Тема: «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».
Сл.1. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.
Сл.2. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, Сл.3. чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Сл.4-5-6. Ни для кого не секрет, что деятельность школы (в разных формах) в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Сл.7. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил.
В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Сл.8. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения проблем, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Сл. 9. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью.
Сл. 10. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе.
Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Сл.11. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален.
Возникают вопросы:
Как сделать общение с родителями живым?
Как привлечь родителей в школу?
Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?
Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Сл.12. Основные направления взаимодействия семьи и школы:
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса, о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
- Совместная деятельность родителей и обучающихся.
- Участие в выставках, соревнованиях, организуемых для детей и родителей; проведение дней здоровья.
- Проведение совместных праздников с участием родителей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.