Пояснительная записка
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа внеурочной деятельности «Трудные случаи пунктуации и орфографии»
разработана в связи с
невысоким уровнем грамотности учащихся 8 класса;
с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 8 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 8 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
2. Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
3. Сроки реализации программы.
Объем курса – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
4. Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
5. Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый, исследовательский;
Словесно-наглядный, практический;
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
6. Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
7. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
8. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным проблемам курса.
Содержание программы.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Правописание гласных и согласных корня. | 4 |
2 | Правописание приставок. | 2 |
3 | Правописание форм глагола. | 5 |
4 | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 6 |
5 | Правописание н и нн в различных частях речи. | 4 |
6 | Правописание не с разными частями речи. | 5 |
7 | Правописание служебных частей речи. | 2 |
8 | Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 5 |
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Пунктуация в сложных предложениях.
Календарно-тематическое планирование
«Трудные случаи орфографии и пунктуации» 8 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировки |
| Правописание гласных и согласных корня. | 4 | | | |
1 | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 1 | | | |
2 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | | | |
3 | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. | 1 | | | |
4 | О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | 1 | | | |
| Правописание приставок. | 2 | | | |
5 | Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. | 1 | | | |
6 | Приставки пре-/при-. | 1 | | | |
| Правописание форм глагола. | 5 | | | |
7 | Правописание личных окончаний глагола. | 1 | | | |
8 | Употребление мягкого знака в глагольных формах. | 1 | | | |
9 | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 1 | | | |
10 | Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-. | 1 | | | |
11 | Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | 1 | | | |
| Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 6 | | | |
12 | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | | | |
13 | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. | 1 | | | |
14 | Слитные и раздельные написания имён числительных. | 1 | | | |
15 | Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. | 1 | | | |
16 | Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | | | |
17 | Дефисное написание наречий. | 1 | | | |
| Правописание н и нн в различных частях речи. | 4 | | | |
18 | Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. | 1 | | | |
19 | Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
20 | Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | 1 | | | |
21 | Употребление н и нн в именах существительных. | 1 | | | |
| Правописание не с разными частями речи | 5 | | | |
22 | Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не. | 1 | | | |
23 | Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, причастиями. | 1 | | | |
24 | Написание не с именами существительными, прилагательными. | 1 | | | |
25 | Написание не с причастиями. | 1 | | | |
26 | Не с наречиями. | 1 | | | |
| Правописание служебных частей речи. | 2 | | | |
27 | Правописание предлогов. | 1 | | | |
28 | Правописание союзов. | 1 | | | |
| Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 5 | | | |
29 | Пунктуация в предложениях с обращениями. | 1 | | | |
30 | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. | 1 | | | |
31 | Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. | 1 | | | |
32 | Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | | | |
33 | Пунктуация в сложных предложениях. | 1 | | | |
34 | Итоговая тестовая работа. | 1 | | | |