Выпускная Квалификационная Работа на тему:
«Семантико-стилистические особенности сонетов Уильяма Шекспира»
Цель: определение семантико-стилистического своеобразия сонетов драматурга.
Задачи:
1 Выявить особенности шекспировского сонета, как произведения поэтического жанра;
2 Охарактеризовать философский смысл и художественное воплощение таких вечных тем, как Любовь, Дружба и Время;
3 Определить стилистические особенности сонетов У. Шекспира .
Объект: тексты, как произведения поэтического жанра.
Предмет: сонеты У. Шекспира.
Произведения У. Шекспира живут до сих пор, волнуют и трогают до глубины души людей всех возрастов.
На творчество драматурга естественным образом повлияла не только своеобразная жизнь Шекспира, но и сама эпоха Возрождения.
Центральными в работах У. Шекспира были такие вечные темы, как Любовь, Дружба и Время. В сонетах Любовь проявляется как двоякое чувство автора. Сравним, как драматург пишет о любви ...
… к женщине:
«Издержки духа и стыда растрата -
Вот сладострастье в действии. Оно
Безжалостно, коварно, бесновато,
Жестоко, грубо, ярости полно…» (Сонет 129)
… к юноше:
«Великодушье, знатность, красота,
И острый ум, и сила, и здоровье -
Едва ль не каждая твоя черта
Передается мне с твоей любовью…» ( Сонет 37)
С темами Любви и Дружбы связан один из самых сложных и многозначных образов в сонетах - образ Времени . В сонетах время представлено как факт субъективного человеческого существования, который требует не объяснений, а принятия; как сила, которая находится вне человека.
Создавая свои лирические произведения, Шекспир использовал некоторые традиционные эпитеты - « sweet », « fair » и « true » :
« sweet birds » (сонет 73, 4 строка)
« fair rose » (сонет 54, 3 строка)
« sweetest buds » (сонет 70, 7 строка)
« fair flower » ( сонет 69, 12 строка)
« true image » (сонет 24, 6 строка)
« without all ornament , itself and true » ( сонет 68, 10 строка)
Украшающие эпитеты:
« crystal eyes » ( сонет 46 , 6 строка)
« lovely April » (сонет 3, 10 строка)
« gaudy spring » (сонет 1, 10 строка)
« proud titles » ( сонет 25, 2 строка)
« glorious morning » (сонет 33, 1 строка)
С помощью метафор поэт переосмысливает реальность, выявляет скрытый смысл вещей и отношений и, побуждая читателя к активному восприятию, заставляет его пройти этот же путь поэтического познания.
«От прекраснейших созданий мы желаем прибавления,
Чтобы тем самым роза красоты никогда не умирала,
Но, когда более зрелое со временем скончается,
Его нужный наследник мог воплощать память о нем;
Но ты, обрученный со своими ясными глазами,
Питаешь свой огонь топливом собственного существа,
Создавая голод там, где лежит изобилие;
Сам себе враг, к себе, милый, слишком жестокий…»
«From fairest creatures we desire increase,
That thereby beauty's rose might never die,
But as the riper should by time decease,
His tender heir might bear his memory:
But thou, contracted to thine own bright eyes,
Feed'st thy light's flame with self-substantial fuel ,
Making a famine where abundance lies,
Thyself thy foe, to thy sweet self too cruel…»
(Сонет 1)
Сравнение так же нашло свое яркое отражение в сонетах, например:
В сонете 75, имеет c я сравнение с двумя образами:
«So are you to my thoughts as food to life,/Or as sweet-seasoned showers are to the ground»
(« Ты для моих мыслей – как пища для жизни , или как весенние ливни для земли »).
В сонете 94, наставляя Друга в вопросах морали, поэт призывает его быть «... as stone ,/ Unmoved , cold , and to temptation slow » («подобно камню, неподвижным, холодным и не поддающимся на соблазн»).
С помощью Оксюморона драматург раскрывает объективно сложную, противоречивую природу предмета или сложное отношение говорящего к нему.
Например:
« gentle thief » ( сонет 40, 19 строка )
« gentle cheater » ( сонет 151, 3 строка )
« sweet thief » ( сонет 35, 14 строка )
Итак, на примере сонетов Шекспира, являющихся неотъемлемой частью и достаточно ярким образцом его творчества, можно прийти к следующим выводам:
- Цикл сонетов представляет собой своеобразный лирический дневник.
- Проблемы, поставленные в сонетах, глубоко философские, в них затронуты такие вечные темы, как Любовь, Дружба и Время.
- Одна из красот поэзии — яркая образность. Основу образной системы поэзии английского Возрождения, и Шекспира в частности, составляет метафоричность.
- Стилистическое исследование таких приемов, как эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, метонимия, показали, что Шекспир в совершенстве владел всеми стилистическими средствами в соответствии со своей творческой задачей.
Сонеты являются откровением автора в изображении своего внутреннего мира и богатейшим материалом, иллюстрирующим различные варианты английской стилистики.
Спасибо за внимание!