Биология
Урок № 7
11класс ТЕМА УРОКА: «СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ.
Дата: 19.10 ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЕКЦИИ»
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Продолжить формирование у учащихся понятие о селекции как науке, ее методах.
2.Изучить основные традиционные и современные методы селекции животных.
3.Познакомиться с достижениями современной селекции.
ЗАДАЧИ:
Образовательные.
Сформировать у учащихся понятия: селекция, сорт, штамм, порода, генофонд, чистые линии, гибридизация, индивидуальный и массовый отбор, естественный отбор, искусственный отбор, гетерозис, полиплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование.
Развивающие.
Развивать абстрактное, логическое мышление, интерес к предмету, стремление к самообразованию; умение адекватно оценивать окружающие явления, умения обосновать своё утверждение; содействовать развитию психологической и содержательной рефлексии, развитию эмоциональной сферы обучающихся, монологической речи, коммуникативной культуры; способствовать сплачиванию детского коллектива
Воспитательные.
Воспитывать толерантность, уважение к учителю, оппонентам, дисциплинированность. Содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям, формированию взглядов, убеждений, развивать у обучающихся уверенность в своих силах..
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
1. Словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа
2. Наглядный (иллюстративный)
3. Репродуктивный (воспроизводящий)
4. Проблемно - поисковый (работа с книгой, с тетрадью)
5. Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности: поощрения
6. Мультимедийный
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация по теме «Селекция. Основные методы селекции и биотехнологии», учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания, тесты, таблица,
компьютер, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, представление присутствующих на уроке гостей, выражение надежды на понимание, работоспособность учащихся, и уверенность в том, что они смогут показать все свои знания)
2. Активизация знаний учащихся. (слайд 2)
-- Итак, мы с вами на сегодняшнем уроке продолжаем изучать тему «Селекция» и давайте вспомним, что такое селекция?
-- Селекция —наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с необходимыми человеку свойствами.
-- В ответе прозвучали слова «сорт, порода, штамм». Дайте определение этим терминам.
-- Сортом, породой и штаммом называют популяцию организмов (растений, животных и микроорганизмов), искусственно созданную человеком, которая характеризуется определенным генофондом, наследственно закрепленным морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.
-- Как любая наука селекция ставит перед собой определенные задачи. Назовите их, пожалуйста.
-- В задачи селекции входит:
— повышение продуктивности сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
— изучение разнообразия растений, животных и микроорганизмов, являющихся объектами селекционной работы;
— анализ закономерностей наследственной изменчивости при гибридизации и мутационном процессе;
— исследование роли среды в развитии признаков и свойств организмов;
— разработка систем искусственного отбора, способствующих усилению и закреплению полезных для человека признаков у организмов с различными типами размножения;
— создание устойчивых к заболеваниям и климатическим условиям сортов и пород; — получение сортов, пород и штаммов, пригодных для механизированного промышленного выращивания, разведения и уборки.
-- Возникнув много лет назад селекция должна была на чем-то основываться, что-то должно было быть теоретической основой селекции?
-- Теоретической базой селекции является генетика. Она также использует достижения теории эволюции, молекулярной биологии, биохимии и других биологических наук. Селекция, опираясь на комплекс наук, использует научные открытия для преобразования наследственности растений, животных и микроорганизмов.
-- И, естественно, у селекции существуют свои методы. Какие это методы и как их можно классифицировать?
-- К методам селекции традиционно относят отбор, гибридизацию, мутагенез. Во второй половине XX в. стали применять принципиально новые методы экспериментальной биологии — клеточную и генную инженерию. Это направление легло в основу новой области биологии — биотехнологии. (слайд 3)
-- Почему методы клеточной и генной инженерии считаются перспективными в селекции и биотехнологии?
-- Клеточная инженерия основана на культивировании отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах. Такие клеточные культуры используются для синтеза ценных веществ, производства незаряженного посадочного материала, получения клеточных гибридов (слайд 4)
Генная инженерия — это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой, часто очень далеких по своему происхождению. Это, как считают ученые, перспективное направление, которое в недалеком будущем позволит человеку целенаправленно улучшать наследственные качества организмов, получать в неограниченном количестве ценные биологически активные вещества. В то же время многие ученые высказывают опасения, что неконтролируемые работы в области генной инженерии могут привести к созданию организмов, опасных для человека (слайд 5)
.
