СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как фактор становления личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья как фактор становления личности ребенка»

Семья как фактор становления личности ребенка



Из выступления директора

Дудковской С.А. на общешкольном родительском собрании


«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей.

Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».(В. А. Сухомлинский)

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль. Семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и учреждения образования лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

В чем же проблема? Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Цель: сделать законных представителей обучающихся активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи семьи и школы:

изучение семьи и ее индивидуальных особенностей;

формирование потребности в субъектной позиции родителей в развитие детей;

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

объединение усилий для развития и воспитания детей;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между педагогическим коллективом и семьёй.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Очень важен принцип взаимопонимания и взаимодействия. Первое правило. Ориентация на успешное развитие личности. Жизнеутверждающий настрой в решении различных проблем воспитания, установка на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности дошкольника. Редко, когда формирование характера ребенка обходится без трудностей. Как правило дошкольное детство полно противоречий и неожиданностей.

Второе правило. Правило педагогического такта. Неосторожное вмешательство в семью. Недопустимо, по роду своей деятельности, педагогу, касаться личных сторон жизни семьи, Воспитатель нередко становится невольным свидетелем семейных отношений. Настоящий педагог в семье не чужой; в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Педагог всегда должен быть доброжелательным и тактичным, какой бы не была семья, какими бы не были воспитанники. Всеми своими знаниями педагог должен поделиться с родителями, все знания о семье он должен обратить на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Третье правило. В основе сотрудничества с семьей могут быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Родители не хотят идти туда, где их только ругают, иногда при всех. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон здесь неприемлем, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей решение, удовлетворяющее обе стороны. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Педагоги должны ценить то, что очень дорого ребенку.

Четвертое правило. Педагоги должны стараться относиться с доверием к воспитательным возможностям родителей, при любой возможности повышать уровень их педагогической культуры. Как доказывает практика, психологически родители дошкольников с готовностью поддерживают все требования, дела и начинания педагогов детского сада. Очень часто, даже те родители, которые не могут похвастаться педагогической компетентностью и высоким уровнем образования, с ответственностью и глубоким пониманием относятся к воспитанию детей.

Педагоги, пользуясь этими правилами, принимают на себя во взаимоотношениях с родителями следующих ролей:

педагог-защитник: встает на защиту ребёнка в случае полного устранения родителей от своих обязанностей и деградации родителей (наркомания, алкоголизм, жестокое отношение к детям);

педагог-консультант: всегда проконсультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, проинформирует о существующих методах воспитания, ориентированных именно на конкретную семью, разъяснит родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье;

педагог-советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка соответственно возрасту, рекомендует, советует, обращает внимание на те мелочи, которые обычно от родителей ускользают.

В учреждении образования мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы: мастер-классы, спортивные совместные мероприятия, праздники, концерты, анкетирование, индивидуальные беседы.

Главный момент в контексте «семья - учреждение образования» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем.

Учреждение образования в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к учреждению..

Известно, что именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи:  анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи.  Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Если внимательно наблюдать в глаза, бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к учреждению.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку  к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения.

Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность  заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного  материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Самое главное, чтобы Вы, уважаемые родители, нас поддерживали.

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!