СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный фольклор

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Просмотр содержимого документа
«Семейный фольклор»

Урок № 2 _________________

Семейный фольклор

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы); развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.

Оборудование: плакаты «Русский костюм», рушник, детские музыкальные инструменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

-Что такое фольклор? (Произведения, которые созданы народом.)

-Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? (Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)

-Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).

Вокруг каждого такого события строилось театральное действо – игра. Событие «обряжается», отсюда и происходит слово «обряд». Исполнялись песни: величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.

Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни.

2. А сегодня, мы с вами поговорим о семье и о музыке, которая сопровождает все важные события семейной жизни.

- Песни звучали не только на семейных праздниках, но и в трудовые будни. Поэтому они называются семейно- бытовые. Такова тема нашего урока.

Раньше семьи были большие «от мала до велика», «и стар и млад»

- Как это понять?

-Обязанности в семье распределялись. Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей.

- Какая музыка звучит, когда мама баюкает своего ребенка? (колыбельные песни)

- Какие главные слова в колыбельной? (баю-бай)

- Какие колыбельные песни вы знаете?

- Кто автор колыбельных песен? (народ)

3. -Мужчины были работниками, хозяевами. Они работали в поле, выполняли мужскую работу дома. Им помогала песня.

- Прослушайте трудовую песню «Ой горох, мой горох»

4. Вечером, после трудового дня вся семья встречалась за большим столом у самовара. Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

- Что же объединяло семью? (дружба)

- Что нужно, чтобы семья была дружной? (помогать друг другу, уважать старших, заботиться о них)

-Ведь семья крепка дружбой. А крепкая семья- основа Государства. Поэтому наше государство придает огромное значение укреплению семьи.

- Песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом нашего народа, мы изучаем песни разных народов. Песня сплачивала семью, помогала быть

5.- слушание свадебной песни «Виноград в саду цветёт» в исполнении образцового детского фольклорного коллектива (на слайдах -народный костюм Белгородской обл.)

-Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.

-Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни «Виноград в саду цветёт»?

-В каком ладе она написана? (мажор) -В каком ритме? (в ровном) -В каком темпе? (умеренном)

2.-Разучивание песни

-работа над текстом - сравнение первой и второй части песни -исполнение по фразам

III.Повторение – жанр «Частушки»

-Какой характер у народных песен под названием «частушки»?

-Почему частушки получили такое название?

- Чем отличаются частушки от других народных песен? (У них короткий мотив, который всё время повторяется.) -Взрослому трудовому народу помогали бабушки и дедушки. Бабушки водились с малыми детьми, а дедушки мастерили игрушки и музыкальные инструменты и пели детям частушки.

- Что такое частушка? (шуточные куплеты)

-Это куплет, мелодия которого повторяется, а слова разные.

- Какие музыкальные инструменты исполняют частушки?(балалайка, гармошка…)

- К какой группе музыкальных инструментов относятся?(русские народные инструменты)

(балалайка, гармошка, дудка, ложки…)

-Современная частушка очень часто исполняется в наше время.

Исполнение частушек с детскими шумовыми инструментами.

IV. Обобщение.

-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? (обрядовыми семейно- бытовыми песнями) -Почему эти песни получили такое название?

-Какие важные события в своей жизни люди сопровождали обрядами ? Какие песни исполнялись? (величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.)

Итог урока. Выставление оценок.

Виноград в саду цветет

Виноград в саду цветет

А ягодка а малинка поспевает

А ягодка а малинка поспевает

Виноград спелый спелый

Виноград спелый спелый

А ягода ягода черна зелёна

А ягода ягода черна зелёна

Виноград — Андрей сударь

Виноград — Андрей сударь

А ягодка а малинка - свет ты Марьюшка

А ягодка а малинка - свет ты Марьюшка

Ими люди дивовалися

Ими люди дивовалися

Что хороши да пригожи уродилися

Что хороши да пригожи уродилися

Ой, хорош Андрей-сударь,

Ой, хорош Петрович,

Хороша да Марьюшка,

Хороша Григорьевна.

Не дивуйтесь люди добрые

Не дивуйтесь люди добрые

А мы сами таковы да уродилися

А мы сами таковы да уродилися

Дай вам Бог и совет и любовь!

Дай вам Бог и совет и любовь!

Во совете, во любви до ста лет вам прожить!

Во совете, во любви до ста лет вам прожить!

Виноград в саду цветет

Виноград в саду цветет

А ягодка а малинка поспевает

А ягодка а малинка поспевает


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!