СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«семья без насилия»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия. Они уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

Просмотр содержимого документа
««семья без насилия»»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ

ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ



«Согласовано»

Заместитель директора ГБУ РБ

Западный МЦСПСД

_____________Э.Р. Шангареева

«____» __________2016г.

«Утверждаю»

Директор ГБУ РБ

Западный МЦСПСД

_______________Р.Н. Ахметзянова

«____»____________2016г.







«СЕМЬЯ БЕЗ НАСИЛИЯ»

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ДЕТЬМИ 8-12 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ







Автор-составитель:

Камалова А.Г.

педагог-психолог

Руководитель:

Залютдинова Г.Г.

зав.отделением

социальной помощи семье и детям







ОКТЯБРЬСКИЙ

2016 ГОД




  1. Паспорт программы


Наименование программы

«Семья без насилия»

Автор программы

Камалова А.Г.

Территориальная реализация программы

г. Октябрьский РБ г. Туймазы РБ

Учреждение, реализующее программу

ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям

Руководитель программы

Залютдинова Г.Г.

Актуальность проблемы

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия. Они уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Целевая группа

Дети в возрасте 8-12 лет и их родители

Цель программы

Профилактика детско-родительских отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с детьми и укрепления роли семейных ценностей.

Задачи программы

1.Формировать навыки позитивного коммуникативного общения в семье.

2.Способствовать оказанию психолого-педагогической помощи семье в воспитании подрастающего поколения.

3.Организовать комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

4.Разработать мероприятия с семьями направленными на пропаганду ЗОЖ.

5.Повысить правовую компетентность несовершеннолетних и взрослых.

Ожидаемые результаты

1.Увеличение числа семей, снятых с учета как находящиеся семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматам в связи с улучшением ситуации в семье.

2.Сформированность навыков ответственного родительства и нетерпимого отношения общественности к различным проявлениям насилия над детьми.

3.Повышение резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия с семьями, включение их в воспитательный процесс через систему родительских всеобучей, мероприятий с детьми и родителями.

4.Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства.

5.Сокращение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, улучшение психологического состояния у детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам;

Целевые индикаторы

Значение индикатора (показателя)

в 2015 году и в 2016 году:

- число несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства;

- число семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства;

- общее число детей, взрослых участвующих в мероприятиях программы;

Этапы и сроки реализации

Организационный (подготовительный) – 20-25 дней;

практический (основной) – 2 года;

итоговый (аналитический) – 2 месяца.

Формы и методы работы

Формы работы (групповые, подгрупповые и индивидуальные).

Методы работы: организационные, исследовательские, практические.

Ресурсы

Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий, диагностический инструментарий.

Направления и их содержание

Направление деятельности программы психолого-педагогическое. Программа имеет подпрограммы:

1. «Клуб заботливых родителей»;

Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с несовершеннолетними и взрослыми из разных семей, в том числе из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Данная программа по своей направленности является комплексным (включает в себя разноплановую деятельность).

По продолжительности проект является долгосрочный (реализуется в течении года).

Свою деятельность «Клуб заботливых родителей» осуществляет в соответствии положением.

2. «Отдыхаем всей семьей».

Основными качествами к организации любой досуговой программы являются:

- воспитательно - образовательная направленность

- учет психологических и возрастных особенностей аудитории

- массовость

- зрелищность

- эмоциональность

- обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников

Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.

По форме, содержанию и тематике  выделяется:

экскурсия, коллективное посещение театров, музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки на природу, базу отдыха и др. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям –профессионально-прикладные, досуговые,

игровые развлекательные.

Мероприятия программы

Подпрограмма «Клуба заботливых родителей» с участием детей и родителей. Проводятся встречи, занятия, тренинги в соответствии с планом и положением.

Подпрограмма «Отдыхаем всей семьей» с участием семей, спонсоров, волонтеров. Мероприятия проводятся ежеквартально по намеченному плану и разработанным сценариям.


  1. Пояснительная записка.

Жертвой жестокого обращения в детской среде может оказаться  любой ребёнок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими, дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях,  родители, которых имеют низкий интеллектуально-педагогический уровень, не работают, ведут аморальный образ жизни.

