Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Льгова»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты учителя-логопеда в использовании инновационных методов и приёмов по постановке и автоматизации звуков у дошкольников»
Автор:
учитель-логопед Стародубцева О.Ю.
Январь,2019
"Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу»
Т.А. Ткаченко
Девиз:
Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься !
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Применять полученные знания о традиционных и инновационных методах и приёмах постановки звуков речи на практике.
2. Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
3. Повышать уровень профессионального мастерства.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый профессиональный учитель-логопед имеет свои подходы и навыки ведения занятия, применяя различные методы и приёмы в работе. Проводя традиционные занятия с воспитанниками, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание детей. Деятельность с ребенком должна быть динамичной, эмоциональной, неутомляемой, разнообразной . И это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных игровых приемов, к созданию речевой среды. Инновационные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с дошкольниками, имеющих нарушения речи.
ВКУСНЫЕ РАДОСТИ
Важнейшая задача учителя-логопеда – учить детей правильно произносить звуки.
В работе над звукопроизношением очень важны артикуляционные упражнения , которые необходимо выполнять несколько раз в день.
Часто родители говорят, что их дети не хотят делать артикуляционную гимнастику.
Причины: - ребята устают от ежедневного повторения однообразных упражнений;
- некоторым детям они даются с большим трудом;
- или традиционные упражнения кажутся скучными. Тогда можно разнообразить домашние занятия.
Вспомним: что любят дети?
Они любят всё необычное, весёлое и вкусное. Найти интересное для детей, а особенно вкусное совсем не сложно.
Летом это могут быть свежие ягоды, фрукты .
Зимой – варенье, соки, фруктовые и овощные пюре . Молочные продукты – сметана, йогурты. Мёд или даже жидкий шоколад. Мы говорим ребенку, что Язычок не жадный, а щедрый. Он любит угощать своих соседей. Двигаясь во рту вправо, влево, вниз и вверх, Язычок может угостить губы, щёки, нёбо и нижнюю челюсть соком или вареньем.
Особенно Язычок любит угощать нёбо. Если вкусно, они вместе хлопают в ладошки. Получается упражнение «Лошадка». Горлышко живёт высоко и далеко.
Чтобы угостить вкусным мёдом горлышко, продвигаем язык от верхних зубов по нёбу как можно дальше. Получается упражнение «Маляр», только вкусное и полезное, если ваш малыш простужен.
Дети любят ягоды . Посчитайте, сколько ягод поместится в язык – «чашечку». Крупных вишен и малинок – всего 2-3, а мелких черничек или земляничек – больше.
Мармелад и различные жевательные конфеты можно «приклеивать» языком за верхними зубами. Это важное умение для артикуляции звуков.
Многие видели телевизионные передачи о том, как слоны рисуют хоботом картины. Дети могут попробовать рисовать кончиком языка на блюдечках разноцветными вкусными жидкостями или украшать готовые продукты.
Рисунки должны быть простые: солнышко, звезда, цветок, сердечко, гриб. Можно рисовать губами .
Если ребенок поёт песенки гласных звуков
и при этом прикладывает накрашенные вареньем губы к бумаге – получится пособие для игры
« Угадай звук ».
Можно также делать вкусный массаж .
Возьмите обычную сушку .
Если кончик языка двигать внутри сушки, то почувствуешь, как кровь приливает к мышце. Это язык получает дополнительное питание и делается более сильным.
Сушкой можно помассировать губы, язык сверху и снизу.
И всё у вас получится, если в занятия добавить капельку тёплого и хорошего настроения.
Сладкая гимнастика – это действительно сладкие и приятные упражнения. Такое занятие лучше не проводить перед самым обедом или перед завтраком.
Для тех детей, которые не очень любят делать скучные однообразные упражнения. 1. Высунь язык и продержать на нем соломинку как можно дольше. 2. Втягивать жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы. 3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами! 4. Открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя. 5. Сделать усы! Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. 6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. 7. Выполняем задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком. 8. Удерживать шарик-конфетку (или шарик из сухих завтраков) в языке, как в чашечке. 9. Облизать чупа-чупс , когда он сбоку, сверху, снизу.
И только после правильного усвоения артикуляционных упражнений начинайте работу
по закреплению чистого, устойчивого звука в слогах, словах и т.д.
Традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями , благодаря которым результативность обучения заметно повышается,
а сроки коррекции сокращаются.
Игры со светом - самый доступный и самый зрелищный вид занятий с дошкольниками.
Это - настоящая магия и волшебство .
ИГРЫ С ФОНАРИКОМ
Фонарик и не игрушка, а тем не менее любой ребенок будет счастлив такому предмету. Отличная идея для маленького сюрприза. И тут по счастливой случайности я узнала о существовании "Игр с фонариком" Натальи Коняхиной .
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект колоссальный. Дети как на чудо реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр. Сейчас, у вас будет возможность в этом убедиться .
Игра " Чем обедал Хомячок?"
(Лексическая тема: "Овощи - фрукты" )
Правила этих игр просты. Нужно лишь распечатать карточки с картинками. Соединить эти листы между собой, причем картинка должна быть лицевой стороной приклеена за карточкой с предметом. Я ламинирую эти склеенные карточки, для более продолжительного использования.
Затем мы подносим к карточке фонарик с обратной стороны. И у нас проступает рисунок заданного предмета .
Давайте поиграем .
Игра "Чьё яйцо?" (дифференциация звуков Г-К)
Игра "Кому подарок?"
(Лексическая тема: "Профессии ")
Грамотная , четкая, чистая речь ребенка-это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все указанные особенности работы учителя -логопеда предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.
С детьми мы щедро делимся талантом и умением,
Терпением, заботою, искусным ремеслом,
И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения.
О встречах наших вспомнят с любовью и добром.
Трудна и так ответственна работа логопеда
Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись!
Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав,-
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!