СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Селекция растений и животных.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

 1.Познакомить учащихся с предковыми формами   современных сельскохозяйственных  растений и животных, с центрами их происхождения и одомашнивания и с преимуществами для сельского хозяйства, научить школьников находить центры происхождения культурных растений и  одомашнивания животных по географической карте, сравнивать современные формы культурных растений и домашних животных с далекими предками.

 2.Продолжить развивать мыслительные операции  анализа,  синтеза, систематизирования, развивать навыки работы с научной литературой, компьютером, воспитать силы воли и самостоятельности, веры в своей силе   

3.Сформировать у старшеклассников уважительное отношение к труду ученых - селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова., любви к родине и родным местам.

Просмотр содержимого документа
«Селекция растений и животных.»

Селекция растений и животных. 05/07/2025 ГКОУ РК ВСОШ г.Петрозаводск Быстрова Т.А.

Селекция растений и животных.

05/07/2025

ГКОУ РК ВСОШ г.Петрозаводск Быстрова Т.А.

Цель урока:   1.Познакомить учащихся с предковыми формами   современных сельскохозяйственных  растений и животных, с центрами их происхождения и одомашнивания и с преимуществами для сельского хозяйства, научить школьников находить центры происхождения культурных растений и  одомашнивания животных по географической карте, сравнивать современные формы культурных растений и домашних животных с далекими предками.   2.Продолжить развивать мыслительные операции  анализа,  синтеза, систематизирования, развивать навыки работы с научной литературой, компьютером, воспитать силы воли и самостоятельности, веры в своей силе    3.Сформировать у старшеклассников уважительное отношение к труду ученых - селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова., любви к родине и родным местам.

Цель урока:

  1.Познакомить учащихся с предковыми формами   современных сельскохозяйственных  растений и животных, с центрами их происхождения и одомашнивания и с преимуществами для сельского хозяйства, научить школьников находить центры происхождения культурных растений и  одомашнивания животных по географической карте, сравнивать современные формы культурных растений и домашних животных с далекими предками.

  2.Продолжить развивать мыслительные операции  анализа,  синтеза, систематизирования, развивать навыки работы с научной литературой, компьютером, воспитать силы воли и самостоятельности, веры в своей силе   

3.Сформировать у старшеклассников уважительное отношение к труду ученых - селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова., любви к родине и родным местам.

По вертикали: Наука о наследственности и изменчивости. По горизонтали: Организм, полученный в результате скрещивания. Процесс передачи наследственных признаков. Участок молекулы ДНК. Совокупность внешних признаков организма, проявление генотипа. Совокупность генов данного организма. Кратное увеличение числа хромосом. Выведение новых пород и сортов. Наследственное изменение генотипа

По вертикали:

  • Наука о наследственности и изменчивости.

По горизонтали:

  • Организм, полученный в результате скрещивания.
  • Процесс передачи наследственных признаков.
  • Участок молекулы ДНК.
  • Совокупность внешних признаков организма, проявление генотипа.
  • Совокупность генов данного организма.
  • Кратное увеличение числа хромосом.
  • Выведение новых пород и сортов.

Наследственное изменение генотипа

Ответы: Генетика (по вертикали) Гибрид Наследование Ген Фенотип Генотип Полиплоидия Селекция Мутация

Ответы:

  • Генетика (по вертикали)
  • Гибрид
  • Наследование
  • Ген
  • Фенотип
  • Генотип
  • Полиплоидия
  • Селекция
  • Мутация
Селекция – это наука о методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов культурных растений и штаммов   микроорганизмов с ценными для человека признаками и свойствами. Селекцией называют отрасль сельского хозяйства. Селекция – это

Селекция – это наука о методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов культурных растений и штаммов

  микроорганизмов с ценными для человека признаками и свойствами.

Селекцией называют отрасль сельского хозяйства.

Селекция – это

Что мы называем породами или сортами? Порода, сорт, штамм – это популяции организмов, полученных в результате селекции, которые характеризуются определенным генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками и определенным уровнем продуктивности.

Что мы называем породами или сортами?

Порода, сорт, штамм – это популяции организмов, полученных в результате селекции, которые характеризуются определенным генофондом,

наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками и определенным уровнем продуктивности.

Сорт, порода – это то же самое, что вид в природе? Порода и сорт – это разновидность данного вида. Чем отличаются одомашненные и культурные организмы от диких?

