Родительская гостиная - нетрадиционное родительское собрание.
Тема: «Родительский дом – начало начал».
Форма проведения: «Посиделки у самовара».
Цель: обогащение родительского опыта в вопросах воспитания детей.
Ход родительского собрания
Теоретическая часть
Вступительное слово воспитателя: «Уважаемые гости! Мы рады видеть вас в родительской гостиной нашего детского сада. Спасибо за то, что вы сегодня здесь
собрались. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашей сегодняшней встречи. Сегодняшнее родительское собрание мы решили устроить в виде посиделок у
самовара, во время которых прикоснёмся к истокам русской культуры. Раньше на Руси была традиция – собираться за большим столом в избе у самовара. На аромат чая приходили соседи и так, самопроизвольно, начинались посиделки. Народ пел, плясал,
обсуждал новости, а кому и «всем миром совет давал». Ведь как говорят, «Коль самовар в дому, то и беседа к столу».
Когда в браке и любви соединяются два сердца, две жизни и рождается новая семья, молодые супруги, прежде всего, думают о правильном воспитании своих будущих детей.
Воспитание ребенка должно начинаться в семье, в родительском доме. Это его первая школа, в которой закладываются «начала начал» будущей личности. В семье у своих
родителей ребёнок должен научиться уважению к окружающему, послушанию. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу, т.е.
закладывая нравственные ориентиры ребёнка. Незаметно и постепенно влияние семьи и дома, направленное в нужную сторону, становится силой, ведущей к гармоничному формированию личности. Поэтому воспитание в семье невозможно переоценить, считать делом второстепенным.
Мы предлагаем вам сегодня обсудить некоторые моменты в воспитании. Идеи же для наших дискуссий мы позаимствуем из нашей классической литературы. А начать
посиделки мы предлагаем с «жемчужины русской речи», как называл их Н.В. Гоголь, с одной из малых форм фольклора – с пословиц. Считается, что пословица – указ,
наставление, а для кого и нравоучение. Думаем, что дома при воспитании детей вы порой тоже обращаетесь к ним. Но не всегда они гладки, понятны и несут однозначный смысл. Для правильного понимания скрытого смысла, заложенного в пословицах, а также поговорках, баснях, которые также несут воспитательный характер, приходится порой и поразмыслить.
Практическая часть
В продолжение родительского собрания предлагаю родителям обсудить смысл произведений русского народа – пословиц, поговорок, басен.
Пословицы (для размышления и обсуждения)
«Денежки труд любят. Богатство родителей – порча детям». /Обсуждение родителями. Возможный вариант ответа: богатство – это не плохо, главное, чтобы за этим не пропустить основные моменты в воспитании и не допустить, чтобы развитие пошло по другому пути, портящим детскую душу./
«Водила за ручку – получила белоручку». /Обсуждение родителями. Возможный вариант ответа родителей или комментарий педагога: на каждом этапе развития ребёнок должен получать самостоятельность в соответствии с его возрастом, чтобы обеспечить ему в
дальнейшем успешность в жизни./
«Наказывать легче, чем воспитывать. Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью». /Обсуждение родителями. Вариант ответа родителей или комментарий
педагога: чтобы добиться результатов в воспитании, необходимо жить жизнью ребёнка, тогда и ласка и строгость принесут правильные плоды./
«Верная указка, не кулак , а ласка. Побои мучат, а не учат». /Обсуждение родителями. Один из вариантов ответа родителей или комментарий педагога: испытывая боль, ребёнок обретёт жестокость и затаит обиду, но не получит урок./
«Неразумная опека хуже беспризорности». /Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей или комментарий педагога: неразумная опека мешает развиться ребёнку как личности, при этом отсутствует самостоятельность, в результате неполноценное формирование личности./
Поговорки (задание на понимание)
На Руси помимо пословиц почитались и поговорки, которые рождались в быту и труде; сказанные случайно, но подмеченные точно, они обретали «крылья» и долгую жизнь.
