СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Семья и брак. Семейные правоотношения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Семья и брак. Семейные правоотношения».»

Разработка открытого конкурсного урока по обществознанию на тему:

«Семья и брак. Семейные правоотношения».

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,

каждая несчастливая семья несчастлива

по-своему».

Л.Н. Толстой.

«Анна Каренина».

Цели и задачи урока:

- образовательные – ознакомить учащихся с основами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов;

- развивающие – умение работать с документами, анализировать, выражать свою позицию, делать выводы;

- воспитательные – способствовать нравственному воспитанию, уважительному отношению к семейным ценностям.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, извлечения из Конституции РФ, раздаточный материал.

Основные понятия: семья, брак, ЗАГС, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, права и обязанности супругов, Государственная семейная политика.

Тип урока: проблемно – познавательный урок.

План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация домашнего задания (2 задачи);

  3. Постановка проблемы.

  4. Новая тема;

  5. Игра с элементами рассуждения;

  6. Актуализация полученных знаний;

  7. Выводы. Д/З.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель: (зачитывает эпиграф), (слайд 1). Называем тему.

Характеристика целей и задач урока. (слайд 3).

Перед учащимися (слайды 4, 6) задачи по пройденным темам.

№1. В службу занятости обратился студент ВУЗа дневной формы обучения за содействием в трудоустройстве в свободное от обучения время. Но ему было отказано, ссылаясь на то, что он принадлежит к занятому населению. Правомерный ли такой отказ? Имеет ли право студент приобрести статус безработного?

Ответ:

Правомерен. Не имеет, так как в число занятых включены все проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях.

№ 2. Гражданка К. подала заявление, в котором просит освободить ее от занимаемой должности. Что из перечисленного ниже может являться основанием для расторжения трудового договора:

А) ее собственное желание;

Б) отказ директора выплачивать премии;

В) желание пойти на пенсию, так как ей исполнилось 50 лет;

Г) просьба начальника написать заявление, так как она беременна;

Д) переход на другую работу.

Ответ: А, Б, Д.

Учитель: Обратите внимание на вариант Г), что вы можете добавить? По Трудовому кодексу РФ : работодатель не имеет права увольнять беременную сотрудницу. А теперь ребята, вы попробуете сами сформулировать продолжение фразы «Жить в семье -…».(слайд 8). (ответы учащихся).

А вот как определяют значение семьи в словаре Даля, определение Энгельса и то общее значение и смысл семейного проживания сформировавшееся в обществе. (Слайды 9, 10).

«Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе».
В. Даль.

Семья – это экономическая ячейка общества.
Ф. Энгельс.

СЕМЬЯ:

  • Очень древний социальный институт.

  • Важнейший элемент социальной структуры общества;

  • Одна из высших ценностей человеческого бытия;

  • Средство сохранения культуры народа и социальной наследственности.

. Всегда находится под защитой государства.

- Перед вами полное официальное определение «семьи» и «брака». (слайды 11, 12).

Семья - основанная на браке и родстве малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью.

В юридическом смысле брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Учитель: Очень важной составляющей в формировании представлений о семье будут знания о функциях и типах семьи.(слайды 13,14,15,16.)

Важнейшие функции семьи:

  • Хозяйственно-экономическая: ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение домашнего труда, опека над малолетними и престарелыми.

  • Репродуктивная: в семье рождается не только человек , но и гражданин.

  • Воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых.

  • Рекреационная: создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организация досуга и отдыха.

Типы семьи по составу:

  • Простая или нуклеарная семья,т.е. состоит из супругов без или с неженатыми детьми;

  • Расширенная семья, т.е. супружеская пара с детьми и родственниками.

Сложная или составная, т.е. состоит из двух или более супружеских пар, включающая несколько поколений одного предка.

(Учащиеся должны представить примеры таких типов семьи.)

Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства. (слайд 18).

Учитель: уважаемые ученики, у вас на партах, имеется извлечение из главного правового документа – Конституции РФ. Перечислите , пожалуйста, основные права и свободы человека и гражданина, которые зафиксированы в документе. ( ученики называют, учитель записывает на доске в столбик, в итоге прикрепляем фигуры мужчины и женщины и задаем вопрос.) Можно ли все эти права разделить на мужские и женские? (ответ учащихся – нет). Отсюда следует, что оини оба между собой равны. Пожалуйста, обратите внимание на карточки на партах. Сейчас поиграем в игру «Наше»- «мое». Ваша задача: определить, что из перечисленного относится к общему пользованию, а что к личному.

Учитель: Я посетила органы ЗАГСа, узнала данные за 3 года о количестве зарегистрированных браков и разводов. За 2011г. – 97 / 57; за 2012г. – 132 / 49 ; за 2013г. – 153 / 64.

В современной литературе, есть рассказ Василия Шукшина «Микроскоп». Вы прочитали? Каков сюжет рассказа? Кто главный герой? Давайте, с вами разберем с правовой точки зрения? Правомерен ли поступок главного героя? (ответы учащихся).