Сорт, порода – это то же самое, что вид в природе?

Порода и сорт – это разновидность данного вида.

Чем отличаются одомашненные и культурные организмы от диких?

Задачи селекции: - повышение урожайности сортов и продуктивности животных; - повышение устойчивости к заболеваниям; - улучшение качества продукции; - пригодность для механизированного или промышленного выращивания и разведения; - экологическая пластичность сортов и пород.

Задачи селекции:

- повышение урожайности сортов и продуктивности животных;

- повышение устойчивости к заболеваниям;

- улучшение качества продукции;

- пригодность для механизированного или промышленного выращивания и разведения;

- экологическая пластичность сортов и пород.

Главная задача селекции – выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Теоретической базой селекции является генетика. Именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции.

Главная задача селекции – выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

Теоретической базой селекции является генетика. Именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции.

С чего начиналась селекция? С одомашнивания, человек на ранних этапах своего развития производил так называемый стихийный, бессознательный отбор, который в конце концов привёл к такому многообразию современных пород животных и сортов растений.

С чего начиналась селекция?

С одомашнивания, человек на ранних этапах своего развития производил так называемый стихийный, бессознательный отбор, который в конце концов привёл к такому многообразию современных пород животных и сортов растений.

Первым спутником человека стал волк , «прибившись» к нему в каменном веке ( 10-15 тыс. лет назад ). Генетики установили, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака .

Первым спутником человека стал волк , «прибившись» к нему в каменном веке ( 10-15 тыс. лет назад ). Генетики установили, что впервые волки были

одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака .

Почти так же долго ( не менее 10 тыс. лет ) длится дружба человека с овцами и козами. Предком овец был горный баран — муфлон , обитавший в Южной Европе и Передней Азии .

Почти так же долго ( не менее 10 тыс. лет ) длится дружба человека с овцами и козами. Предком овец был горный баран — муфлон , обитавший в Южной Европе и Передней Азии .

В результате скрещивания и тщательного отбора человек создал более 150 пород домашних овец, ныне лишь отдаленно напоминающих дикого прародителя.

В результате скрещивания и тщательного отбора человек создал более 150 пород домашних овец, ныне лишь отдаленно напоминающих дикого прародителя.

Козы ведут свой род от бородатого или безоарового козла  — обитателя тех же областей, что и муфлон. Число пород домашних коз невелико, но зато они очень разнообразны: ангорские с великолепной шерстью, швейцарские молочные; небольшие камерунские, превосходно лазающие по деревьям и др.

Козы ведут свой род от бородатого или безоарового козла  — обитателя тех же областей, что и муфлон. Число пород домашних коз невелико, но зато они очень разнообразны: ангорские с великолепной шерстью, швейцарские молочные; небольшие камерунские, превосходно лазающие по деревьям и др.

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура — предка современных коров. Сравнительно недавно дикие туры водились в Европе , Северной Африке , Малой Азии и на Кавказе . Последняя на Земле самка тура была убита в Польше , в лесах Мазовии, в 1627 году .

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура — предка современных коров. Сравнительно недавно дикие туры водились в Европе , Северной Африке , Малой Азии и на Кавказе . Последняя на Земле самка тура была убита в Польше , в лесах Мазовии, в 1627 году .

7,5 тыс. лет назад  человек одомашнил азиатского буйвола — сильного и опасного зверя. Теперь в жарких странах они не только источник мяса и шкур, но и незаменимая тяговая сила.

7,5 тыс. лет назад человек одомашнил азиатского буйвола — сильного и опасного зверя. Теперь в жарких странах они не только источник мяса и шкур, но и незаменимая тяговая сила.

Лошадь  была одомашнена сравнительно недавно — 5-6 тыс. лет назад . Предком её был истреблённый теперь тарпан , привольно чувствовавший себя в степях Евразии. Впрочем, некоторые ученые предполагают, что конская родословная начинается с дикой лошади, получившей название лошади Пржевальского .

Лошадь была одомашнена сравнительно недавно — 5-6 тыс. лет назад . Предком её был истреблённый теперь тарпан , привольно чувствовавший себя в степях Евразии. Впрочем, некоторые ученые предполагают, что конская родословная начинается с дикой лошади, получившей название лошади Пржевальского .

