Разработка открытого конкурсного урока по обществознанию на тему:
«Семья и брак. Семейные правоотношения».
«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему».
Л.Н. Толстой.
«Анна Каренина».
Цели и задачи урока:
- образовательные – ознакомить учащихся с основами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов;
- развивающие – умение работать с документами, анализировать, выражать свою позицию, делать выводы;
- воспитательные – способствовать нравственному воспитанию, уважительному отношению к семейным ценностям.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, извлечения из Конституции РФ, раздаточный материал.
Основные понятия: семья, брак, ЗАГС, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, права и обязанности супругов, Государственная семейная политика.
Тип урока: проблемно – познавательный урок.
План урока:
Организационный момент;
Актуализация домашнего задания (2 задачи);
Постановка проблемы.
Новая тема;
Игра с элементами рассуждения;
Актуализация полученных знаний;
Выводы. Д/З.
Ход урока:
Орг. момент.
Учитель: (зачитывает эпиграф), (слайд 1). Называем тему.
Характеристика целей и задач урока. (слайд 3).
Перед учащимися (слайды 4, 6) задачи по пройденным темам.
№1. В службу занятости обратился студент ВУЗа дневной формы обучения за содействием в трудоустройстве в свободное от обучения время. Но ему было отказано, ссылаясь на то, что он принадлежит к занятому населению. Правомерный ли такой отказ? Имеет ли право студент приобрести статус безработного?
Ответ:
Правомерен. Не имеет, так как в число занятых включены все проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях.
№ 2. Гражданка К. подала заявление, в котором просит освободить ее от занимаемой должности. Что из перечисленного ниже может являться основанием для расторжения трудового договора:
А) ее собственное желание;
Б) отказ директора выплачивать премии;
В) желание пойти на пенсию, так как ей исполнилось 50 лет;
Г) просьба начальника написать заявление, так как она беременна;
Д) переход на другую работу.
Ответ: А, Б, Д.
Учитель: Обратите внимание на вариант Г), что вы можете добавить? По Трудовому кодексу РФ : работодатель не имеет права увольнять беременную сотрудницу. А теперь ребята, вы попробуете сами сформулировать продолжение фразы «Жить в семье -…».(слайд 8). (ответы учащихся).
А вот как определяют значение семьи в словаре Даля, определение Энгельса и то общее значение и смысл семейного проживания сформировавшееся в обществе. (Слайды 9, 10).
«Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе».
В. Даль.
Семья – это экономическая ячейка общества.
Ф. Энгельс.
СЕМЬЯ:
Очень древний социальный институт.
Важнейший элемент социальной структуры общества;
Одна из высших ценностей человеческого бытия;
Средство сохранения культуры народа и социальной наследственности.
. Всегда находится под защитой государства.
- Перед вами полное официальное определение «семьи» и «брака». (слайды 11, 12).
Семья - основанная на браке и родстве малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью.
В юридическом смысле брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Учитель: Очень важной составляющей в формировании представлений о семье будут знания о функциях и типах семьи.(слайды 13,14,15,16.)
Важнейшие функции семьи:
Хозяйственно-экономическая: ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение домашнего труда, опека над малолетними и престарелыми.
Репродуктивная: в семье рождается не только человек , но и гражданин.
Воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых.
Рекреационная: создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организация досуга и отдыха.
Типы семьи по составу:
Простая или нуклеарная семья,т.е. состоит из супругов без или с неженатыми детьми;
Расширенная семья, т.е. супружеская пара с детьми и родственниками.
Сложная или составная, т.е. состоит из двух или более супружеских пар, включающая несколько поколений одного предка.
(Учащиеся должны представить примеры таких типов семьи.)
Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства. (слайд 18).
Учитель: уважаемые ученики, у вас на партах, имеется извлечение из главного правового документа – Конституции РФ. Перечислите , пожалуйста, основные права и свободы человека и гражданина, которые зафиксированы в документе. ( ученики называют, учитель записывает на доске в столбик, в итоге прикрепляем фигуры мужчины и женщины и задаем вопрос.) Можно ли все эти права разделить на мужские и женские? (ответ учащихся – нет). Отсюда следует, что оини оба между собой равны. Пожалуйста, обратите внимание на карточки на партах. Сейчас поиграем в игру «Наше»- «мое». Ваша задача: определить, что из перечисленного относится к общему пользованию, а что к личному.
Учитель: Я посетила органы ЗАГСа, узнала данные за 3 года о количестве зарегистрированных браков и разводов. За 2011г. – 97 / 57; за 2012г. – 132 / 49 ; за 2013г. – 153 / 64.
В современной литературе, есть рассказ Василия Шукшина «Микроскоп». Вы прочитали? Каков сюжет рассказа? Кто главный герой? Давайте, с вами разберем с правовой точки зрения? Правомерен ли поступок главного героя? (ответы учащихся).