Ребенок из неблагополучной семьи отличается своим  внешним видом, одеждой,  манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Учитывая эту закономерность,  встает задача изучения детско-родительских отношений, наличие насильственных ситуаций в семьях, а также в детском коллективе.

Несмотря на то, что стать объектом насильственных действий потенциально может любой ребенок, выделяют определенную группу детей, которые в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны членов семьи.

«Неблагополучная семья» - семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные» дети. Неблагополучная семья порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное).

Психическое (эмоциональное) насилие -постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка, в результате чего он теряет доверие к взрослым, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит.

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.

  Без учета семейного фактора невозможно решить многие социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Преодоление данных проблем во многом зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями. Исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и увеличение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисе современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.

  В различных источниках, наряду с понятием «неблагополучная семья», встречаются такие как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.. Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. В неблагополучной семье, нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной указывают, что причиной формирования негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, и соответствующих возрасту форм, методов воспитания ребёнка.

Для обозначения способов воздейст­вия, учитывающих возрастные особенности ребенка и направленных на рас­ширение его возможностей, используется тер­мин «амплификация», введенный А.В. За­порожцем.

Младший школьный возраст сензитивен для становления личностных новообразований, структуру которых составляют представления о собственном «Я». Важным условием развития личностных образований ребёнка выступает родительская любовь, участие родителей в переживаниях и интересах детей. Если таких условий нет, то неминуемо возникают нарушения, касающиеся преимущественно личностной сферы ребёнка.

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 – х часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы – составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Которая, в свою очередь, является одной из причин деформации психического и личностного развития детей. Большую помощь в решении данной проблемы оказывает психолого–педагогическое сопровождение ребёнка в отделение социальной помощи семье и детям (далее ОСПСД).

Невозможно отделять проблемы ребёнка и работать только с ним, не изучая семью, стиль семейного воспитания и особенности детско-родительских взаимоотношений. Работа коллектива ОСПСД наиболее эффективна при условии включения родителей в воспитательный процесс.

Особенность работы «Клуба заботливых родителей» заключается в том, что в ходе совместной общения, родители учатся эффективному взаимодействию с ребёнком (детьми), используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы дея­тельности.

Сложная, комплексная проблема оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового учреждения, в профильных центрах и службах города.

Одним из способов решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, укрепления семейных ценностей, развитие физического и психического здоровья может стать подпрограмма «Отдыхаем всей семьей».

Необходимость разработки данной подпрограммы обусловлена проявлением нового социального и государственного заказа, направленного на удовлетворение социального сопровождения граждан нуждающихся в социальном обслуживании. Одним из целей - повышение качества жизни семей, сохранение правового и физического здоровья несовершеннолетних, а так же обеспечения необходимых психолого-педагогических и социально-педагогических условий полноценной жизнедеятельности родителей и ребенка.

Педагогическая помощь рассматривается в следующих направлениях:

- организация участия родителей и детей в работе родительско-детских клубов, объединениях, досуговых мероприятиях;

- содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники)

Психологическая помощь предусматривает следующие виды услуг:

- работа с социальным окружением семьи;

- содействие в проведении индивидуальной (групповой) терапии и др.

Досуговая деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе досуговой деятельности развивается коммуникативные навыки, расширяется кругозор, формируется и развивается личность.

Через досуговую деятельность происходит эмоциональное раскрепощение детей, снятие напряжения, обучения чувствованию и художественному воображению. Это путь через игру, фантазированию, развлечение, путешествие, экскурсию.

Культурно - досуговая деятельность является частью социально - культурно - образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально - психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с воспитанием и саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют воспитательно - образовательный компонент.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков:

- имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- формирует потребность детей в свободе и независимости; социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- способствует формированию ценностных ориентаций; объективной самооценке детей; самовоспитанию личности;

- обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно выделить трудности, возникшие, в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в воспитании с детьми и поэтому подлежат коррекции, от проблем связанных с жестоким обращением родителей в семье.

Основные задачи, направленные на коррекцию детско-родительских отношений, можно выделить следующие:

- коррекция детско-родительских отношений;

- повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;

-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения;

-создание комфортных эмоционально-психологических условий;

-выработка навыков и умений детско-родительских отношений в процессе воспитания детей и общения;

-изменение отношения к собственной семейной жизни и задачам воспитания;

-расширение знаний и способов педагогических приемов воздействия на ребенка.