Одомашнивание кошки произошло на Ближнем Востоке путем приручения дикой ближневосточной (иначе ливийской или нубийской) кошки, и все 600 млн ныне живущих на Земле домашних кошек являются потомками диких ближневосточных (ливийских) кошек.

Одомашнивание кошки произошло на Ближнем Востоке путем приручения дикой ближневосточной (иначе ливийской или нубийской) кошки, и все 600 млн ныне живущих на Земле домашних кошек являются потомками диких ближневосточных (ливийских) кошек.

Солидна и история домашних птиц: около 5 тыс. лет назад были одомашнены куры , ведущие свой род от банкивских и красных кур Южной и Юго-Восточной Азии , и гуси, потомки дикого серого гуся. 3-4 тыс. лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили уток , а в западной Африке  — цесарок .

Солидна и история домашних птиц: около 5 тыс. лет назад были одомашнены куры , ведущие свой род от банкивских и красных кур Южной и Юго-Восточной Азии , и гуси, потомки дикого серого гуся. 3-4 тыс. лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили уток , а в западной Африке  — цесарок .

Предком современных пород свиней является дикий кабан.  Чтобы создать разнообразные породы, человек использовал не только птиц и млекопитающих, но и некоторых беспозвоночных животных, самыми важными из которых являются медоносная пчела и тутовый шелкопряд . Произошло это достаточно давно — около 5 тыс. лет назад . Эксперименты в области одомашнивания продолжаются до сих пор.

Предком современных пород свиней является дикий кабан.

Чтобы создать разнообразные породы, человек использовал не только птиц и млекопитающих, но и некоторых беспозвоночных животных, самыми важными из которых являются медоносная пчела и тутовый шелкопряд . Произошло это достаточно давно — около 5 тыс. лет назад . Эксперименты в области одомашнивания продолжаются до сих пор.

Как будут называться люди, которые занимаются выведением новых пород и сортов? СЕЛЕКЦИОНЕРЫ

Как будут называться люди, которые занимаются выведением новых пород и сортов?

СЕЛЕКЦИОНЕРЫ

Как будут называться люди, которые занимаются выведением новых пород и сортов? СЕЛЕКЦИОНЕРЫ

Как будут называться люди, которые занимаются выведением новых пород и сортов?

СЕЛЕКЦИОНЕРЫ

Метод отбора . В селекции применяется естественный и искусственный (бессознательный или методический) отбор. Также отбираться может конкретный организм (индивидуальный отбор) или их группа (массовый отбор). Определение вида отбора основывается на особенностях размножения животных и растений.

Метод отбора . В селекции применяется естественный и искусственный (бессознательный или методический) отбор. Также отбираться может конкретный организм (индивидуальный отбор) или их группа (массовый отбор). Определение вида отбора основывается на особенностях размножения животных и растений.

массовый индивидуальный при нем осуществляется выбраковка всех особей, фенотип которых не отвечает требованиям породы или сортовым стандартам. подразумевает отбор отдельных особей, отличающихся стойкой наследственностью по интересующим человека признакам.

массовый

индивидуальный

при нем осуществляется выбраковка всех особей, фенотип которых не отвечает требованиям породы или сортовым стандартам.

подразумевает отбор отдельных особей, отличающихся стойкой наследственностью по интересующим человека признакам.

Гибридизация  бывает: Для растений Межлинейная- перекрестное опыление между самоопыляющимися растениями Примеры Ежемалина – смесь малины и ежевики. Томтато – гибрид картофеля и помидора. В верхней части растения зреют помидоры черри, а в нижней – белый картофель, соединенные одним стеблем.

Гибридизация бывает:

Для растений

Межлинейная- перекрестное опыление между самоопыляющимися растениями

Примеры

Ежемалина – смесь малины и ежевики.

Томтато – гибрид картофеля и помидора. В верхней части растения зреют помидоры черри, а в нижней – белый картофель, соединенные одним стеблем.

Отдаленная - это скрещивание растений разных видов и даже родов Пример Тритикале - рожь + пшеница. Универсальность . Растение легко адаптируется к различным почвам и климатическим условиям, выдерживает засуху и даёт стабильные урожаи даже там, где другие культуры не выживают.  1 Высокая урожайность . В среднем тритикале даёт 6 тонн зерна с гектара, что существенно превышает показатели пшеницы и ржи.  1 Устойчивость к болезням . Культура реже болеет бурой ржавчиной, фузариозом, септориозом. Зерно не поражается «картофельной болезнью».  1 2 Пищевая ценность . Калорийность зерна тритикале составляет 274 ккал на 100 граммов, что ниже, чем у пшеницы или ржи. В то же время содержание белка выше: на 1–1,5% больше, чем у пшеницы, и на 3–4% — чем у ржи

Отдаленная - это скрещивание растений разных видов и даже родов

Пример

Тритикале - рожь + пшеница.

