СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЕМЕШ О. Ю. Урок "Урок-обобщение по теме «Глагол»" VII класс РЯиЛ 2019-10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СЕМЕШ О. Ю. Урок "Урок-обобщение по теме «Глагол»" VII класс РЯиЛ 2019-10»

О. Ю. Семеш, учитель русского языка и литературы ГУО «Бабиничская средняя школа Витебского района»

Урок-обобщение по теме «Глагол» VII класс

Цель: организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний о морфологических признаках, правописании глаголов.

Предполагается, что к концу урока учащиеся:

  • закрепят знания, полученные при изучении темы;

  • смогут выполнить задания выходного контроля.

Задачи личностного развития: создать условия для развития самостоятельной познавательной активности учащихся, навыков само- и взаимоконтроля, способствовать формированию культуры рефлексивной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, урок-путешествие.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, учебник «Русский язык».

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)

  • Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  • Вы знаете, совсем недавно я перебирала школьные тетради, и мне на глаза попалась очень интересная записка. Я решила, что она поможет нам определиться с темой сегодняшнего урока. Давайте почитаем записку.

Дорогая Маша, несердись, но я хочу тебя попрасить помоч мне с математикой. Ты могла бы позаниматся со мной? Скоро прозвенит звонок, прихади в столовую — кушать! Петя.

  • В словах какой части речи допущены ошибки? (В глаголах.)

  • Почему Петя допустил ошибки? (Не знает правописание глаголов.)

  • Что же надо сделать, чтобы не быть таким безграмотным, как Петя? (Для того чтобы исправить этот текст, мы должны повторить и закрепить правописание глаголов, вспомнить основные правила.)

  • Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (Обобщение и повторение по теме «Глагол».)

  • Какие мы поставим перед собой цели?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели урока.

  • Для достижения этих целей, ребята, я предлагаю отправиться в путешествие. Только так мы сможем исправить ошибки в записке.

Путешествовать мы будем по стране Глаголия, а отметки за работу на уроке вы будете вносить в лист достижений (приложение 1).

  • Я просила вас дома нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки. Скажите, почему вы видите глагол именно таким? (Учащиеся демонстрируют и защищают свои рисунки на тему «Портрет Глагола».)

  1. Операционно-познавательный этап.

  • Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но я надеюсь, что мы всё это преодолеем. А для этого нам понадобятся ваши знания. Давайте вспомним некоторые особенности глагола.

Станция «Теоретическая».

Теоретическая разминка (разноуровневые задания).

  1. Составить кластер (высоко мотивированные учащиеся).

  2. Приём «Дополни предложения» (менее сильные ученики выполняют на отдельных листах).

  1. Глагол — это самостоятельная речь речи, которая обозначает...

2. Глаголы бывают ... и ... вида, ... и непереходными, возвратными и ... .

3. Глаголы имеют начальную форму, которая называется ..., или ...

4. Неопределённая форма глагола имеет формообразовательные суффиксы ..., ..., чь.

  1. Глаголы изменяются по ... . Бывают прошедшего, настоящего и будущего ... .

  2. В прошедшем времени изменяются по ..., а в единственном числе — по родам.

  3. В ... и ... времени глаголы изменяются по числам и лицам.

  4. Глаголы бывают изъявительного, ... и повелительного наклонения.

  5. Глаголы относятся к первому или второму ... .

  6. Глаголы хотеть, бежать являются ... .

Критерии оценки:

нет ошибок — 6 баллов, 1—2 ошибки — 5 баллов, 3—5 ошибки — 4 балла, более 6 ошибок — 3 балла.

Станция «Грамматическая».

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (по М. Горькому)

Орфоэпическая минутка: облегчить, облегчу, облегчит.

Работа над текстом (текст есть на каждой парте).

Учащиеся читают текст вслух.

Задания (работают в тетрадях самостоятельно, консультация учителя).

  1. Определите тему.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Определите стиль речи.

  4. Найдите в тексте глаголы.

  5. Выпишите глаголы:

а) совершенного и несовершенного вида;

б) переходные и непереходные;

в) возвратные и невозвратные.

  1. Определите спряжение глаголов в последнем абзаце.

  2. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения ещё может быть инфинитив? (Для высоко мотивированных учащихся.)


Взаимопроверка.

Глаголы совершенного вида

Глаголы несовершенного вида

не сумею, передать, почувствовал, сделать, облегчит (перех., 2 спр.), поможет (1 спр.), разобраться (возвр., 1 спр.), научит (2 спр.)

было, открывает, не знал, не видел, говорили, может, говорю (2 спр.), любите (перех., 2 спр.), уважать (перех., 1 спр.), окрыляет (перех., 1 спр.)