На сегодняшний день значение полноценного общения взрослого и ребенка велико. Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является оказание им психологической поддержки в вопросах формирования благоприятного психологического климата в семье.


    1. Обоснование актуальности.

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. А между тем, по данным статистики, от разных форм насилия в наибольшей степени страдают женщины и дети. Это колоссальные, разрушительные драмы, часто отнимающие жизнь.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия. Они уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждения преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит межведомственный характер. В деятельность по пресечению насилия вовлекаются работники органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители и все взрослые, которые, так или иначе, причастны к детям.

В последние десятилетия растет число малых семей: неполных, материнских. Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье воспитывает детей один из супругов (чаще мать).

  Роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (чаще отца), способствует снижению социальной активности ребёнка, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также, к разному рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья.

Одним из способов профилактики предразводной семейной ситуации и компенсации отрицательных по­следствий родительского разрыва для детей является социально–психологическая работа с семьёй.  Следует отметить, что полная семья также не является гарантом полноценного развития и воспитания, но создаёт более адекватные предпосылки для успешного формирования личности ребёнка. Психическое развитие и личностное становление ребёнка зависят не столько от наличия одного или двух родителей, сколько от характера родительско–детских отношений, стиля семейного воспитания.

Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области.

«Установлено, что модели социального поведения, усвоенные ребёнком в семье, играют ключевую роль в развитии социальных навыков поведения и становлении социального статуса среди сверстников» В.В. Сорокина.

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Тип родительских отношений влияет на формирование личности ребёнка.

Современным родителям необходимо обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Деятельность «Клуба заботливых родителей» влияет на формирование оптимальной родительской позиции, которая основывается: на реальной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность; на доверии к ОУ и желании сотрудничать с специалистами ОСПСД.

Практическое значение функционирования «Клуба заботливых родителей» заключается в возможности организации актуальной совместной деятельности (в т.ч. коррекционной работы) с детьми и их родителями из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, под руководством специалистов.

В современных условиях развития нашего общества, когда образовательные учреждения работают по принципу - общественно-активная жизненная позиция, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности детей.
Преимущества образовательных учреждений при решении вопросов досуговой части состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, происходит учебно-образовательный процесс.

Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Данная программа при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в программе поддерживают эмоциональное здоровье. Мероприятия планируемые в данной программе способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность встреч заключается в том, что она может помочь ребенку, подростку реализовать то лучшее, что в нем есть.


2.2. Целевая группа.

Дети в возрасте 8-12 лет (младшие подростки) и их родители.


2.3.Цель программы.

Профилактика детско-родительских отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с детьми и укрепления роли семейных ценностей.


2.4.Задачи программы.

1.Формировать навыки позитивного коммуникативного общения в семье.

2.Способствовать оказанию психолого-педагогической помощи семье в воспитании подрастающего поколения.

3.Организовать комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

4.Разработать мероприятия с семьями направленными на пропаганду ЗОЖ.

5.Повысить правовую компетентность несовершеннолетних и взрослых.


2.5.Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки.

1.Увеличение числа семей, снятых с учета как находящиеся семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматам в связи с улучшением ситуации в семье.

2.Сформированность навыков ответственного родительства и нетерпимого отношения общественности к различным проявлениям насилия над детьми.

3.Повышение резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия с семьями, включение их в воспитательный процесс через систему родительских всеобучей, мероприятий с детьми и родителями.

4.Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства.

5.Сокращение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми;

6.Сокращение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, улучшение психологического состояния у детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам.


№ п/п

Значение индикатора (показателя)


2015 год


2016 год

1 квартал

1.

число несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства

257 чел.

210 чел.

2.

число семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства

121 семья

96 семей

3.

общее число детей, участвующих в мероприятиях программы

209 чел.

124 чел.

4.

общее число взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с несовершеннолетними), принимающих участие в программе

80 чел.

65 чел.

5.

число добровольцев, спонсоров принимающих участие в программе

18 чел.

21 чел.

6.

число специалистов, заинтересованных организаций

33 чел.