  • Универсальность . Растение легко адаптируется к различным почвам и климатическим условиям, выдерживает засуху и даёт стабильные урожаи даже там, где другие культуры не выживают.  1
  • Высокая урожайность . В среднем тритикале даёт 6 тонн зерна с гектара, что существенно превышает показатели пшеницы и ржи.  1
  • Устойчивость к болезням . Культура реже болеет бурой ржавчиной, фузариозом, септориозом. Зерно не поражается «картофельной болезнью».  1 2
  • Пищевая ценность . Калорийность зерна тритикале составляет 274 ккал на 100 граммов, что ниже, чем у пшеницы или ржи. В то же время содержание белка выше: на 1–1,5% больше, чем у пшеницы, и на 3–4% — чем у ржи
Для животных Инбридинг – родственная гибридизация, т.е. между братьями и сестрами или между родителями, применяют с целью закрепления в породе характерных скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные хозяйственно ценных признаков.

Для животных

Инбридинг – родственная гибридизация, т.е. между братьями и сестрами или между родителями, применяют с целью закрепления в породе характерных скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные хозяйственно ценных признаков.

Пример Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Пример

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Пример Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

Пример

Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

Пример   Гролар- гибрид белого и бурого медведя. Встречается как в дикой природе, так и в неволе. Известно всего три подтверждённых случая гибридизации в природе.

Пример

  Гролар- гибрид белого и бурого медведя. Встречается как в дикой природе, так и в неволе. Известно всего три подтверждённых случая гибридизации в природе.

Пример   Зорс- гибрид жеребца зебры и кобылы, а также ослицы или пони. Разводятся в практических целях, приручаются сложнее и отличаются довольно высокой агрессией.

Пример

  Зорс- гибрид жеребца зебры и кобылы, а также ослицы или пони. Разводятся в практических целях, приручаются сложнее и отличаются довольно высокой агрессией.

Пример   Зонки - гибрид зебры и осла. Изначально, в XIX веке, их вывели из-за выносливости и устойчивости к болезням лошадей. Сейчас зонки встречаются в основном в зоопарках, но и в дикой природе такой малыш тоже может появиться, если зебры и ослы делят общую территорию.

Пример

  Зонки - гибрид зебры и осла. Изначально, в XIX веке, их вывели из-за выносливости и устойчивости к болезням лошадей. Сейчас зонки встречаются в основном в зоопарках, но и в дикой природе такой малыш тоже может появиться, если зебры и ослы делят общую территорию.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это между братьями и сестрами или между родителями, применяют с целью закрепления в породе характерных скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы. Пример   Волкособ Волко-собачий гибрид крупного размера. Средний рост взрослого животного составляет 62–67 см, вес — 35–45 килограммов. Несмотря на 50% дикой сущности, хорошо поддаются дрессировке и у нас даже служат на границе.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это между братьями и сестрами или между родителями, применяют с целью закрепления в породе характерных скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.

Пример

  Волкособ Волко-собачий гибрид крупного размера. Средний рост взрослого животного составляет 62–67 см, вес — 35–45 килограммов. Несмотря на 50% дикой сущности, хорошо поддаются дрессировке и у нас даже служат на границе.

Основоположником, можно сказать, пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.

Основоположником, можно сказать, пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.

Основные направления деятельности Н.И.Вавилова: 1. Формирование задач селекции. 2. Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений. 3. Оформление закона гомологических рядов. 4. Создание коллекции семян культурных растений . Н.И. Вавилов организовал ряд экспедиций, был собран огромный семенной материал, который был использован для селекционной работы. Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.

Основные направления деятельности Н.И.Вавилова:

1. Формирование задач селекции.

2. Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

3. Оформление закона гомологических рядов.

4. Создание коллекции семян культурных растений .

Н.И. Вавилов организовал ряд экспедиций, был собран огромный семенной материал, который был использован для селекционной работы. Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.

