СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семейное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если бы социолог попросил меня проанализировать мое свободное время, то часы, отданные совместному семейному чтению, я зачислила бы не в графу обязанностей по воспитанию детей, а в графу собственного полезного досуга.

         Я поняла: совместное чтение становится как бы камешком, брошенным в воду: по поверхности воды потом долго еще бегут круги.

         Внимательно прочитанная книга обязательно заставляет прочесть, разыскать еще раз её или что-то подобное.

Просмотр содержимого документа
«"Семейное чтение"»

Семейное чтение.


Учительствуя в начальной школе вот уже почти тридцать лет, приходится сталкиваться с тяжелой детской проблемой чувствования мира на уровне «хороший – плохой», «горячий – холодный» и так до примитивной бесконечности.

Каким образом нашим современным детям проникнуть в живописные закоулки русского языка, когда компьютер и видео ребенку заменяют лес, двор, общение, наконец, книги. Они являются почти нормой восприятия окружающего мира. И обычный ответ на вопрос «Ты читал эту книгу?» – «Нет, не читал, я смотрел…». Он, она, они – смотрели кино по этой книге.

Во мне до сих пор жива память моих детских открытий, восторгов от домашнего чтения книг, которых было так мало на прилавках книжных магазинов, которые приобретались по «великому блату» (непонятное нынешнему молодому поколению выражение).

Читая в детстве Жюль Верна, Майн Рида, Аркадия Гайдара, Анатолия Алексина, так хотелось почувствовать, что такое «соленый ветер», «плеск морской волны», «костер в ночи».

Всем известна печальная картина: дети наши не читают, а если и читают, то потому, что «надо» по требованию школьной программы.

Родительские сетования сводятся к одному: не любят дети читать. А я бы сказала так: не умеют. Не умеют, и потому знание сюжета, почерпнутое из нехитрого рассказа сверстника и с телеэкрана, по мнению детей, вполне заменяет им долгие сидения над книгой. Не умеют вникать в красоту слова, не слышат они его, и потому им кажутся безмерно скучными, ненужными волшебные пришвинские, паустовские страницы с описаниями природы. Традиционное домашнее задание четвероклассника – выучить стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» – воспринимается им, как второклассником вызубрить таблицу умножения: скучно, но надо, а то двойку поставят. Один четвероклассник пересказал мне шедевр Паустовского «Корзина с еловыми шишками»:

– А, это про то, как написали музыку для девочки.

Вместе с погремушками и пищащими зайчатами в дом входит книжка. Сначала это ширма, где под огромными картинками две-три строчки текста, потом появляются сказки А.Пушкина и стихи А.Барто. Ребенок может слушать их бесконечно. Он уже знает наизусть, как накажет жадную и злую старуху золотая рыбка и что станет с девочкой, попавшей в жилище трех медведей. Но каждый день он по несколько раз повторяет одну и ту же просьбу:

– Мам, почитай.

Терпеливая мама читает, менее терпеливая сопротивляется, предлагая ребенку какое-либо другое занятие, но потом ей все равно придется сдаться. Но вот, к родительскому облегчению, ребенок выучивается читать сам. И теперь на все его просьбы следует один и тот же ответ:

– Ты же умеешь читать! Не ленись.

Ребенок еще только-только приоткрыл дверцу в страну чтения, а мы уже спешим к своим делам, считая свой долг выполненным. И теперь уже об успехах ребенка в чтении мы можем судить только по отметкам в школьном дневнике.

Что он читает, что выносит из чтения, понимает ли все в тех строчках, по которым пробегает глазами, – в это мы уже, к сожалению, редко вникаем.

Если бы социолог попросил меня проанализировать мое свободное время, то часы, отданные совместному семейному чтению, я зачислила бы не в графу обязанностей по воспитанию детей, а в графу собственного полезного досуга.

Я поняла: совместное чтение становится как бы камешком, брошенным в воду: по поверхности воды потом долго еще бегут круги.

Внимательно прочитанная книга обязательно заставляет прочесть, разыскать еще раз её или что-то подобное.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!