7
Семейный клуб - эффективная форма социального партнерства для решения образовательных задач ДОУ
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Я представлю вам одну из эффективных форм взаимодействия с родителями – «Семейный клуб».
2 слайд
На современном этапе уделяется большое внимание важности семьи в воспитании и развитии ребенка, участию семейного сообщества в управлении образовательными учреждениями, планирования их образовательной работы. Эти положения закреплены следующими нормативно-правовыми документами РФ:
Одним из важных требований ФГОС к педагогам ДОУ, является – выстраивание взаимодействия с родителями воспитанников на принципах доверия, взаимоуважения, в форме непринужденного общения для решения образовательных задач ДОУ. Таким образом - создать единое образовательное пространство «семья - детский сад» для равноправного и заинтересованного партнерства.
3 слайд
Проблемы:
Зачастую не всегда хватает такта, взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как заинтересовать родителей совместной работой? Как сделать родителей активными участниками, а не пассивными наблюдателями?
«Семейный клуб» – одна из нетрадиционных эффективных форм взаимодействия с семьей, которая отвечает всем требованиям ФГОС ДО .
Встречи проходят в нетрадиционной обстановке на добровольной основе по субботам, также семейный клуб открыт для участия всей семьи - папы, мамы, братья, сестры, бабушки, дедушки, что позволяет провести выходной день с пользой для всей семьи и быть в курсе событий и проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.
4 слайд:
Организован семейный клуб с целью: создать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение родительской компетентности в воспитании нравственных качеств детей.
Для реализации цели решаем задачи, которые представлены на слайде:
Задачи:
- Выстроить систему личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и Семье;
- Создавать комфортную обстановку для сотрудничества, атмосферу доброжелательности, взаимопонимания с семьями воспитанников;
- Повысить этико-деонтологическую (должное поведение родителя) культуру родителей в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста;
- Создать условия для полноценного общения с родителями воспитанников для: обмена мнениями, опытом семейного воспитания, реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей;
- Разработать совместно с семьями воспитанников систему мероприятий, осуществляя совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;
- Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
5 слайд
Встречи в «Семейном клубе» обычно проходят на базе дошкольного образовательного учреждения. Периодичность: 1 раз в месяц по субботам в 11 часов и чаще по запросам семей.
В начале года через анкетирование выявляем социальный статус семей, их запросы.
Далее вместе с родителями планируем совместную деятельность в семейном клубе, учитывая родительские запросы и проблемы, идеи детей, а также годовые задачи учреждения и календарно – тематический план группы.
Таким образом, в ходе встреч повышается родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей и целостного развития личности.
Взаимоотношения всех участников клуба строятся на основе педагогики сотрудничества, учитывающей актуальные потребности семей, способствующей формированию активной жизненной позиции, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, укреплению института семьи и передаче положительного опыта в воспитании детей.
На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность, высказываются идеи на перспективу.
6 слайд:
Организация встреч семейного клуба - очень трудоемкая, но интересная работа.
7 слайд:
Основными направлениями деятельности семейного клуба являются:
Организационные – на таких встречах обсуждаем проблемы воспитания, развития, занятости детей, планируем совместные мероприятия;
Свободные – по предложению и выбору родителей;
Событийные - видео просмотры и слайд – шоу по организации жизни детей в ДОУ, деятельности семейного клуба
8 слайд:
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, задач, возраста воспитанников и интересов участников:
решение педагогических ситуаций;
психологические тренинги;
семинары-практикумы;
мастер-классы;
логопедические консультации;
детско-взрослые проекты;
распространение опыта семейного воспитания «Традиции моей семьи»;
творческие мастерские;
конкурсы;
спортивные досуги, календарные, фольклорные праздники;
встречи с интересными людьми;
экскурсии в учреждения образования, культуры и спорта;
совместные акции;
выставки детского и семейного творчества;
видео просмотры и слайд – шоу по организации жизни детей в ДОУ, деятельности семейного клуба
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
9 слайд:
Принципы, подходы и правила Семейного клуба
Принцип сотрудничества и психологической комфортности, всех участников;
Добровольность участия и открытость для всех членов семьи (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, дедушки);
Родители контролируют поведение своего ребенка на протяжении всей встречи;
Важно не относиться критично к участникам встречи, принимать все идеи;
На протяжении всей встречи выступать в разных ролях: партнер, помощник, ведущий;
Быть естественным, открытым, раскрепощенным.
Говорить
Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараемся отмечать личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
10 слайд: Для того чтобы выявить эффективность этой формы работы, мы провели апробацию этой формы работы на базе нашего учреждения
С декабря 2012 года был создан семейный клуб «Субботничек». Цель которого - повышение родительской компетентности в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста (толерантное отношение к детям с ОВЗ), осуществляя социальное партнерство
с учреждениями района.
С сентября 2014года и по настоящее время действует- клуб «Дружная семейка» Цель его меняется в связи с возрастом детей и запросов родителей.
2014год - 1 младшая группа Цель: формирования доверительных отношений с семьями воспитанников и более легкой адаптации малышей
С 2015 года
Цель: формирование партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий всех социальных партнеров района (педагоги, родители, учреждения образования, культуры и спорта) для развития, воспитания и успешности детей.
20 слайд:
29.01.2018г семинар-практикум на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство с методом трех вопросов
Пример темы: Произвольность поведения детей дошкольного возраста
Работа в группах: мамы предлагают идеи, как прививать детям
любовь к семье,
бережное отношения к игрушкам и предметам ближайшего окружения,
своему поселку, Родине
планируют совместные мероприятия.
30 слайд:
Результативность:
Создана образовательная среда, обеспечивающая психологическую комфортность всех участников семейного клуба:
Посещает семейный клуб 80% родителей;
Информирование и привлечение родителей к участию в образовательном процессе составляет - 96%;
Включенность по реализации детско-взрослых проектов повысило педагогическую активность родителей на 20%;
Повысилась активность участия семей в творческих муниципальных конкурсах 90%;
Мониторинг удовлетворенности родителей осуществлением образовательных услуг в группе показал 92 %;
Снизилось количество родительских обращений по конфликтным ситуациям (не было обращений);
34 слайд:
Анализируя опыт сотрудничества педагогов и родителей, мы утверждаем, что Семейный клуб – современная и эффективная форма взаимодействия.
Результатом деятельности являются следующие показатели:
• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия к педагогам и специалистам ДОУ;
• родители приобрели необходимые знания и воспитательные умения для полноценного общения с детьми;
• измененились родительские установки, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;
• создано единое образовательное пространство в ДОУ и семье;
• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.
С нашей точки зрения, совместная деятельность педагогов, родителей и детей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отражается на его физическом и психическом здоровье.
В результате нашей многолетней систематической работы в семейном клубе сложилось определенная модель социально-педагогического партнерства ДОУ и семьи воспитанника, в рамках которой социально-педагогические функции учреждения закладываются в систему показателей качества образования воспитанников:
положительное изменение в ближайшем социуме;
уровень социальной успешности воспитанников;
изменение социальной ситуации развития дошкольника в семье, поддерживаемое педагогическим просвещением всех ее членов в активных формах (тренинги, групповое консультирование, участие в учебно-воспитательном процессе детей: детско-взрослых проектах, выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях и др.)
35 слайд:
Монографии:
«Родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей», опубликована издательским домом Германии LAP Publishing 2012 год (e-Mail: info@lap-publishing.com - www.lap-publishing.com;
«Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ» (на примере работы семейного клуба, действующих в Северо-Енисейском районе Красноярского края) в соавторстве с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева - Л.Г. Климацкой, Н.Ю.Романовой www.siвsеdu.kspu.ru