Учитель : Мы с вами все время говорим, что в создании семьи участвуют мужчина и женщина. А ведь мы с вами упустили самого главного участника в процессе создания семьи. Кто это? (государство).(слайды 22,23,24,25, идет озвучка рекламного ролика).
Каким образом, государство помогает семье? В том числе и вашей. (слайд 26).
А теперь вернемся к главной проблеме нашего урока. Эта фраза принадлежит немецкому философу Бернхарду Зигелю: «Жить в семье — значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга». (слайд 27).
Узнав больше о семейной жизни, о правовом статусе ,решили вы для себя – в будущем выберете жизнь семейного или свободного человека и гражданина своей страны. Я хотела бы, сейчас узнать о вашем выборе. Перед вами нарисованы два одинаковых с виду дома, но как вы заметили : в одном доме горит свет во всех комнатах, в другом же- только в одной. Прошу сделать выбор, прикрепив свое имя к одному из домиков. Спасибо.
Подытожив наш урок мне хочется привести на ваш суд слова древнейшего древнегреческого философа Сократа: «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе». (слайд 28).
Вам домашнее творческое задание – написать эссе. Спасибо за внимание. (слайд 29).
На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.
Правила поведения в семье:
Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:
при старших молчать:
мудрых слушать:
старшим повиноваться:
с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:
соблюдать порядок, чистоту в доме:
строго выполнять свои обязанности;
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Во всем мире возникла новая проблема, которая волнует социологов и демографов.
Ученые отмечают отклонения от идеальной модели семьи:
А) изначально неполная семья (одинокая мать с ребенком)
Б) распавшаяся семья (развод)
В) распад семьи из-за внешних событий (вдовство)
Г) фактическое отсутствие семейных отношений.
Растет число детей, родившихся вне брака, с 1994-2000 год с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака.
Распад и ослабление семейных связей, рост числа неполных семей мешает выполнению основных функций семьи. Это:
Материальные проблемы.
Отсутствие полноценных семейных отношений.
Неполноценное общение.
Психологическая незащищенность.
Неполная социализация.
Невозможность выполнять репродуктивную функцию по воспроизводству населения.
1 группа учащихся готовят ответ на вопрос, что семья дает человеку(защиту, взаимопомощь, покой, продолжение рода, уважение, тепло и пр.); другая группа ищут ответ на вопрос, что семья дает государству(граждан, защитников, работников, налогоплательщиков),третья группа пишет синквейн (пятистрочное стихотворение без рифмы).
Пример:
семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
ячейка общества
семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей
четвёртая группа составляет кластер.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Учитель: В современной научной литературе семья определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
На протяжении всей истории человечества в одиночестве было невозможно не только нормальное существование человека, но даже его физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Важнейшими функциями семьи являются:
воспитательная
хозяйственно-бытовая
экономическая
социально-статусная
репродуктивная
духовное общение
психотерапевтическая
досуговая
Давайте остановимся на воспитательной функции семьи. Спецификой семейного воспитания являются:
«многомерность» жизни семьи,
широта и многогранность влияний,
условия, которые создаются членами семьи.
Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, кроме того ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую,
творческую и другие.
О хозяйственно-бытовой функции вы можете рассказать и сами. Как ведется хозяйство у вас в семье? Какие обязанности по дому вы выполняете? Что вы понимаете под устроенным бытом?
Экономическая функция семьи часто зависит от экономики государства. Трудоустройство членов семьи, размер заработной платы, всевозможные пособия, пенсии, стипендии – все это влияет на благосостояние семьи. На уроках по этике и психологии семейной жизни мы будем подробно изучать эти вопросы.
На социально-статусной и репродуктивной функциях мы останавливаться не будем. Скажу только, что в семье человек появляется на свет, здесь он растет, взрослеет, приобретает социальный статус и самооценку.
Психотерапевтическая функция семьи неразрывно связана с духовным общением. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. С близкими людьми человек переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
И, наконец, досуговая. Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д. Давайте и мы слегка отвлечемся от серьезных тем и будем отгадывать загадки.
1 ученик: В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2 ученик: Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)
3 ученик: У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть?
(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры).
– Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм.
Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость.
Помните, что «себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.Тургенев)
7. Рефлексия
– На ваших столах – листы цветной бумаги. Пусть каждый выберет цвет, соответствующий его настроению, и допишет предложение: «Я выбираю …., потому что…»
8. Домашнее задание (письменный ответ на вопрос)
Согласны ли вы с мнением Сенеки, который говорил: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»?
Дополнительный материал к уроку
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)
Помнящий добро никогда не сотворит зла.
Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. (И.Полянская)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(Толковый словарь русского языка)
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. (Платон)