-- Говоря о методах селекции, одним из них был назван отбор. Скажите, пожалуйста, чем методический отбор отличается от бессознательного?
В чем отличие массового отбора от индивидуального? (слайд 6)
-- В основе селекции как науки лежит разработанная Ч. Дарвином концепция искусственного отбора. На ранних этапах социальной эволюции человека искусственный отбор проводился бессознательно. Люди сохраняли потомство от лучших представителей и употребляли в пищу худших без сознательного намерения вывести более совершенную породу или сорт.
При методическом отборе человек сознательно систематически отбирает представителей с определенными качествами и стремится к выведению нового сорта или породы.
При массовом отборе выделяют группу особей с желаемыми признаками. Потомство при таком отборе генетически неоднородно и поэтому дает расщепление признаков при размножении. В связи с этим отбор проводят в ряде поколений.
При индивидуальном отборе выделяют единичные особи с ценными качествами и отдельно выращивают их потомство. При последующем самоопылении у растений или близкородственных скрещиваниях у животных выводят чистые линии. Чистая линия — группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, представляющих ценный исходный материал для селекции.
--А сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о селекции растений
И начнем мы с вами с особенности селекции растений. Назовите их.
-- В селекции растений необходимо учитывать следующие особенности биологии растений:
– высокая плодовитость и многочисленность потомства;
– наличие самоопыляемых видов;
– способность размножаться вегетативными органами;
– возможность искусственного получения мутантных форм.
--Одним из путей увеличения разнообразия материала для селекции является гибридизация. Она бывает двух видов: близкородственная, позволяющая перевести рецессивныегены в гомозиготное состояние; неродственная, помогающая объединить в одном организме гены, ответственные за ценные признаки разных особей.
При гибридизации особей разных линий — аутбридинге (англ. out — вне и breeding — разведение) — удается получить гетерозиготные гибриды, превосходящие по своим качествам родительские формы. В этом случае проявляется эффект гетерозиса (греч. heteroiosis — изменение, превращение) — гибридной силы, основной причиной которого является отсутствие проявления вредных рецессивных аллелей в гетерозиготном состоянии. Эффект гетерозиса широко применяют для получения высокоурожайных гибридов кукурузы, огурцов, сахарной свеклы и других культурных растений. Уже со второго поколения эффект гетерозиса угасает, начинают преобладать мелкие растения, несущие признаки исходных форм.
--Обратите, пожалуйста, внимание на рисунок 3.7 стр.81 учебника
При близкородственной гибридизации — инбридинге (англ. inbreeding, от in — в, внутри и breeding — разведение) — повышается степень гомозиготности организмов. Многократный инбридинг может привести к резкому ослаблению или вырождению потомков.
Неродственная гибридизация может быть внутривидовой — скрещивание особей разных сортов или пород одного вида и отдаленной — скрещивание особей разных видов и родов. (слайд7)
Пауза для релаксации. (Приложение 1)
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Ребята, по моей команде вы должны изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду
Воздух. Встаньте,пожалуйста, и сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Представьте, что ваше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Постарайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и заполняет все части тела от головы до кончиков пальцев на ступне ног. Сделайте так несколько глубоких вдохов и выдохов.
Земля. Теперь мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Давайте сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топнуть ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх, потереть ногами пол, покрутиться на месте. Огонь. Давайте активно будем двигать руками, ногами, телом, изображая языки пламени. При этом мы должны ощутить энергию и тепло в своем теле.
Вода. Представьте себе, что комната превращается в бассейн, и делайте мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
3. Изучение нового материала
--Вспомнив основную терминологию по нашей теме и освятив основные вопросы селекции в целом и селекции растений, мы переходим к изучению селекции животных.
(В ходе краткой беседы с учащимися формулируется тема и задачи урока, тема записывается в тетрадях)
Тема: «Селекция животных. Достижения современной селекции»
Цели: 1.Изучить основные традиционные и современные методы селекции животных.
2.Познакомиться с достижениями современной селекции. (слайд 8)
--И рассмотрим следующие вопросы: (слайд 9)
1.Особенности селекции животных
2.Основные методы селекции животных
3.Одомашнивание животных
4.Основные направления селекции животных
5. Современные направления селекции животных.
1.Особенности селекции животных
Беседа, в ходе которой определяются особенности животных.
