СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семь чудес Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семь чудес Башкортостана»

Семь чудес Башкортостана

Цель:

- познакомить учащихся с достопримечательностями, которые были выбраны жителями и гостями республики в рамках телевизионной акции «Семь чудес Башкортостана» в 2009 году.


Задачи:

- углубить знания об истории и культуре республики;

- способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю;

- воспитание уважения к нашим истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою малую Родину.


Необходимое оборудование:

проектор, экран, ноутбук (или компьютер), буклеты «Семь чудес Башкортостана».


Источники:

Башкирское народное творчество. Т 1. Эпос.-Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987.- с. 35-134

Гайсина Р.С. Сохраним природу Башкортостана.- Уфа: Китап,2007. – с. 20-24.

Злобин С.П. Салават: Исторический рассказ.- Уфа: Китап, 1981.- 48с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Растения Башкортостана: Учебное пособие.- Уфа: Китап.- 2002.- с. 168


- www.ruschudo.ru,

- http://uralbatir.narod.ru,

- http://www.bashskazki.ru/page104.html,

- http://save-bee.com.











Башкортостан – мой край цветущий!

Твой лес густой, как звон поющий,

И пестрый луг, росой умытый,

Несметный клад, в горах зарытый,

Прекрасный предрассветный час,

Чаруют и волнуют нас!

Так написал о нашей республике башкирский поэт Ирек Киньябулатов. Нередко Башкортостан называют «жемчужиной Урала». Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть горы и холмы, крутые обрывы и бескрайние равнины, густые леса и цветущие поля, широкие реки, голубые озера и быстрые родники.

В 2009 году жителям и гостям республики было предложено назвать достопримечательности нашей республики. (Достопримечательность – место или предмет, заслуживающий внимания в силу каких-то своих качеств). И в результате этой акции было выбрано семь чудес Башкортостана, вы их видите на экране. Среди этих чудес есть созданные руками человека, например, памятник Салавату Юлаеву или эпос и чудеса, которые создала природа.

Об этих чудесах мы вам сегодня и расскажем. Безусловно, многие из вас знакомы с ними, может даже видели эти чудеса воочию, а не только на картинке или на экране телевизора.

Итак, отправляемся на экскурсию. Вот памятник национальному герою Салавату Юлаеву.

Памятник народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Дафаевича Тавасиева открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу р.Белой в Уфе.

Впервые о Салавате Тавасиев узнал в селе Стерлибашево. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и фольклор. Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. Нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Скульптор избрал момент, когда Салават решает присоединиться к народному восстанию. Известно, что герой со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но батыр принял решение поддержать народное восстание. Этот момент и был запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой.

Памятник Салавату до того, как застыть на берегу Белой, немало путешествовал. Работа над скульптурой началась в Уфе, продолжилась в Подмосковье. А отливался памятник на Ленинградском заводе из бронзированного чугуна.

Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн, у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров.

Еще одним из семи чудес Башкортостана был объявлен курай.

Курай – народное название зонтичного растения, его вы видите на экране. Научное его название - реброплодник уральский. У растения прямой полый (пустой) стебель длиной около 1 метра. Стебель сушат, затем вырезают отверстия, и получается духовой музыкальный инструмент типа флейты. (Показать и дать поиграть).

Признанным виртуозом (тот, кто в совершенстве владеет техникой исполнения) игры на курае в 20 веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня признанным виртуозом игры является Азат Аиткулов. Он Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист РБ.

Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов (возраст участников от 6 лет). Послушаем башкирскую народную мелодию.

(мелодия курая в сопровождении других инструментов, плясовая музыка, ансамбль кураистов).

Вот такими превосходными музыкальными качествами наделила природа простой стебелек. Инструмент в руках опытного кураиста может передать трепетность и нежность, задушевность и величавую задумчивость, т.е весь спектр человеческих качеств.

О курае сложены легенды, песни, стихи. Послушайте стихотворение Абдулхака Игебаева «Курай».

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край,

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу,

И только дуну в свежий срез

Как зашумит Уральский лес,

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Есть даже памятник кураю в Баймакском районе, на горе Тугажман. Поставил памятник бывший учитель, ныне директор музея Мидхат Байрамгулов.

