СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный фольклор

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семейный фольклор»

Класс 7

Предмет : Музыка

Урок №1

Дата : 02.09.2024

Тема: Семейный фольклор

Тип урока

Урок « открытия» новых знаний

Педагогические задачи

  1. Образовательные расширение представлений о музыкальной культуре русского народа через знакомство с календарными обрядами.

  2. Воспитательные воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке своего народа;



  1. Развивающие развивать творческие и музыкальные способности обучающихся, исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора, сочинять заклички (веснянки);

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • осознают неразрывную связь музыки и жизни человека, могут рассуждать на эту тему;

  • стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа.

Метапредметные результаты:

  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

  • публично представлять результаты учебной и творческой деятельности;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа).

Личностные результаты:

  • проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего народа;

  • понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление к самовыражению в сочинительстве.

Оборудование

компьютер, проектор, экран , учебники, народные музыкальные инструменты.

Используемые технологии

Технология системно-деятельностного подхода

ХОД УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент и мотивация

Включить учащихся в учебную деятельность.

Организовать деятельность учащихся по установке

тематических рамок.

Музыкальное приветствие.

«Здравствуйте».

- А как здоровались наши далёкие предки?

Исполняют по нотной записи музыкальное приветствие «Здравствуйте».

Знакомятся со значением слов «Гой еси» – жить, ты есть, т.е. будь здоров. Сочиняют и исполняют мелодию на слова «Ой, вы, гой еси, люди добрые»

2. Актуализация знаний.

По какому поводу могли собраться все вместе люди, проживающие в Верхотурье 400 лет назад?

- Наши предки много работали. Может ли продолжаться целый год тяжёлый труд без остановки? Часто собирались люди на праздники? Почему?

- А вот повод для этой встречи зародился ещё задолго до появления нашего города, до прихода христианства на Русь. Причиной для праздников были Ярило, Хорс, Авсень и Коляда. Кто может назвать эти праздники?

- Что мы не знаем?

- Если мы узнаем значение этих слов, какую информацию получим?

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

 

 
Для нахождения ответа на вопрос акцентирует внимание обучающихся на однокоренные слова Коляда – колядки, звучание слов Авсень – Овсень, напоминает сюжет сказка Островского «Снегурочка» (Ярило солнце), обращает внимание на количество имён собственных.

 


Отвечают на вопрос (собраться на защиту города, строительство храма, дороги, для работы в поле, на суд преступника, на праздник…)

 

 

испытывают затруднение при ответе на вопрос.

 

 


3.Постановка цели и задач урока

 Работа по теме урока.

-Что такое фольклор?

Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете?

-Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).

Вокруг каждого такого события строилось театральное действо – игра. Событие «обряжается», отсюда и происходит слово «обряд». Исполнялись песни: величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.

Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни.

(Произведения, которые созданы народом.)

Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)

4.Решение учебной задачи


А сегодня, мы с вами поговорим о семье и о музыке, которая сопровождает все важные события семейной жизни.

- Песни звучали не только на семейных праздниках, но и в трудовые будни. Поэтому они называются семейно- бытовые. Такова тема нашего урока.

Раньше семьи были большие «от мала до велика», «и стар и млад»

- Как это понять?

-Обязанности в семье распределялись. Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей.

- Какая музыка звучит, когда мама баюкает своего ребенка?

- Какие главные слова в колыбельной?

- Какие колыбельные песни вы знаете?

 Кто автор колыбельных песен? (народ)

-Мужчины были работниками, хозяевами. Они работали в поле, выполняли мужскую работу дома. Им помогала песня.

- Прослушайте трудовую песню «Ой горох, мой горох»

4. Вечером, после трудового дня вся семья встречалась за большим столом у самовара. Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

- Что же объединяло семью? (дружба)

- Что нужно, чтобы семья была дружной? (помогать друг другу, уважать старших, заботиться о них)

-Ведь семья крепка дружбой. А крепкая семья- основа Государства. Поэтому наше государство придает огромное значение укреплению семьи.

- Песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом нашего народа, мы изучаем песни разных народов. Песня сплачивала семью, помогала жить.





















(колыбельные песни)

(баю-бай)

Дети вспоминают колыбельные песни


5.Динамическая пауза

Попробуйте покликать людей на том берегу реки, не напрягая голосовые связки: «Алёнушка», «Иванушка».

 Организует динамическую паузу с распеванием.


Распеваются стоя, имитируя клик.

6. слушание

Разучивание песни

вадебной песни «Виноград в саду цветёт» в исполнении образцового детского фольклорного коллектива (на слайдах -народный костюм Белгородской обл.)

работа над текстом - сравнение первой и второй части песни -исполнение по фразам

Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.

-Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни «Виноград в саду цветёт»?

-В каком ладе она написана? (мажор) -В каком ритме? (в ровном) -В каком темпе? (умеренном)


Слушают песню . Анализируют мелодию и содержание песни.

7.Рефлексия

 На какие вопросы вы получили ответы? Что осталось не изученным?

- Назовите три момента на уроке, оказавших важными для вас.


Организовывает рефлексивную деятельность.


Тест по теме урока.

Самооценка.

 


8.Итог урока .

Отметки за работу на уроке.


Домашнее задание.

Сочинить частушку про школу.