При селекции животных необходимо учитывать следующие их особенности:
– малочисленность потомства у пары родителей;
– большая продолжительность жизни;
– невозможность вегетативного размножения высокоорганизованных животных и наличие у них только полового способа размножения;
– раздельнополость;
– часто поздняя половая зрелость;
– более сложные, чем у растений, взаимоотношения с внешней средой благодаря наличию нервной системы; (слайд 10)
2.Основные методы селекции животных (слайд11)
Методы селекции животных те же, что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных. Животные размножаются только половым путем, а количество особей в потомстве невелико. В связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые непосредственно у производителей могут не проявляться, например наследственные признаки самцов по жирномолочности или яйценоскости. Поэтому значительную роль приобретает оценка животных по их родословной и по качеству их потомства. Часто большое значение имеет учет экстерьера, т. е. совокупности внешних признаков животного.
3.Одомашнивание животных (слайд 12)
--Целенаправленной селекционной работе предшествовал период одомашнивания животных и окультуривания растений. Как это происходило и какое имело значение для развития селекции?
--Давайте послушаем подготовленное сообщение.
Одомашнивание животных (сообщение учащегося) (Приложение 2)
Гибридизация и индивидуальный отбор являются основными методами также и в селекции животных. (слайд 13)
-- Как вы думаете, какой отбор применяется в селекции животных и почему?
-- Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве, следовательно, применяется индивидуальный.
-- В селекции животных применяют два вида гибридизации: родственную (инбридинг) и неродственную (аутбридинг).
Родственное скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомством ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным факторам среды, снижению плодовитости и т. д. Тем не менее, инбридинг применяют в селекции животных с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков. Как правило, близкородственное скрещивание ведется в нескольких линиях внутри породы. Для устранения неблагоприятных последствий инбридинга используют неродственное скрещивание разных линий или даже разных пород. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы. Сочетание близкородственного скрещивания с неродственным широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных. Так, известный селекционер М. Ф. Иванов, используя эту методику, создал высокопродуктивную породу свиней Белая степная украинская, породу овец Асканийская рамбулье и др.
--Обратите внимание на таблицу (работа с таблицей создание высокопродуктивной породы свиней Белая степная украинская М. Ф. Ивановым)
--Также примером может быть выведение новой породы рыб –бестер при скрещивании белуги и стерляди. (слайд 14)
-- Как вы думаете, какие основные направления селекции можно выделить?
-- К основным направлениям селекции животных относят:
1. высокая продуктивность
2. приспособленность к природным зонам
3. повышение качественных показателей продуктивности (жирномолочность, мясо, мех и шерсть)
4. снижение экономических затрат за счёт пород интенсивного типа
5. повышение устойчивости к заболеваниям (слайд 15)
-- Какой метод используется для получения бройлерных цыплят? На каком явлении он основан? О каких методах вы еще узнаете?
--Давайте прочитаем рубрику «Биофокус» (лупа) в учебнике на стр.83
-- Итак, важным направлением в селекции животных является использование явления гетерозиса, например для получения бройлерных цыплят. Метод полиплоидии в селекции животных практически не применяется. Вы уже знаете, что межвидовые гибриды лошади с ослом (мул), одногорбого и двугорбого верблюдов (нар), яка с крупным рогатым скотом и других с древних времен используются человеком. Эти гибриды обладают повышенной выносливостью по сравнению с родителями.
В некоторых случаях отдаленная гибридизация домашних животных с дикими предками дает плодовитое потомство и может быть использована в селекции. Так, в результате скрещивания тонкорунных овец мериносов с диким бараном архаром были получены тонкорунные архаромериносы, которые могут круглогодично пастись на высокогорных пастбищах. В результате скрещивания крупного рогатого скота с горбатым зебу получены ценные группы молочного скота .
-- Какие еще методы селекции используются в настоящее время и каких результатов они позволяют достичь?
-- В селекции животных, кроме описанных выше методов, применяют искусственное осеменение (введение полученной от высокоценных самцов спермы в половые пути самки с целью ее оплодотворения) и полиэмбрионию (искусственное образование нескольких зародышей из одной зиготы ценных пород с последующим их введением в матку беспородных животных). Эти методы позволяют в несколько раз увеличить скорость получения потомства от ценных производителей. (слайд 16)
5. Современные направления селекции животных
Методы клеточной инженерии (клонирование) (слайд 17)
(Беседа о методах клеточной инженерии, открывших новые возможности в селекции животных; обсуждение результатов и перспектив генетического клонирования животных. Комментирование учащимися схемы генетического клонирования овцы по схеме слайда и сообщения учащегося).