Сейчас мы предлагаем вам попробовать себя в роли составителей «крылатого словца». Вам сейчас будет зачитано начало поговорки, издревле известной на Руси, но забытой, а ваша задача – придумать окончание или вспомнить оригинал.
Поговорки:
Не тот отец, кто родил, а тот … ? /кто вспоил, вскормил, да уму разуму выучил/
Коли есть отец и мать, так ребёнку…? /благодать/
Птица рада весне, а дитя…? /матери/
К чему ребёнка приучишь ,…? /то от него и получишь/
Дай детям полную волю …? /сам наплачешься/
Кто без призора в колыбели, тот….? /всю жизнь не при деле/
Каковы родители ,…? /таковы и дети/
Сын будет таким, каким …? /воспитаешь/
Что в детстве приобретёшь, на то и в старости….? /обопрёшься/
Басни (для размышления и обсуждения)
Издревле на Руси любили родители почитать своим чадам сказки, потешки, из которых дети многое узнавали, жизненные тонкости постигали. А всегда ли мы понимаем смысл того, что читаем детям? Это мы сейчас проверим на примере известных басен Крылова. Про басни говорили: «Их всяк по-своему поймёт, да для себя урок возьмёт!».
Отрывки из басен для обсуждения родителями:
Отрывок из басни «Свинья под дубом»:
«Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Предложить родителям найти и объяснить скрытый смысл в строках этой басни так, как они бы объяснили это своему ребёнку.
Отрывок из басни «Охотник»:
«Как часто говорят в делах: ещё успею, Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросясь не с умом, А с леностью своей».
Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в качестве цитаты продекламировать данные строки.
Отрывок из басни « Петух и Жемчужное Зерно»:
«Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк».
Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в качестве цитаты продекламировать данные строки.
Отрывок из басни « Квартет»:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» …
Ну а родителем что надобно? … /предложить родителям подобрать окончание фразы/.
Подведение итогов по 2 части: родители получают памятки с основными идеями в воспитании ребёнка.
Творческая часть
Идею семейного воспитания детей завершаю выполнением родителями творческого задания – изготовление куклы для ребёнка своими руками.
Рассказ воспитателя о значении куклы на Руси.
Мир освещается солнцем, а воспитание – любовью! Издревле первыми игрушками малыша были самодельные куклы. Сворачивая такую куклу из лоскутков, мать
вкладывала в неё частичку себя, своей любви и своей души. И с самых пелёнок, даже если родительницы не было рядом, её любовь, вложенная в куклу, всегда была рядом с
малышом. И почитали такую куклу как не простую игрушку, а как самый сильный оберег от зла и сглаза. Но со временем эта традиция была забыта и утеряна. От неё остались только фотографии. (Воспитатель демонстрирует слайды презентации «Куклы из ткани» с фотографиями кукол и экспонатами выставки, изготовленными автором данной статьи). Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли мастериц по изготовлению тряпичной куклы. Всё необходимое, а именно лоскуты ткани, ленты, тесёмки, нитки, вы найдёте в
шкатулках, которые стоят на ваших столах. Инструкция по изготовления куклы также находится на столах перед вами.
Изготовление куклы.
Для создания творческой атмосферы самостоятельная работа родителей – изготовление тряпичной куклы из имеющихся в их распоряжении материалов – проходит под русскую народную музыку. По завершении работы «мастерицы-кукольницы» демонстрируют свои изделия.
Завершающее слово воспитателя
Время наших посиделок подходит к концу, но мы надеемся, что вы провели его с пользой для себя. Сегодня вы смогли получить ответы на отдельные вопросы, услышать мнения других родителей. А замечательные куклы, которых вы смастерили своими руками, станут настоящим оберегом вашего семейного очага.
Литература
Арнаутова Е.П., Антонова Т.В., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 112-118.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.
Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2002. – № 4
Володькова Л.В. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей. – Могилев, 2009 .
Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Москва, 2002.
Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении (методические рекомендации). – Киселёвск 2012