы!