Филиал МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина» - «Пикшенская основная школа».
Классный час:
«Семейные ценности».
Автор работы: Максутова О.А., филиал МБОУ
«Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина» -
«Пикшенская основная школа», учитель начальных
классов, педагогический стаж работы: 1 год,
номинация: классный час в начальной школе
Методическая разработка классного часа: «Семейные ценности».
Тема: «Семейные ценности».
Цель: Сформировать понятие «семья», «счастливая семья», воспитывать любовь и уважение к семье, познакомить с семейными ценностями семей учащихся.
Задачи:
- раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности;
- формировать убеждения о важности семьи в жизни каждого человека;
- воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к родителям, близким, развивать чувство гордости за свою семью;
- воспитывать уважение к членам своей семьи и людям старшего возраста;
- формировать духовные и нравственные качества учащихся, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям.
- развивать речь, внимание, мышление и память;
- создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся и проявления их активности;
- развить у ребят внимание, наблюдательность, сообразительность и находчивость;
- воспитывать стремление к развитию позитивных качеств личности: взаимопомощи, доброжелательности, общительности, коллективизма, отзывчивости.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, презентация к уроку, видеоклип «Повесть о Петре и Февронии», бумага, ручки, фрукты, овощи, мягкие игрушки, искусственные цветы, фартуки, платки, «Легенда о ромашке», лепестки Ромашки «Семейные ценности».
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная и групповая.
Содержание классного часа:
1) организационный момент, психологический настрой;
2) постановка проблемной ситуации;
3) открытие нового;
4) физкультминутка;
5) выполнение заданий;
5.1) конкурс 1 «Допиши словечко»;
5.2) конкурс 2 «Кулинарная интуиция»;
5.3) конкурс 3 «Блиц - опрос»;
5.4) конкурс 4 «В мире животных».
5.5) конкурс 5 «Мамина сумочка».
5.6) конкурс 6 «Папа встречает маму».
6. Беседа о классном коллективе «семье». Легенда о ромашке.
7. Итоговое творческое задание.
8. Итог. Рефлексия.
9. Выставка детских работ.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент, психологический настрой.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему для всех нас, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех до конца занятия будет сохраняться хорошее настроение.
2. Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, на доске написаны пословицы, вам нужно прочитать их, для этого вам необходимо вставить пропущенные слова.
Пословицы:
Вся (семья) вместе, так и душа на месте.
Человек без (семьи), что дерево без плодов.
Дерево держится корнями, а человек (семьей).
Вся (семья) вместе, так и душа на месте.
(Ответы детей)
Учитель: О чём сегодня мы будем с вами говорить?
Учитель: Ребята, может ли человек жить совсем один и при этом называть себя семьей? (Ответы детей).
Учитель: Я расскажу вам одну историю, которая произошла давным-давно с одним мальчиком. Жил на свете мальчик по имени Слава. Он жил совсем один, не было у него никого ни родных, ни друзей, ни близких. Славу никто не воспитывал, никто не играл с ним, не с кем ему было поделится ни печалью, ни радостью. Один раз мальчику стало очень грустно, и решил он отправиться на берег синего моря. Вдруг, навстречу Славе вышел старый седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Мальчик, куда ты идешь? - спросил старик.
- Я иду туда, где мне не будет так грустно и одиноко - ответил Слава.
- Я знаю, как тебе можно помочь. Пойдем со мной, и я покажу тебе место, где ты будешь счастлив, где тебе будут рады, и тебе не будет одиноко, - предложил старик. Он привел мальчика в свой родной дом, где жили его самые близкие и родные: дети, внуки, правнуки.
- Посмотри, Слава! - сказал старик. Живем мы здесь все вместе одной большой семьей, вместе радуемся и смеемся, вместе грустим и печалимся, вместе едим, отдыхаем, работаем и помогаем друг другу, что бы ни случилось. Оставайся жить вместе с нами! Я стану тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки станут для тебя братьями и сестрами.
Мальчик согласился и остался жить вместе с ними. Прошло какое-то время, и Слава понял, что только теперь он научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.
Учитель: Почему мальчик научился радоваться и стал счастливым? Что у него появилась?
(Ответы детей).
3. Открытие нового.
Учитель: Сегодня наш разговор о семье. Сейчас я прошу вас разделиться на 2 команды - «семьи» придумать название и нарисовать эмблему вашей команды. Теперь выберите командира вашей команды - «главу семьи». У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «семья» возникают в нашем сознании с первых дней жизни. Семья - это великий дар, которым обладает человек и который надо беречь. С каждым годом вы становитесь всё взрослее, и взрослее наступит время, когда вам надо будет создавать свою семью.
Учитель: Ребята, как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы произносите это слово? (Ответы детей).
