СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейная гостиная (родительское собрание) на тему "Родительский дом - начало начал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семейная гостиная (родительское собрание) на тему "Родительский дом - начало начал"»

Родительская гостиная - нетрадиционное родительское собрание.

Тема: «Родительский дом начало начал».

Форма проведения: «Посиделки у самовара».

Цель: обогащение родительского опыта в вопросах воспитания детей.


Ход родительского собрания


  1. Теоретическая часть

Вступительное слово воспитателя: «Уважаемые гости! Мы рады видеть вас в родительской гостиной нашего детского сада. Спасибо за то, что вы сегодня здесь

собрались. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашей сегодняшней встречи. Сегодняшнее родительское собрание мы решили устроить в виде посиделок у

самовара, во время которых прикоснёмся к истокам русской культуры. Раньше на Руси была традиция – собираться за большим столом в избе у самовара. На аромат чая приходили соседи и так, самопроизвольно, начинались посиделки. Народ пел, плясал,

обсуждал новости, а кому и «всем миром совет давал». Ведь как говорят, «Коль самовар в дому, то и беседа к столу».

Когда в браке и любви соединяются два сердца, две жизни и рождается новая семья, молодые супруги, прежде всего, думают о правильном воспитании своих будущих детей.

Воспитание ребенка должно начинаться в семье, в родительском доме. Это его первая школа, в которой закладываются «начала начал» будущей личности. В семье у своих

родителей ребёнок должен научиться уважению к окружающему, послушанию. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу, т.е.

закладывая нравственные ориентиры ребёнка. Незаметно и постепенно влияние семьи и дома, направленное в нужную сторону, становится силой, ведущей к гармоничному формированию личности. Поэтому воспитание в семье невозможно переоценить, считать делом второстепенным.

Мы предлагаем вам сегодня обсудить некоторые моменты в воспитании. Идеи же для наших дискуссий мы позаимствуем из нашей классической литературы. А начать

посиделки мы предлагаем с «жемчужины русской речи», как называл их Н.В. Гоголь, с одной из малых форм фольклора – с пословиц. Считается, что пословица – указ,

наставление, а для кого и нравоучение. Думаем, что дома при воспитании детей вы порой тоже обращаетесь к ним. Но не всегда они гладки, понятны и несут однозначный смысл. Для правильного понимания скрытого смысла, заложенного в пословицах, а также поговорках, баснях, которые также несут воспитательный характер, приходится порой и поразмыслить.


  1. Практическая часть

В продолжение родительского собрания предлагаю родителям обсудить смысл произведений русского народа – пословиц, поговорок, басен.


  1. Пословицы (для размышления и обсуждения)
  1. «Денежки труд любят. Богатство родителей – порча детям». /Обсуждение родителями. Возможный вариант ответа: богатство – это не плохо, главное, чтобы за этим не пропустить основные моменты в воспитании и не допустить, чтобы развитие пошло по другому пути, портящим детскую душу./

  2. «Водила за ручку получила белоручку». /Обсуждение родителями. Возможный вариант ответа родителей или комментарий педагога: на каждом этапе развития ребёнок должен получать самостоятельность в соответствии с его возрастом, чтобы обеспечить ему в

дальнейшем успешность в жизни./

  1. «Наказывать легче, чем воспитывать. Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью». /Обсуждение родителями. Вариант ответа родителей или комментарий

педагога: чтобы добиться результатов в воспитании, необходимо жить жизнью ребёнка, тогда и ласка и строгость принесут правильные плоды./

  1. «Верная указка, не кулак , а ласка. Побои мучат, а не учат». /Обсуждение родителями. Один из вариантов ответа родителей или комментарий педагога: испытывая боль, ребёнок обретёт жестокость и затаит обиду, но не получит урок./

  2. «Неразумная опека хуже беспризорности». /Обсуждение родителей. Вариант ответа родителей или комментарий педагога: неразумная опека мешает развиться ребёнку как личности, при этом отсутствует самостоятельность, в результате неполноценное формирование личности./


  1. Поговорки (задание на понимание)

На Руси помимо пословиц почитались и поговорки, которые рождались в быту и труде; сказанные случайно, но подмеченные точно, они обретали «крылья» и долгую жизнь.

