Тип урока | Урок « открытия» новых знаний |
Педагогические задачи | Образовательные расширение представлений о музыкальной культуре русского народа через знакомство с календарными обрядами. Воспитательные воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке своего народа; Развивающие развивать творческие и музыкальные способности обучающихся, исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора, сочинять заклички (веснянки); |
Планируемые результаты | Предметные результаты: осознают неразрывную связь музыки и жизни человека, могут рассуждать на эту тему; стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа. Метапредметные результаты: передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа). Личностные результаты: проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего народа; понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в сочинительстве. |
Оборудование | компьютер, проектор, экран , учебники, народные музыкальные инструменты. |
Используемые технологии | Технология системно-деятельностного подхода |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты Задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент и мотивация | Включить учащихся в учебную деятельность. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. | Музыкальное приветствие. «Здравствуйте». - А как здоровались наши далёкие предки? | Исполняют по нотной записи музыкальное приветствие «Здравствуйте». Знакомятся со значением слов «Гой еси» – жить, ты есть, т.е. будь здоров. Сочиняют и исполняют мелодию на слова «Ой, вы, гой еси, люди добрые» |
2. Актуализация знаний. | По какому поводу могли собраться все вместе люди, проживающие в Верхотурье 400 лет назад? - Наши предки много работали. Может ли продолжаться целый год тяжёлый труд без остановки? Часто собирались люди на праздники? Почему? - А вот повод для этой встречи зародился ещё задолго до появления нашего города, до прихода христианства на Русь. Причиной для праздников были Ярило, Хорс, Авсень и Коляда. Кто может назвать эти праздники? - Что мы не знаем? - Если мы узнаем значение этих слов, какую информацию получим? | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. Для нахождения ответа на вопрос акцентирует внимание обучающихся на однокоренные слова Коляда – колядки, звучание слов Авсень – Овсень, напоминает сюжет сказка Островского «Снегурочка» (Ярило солнце), обращает внимание на количество имён собственных. | Отвечают на вопрос (собраться на защиту города, строительство храма, дороги, для работы в поле, на суд преступника, на праздник…) испытывают затруднение при ответе на вопрос. |
3.Постановка цели и задач урока | Работа по теме урока. | -Что такое фольклор? Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? -Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего). Вокруг каждого такого события строилось театральное действо – игра. Событие «обряжается», отсюда и происходит слово «обряд». Исполнялись песни: величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты. Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни. | (Произведения, которые созданы народом.) Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.) |
4.Решение учебной задачи | | А сегодня, мы с вами поговорим о семье и о музыке, которая сопровождает все важные события семейной жизни. - Песни звучали не только на семейных праздниках, но и в трудовые будни. Поэтому они называются семейно- бытовые. Такова тема нашего урока. Раньше семьи были большие «от мала до велика», «и стар и млад» - Как это понять? -Обязанности в семье распределялись. Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей. - Какая музыка звучит, когда мама баюкает своего ребенка? - Какие главные слова в колыбельной? - Какие колыбельные песни вы знаете? Кто автор колыбельных песен? (народ) -Мужчины были работниками, хозяевами. Они работали в поле, выполняли мужскую работу дома. Им помогала песня. - Прослушайте трудовую песню «Ой горох, мой горох» 4. Вечером, после трудового дня вся семья встречалась за большим столом у самовара. Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар. - Что же объединяло семью? (дружба) - Что нужно, чтобы семья была дружной? (помогать друг другу, уважать старших, заботиться о них) -Ведь семья крепка дружбой. А крепкая семья- основа Государства. Поэтому наше государство придает огромное значение укреплению семьи. - Песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом нашего народа, мы изучаем песни разных народов. Песня сплачивала семью, помогала жить. | (колыбельные песни) (баю-бай) Дети вспоминают колыбельные песни |
5.Динамическая пауза | Попробуйте покликать людей на том берегу реки, не напрягая голосовые связки: «Алёнушка», «Иванушка». | Организует динамическую паузу с распеванием. | Распеваются стоя, имитируя клик. |
6. слушание Разучивание песни | вадебной песни «Виноград в саду цветёт» в исполнении образцового детского фольклорного коллектива (на слайдах -народный костюм Белгородской обл.) работа над текстом - сравнение первой и второй части песни -исполнение по фразам | Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен. -Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни «Виноград в саду цветёт»? -В каком ладе она написана? (мажор) -В каком ритме? (в ровном) -В каком темпе? (умеренном) | Слушают песню . Анализируют мелодию и содержание песни. |
7.Рефлексия | На какие вопросы вы получили ответы? Что осталось не изученным? - Назовите три момента на уроке, оказавших важными для вас. | Организовывает рефлексивную деятельность. | Тест по теме урока. Самооценка. |
8.Итог урока . | Отметки за работу на уроке. | Домашнее задание. | Сочинить частушку про школу. |