45 чел.

7.

количество мероприятий

10 шт.

9 шт.

8.

количество изданных материалов (буклеты, брошюры, рекомендаций, пособий)

7 буклетов

4 буклета

9.

число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы

5 шт.

5 шт.

10.

число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах

10 шт.

9 шт.


3.Механизм реализации программы «Семья без насилия»

Этап реализации программы

№ Мероприятия

Направление деятельности

Сроки. Ответственные исполнители

Форма отчетности/срок ее предоставления

Организационный (подготовительный)


20-25 дней;

Заведующий отделением, специалисты отделения.

Предупредительный контроль.

В течении 10 дней.

Практический (основной) –


2 года;

Специалисты отделения

Текущий контроль.

В течении всего периода каждой подпрограммы.

Итоговый (аналитический) –

2 месяца.

Заведующий отделением, специалисты отделения.

По завершению деятельности. В течении 10 дней.


3.1.Этапы и сроки реализации программы.

Организационный (подготовительный) – 20-25 дней. На организационном этапе определяется состав участников клуба, мероприятия.

В нашем случае это: семьи, состоящие на учете межведомственного совета по вопросам материнства, отцовства и детства; семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; специалисты (педагог – психолог, социальный педагог, специалисты КДНиЗП, специалисты органов опеки и попечительства) учреждения.

1.Заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении заседания клуба, меропиятий;

2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.

3.Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору тем встреч, мероприятий. Разработка и оформление сценария, конспекта, памяток для родителей и детей;

3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.;

4.Привлечение СМИ города;

5.Информирование родителей и участников о встречи через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей»;

6.Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству семей участвующих в мероприятии). Выбор зон отдыха на природе, в городе для безопасного проведения выездных мероприятий.

Практический (основной) – 2 года. Проведения заседаний, встреч, праздников в «Клубе Заботливых родителей». Организация и проведение выездных мероприятий «Отдыхаем всей семьей»

Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Семья без насилия»: оценка эффективности на формирование оптимальной родительской позиции, которая основывается: на реальной оценке особенностей каждого ребенка; на умении родителей увидеть, понять и уважать индивидуальность своего ребенка; на доверии к нему; анкетирование, опрос, тестирование родителей и детей по результатам работы программы.


3.2.Формы и методы работы.

Формы работы (групповые и индивидуальные):

- круглый стол, - патронаж,

- лекции, - семинары,

- консультации, - занятия,

- деловые игры, - праздники,

- мероприятия, - конкурсы,

- тренинги, - соревнования

- арт терапия - сказкотерапия,

Методы работы:

Организационные:

- регламентирование, - нормирование,

- инструктирование, - оформление

- планирование, - прогнозирование,

Исследовательские:

- опрос,

- анкетирование,

- тестирование,

Практические:

- дискуссия,

- просвещение,

-консультирование,

- тренинги,

- диспуты,

-диагностирование,

- наблюдение

- обследование


- информирование

- беседа,

- патронирование,

- арт терапия,

- клубная работа


3.3.Ресурсы.

Кадровые:

педагог-психолог высшей категории проводит и организует психолого-педагогические встречи, консультации, заседания клуба, мероприятия, обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров.

специалисты по социальной работе организуют и проводят беседы, патронирование, наблюдение, праздники, мероприятия с детьми и родителями.

Материально-технические:

Аппаратно-программный психодиагностический комплекс

«Мультипсихометр» 139 626.67 руб.

Проектор EPSON EB-S04 29 490. 00 руб.

Экран на штативе 4 490.00 руб.

Игра «Мини-гольф» с тележкой 848.82 руб.

Городки 2 шт. 407.96 руб.

Игра «Кольцеброс» 2 шт. 721.92 руб.

Ходунки 2 шт. 603.76 руб.

Разметчик для спортивных игр 641.00 руб.

Обруч облегченный 5 шт. 690.00 руб.

Шашки с доской 170.14 руб.

Скакалки 10 шт. 451.20 руб.

Игра «Кегли» 2 шт. 567.76 руб.

Живой песок 4 906.40 руб.

Игра настольная «Футбол» 2 209.00 руб.

Игра настольная «Аэрохоккей»1 673.20 руб.