Сейчас мы предлагаем вам попробовать себя в роли составителей «крылатого словца». Вам сейчас будет зачитано начало поговорки, издревле известной на Руси, но забытой, а ваша задача – придумать окончание или вспомнить оригинал.

Поговорки:

  1. Не тот отец, кто родил, а тот … ? /кто вспоил, вскормил, да уму разуму выучил/

  2. Коли есть отец и мать, так ребёнку…? /благодать/

  3. Птица рада весне, а дитя…? /матери/

  4. К чему ребёнка приучишь ,…? /то от него и получишь/

  5. Дай детям полную волю …? /сам наплачешься/

  6. Кто без призора в колыбели, тот….? /всю жизнь не при деле/

  7. Каковы родители ,…? /таковы и дети/

  8. Сын будет таким, каким …? /воспитаешь/

  9. Что в детстве приобретёшь, на то и в старости….? /обопрёшься/


  1. Басни (для размышления и обсуждения)

Издревле на Руси любили родители почитать своим чадам сказки, потешки, из которых дети многое узнавали, жизненные тонкости постигали. А всегда ли мы понимаем смысл того, что читаем детям? Это мы сейчас проверим на примере известных басен Крылова. Про басни говорили: «Их всяк по-своему поймёт, да для себя урок возьмёт!».

Отрывки из басен для обсуждения родителями:

  1. Отрывок из басни «Свинья под дубом»:

«Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Предложить родителям найти и объяснить скрытый смысл в строках этой басни так, как они бы объяснили это своему ребёнку.

  1. Отрывок из басни «Охотник»:

«Как часто говорят в делах: ещё успею, Но надобно признаться в том,

Что это говорят, спросясь не с умом, А с леностью своей».

Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в качестве цитаты продекламировать данные строки.

  1. Отрывок из басни « Петух и Жемчужное Зерно»:

«Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк».

Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в качестве цитаты продекламировать данные строки.

  1. Отрывок из басни « Квартет»:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» …

Ну а родителем что надобно? … /предложить родителям подобрать окончание фразы/.

Подведение итогов по 2 части: родители получают памятки с основными идеями в воспитании ребёнка.


  1. Творческая часть

Идею семейного воспитания детей завершаю выполнением родителями творческого задания – изготовление куклы для ребёнка своими руками.

  1. Рассказ воспитателя о значении куклы на Руси.

Мир освещается солнцем, а воспитание – любовью! Издревле первыми игрушками малыша были самодельные куклы. Сворачивая такую куклу из лоскутков, мать

вкладывала в неё частичку себя, своей любви и своей души. И с самых пелёнок, даже если родительницы не было рядом, её любовь, вложенная в куклу, всегда была рядом с

малышом. И почитали такую куклу как не простую игрушку, а как самый сильный оберег от зла и сглаза. Но со временем эта традиция была забыта и утеряна. От неё остались только фотографии. (Воспитатель демонстрирует слайды презентации «Куклы из ткани» с фотографиями кукол и экспонатами выставки, изготовленными автором данной статьи). Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли мастериц по изготовлению тряпичной куклы. Всё необходимое, а именно лоскуты ткани, ленты, тесёмки, нитки, вы найдёте в

шкатулках, которые стоят на ваших столах. Инструкция по изготовления куклы также находится на столах перед вами.

  1. Изготовление куклы.

Для создания творческой атмосферы самостоятельная работа родителей – изготовление тряпичной куклы из имеющихся в их распоряжении материалов – проходит под русскую народную музыку. По завершении работы «мастерицы-кукольницы» демонстрируют свои изделия.


  1. Завершающее слово воспитателя

Время наших посиделок подходит к концу, но мы надеемся, что вы провели его с пользой для себя. Сегодня вы смогли получить ответы на отдельные вопросы, услышать мнения других родителей. А замечательные куклы, которых вы смастерили своими руками, станут настоящим оберегом вашего семейного очага.


Литература

    1. Арнаутова Е.П., Антонова Т.В., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 112-118.

    2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.

    3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2002. – № 4

    4. Володькова Л.В. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей. – Могилев, 2009 .

    5. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

    6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Москва, 2002.

    7. Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении (методические рекомендации). – Киселёвск 2012