Семейное воспитание .(из опыта работы)
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Представляю вашему вниманию опыт семейного воспитания обучающихся начальных классов МКОУ "Гирьянская средняя общеобразовательная школа" Наша цель - объединить усилия школы и семьи в вопросах воспитания, обучения, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, рассказывать о своих семейных традициях .
Наш коллектив начальной школы небольшой , но любой учитель знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании.
Основными задачами при формировании культуры семейной жизни и ответственного родительства являются:
Оказание помощи семье в воспитании детей;
Психолого-педагогическое просвещение семей;
Коррекция семейного воспитания;
Организация досуга семьи;
Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.
Направления в работе педагогического коллектива с семьями обучающихся следующие:
изучение семей и условий семейного воспитания;
пропаганда психолого-педагогических знаний;
активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.
В работе с семьёй руководствуемся принципами:
объективный характер изучения семьи;
комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
анализ реальной ситуации;
двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
оптимистический подход к семье;
единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Используем следующие формы работы с семьёй:
Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.
Организация содействия родителей школе.
Школа родителей будущих первоклассников.
Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.
Совместные тренинги родительского взаимодействия в системе "ученик-родитель"
Индивидуальные и тематические консультации.
Широк спектр мероприятий, проводимых учителями для реализации семейного воспитания.
Систематически проводятся общешкольные и классные родительские собрания на темы:
“Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”.
“Наказание и поощрение в семье: за и против”.
“Семья - здоровый стиль жизни”.
“Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.
“Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”.
“Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”.
“Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”.
Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.
Трудовое участие ребёнка в жизни семьи.
Телевидение , интернет и телефон в жизни младшего школьника.
Наши трудные дети.
Родители успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий, участвуют в КВН и музыкальных конкурсах, днях творчества.
Мероприятия, проводимые с обучающимися:
Торжественная линейка, посвящённая празднику "День Знаний"
Праздник " День Отца"
День пожилых людей
День матери в России.
Покормите птиц зимой (Сделаю кормушку вместе с папой)
Новогодний утренник.
Рождественские посиделки.
День Защитника Отечества.
Праздник бабушек и мам.
Операция "Скворечник"
День Земли.
День здоровья "Папа, мама, я - дружная семья"
Праздник Светлой Пасхи.
"Бессмертный полк"
Выходы в природу совместно с родителями.
Родители привлекаются к проведению классных часов, связанных с профессиями родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся.
В результате работы укрепляются связи с семьёй, повышается психолого-педагогическое просвещение родителей, растёт ответственность родителей за воспитание и обучение детей.