Вам, наверно, больше знакомо вот так стилизованное изображение курая. Где вы его видели? (на гербе, на флаге РБ). Да, цветок курая изображен на официальных символах Башкортостана – Государственном гербе и на Государственном флаге РБ. Семь его лепестков – это народы, которые проживали на древней земле башкир.

Эпос «Урал Батыр».

…Гору мечом он алмазным сечет;

Воды, белые, как серебро.

Заструились тотчас с горы,

Прохладные понесли дары.

Сказание «Урал-батыр» записал в 1910 году известный башкирский сказитель и собиратель фольклора М.Бурангулов от кураистов и знатоков башкирской старины.

«Урал-батыр» четко делится на несколько частей. Во вступительной части произведения сохранились наиболее древние пласты эпоса. Здесь прослеживаются отголоски легенд о всемирном потопе, о возрождении жизни на земле после потопа, о первой паре людей, положившей начало человеческому роду. Это отец Янбирде и мать Янбике, давшие жизнь Урал-батыру и его брату Шульгену.

Старики с сыновьями поселяются на небольшом клочке земли, со всех сторон окруженном морем. Помощниками Янбирде и Янбике являются звери: охотиться им помогают кречет и лев, рыбу для них ловит щука.

Уже в этой части проводится мысль, пронизывающая сказание в целом: человек сильнее всех на земле. Старик Янбирде сообщает детям тайну существования смерти. Эта часть заканчивается тем, что братья отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о жизни и деятельности героев второго поколения – Урала и Шульгена. Заканчивается смертью Урала.

Третья часть посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами.

Согласно легенде, так и образовалась пещера Шульган-Таш или Капова пещера.

О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.

Название «Шульган-Таш» происходит от башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово «шу-ульган» в переводе с древнего диалекта башкирского означает «вода умерла, канула в небытие, то есть это название можно перевести как «вода умерла в камне» или «вода ушла под камень». Кроме того, вы знаете, что Шульген — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», старший брат главного героя — повелитель подземного мира.

Это слаборазветвлённая трёхэтажная спелеосистема протяжённостью около 3 км с вертикальной амплитудой 165 м (с учетом сифонных подводных полостей) с крупными залами, галереями, подземными озёрами и рекой. Пещера имеет три уровня (этажа), нижний из которых занят речкой Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру. В непосредственной близости от пещеры, приблизительно вдоль неё, проходит глубокий карстовый каньон Шульгана длиной около трёх километров, переходящий в суходол с крупными карстовыми воронками и озёрами.

При подходе к Каповой пещере можно увидеть «Грот мамонта», расположенный в отдельной скале. Своё название грот получил благодаря тому, что его тени на закате солнца ложатся таким образом, что напоминают мамонта с опущенным хоботом.

Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически, это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но используется для лечебных ванн.

Всеобщее внимание Каповая пещера привлекла к себе с открытием древних настенных рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади, различные знаки и т. д.) , выполненные красной охрой, растворенной в животном жире.

Эти рисунки впервые обнаружил зоолог, ученый Прибельского филиала Башкирского заповедника Александр Владимирович Рюмин.

На некоторых рисунках изображено целое стадо животных: лошади с пышной гривой, крупный мамонт, носорог. Рисункам более 15-17 тысяч лет. Это первые проблески человеческого творчества, фантазии, магии, веры. Они являются бесценными произведениями древнего искусства. Эта живопись изучалась не только башкирскими, но и московскими и петербургскими специалистами. Как вы думаете, для чего их изучают специалисты? Что можно узнать по этим рисункам?

Все залы имеют красивые названия: зал Знаков, зал Рисунков (именно там были найдены рисунки), Бриллиантовый, Купольный, Водопадный, Радужный, Хрустальный, Арочный залы, зал Хаоса.

Очень красива пещера зимой. Ее украшают свисающие ледяные фигурки в виде сосулек, бахромы, гребенок. Такие же фигурки есть и на полу пещеры, они напоминают сказочных неизвестных животных.

Кроме рисунков первобытного человека в пещере ученые нашли стоянку древних людей, посуду, украшения, множество костяных и каменных изделий.

В башкирской мифологии с Шульган-Ташем связано немало различных сюжетов. Они связаны с почитанием этой пещеры в древности как культового центра Южного Урала.

Пожалуй, самая красивая легенда – эпос “Урал - батыр”, который посвящен космической борьбе двух братьев – младшего Урала и старшего Шульгана. Считалось, что в пещере Шульган-Таш обитает дух Урал – батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит – повезет.