Учитель: В словаре русского языка С.И. Ожегова «семья» трактуется как группа живущих вместе родственников. Но в современном мире семья, прежде всего - это не просто родственники, а дети и родители. Все мы с вами любим, слушать семейные истории, смотреть различные фильмы и эти они со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Итак, тема нашего классного часа «Семейные ценности».
Учитель: Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. Моим теплом. Вот - это дом!
Учитель: О каком же тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной? (Дети предлагают свои варианты ответов).
4. Физкультминутка.
Учитель: Давайте ребята, мы с вами немного отдохнем. Все участники становятся в круг. Игроки под музыку передают по кругу цветок. Как только музыка перестает играть, тот участник, у которого в руках оказался цветок, должен выполнить задание учителя. (Посмеяться, улыбнуться, пожать всем руки и т.п.)
5. Выполнение заданий.
5.1. Конкурс 1 «Допиши словечко».
Учитель: У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Допишите пять определений счастливой семьи.
Семья будет счастливой если:…
Выигрывает та команда, которая первая и верно даст определения счастливой семьи. (Любовь, верность, искренность, терпение, справедливость, прощение, уважение, доброта, нежность и т. д.).
Учитель: С первым конкурсом вы хорошо справились. А теперь идем дальше.
5.2. Конкурс 2 «Кулинарная интуиция».
Всем участникам конкурса завязывают глаза. Задача заключается в том, чтобы, не касаясь каждого предложенного продукта, на запах определить, что находится перед ним. В конкурсе использовали: яблоко, лук, картофель, мандарин, огурец и банан. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу, побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
5.3. Конкурс 3 «Блиц - опрос».
Учитель: Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Командам даётся время на подготовку. Учитель включает музыку. Участники каждой команды приступают к выполнению задания. Когда музыка замолкает, командир - «глава семьи» выбирает, кто будет отвечать. Выигрывает та команда, которая больше перечислит составляющие семейного счастья.
5.4. Конкурс 4 «В мире животных».
Участникам завязывают глаза и дают на выбор мягкие игрушки. Задача: догадаться, что за игрушка оказалась в руках. Чья команда отгадает больше животных, та и выигрывает в этом конкурсе.
5.5. Конкурс 5 «Мамина сумочка».
На стульях находится бусы, губная помада, зеркало, косметичка, сок, канцелярские ножницы. В руках у участников «сумочки». По команде учителя, участники должны добежать до стула, взять один предмет, (который необходим маме) положить в «сумочку» и вернуться обратно. Игра продолжается до тех пор, пока команды не соберут все необходимые предметы. Побеждает та команда, которая первая и верно соберет мамину «сумочку».
5.6. Конкурс 6 «Папа встречает маму». Участвуют пары мальчик и девочка. Заранее приготовили фартуки, платки и цветки (по количеству пар). Участвующие пары становятся на стартовой линии. На финише, напротив каждой пары, стоят стулья, на которые кладутся платок, цветок и фартук. По сигналу учителя мальчики бегут к стульям, берут фартук, возвращаются обратно к стартовой линии и надевают фартук на девочку. После этого, они снова бегут к стулу, берут платок и снова возвращаются к девочкам и надевают на них платок. То же делают с цветком, возвращаются к своей паре. Побеждает та команда, которая первая справится с этим заданием.
6. Беседа о классном коллективе «семье». Легенда о ромашке.
Учитель: Наш классный коллектив можно назвать семьей? Почему? А какие традиции существуют в нашей школьной семье? (Ответы детей: отмечаем дни рождения, праздники всем классом, участвуем все вместе во всех школьных мероприятиях).
Учитель: Вот такая наша дружная школьная семья. И год из года она становится все дружней и крепче. Впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют, понимание, доверие… Мы тоже будем заботиться друг о друге и, конечно же, помогать друг другу. Ребята, а как вы думаете, какой цветок считается символом любви и верности?
(Ответы детей).
Учитель: Правильно ребята, именно ромашка издавна считается символом семьи и верности. Всероссийский День семьи, любви и верности впервые стали праздновать в 2008 году. Идея отмечать этот светлый праздник возникла у жителей города Мурома, который находится во Владимирской области, где хранятся мощи супругов Петра и Февронии.
История их любви и жизни дошла и до наших дней благодаря «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в 16 веке Ермолаем Эразмом. По легенде, князь Петр страдал и мучился от проказы и никто не мог его излечить. Однажды во сне он увидел видение, что излечит его молодая девушка по имени Феврония, которая живет в деревне Ласковая. Эта деревня находилась в Рязанской земле. Петр поехал и нашел эту девушку, Феврония исцелила князя и стала его законной супругой. Они жили долго и счастливо.
Петр и Феврония были для всех образцами супружеской любви, верности и семейного счастья. По преданию, они умерли в один день - 25 июня (8 июля - по новому стилю) 1228 года. Их тела, которые находились в разных местах, каким-то образом оказались в одном гробу. В 1547 году Петра и Февронию канонизировали, а их мощи стали храниться в храме Свято - Троицкого монастыря в Муроме.