-- Одним из ярких примеров достижений ученых, с проблемностью которых человечеству ещё не раз придется столкнуться, является клонирование.
--Давайте послушаем краткое сообщение по этому вопросу.
Клонирование (сообщение учащегося) (Приложение 3)
4. Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления:
1. С чем связаны особенности селекции животных?
2. Почему массовый отбор в селекции животных практически не применяется?
3. Какой метод используется для получения бройлерных цыплят? На каком явлении он основан?
4. Почему рождение овечки Долли можно рассматривать как важное событие с биологической точки зрения, но не как перспективное направление в селекции животных?
Тестовая проверка знаний (Приложение4)
1. Наука о создании новых и улучшении существующих сортов, пород и штаммов называется:
A. цитологией Б.селекцией
B. экологией Г. микробиологией
2. Искусственно созданная человеком популяция растительных организмов с определенными ценными хозяйственными признаками называется:
A. видом Б. штаммом
B. популяцией Г. сортом
3. Теоретической основой методов селекции, направленных на изменение наследственных свойств сортов и пород, является наука:
A. биотехнология Б. цитология
B. генетика Г. эмбриология
4. Группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, имеющих ценный исходный материал для селекции, называется:
A. чистой линией Б. филогенетическими рядами
B. культурой тканей Г. полиэмбрионией
5. Гибридизация, помогающая перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние, называется:
A. аутбридингом Б. близкородственной
B. неродственной Г. полиплоидией
6. Отдаленная гибридизация может обеспечивать возникновение биологических форм, представляющих большую хозяйственную ценность, благодаря:
A. инбридингу Б.отбору
B. мутагенезу Г. гетерозису
7. Использование для гибридизации протопластов относится к:
A. генетическому Б. клеточной инженерии клонированию
B. генной инженерии Г. искусственному мутагенезу
8. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов сформулировал:
A. В.И. Вернадский Б. Б.Л. Астрауров
B. Н.И. Вавилов Г. И.В. Мичурин
Ответы
№ задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ | Б | Г | В | А | Б | Г | Б | В |
Объявление критериев оценивания теста, взаимопроверка работ с их оцениванием.
5.Домашнее задание (слайд 18)
1. §34, термины, вопросы и задания стр.83
2. Составить опорный конспект ответа по параграфу.
5. Индивидуальное сообщения «Генетически-модифицированные продукты»
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали на уроке. Но на этом наш разговор о селекции не окончен, его мы продолжим на следующих уроках. А сейчас мне хотелось бы от вас услышать оценку нашей с вами работы.
7.Рефлексия (слайд 19)
1.Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
2.Что нового вы узнали?
3. Что вызвало затруднение?
4. Было ли вам интересно на уроке?
Мне с вами было очень приятно работать, спасибо всем за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.
Приложение 1
Пауза для релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Ребята, по моей команде вы должны изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду
Воздух. Встаньте, пожалуйста, и сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Представьте, что ваше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Постарайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и заполняет все части тела от головы до кончиков пальцев на ступне ног. Сделайте так несколько глубоких вдохов и выдохов.
Земля. Теперь мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Давайте сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топнуть ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх, потереть ногами пол, покрутиться на месте. Огонь. Давайте активно будем двигать руками, ногами, телом, изображая языки пламени. При этом мы должны ощутить энергию и тепло в своем теле.
Вода. Представьте себе, что комната превращается в бассейн, и делайте мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Приложение2
Сообщение учащегося - Одомашнивание животных
Первые попытки одомашнивания были предприняты людьми еще 10–12 тыс. лет назад, а возможно, и ранее, когда древними охотниками были уничтожены крупные млекопитающие (основные объекты промысла), и охота перестала обеспечивать людей продуктами питания в достаточной степени. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений
В стаде, стае, в поле, на грядке и т.д. человек замечал отдельное животное или растение с каким-то представляющим для него интерес, хотя бы и мелким, наследственным отличием, отбирал эти особи на племя и скрещивал их. Все другие особи не допускались до размножения. Из поколения в поколение оставлялись в качестве производителей особи, у которых данный наследственный признак был выражен наиболее заметно. Таким образом, признак усиливался и накапливался в этой искусственной популяции.