Есть поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с дивом в образе огромного батыра. Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни.

Долгое время ученых мучил вопрос: чтобы делать рисунки, нужен свет, а свет получали с помощью факелов. Почему же на потолке и стенах пещеры так мало копоти? Оказывается, пещерные люди пользовались жировыми лампами, одну из которых нашли археологи. Однако загадок еще осталось много.

Чтобы подняться на второй этаж надо преодолеть 14 метровый вертикальный колодец. Непонятно как древний человек пробирался туда. Неясно, правда ли, что у пещеры был второй вход.

Скорее всего, люди почувствовали, что у пещеры имеется положительная энергетика. Любой человек, попадая в пещеру, чувствует какую-то связь с космосом или что-то близкое к этому. Пещерная вода, воздух, глина, кальциевые натеки имеют целебные свойства.

Когда выходишь из Шульган-Таша, оглядываться назад нельзя. Такая традиция.

Пещера привлекает туристов. За лето около 5 тысяч человек посещают пещеру. Итак, эта пещера самая крупная на Урале и единственная пещера, где найдены рисунки древнего человека. Вот такой это удивительный памятник природы – пещера Шульган-Таш!

Башкирский мед.

Мед обладает удивительными свойствами. Используется он и в кулинарии, и в медицине, и в косметологии.

Пчел у нас разводят во всех районах, а башкирский мед славится на всю страну.

На территории Башкортостана как народный промысел с глубокой древности процветало бортничество – лесное пчеловодство. Бортничество в Башкортостане развивалось в течение многих столетий, на бортевые деревья ставились родовые фамильные тамги и они переходили по наследству следующему поколению пчеловодов. Снаряжение бортевика: кирам – плетеный лыковый или кожаный ремень, с помощью которого бортник вбирается на дерево, лямге – подставка-ступенька для ног, закрепляемая на стволе дерева под бортью; и другое снаряжение. Чтобы вырубить дупло в дереве, бортник, обхватив себя и ствол дерева кирамом, по сделанным зарубкам, перекидывая кирам выше и выше, поднимается на высоту 4-5 этажного дома. Там, прикрепив лянге, он с помощью топора, тесла и скобеля вырубает и обрабатывает дупло-борть. Выдолбленное дупло оставляют на 1-2 года на просушку, а затем обустраивают, чтобы в нем поселилась пчелиная семья.

Ежегодно в Бурзянском районе в заповеднике Шульган-Таш проводится День бортевика, на который собираются пчеловоды со всего Башкортостана.

В особенность башкирского меда вносит свой вклад и дикая башкирская пчела., обитающая в лесах Бурзянского района. Башкирская популяция пчел легче переносит морозы и болезни, может собирать мед даже в плохую погоду. По сравнению с другими популяциями башкирская пчела проявляет большую злобность: работа с ульями невозможна без костюма, сетки и дымаря.

По количеству пчелиных семей, производству товарного меда, по научным разработкам в пчеловодстве Башкортостан занимает первое место в России. Количество ежегодно получаемого в Башкортостане меда, в среднем, составляет 5-6 тыс.тонн. Башкирский мед поставляется во многие европейские страны: США, Японию, Китай.

В Салаватском районе есть другое чудо – гора Янгантау.

Легенды рассказывают, что некогда на горе Янгантау росло огромное дерево. Как-то раз ударила в него молния, дерево загорелось, а огонь ушёл по его корням глубоко вниз и всё горит там и горит…

Горит огонь, не угасая. Честно говоря, назвать это возвышение горой трудно: высота Янгантау над долиной протекающей рядом реки Юрюзань –160 метров. Скорее, это вытянутый холм. Но высоких гор в России полно, а вот такой, как эта, пожалуй, больше нет.

О выходе тепла из недр горы Янгантау было известно давно. Легенда гласит, что еще несколько сот лет тому назад, выделение тепла обнаружил местный пастух. В один из холодных осенних дней, он сильно промок, устал, и, решившись укрыться от дождя, на склоне горы, у корня большого дерева, выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а, проснувшись, с удивлением обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться. Каковы же были радость и изумление пастуха, когда он заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его, особенно в ненастную погоду. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они начали пользоваться теплом горы для лечения своих недугов. С этого времени гору Каракош-Тау (Беркутовая гора) стали называть Янган – Тау, т. е. “горящая гора”. В связи с этим пастуху в санатории «Янгантау» установлен памятник.