"Центры многообразия и происхождения культурных растений".

Центр происхождения

Родиной каких культурных растений является

Южно-азиатский

Рис, цитрусовые, огурцы, баклажаны, сахарный тростник

Восточноазиатский

Просо, соя, гречиха, редька, слива, вишня

Среднеазиатский

Переднеазиатский

Мягкие сорта пшеницы, горох, бобы, лён, конопля, чеснок, морковь, груша, абрикос

Рожь, ячмень, роза, инжир

Средиземноморский

Капуста, маслины, петрушка, сахарная свёкла, клевер

Абиссинский

Твёрдые сорта пшеницы, сорго, бананы

Центральноамериканский

Кукуруза, тыква, хлопчатник, табак, красный перец

Южноамериканский

Картофель, ананас, томат, фасоль, хинное дерево

1.Селекция – процесс … А) одомашнивания животных Б) изменения живых организмов человеком для своих потребностей В) изучения многообразия и происхождения культурных растений 2.Ген – это … А) мономер белковой молекулы Б) материал для эволюционных процессов В) участок молекулы ДНК 3. Хромосомы … А) видны в неделящейся клетке Б) содержатся только в соматических клетках В) являются структурным элементом ядра, в котором заключена вся наследственная информация 4.Центром происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал района, где: А) обнаружено наибольшее генетическое разнообразие по данному виду растений Б) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида В) впервые выращен данный вид растений человеком Г) ни один ответ не верен 5. Ученый, открывший центры многообразия и происхождения культурных растений А) И. В. Мичурин Б) Н. В. Цицин В) И. И. Вавилов 6. Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами, образуют А) Породу В) вид Б) сорт Г) разновидность

1.Селекция – процесс …

А) одомашнивания животных

Б) изменения живых организмов человеком для своих потребностей

В) изучения многообразия и происхождения культурных растений

2.Ген – это …

А) мономер белковой молекулы

Б) материал для эволюционных процессов

В) участок молекулы ДНК

3. Хромосомы …

А) видны в неделящейся клетке

Б) содержатся только в соматических клетках

В) являются структурным элементом ядра, в котором заключена вся наследственная информация

4.Центром происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал района, где:

А) обнаружено наибольшее генетическое разнообразие по данному виду растений

Б) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида

В) впервые выращен данный вид растений человеком

Г) ни один ответ не верен

5. Ученый, открывший центры многообразия и происхождения культурных растений

А) И. В. Мичурин

Б) Н. В. Цицин

В) И. И. Вавилов

6. Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами, образуют

А) Породу В) вид

Б) сорт Г) разновидность

1.Селекция – процесс … А) одомашнивания животных Б) изменения живых организмов человеком для своих потребностей В) изучения многообразия и происхождения культурных растений 2.Ген – это … А) мономер белковой молекулы Б) материал для эволюционных процессов В) участок молекулы ДНК 3. Хромосомы … А) видны в неделящейся клетке Б) содержатся только в соматических клетках В) являются структурным элементом ядра, в котором заключена вся наследственная информация 4.Центром происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал район, где: А) обнаружено наибольшее генетическое разнообразие по данному виду растений Б) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида В) впервые выращен данный вид растений человеком Г) ни один ответ не верен 5. Ученый, открывший центры многообразия и происхождения культурных растений А) И. В. Мичурин Б) Н. В. Цицин В) И. И. Вавилов 6. Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами, образуют А) Породу В) вид Б) сорт Г) разновидность

1.Селекция – процесс …

А) одомашнивания животных

Б) изменения живых организмов человеком для своих потребностей

В) изучения многообразия и происхождения культурных растений

2.Ген – это …

А) мономер белковой молекулы

Б) материал для эволюционных процессов

В) участок молекулы ДНК

3. Хромосомы …

А) видны в неделящейся клетке

Б) содержатся только в соматических клетках

В) являются структурным элементом ядра, в котором заключена вся наследственная информация

4.Центром происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал район, где:

А) обнаружено наибольшее генетическое разнообразие по данному виду растений

Б) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида

В) впервые выращен данный вид растений человеком

Г) ни один ответ не верен

5. Ученый, открывший центры многообразия и происхождения культурных растений

А) И. В. Мичурин

Б) Н. В. Цицин

В) И. И. Вавилов

6. Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами, образуют

А) Породу В) вид

Б) сорт Г) разновидность