Учитель : Мы с вами все время говорим, что в создании семьи участвуют мужчина и женщина. А ведь мы с вами упустили самого главного участника в процессе создания семьи. Кто это? (государство).(слайды 22,23,24,25, идет озвучка рекламного ролика).

Каким образом, государство помогает семье? В том числе и вашей. (слайд 26).

А теперь вернемся к главной проблеме нашего урока. Эта фраза принадлежит немецкому философу Бернхарду Зигелю: «Жить в семье — значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга». (слайд 27).

Узнав больше о семейной жизни, о правовом статусе ,решили вы для себя – в будущем выберете жизнь семейного или свободного человека и гражданина своей страны. Я хотела бы, сейчас узнать о вашем выборе. Перед вами нарисованы два одинаковых с виду дома, но как вы заметили : в одном доме горит свет во всех комнатах, в другом же- только в одной. Прошу сделать выбор, прикрепив свое имя к одному из домиков. Спасибо.

Подытожив наш урок мне хочется привести на ваш суд слова древнейшего древнегреческого философа Сократа: «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе». (слайд 28).

Вам домашнее творческое задание – написать эссе. Спасибо за внимание. (слайд 29).

На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.

Правила поведения в семье:

Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:

  • при старших молчать:

  • мудрых слушать:

  • старшим повиноваться:

  • с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:

  • не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:

  • соблюдать порядок, чистоту в доме:

  • строго выполнять свои обязанности;

Неполная семья  - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.  

   Во всем мире возникла новая проблема, которая волнует социологов и демографов.

Ученые отмечают отклонения от идеальной модели семьи:

А) изначально неполная семья (одинокая мать с ребенком)

Б) распавшаяся семья  (развод)

В) распад семьи из-за внешних событий (вдовство)

Г)  фактическое отсутствие семейных отношений.

   Растет число детей, родившихся вне брака, с 1994-2000 год с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака.

      Распад и ослабление семейных связей, рост числа неполных семей мешает выполнению основных функций семьи. Это:

  1. Материальные проблемы.

  2. Отсутствие полноценных семейных отношений.

  3. Неполноценное общение.

  4. Психологическая незащищенность.

  5. Неполная социализация.

  6. Невозможность выполнять репродуктивную функцию по воспроизводству населения.

 

1 группа учащихся готовят ответ на вопрос, что семья дает человеку(защиту, взаимопомощь, покой, продолжение рода, уважение, тепло и пр.); другая группа ищут ответ на вопрос, что семья дает государству(граждан, защитников, работников, налогоплательщиков),третья группа пишет синквейн (пятистрочное стихотворение без рифмы).

Пример:

семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
ячейка общества

семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей

четвёртая группа составляет кластер.



Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Учитель: В современной научной литературе семья определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

На протяжении всей истории человечества в одиночестве было невозможно не только нормальное существование человека,  но даже его физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди  стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Человека без семьи трудно считать вполне  счастливым.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • воспитательная

  • хозяйственно-бытовая

  • экономическая

  • социально-статусная

  • репродуктивная

  • духовное общение

  • психотерапевтическая

  • досуговая

Давайте остановимся на воспитательной функции семьи. Спецификой семейного воспитания являются:

  • «многомерность» жизни семьи,

  •  широта и многогранность влияний,

  •  условия, которые создаются членами семьи.

    Если они созданы осмысленно и   целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а  в дальнейшем и саму культуру. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным  и духовным ценностям, кроме того ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую,  

творческую и другие.

        О хозяйственно-бытовой функции вы можете рассказать и сами. Как ведется хозяйство у вас в семье? Какие обязанности по дому вы выполняете? Что вы понимаете под устроенным бытом?

        Экономическая функция семьи часто зависит от экономики государства. Трудоустройство членов семьи, размер заработной платы, всевозможные пособия, пенсии, стипендии – все это влияет на благосостояние семьи. На уроках по этике и психологии семейной жизни мы будем подробно изучать эти вопросы.

        На социально-статусной и репродуктивной функциях мы останавливаться не будем. Скажу только, что в семье человек появляется на свет, здесь он растет, взрослеет, приобретает социальный статус и самооценку.

        Психотерапевтическая функция семьи неразрывно связана с духовным общением. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. С близкими людьми человек переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью,  эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

        И, наконец, досуговая. Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д. Давайте и мы слегка отвлечемся от серьезных тем и будем отгадывать загадки.

1 ученик:  В дружной, большой и счастливой семье – 
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку – 
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2 ученик: Два отца и два сына 
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить? 
(апельсины покупали дед, отец и сын)

3 ученик: У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть?
(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры).



– Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм.
Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость.
Помните, что «себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.Тургенев)

7.  Рефлексия

– На ваших столах – листы цветной бумаги. Пусть каждый выберет цвет, соответствующий его настроению, и допишет предложение: «Я выбираю …., потому что…»

8. Домашнее задание (письменный ответ на вопрос)

Согласны ли вы с мнением Сенеки, который говорил: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»?

Дополнительный материал к уроку

  • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.

  • Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

  • Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. (И.Полянская)

  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(Толковый словарь русского языка)

  • Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. (Платон)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!