Знаменитый ученый и путешественник Пётр-Симон Паллас, побывавший тут 250 лет назад, был поражён: из трещин поднимается горячий пар, который по ночам подсвечивается из глубины горы огнём. Если бросить в расщелину сухих щепок, они сгорают на лету! «Обычный спящий вулкан», – можете пожать плечами вы. Но в том-то и дело, что вулканом тут, как говорится, и не пахнет. Гора Янгантау лежит вдали от всех сейсмически активных зон, никаких следов древних извержений ни на ней, ни в регионе не обнаружено. Тем не менее…

Нечто внутри неё горит вот уж не одно столетие. Учёные выяснили: главная «топка» лежит на глубине 60-90 метров. В ней температура достигает 380°, а у пара, выходящего наружу – до 150°. Поставив на расщелину кастрюлю или сковородку, можно было бы готовить обед! Почему и от чего?

Заинтригованные специалисты уже много лет ведут тут исследования и наблюдения. К разгадке не приблизились, хотя выдвинули до десятка гипотез.

Одни считают, что горят пласты пористых пород – сланцев, которые содержат горные смолы. Другие говорят о каком-то энергичном окислении солей железа. Третьи толкуют о природной ядерной реакции.

Впрочем, среди специалистов нет единогласия. Геологи не исключают разогрев подземным радиоактивным теплом, и даже падение метеорита, который тоже мог разжечь подземную «печь».

На семиметровой глубине учёные обнаружили массивный слиток чугуна. Вероятно, здесь находился очень горячий очаг, который и выплавил металл из окружающей руды. Потом, по мере остывания, очаг уходил всё глубже.

Зимой горение усиливается, летом слабеет. Почему-то горячие газы на одном склоне выходят в смеси с водяным паром, а с другой стороны горы – эти же газы, но лишённые влаги. Похоже, в глубине подогревается водоносный горизонт, а то и выкипает подземный ручей.

В 1944 году здесь был создан санаторий «Янгантау», где лечат выделяющимися из трещин и скважин горы горячим паром и сухими газами.

В з-х километрах от горы расположен минеральный источник «Кургазак». Вода из этого источника оказывает хорошее воздействие при лечении желудочных заболеваний, печени, почек и др.

Красноусольские минеральные источники расположены в предгорьях западных склонов Южного Урала в долине реки Усолка в 5 км от с.Красноусольского Гафурийского района РБ. Они представлены множеством естественных родников, протекающих на пойме и террасе речки по обоим берегам. Кроме этого есть и скважины, сделанные искусственным путем.

Красноусольский минеральные источники известны с 16 века.

В 1924 году Народный комиссариат здравоохранения Башкирской АССР направил на Красноусольские источники врача Петра Степановича Зотова, двух медсестер и повара. Рядом с источниками были построены дома для приезжающих больных. Образовался курорт «Красноусольск».

В Красноусольских минеральных водах содержатся соли радия, ионы лития, стронция, бария, йода, брома, аммония.

Красноусольские минеральные источники лечат хронические заболевания опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, органов пищеварения и сосудов.


Вот мы с вами познакомились с Семью чудесами Башкортостана. Многие из вас их знали до этого и возможно, много нового узнали из того что услышали сейчас. Далеко не каждый из вас имел возможность видеть эти чудеса и бывать в тех местах, где они находятся, поэтому я хочу пожелать вам, чтоб вы обязательно посетили эти достопримечательности и увидели все своими глазами. Я дарю вам эти памятные буклеты, где указаны эти Семь чудес Башкортостана и месторасположение их, чтоб вам не составило труда их найти. Нашу виртуальную экскурсию хочу закончить стихами:


Башкортостан – родной мой край.

То место, где поет курай,

А ветер ему подпевает

Так странно радость навивает.

Все горы, все леса, все реки,

Все то, что есть в родной земле

Милей и краше всех на свете.

Наверно, знает только ветер

Все прелести родной земли.

А нам с тобой нужно беречь,

Присматривать, любить, стеречь,

Все то, что дал нам край родной,

Ведь он и мой, и твой.

Цвети, родной Башкортостан!

И славься ты, на радость нам!


Любите и гордитесь нашей малой Родиной, она у нас самая красивая!