Критерии оценки:

  • нет ошибок — 10 баллов,

  • 1—2 ошибки — 9 баллов,

  • 3—4 ошибки — 8 баллов,

  • 5—6 ошибок — 7 баллов,

  • 7— 10 ошибок — 6 баллов,

  • 11—14 ошибок — 5 баллов,

  • 15—17 ошибок — 4 балла,

  • более 17 ошибок — 3 балла.


Физкультминутка

Поморгали, подышали,

Повертелись, наклонились,

Полежали, тихо встали,

Потянулись, повернулись,

Полетели, тихо сели.

— Слова какой части речи употреблены в стихотворении? (Глаголы.)

Станция « Творчески-орфографическая».

  1. Воссоедините начало и конец пословиц. Запишите пословицу правильно. Объясните правописание глаголов: правописание -тся, -ться, ь после шипящих, окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Учащиеся работают в тетрадях, один учащийся — у доски.

С книгами знат(?)ся —

ума наберёш(?)ся.

С книгой поведёш(?)ся —

будеш(?) все знать.

Кто много чита(?)т,

ума набрат(?)ся.

Книга в счастье украша(?)т,

тот много зна(?)т.

Будеш(?) книги читать —

а в несчастье утеша(?)т.

Проверка:

С книгами знаться — ума набраться. Будешь книги читать — будешь всё знать. С книгой поведёшься — ума наберёшься. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто много читает, тот много знает. Критерии оценки:

  • нет ошибок — 6 баллов,

  • 1—2 ошибки — 5 баллов,

  • 3—5 ошибок — 4 балла,

  • более 6 ошибок — 3 балла.

+ 2 балла за правильно составленные пословицы.

Замените словосочетания одним глаголом с суффиксом -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-. Объясните написание суффикса, указав в скобках форму 1 л. ед. ч.

Давать совет — советовать (советую), проводить беседу — беседовать (беседую), делать фотографии — фотографировать (фотографирую), отдавать приказ — приказывать (приказываю), принимать участие — участвовать (участвую), подвергать критике — критиковать (критикую), испытывать радость — радоваться (радуюсь).

  • Чтобы правильно объяснить написание, мы должны знать, в какой части слова допущена ошибка. Следующая остановка — «Словообразовательная».

Станция «Словообразовательная».

  • Составьте слова, взяв определённые морфемы из других слов.


Приставка

Корень

Суффикс

Формообразовательная(ые) морфема(ы)

Облетел

Ехал

Блистает

Гореть

Привезти

Бежим

Улыбаться

Плакала

Посмотреть

Весёлый


Говорят


Светает


Садятся


Самопроверка: объехать, прибежала, повеселят, светят.

Критерии оценки: за каждое слово — 1 балл, всего — 4 балла.

Работа с запиской (возвращение к началу урока).

Исправьте ошибки, объясните правильное написание слов.


IV. Контрольно-оценочный этап.

— Выполните выходной тест.

  1. В каком ряду все слова являются глаголами:

а) выписал, замёрз, забытый;

б) нарисовала, берёг, сжимая;

в) одетая, съел, сходите;

г) выдержишь, отбил, сотри?

  1. В каком ряду глаголы относятся к одному виду:

а) люблю, придумывал, спел;

б) заснул, открылся, ищу;

в) вспомню, прошёлся, увижу;

г) вылез, зажмурился, ем?

  1. В каком ряду все глаголы являются переходными:

а) лягу, помогу, сделаю;

б) учу, принесите, сочиняю;

в) встать, ползти, синеть;

г) танцуешь, смущаться, несу?

  1. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно:

а) промолвила — глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице;

б) искать — глагол несовершенного вида, переходный, возвратный;

в) надеется — глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе;

г) видеть — глагол I спряжения, в неопределенной форме?

  1. Укажите ошибочную запись:

а) следовать;

б) разведовать;

в) беседовать;

г) советовать.

Взаимопроверка: 1г, 2в, 36, 4е, 56.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ — 1 балл, всего — 5 баллов.

Итоговая отметка по критериям (приложение 2).


V. Рефлексивный этап.

Наше путешествие успешно закончилось. Определим, достигнуты ли цели нашего урока.

Приём «Продолжи предложение».

  • Сегодня я узнал...

  • Я научился...

  • Теперь я могу...

  • Меня удивило...

  • Было трудно...

  • Я попробую...


VI. Этап предъявления домашнего задания (разноуровневые задания).

Упр. 177; составить тестовые задания из 8 вопросов по теме «Правописание глаголов».

Приложение 1

Лист достижений

ФИО

Тема: Урок-обобщение по теме «Глагол»

п/п

Вид работы

Отметка

1

Станция «Теоретическая»


2

Станция «Грамматическая»


3

Станция « Творчески-орфографическая »


4

Станция «Словообразовательная»


5

Выполнение теста



Дополнительные ответы (отметка учителя)



Итог