(Видезапись о Петре и Февронии).
Чтобы сделать этот праздник еще более светлым и радостным символом семьи, любви и верности выбрали ромашку. Ведь именно ромашка так верно отражает чувство большой и чистой любви. О ромашках давно сложено много легенд и сказаний. Одну из них я расскажу вам прямо сейчас.
Давным-давно в одной деревне жила девушка по имени Мария. Она была очень стройной как березка, красивой как заря и нежной как легкий весенний ветерок. У Марии были голубые глаза, словно бездонные озера полные чистой водой и длинные светло-русые волосы. Она была влюблена в одного юношу из соседней деревни по имени Роман. Он тоже очень сильно любил ее, и они практически не расставались друг с другом каждый день проводили вместе: гуляли, смеялись, веселились, собирали цветы, ягоды, грибы...
Однажды Роман увидел странный и удивительный сон, как будто он очутился в какой-то неизвестной стране и незнакомый старец дарит ему невиданный цветок с нежно-белыми вытянутыми лепестками и ярко-желтой сердцевиной. Когда он проснулся, то увидел, что на его кровати лежал этот прелестный цветок! Цветок настолько понравился ему, что Роман тут же бросился и дарить его своей любимой. Цветок излучал необыкновенную нежность и красоту. Мария была в восторге от такого необычного подарка и назвала его таким же нежным и ласковым именем как звали ее любимого - Ромашка.
Никогда еще раньше она не видела такого нежного и в то же время простого цветка. Но вдруг, Марии стало очень грустно из-за того, что не все влюбленные смогут наслаждаться этой удивительной и необыкновенной красотой ромашки. И тогда девушка попросила возлюбленного принести ей целый букет этих прекрасных цветов и посадить перед ее домом. Не смог Роман отказать в просьбе своей любимой и отправился в дальний путь.
Долго он бродил по лесам, по полям, по горам пока на самом краю света не нашел царство сновидений. Рассказал Роман о необычной просьбе своей любимой правителю этого царства. Согласился правитель подарить его возлюбленной поле ромашек, но при условии, что парень навсегда останется в его владениях. Ради своей любимой Роман был готов на все, и он согласился и навсегда остался в стране сновидений. Долго ждала Мария возвращения Романа и все гадала: любит ли он ее? Помнит или забыл? Но его все не было. Однажды ясным солнечным утром, она увидела у своего дома целое поле ромашек, Мария все поняла - жива ее любовь и помнит ее, но никогда она больше не увидит своего возлюбленного, и заплакала... Вот так и появились ромашки. Люди полюбили эти цветы за их нежность, красоту и простоту, а все влюбленные стали гадать: «Любит - не любит?».
Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы назвали те человеческие качества, которые очень важны для каждого человека, а воспитываются они именно в семье. У вас на партах лежат лепестки, прочитайте их, на них написаны человеческие качества. Если вы считаете, что качество хорошее, выйдете к доске и прикрепите лепесток к серединке. (На лепестках написаны положительные и отрицательные качества семьи).
Учитель: Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение).
Учитель: Почему вы не выбрали остальные лепестки? (Зависть, грубость, жадность, ненависть).
(Ответы детей).
Учитель: Пусть этот получившийся цветок - ромашка, символ семьи, любви и верности, принесет вашим семьям лишь только все самое хорошее.
7. Итоговое творческое задание.
В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.
8. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
(Ответы детей)
9. Выставка детских работ.
Учитель: Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения:
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?!
Папа рад, и мама рада,
А мне, большего не надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир и лад!
Учитель: Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень, очень любите! Мне хочется пожелать вам всем, ребята, чтобы ваши лица уставали только от улыбок! Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты. Желаю, чтобы ваши семьи были счастливыми! Благодарю за участие, за вашу активность. Молодцы, ребята!
Подведение итогов.
Результаты: В ходе классного часа у детей сформировалось понятие «семья», «счастливая семья», сформировалось убеждение в важности семьи в жизни человека, чувство любви и уважения к родителям, гордость каждого ребенка за свою семью.
Классный час прошел увлекательно. Ребята получили массу позитивных эмоций.
Список используемых источников:
1. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1996. - с. 192.
2. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности. Начальная школа. - 2008. - с. 12-18.
3. Громова Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания.: Воспитание и дополнительное образование, 2010. - с. 22-26.
4. Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников.: Педагогика, 2009. - с. 5-26.
5. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях.: Начальное образование, - 2010. - с. 3-18.
6. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении.: Начальная школа, - 2008. - с. 3-28.
7. Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе.: Воспитание школьников, - 2004. - с. 11-20.
8. Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания: научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей.: Этическое воспитание, - 2007. - с. 5-95.