Как свидетельствуют современные данные, центры происхождения животных и районы их одомашнивания, или доместикации (от лат. domesticus – домашний), – это территории древних цивилизаций. В Индонезийско-Индокитайском центре впервые, по-видимому, были одомашнены животные, не образующие крупные стада: собака, свинья, куры, гуси, утки. Причем собака, большинство пород которой происходит от волка, – одно из наиболее древних домашних животных.
В Передней Азии, как полагают, были одомашнены овцы, их предки – дикие бараны муфлоны. В Малой Азии одомашнены козы.
Одомашнивание тура, ныне исчезнувшего вида, произошло, вероятно, в нескольких областях Евразии. В результате возникли многочисленные породы крупного рогатого скота.
Предки домашней лошади – тарпаны, окончательно истребленные в конце XIX–начале XX вв., были одомашнены в степях Причерноморья.
В американских центрах происхождения растений были одомашнены такие животные, как лама, альпака, индейка.
Домашний кролик, был одомашнен лишь в Средневековье, сахарная свекла в XIX в., мята – в XX в.
Таким образом, для большинства видов домашних животных и культурных растений, несмотря на их огромное разнообразие, обычно удается указать исходного дикого предка.
Как наука селекция окончательно оформилась благодаря трудам Ч.Дарвина. Он проанализировал огромный материал по одомашниванию животных и введению в культуру растений и на этой основе создал учение об искусственном отборе.
Приложение 3
Сообщение учащегося - Клонирование
Клонирование – это процесс, в ходе которого живое существо производится от единственной клетки, взятой от другого живого существа. Клонирование обычно определяется, как производство клеток или организмов с теми же нуклеарными геномами, что и у другой клетки или организма. Соответственно, путём клонирования можно создать любой живой организм или его часть, идентичный уже существующему или существовавшему, если сохранилась информация о его нуклеарных геномах.
В 1997 г. научная общественность была взбудоражена сообщением, что в Англии были проведены успешные эксперименты по генетическому клонированию овцы. Для этого использовали ядра соматических клеток, полученных из ткани молочной железы взрослой овцы. Из яйцеклетки удалялось ядро и замещалось ядром соматической клетки. Образовавшуюся диплоидную зиготу стимулировали к дроблению электрошоком и трансплантировали в овцу-реципиента. Через 148 дней приемная мама родила живую овечку, ее назвали Долли
Открытие английских ученых показало, что соматические клетки взрослого организма млекопитающих способны передавать полную информацию о всех признаках, характерных для взрослой особи. Следовательно, как считали ученые, открываются возможности воспроизведения многочисленных генетических копий выдающихся по продуктивности животных-рекордистов. Но в ходе дальнейших наблюдений за овечкой Долли было установлено, что она стала очень быстро стареть. К тому времени, когда Долли достигла размеров взрослой овцы, ее физиологическое состояние было такое же, как у старой особи. Это поставило под сомнение целесообразность клонирования животных.
Приложение4
Тестовая проверка знаний
1. Наука о создании новых и улучшении существующих сортов, пород и штаммов называется:
A. цитологией Б.селекцией
B. экологией Г. микробиологией
2. Искусственно созданная человеком популяция растительных организмов с определенными ценными хозяйственными признаками называется:
A. видом Б. штаммом
B. популяцией Г. сортом
3. Теоретической основой методов селекции, направленных на изменение наследственных свойств сортов и пород, является наука:
A. биотехнология Б. цитология
B. генетика Г. эмбриология
4. Группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, имеющих ценный исходный материал для селекции, называется:
A. чистой линией Б. филогенетическими рядами
B. культурой тканей Г. полиэмбрионией
5. Гибридизация, помогающая перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние, называется:
A. аутбридингом Б. близкородственной
B. неродственной Г. полиплоидией
6. Отдаленная гибридизация может обеспечивать возникновение биологических форм, представляющих большую хозяйственную ценность, благодаря:
A. инбридингу Б.отбору
B. мутагенезу Г. гетерозису
7. Использование для гибридизации протопластов относится к:
A. генетическому Б. клеточной инженерии клонированию
B. генной инженерии Г. искусственному мутагенезу
8. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов сформулировал:
A. В.И. Вернадский Б. Б.Л. Астрауров
B. Н.И. Вавилов Г. И.В. Мичурин