Игровое поле «Попади точно в цель»4 410.18 руб.

Стол прямоугольный 2 шт. 3 624.64 руб.

Полка настенная 2 шт. 2 056.72 руб.

Стул детский 6 шт. 4 756.92 руб.

Шкаф-стеллаж 2 шт. 8 765.00 руб.

Нормативно-правовые документы:

Целью работы по устранению последствий насилия является не замена родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а оказание помощи семье в восстановление детско-родительских отношений.

Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Гражданского кодекса (1994г.), Семейного кодекса Российской Федерации 29.12.1995 г. №223 - ФЗ, Уголовного Кодекса Российской Федерации (1996г.), Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1

Основными актами признания государством своих обязательств перед детьми стали Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124 - ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.07.199г. №120 ФЗ, устанавливающие основные гарантии прав и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, 1993г., о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ.

Методические пособия при разработке программы:

1.Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина.;

2.Трениг личностного роста: Учебное пособие.-Д.М. Рамендик;

3.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе / авт.-сост. Л.В. Прикуль;

4.Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие для психологов, родителей – В.Н. Романюта;

5.365 лучших игр для умных и сообразительных детей 8-10 лет на каждый день / Т. И. Тарабарина.

6.Мой ребенок-подросток. Понять, принять, подружиться. Шпаргалка для родителей. М. Кравцова.

Наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий:

1.Информационный стенд «Все для родителей и детей»;

2.Буклет для детей «Не дай себя в обиду»;

3.Памятка для родителей «Как общаться с подростком»; «Профилактика употребления психоактивных веществ»;

4.Памятка для «Докажи им, что ты уже взрослый человек»; «Да здравствует жизнь»;

5.Советы родителям «Как уберечь детей от зла»;

6.Буклет для подростков «Основные права ребенка и способы их защиты»; «Умеешь ли ты решать свои проблемы»;

7.Буклет для родителей «Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Информация в СМИ:

1.Сайт учреждения: праздник для детей в антикафе «Город»; тренинг с подростками «В кругу друзей»; всеобуч для родителей «На пути к взаимопониманию»; встреча с родителями и детьми «Я и мой ребенок»; встреча с многодетными мамами в «Клубе заботливых родителей»; праздник для пап и детей «Мой папа самый лучший»; совместное мероприятие для детей и мам «Весна талантами красна»; арт терапия «Игры с песком»; игровой тренинг с подростками «Как уберечь своего ребенка от употребления ПАВ»; выездное мероприятие с семьями для детей с ограниченными возможностями здоровья в оздоровительный комплекс Уязы-Тау «Конные прогулки»; выезд для малообеспеченных семей в Драмтеатр г. Туймазы на представления «Кот в сапогах», «Теремок»; выезд на природу с неполными и многодетными семьями «Отдыхаем всей семьей»; выездное мероприятие для семей с неблагоприятным микроклиматом в спортивную базу Спартак «Зимние забавы»

2.Публикации в периодических изданиях: Газета «Октябрьский нефтяник» тренинг с подростками «В кругу друзей»; выездное мероприятие с семьями в спортивную базу Спартак «Зима прощай»;

Газета «Туган як»: статья «Минем атием – ин айбате!»; «Яз-талантлар белэн бойек»

Публикации в журналах, сборниках:

1.Публикация статьи в сборнике «Алгоритм взаимодействия доверенных лиц с детьми по профилактике жестокого обращения и сексуального насилия» (в рамках реализации республиканской подпрограммы «Мы защитить сумеем детство!»)

2.Публикация статьи в сборник материалов интернет-конференции «Детство без насилия» Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» -«Эмоциональное насилие в неблагополучных семьях»;

Телевидение:

Телеканал Utv, «В отделение социальной помощи семье и детям прошел праздник «Мой папа самый лучший»; Телеканал «Студия -1» «Конные прогулки»;

Радио:

«Милицейская волна», выступление психолога на тему: «Профилактика жестокого обращения в семье».

Диагностический инструментарий:

1.Методики оценки свойств личности: 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела; личностный опросник г. Айзенка; методика диагностики темперамента Я. Стреляу;

2.Методики оценки психического состояния: тест цветовых выборов; методики самооценки психического состояния; методики определения актуального психического состояния; состояния стресса;

3.Методики оценки психического здоровья: методика «Субъективная оценка межличностных отношений»; оценки социальной тревожности; личностной тревожности Спилбергера/Ханина; оценки акцентуации характера;

4.Методики оценки семейных отношений: опросник родительского отношения; детский вариант индивидуально типологического опросника Л. Собчик; методика оценки детской и подростковой тревожности; опросник Леонгарда –Шмишека подростковый вариант; опросник удовлетноренности браком; диагностика родительства Р.В. Овчаровой; диагностика родительско-детских отношений;

5.Методики оценки внутригрупповых отношений: методики оценки социально-психологического климата; методика оценки делового и эмоционального лидерства; методика диагностики межличностных конфликтов.

Методические разработки:

1.Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина.;

2. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе / авт.-сост. Л.В. Прикуль;

3. Мой ребенок-подросток. Понять, принять, подружиться. Шпаргалка для родителей. М. Кравцова.


3.4.Направление деятельности и их содержание.

Направление деятельности программы психолого-педагогическое. Программа имеет подпрограммы:

1. «Клуб заботливых родителей»;

Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с несовершеннолетними и взрослыми из разных семей, в том числе из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Данная программа по своей направленности является комплексным (включает в себя разноплановую деятельность).

По продолжительности проект является долгосрочный (реализуется в течении года).

Свою деятельность «Клуб заботливых родителей» осуществляет в соответствии положением.

Практика показала, что наибольшая посещаемость заседаний клуба зафиксирована при совместных встречах родителей и детей. Разработка сценариев таких встреч требует тщательности в подготовке и творческого подхода, т.к. необходимо дать теоретическую и практическую информацию родителям и одновременно поддерживать заинтересованность детей, учитывать их возрастные особенности.

Многообразие тематики заседаний нашего клуба позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и раскрыть свой творческий потенциал.

Алгоритм подготовки и проведения встречи в клубе выглядит следующим образом:

1.Заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении заседания клуба, меропиятий;

2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.

3.Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору тем встреч, мероприятий. Разработка и оформление сценария, конспекта, памяток для родителей и детей;

3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.;

4.Привлечение СМИ города;

5.Информирование родителей и участников о встречи через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей»;

6.Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству семей участвующих в мероприятии). Выбор зон отдыха на природе, в городе для безопасного проведения выездных мероприятий.

- Проведение тематической встречи, занятия, мероприятия. 

2. «Отдыхаем всей семьей».

Основными качествами к организации любой досуговой программы являются:

- воспитательно - образовательная направленность

- учет психологических и возрастных особенностей аудитории

- массовость

- зрелищность

- эмоциональность

- обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников

Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.

По форме, содержанию и тематике в практике работы учреждения выделяется:

- экскурсия - коллективное посещение театров, музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки на природу, базу отдыха и др. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям –профессионально-прикладные, досуговые.

-  игровые развлекательные (анимационные) программы (разовые, короткие;  конкурсные типа КВН, «Брейн-ринга» и т.п.), включающие игры, эстафеты, танцевальные и музыкальные программы, элементы викторин и т.п.

В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария.

Основные акценты подготовки досуга можно определять по следующим позициям:

-  название досуга

-  на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)

-  цель его проведения

-  продолжительность досуга

-  чьими силами готовится досуг

-  как мы представляем оргкомитет (инициативную группу, благотворительные организации) досуга и ход его (ее) работы

-  какие виды и формы деятельности включает досуг

-  краткое описание содержания

-  условия успешности проведения досуга.

Досуговые мероприятия проводятся 1 раз в квартал, время проведения: в учреждении один час; во время выезда участников мероприятия от 2 - 3 часов.

Семейный досуг понимается как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в тесной связи с обучением и воспитанием, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.


3.5.План мероприятий

План работы «Клуба заботливых родителей»

Тема

Срок

Занятие 1. Знакомство «Я и мой ребёнок – поиски взаимоотношения».

январь

Занятие 2. Моя семья. «Типы семейного воспитания»

февраль

Занятие 3. «На пути к взаимопониманию»

март

Занятие 4. Жизнь одна «Причины и профилактика суицидальных намерений у подростков»

апрель

Занятие 5. Добрые папы. Встреча с отцами «Как найти путь к бесконфликтной дисциплине»

май

Занятие 6. Здоровый образ жизни «Как уберечь своего ребенка от употребления ПАВ»

сентябрь

Занятие 7. Моя семья самая… Совместное занятие с детьми. «Чувства родителей и детей»

октябрь

Занятие 8. Современные дети. Встреча с отцами «Повышение самоуважения детей»

ноябрь

Занятие 9. Доброе сердце. Совместное занятие с детьми «Родительская любовь»

декабрь

Праздник для пап «Мой папа самый лучший»

февраль

Концерт для мам «Весна талантами красна»,

Праздник «Весенняя капель»

март

Праздник для детей в антикафе «Город»;

октябрь

Занятие 10. Тренинг с подростками «В кругу друзей»;

январь

Арт терапия. Игры с песком.

апрель, май


План работы подпрограммы «Отдыхаем всей семьей».

Тема

Срок

Выездное мероприятие «Конные прогулки»

декабрь

Посещение Драмтеатра г. Туймазы «Теремок», «Кот в сапогах»

январь

Игры на воздухе всей семьей «Зимние забавы»

февраль

Отдых на природе «Отдыхаем всей семьей», «Семья на пикнике»

июнь, июль

Прогулки по лесу «Лесная аптека»

сентябрь


3.6.Контроль и управление

Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что долно быть, и используют три аксиомы:

1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;

2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.

3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.

Имеются три вида контроля.

1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.

2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.

3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.


3.7.Оценка результатов программы.

№ п/п

Ожидаемые результаты

Целевые индикаторы

Методы оценки

До реализации программы

После реализации программы

1






Увеличение числа семей, снятых с учета как находящихся с неблагоприятным психологическим микроклиматам в связи с улучшением ситуации в семье.


23

(снятых с учета с улучшением ситуации в семье)


Улучшение ситуации в семье.

2

Сформированность навыков ответственного родительства и нетерпимого отношения общественности к различным проявлениям насилия над детьми.


80

(участие родителей в мероприятиях)


Активное участие родителей на мероприятиях.

3

Повышение резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия с семьями, включение их в воспитательный процесс через систему родительских всеобучей, мероприятий с детьми и родителями.


23

(снятых с учета с улучшением ситуации в семье)


Положительный опыт воспитания подрастающего поколения.

4

Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства.


51 (учреждения, организации, волонтеры города)


Активное участие учреждений и организаций города в мероприятиях ОСПСД. Благотворительность и спонсорская помощь. Волонтерское движение.


5

Сокращение численности несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения в семье.


18


(не благоприятный микроклимат в семье)


Отсутствие пострадавших детей от насилия и жестокого обращения. Посещение и привлечение детей к мероприятиям с целью улучшения психологического состояния детей.


Список литературы.

  1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2004г.

  2. Михайлина М. Ю., Павлов М. А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

  3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М., 2004г.

  4. Посысоева Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004г.

  5. Прикуль Л. В. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРО, 1998 г.

  7. Крэри Э. Не разбрасывайте носки.. Или чего ещё должен уметь ребёнок: Советы родителям. М.: Айрик-пресс, 1999 г.

  8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992 г.

  9. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. – М.; Детская литература, 1989

  10. Фромм А. Азбука для родителей. – Лениздат, 1991

  11. Материалы из газеты «Школьный психолог».

  12. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям.- М.; Новая школа. 1994

  13. Лихачев П. Педагогика – М.; Прометей, 1998 Рахматшаева В. Грамматика общения.- М.; 1995

  14. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2006.- 236с.

  15. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 1999. - 288с.

  16. Белянкова Н., Чупаева К. Игра? Не только… // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.19-20.

  17. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Флинта, 1998. - 240с.

  18. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Б.Н. Ширвиндт. – М., 1995. – 288с.

  19. Галигузова Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребёнка и детских домах// Вопр. психологии. 1990. №:. С.17 – 25.

  20. Гапонова Н.Л, Поспелова Н.Л. Организаторам летнего отдыха детей // Практика административной работы в школе. - 2005. - №4. – С.12-14.

  21. Горбушин А. За интернатскими стенами //Народное образование. 1995.№ 9. С.114 – 119.

  22. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М., 2002. – 320с.