СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как социальный институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний обучающихся об основных институтах общества - семье и браке. 

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт»

Тема урока: «Семья как социальный институт».


Тип урока: урок первичного усвоения знаний.

Цель: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы: «Есть ли перспективы у семьи как социального института?».

Задачи:

  • Обобщить знания обучающихся об основных социальных институтах – семьи и брака;

  • раскрыть роль семьи в жизни общества через выполняемые ею функции;

  • проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития;

  • развивать критическое мышление через умение анализировать информацию, приводить аргументацию, делать выводы;

  • формировать отношение к семье как к общечеловеческой ценности, воспитывать чувство ответственности перед членами семьи.


Оборудование:

  • мультимедиа, CD – диск в форме презентации.

  • Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Боголюбов Л. Н. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021.

  • Приложение 1.

Формы учебной деятельности:

1) постановка проблемных вопросов;

2) дискуссия;

3) поисковая деятельность.

Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, элементы технологии развития критического мышления, технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технология, интерактивного обучения.

Формируемые универсальные учебные действия и планируемые результаты:

(см. таблица 1).

таблица 1

УУД

  • Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (понимание семьи важнейшей ценности для человека, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки с принятыми нормами), оценивание усваиваемого содержания.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование, оценка— выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

  • Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

  • Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; определение основной и второстепенной информации.

  • логические – выявление отличий, выбор оснований и критериев для сравнения.

Планируемые результаты

  • Предметные:

  • Знать: значение понятия «семья», отличия типов семьи, определять функции семьи в современном обществе.

  • Уметь: искать, анализировать, оценивать информацию об изучаемом предмете из жизни общества.

  • Личностные: расширение представлений учащихся о семье и о её роли в социолизации личности, формирование коммуникативной компетентности.

  • Метапредметные: умение отбирать  информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности (краткие записи); умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе.

Основные понятия

Семья как малая группа и социальный институт, патриархальная семья, партнёрская семья, функции семьи, роль семьи в современном мире.


Ход урока.


  1. Организационный момент

    1. Подготовка группы к уроку (класс делится на две подгруппы).

Группа «Сильная половина человечества» и группа «Прекрасная половина человечества».

План

  1. Понятие семьи как малой группы и социальных институтов. Типы семьи.

  2. Функции семьи.

  3. Брак как социальный институт.

  4. Семья в современном мире.

  1. Объяснение нового материала

Сформулируйте новую тему урока, разгадав шараду:


7

Я

Тема нашего урока. «Семья как социальный институт».

Мы продолжаем с вами изучение социальной сферы жизни общества. При изучении темы «Общество как система», вы познакомились с понятием социальный институт

Актуализация:

Задание: Вспомните определение этого понятия.

Проверка задания: Исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями и удовлетворяющая фундаментальную потребность общества.

Сегодня речь пойдёт о таком социальном институте, как семья.

«Никто не отказывается от семьи, кроме мула». Марроканская пословица.

Вопрос: как вы понимаете смысл пословицы?



Мотивация:


Вопрос: Какие вопросы можно поставить, характеризуя семью как малую группу и социальный институт?

Обсуждение:

  • Многие исследователи считают семью базовым социальным институтом. Почему?

  • Какую фундаментальную потребность общества удовлетворяет семья?

  • Какое место в иерархии ваших ценностей занимает семья?

  • Почему люди живут семьями?

  • Какие бывают семьи?

  • Какие изменения и проблемы претерпевает современная семья?


Писатель XIX века Оноре де Бальзак считал, что семья всегда будет основой общества.

Сегодня нам предстоит либо подтвердить, либо опровергнуть этот тезис.

1.

Задание: при изучении социальной структуры, мы охарактеризовали семью как малую группу. 1) Используя словарь, определите содержание понятия семья как малой группы (с. 171).

2) Что определяет семью как социальный институт, словарь (с. 171).

Проверка:

Семья как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.


Вопрос: какие семьи бывают?

Обсуждение:

1) Семьи, где оба родителя и дети.

2) Семьи, дети и один родитель.

3) Семьи, где вместе живут дедушки, бабушки, родители и дети.

4) Семьи, где отец выполняет только мужские обязанности, а мать занимается домашним хозяйством и воспитанием детей.

5) Семьи, где все члены семьи выполняют посильную для них домашнюю работу.


Задание: систематизируйте данные вами характеристики по типам.

Дополнительно используйте текст параграфа с. 167-168.

Проверка:

Патриархальная семья – основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Партнёрская семья – равноправие и взаимная ответственность супругов. Совместное ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка. Быт организуется при участии всех её членов.

Нуклеарная – семья состоит из супругов с детьми.

Многопоколенная (расширенная, родственная) – совместно проживающие несколько поколений родственников.


Задание: определите признаки патриархальной и партнёрской семьи, выбрав их из предложенного списка:

1)  совместное проживание нескольких поколений

2)  принятие решений всеми членами семьи после совместного обсуждения

3)  экономическая самостоятельность женщины

4)  жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

5)  экономическая зависимость женщины от мужчины

6)  возложение домашних обязанностей на женщину

7)  справедливое распределение домашних обязанностей

8)  главенство мужчины в семье

9) совместное воспитание детей


Проверка:

Патриархальная семья: 1 4 5 6 8

Партнёрская семья: 2 3 72.

Значение семьи как социального института определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе.


Задание:

1) определите основные функции семьи, (с. 166-167);

2) определите, какие функции иллюстрируют предложенные ситуации.

  • Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.

  • В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трёхлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой.

  • Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колёса, заменяет вышедшие из строя детали новыми. Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать.

  • В семье родился третий ребёнок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.


Задание:

Что для вас идеальная семья? Каждая группа должна предложить свой вариант идеальной семьи.

Обсуждение. Мнение сторон.

3.

С институтом семьи тесно связан институт брака.

Вопрос: для чего люди женятся?

Обсуждение.


Задание:

1) определите содержание понятия «брак», (с. 165).

Бракпризнанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Это добровольный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в установленном законом порядке с целью создания семьи.

2) выразите формулой суть отношений в семье и браке.

Семья = родители + дети, супруги.

Брак = муж + жена.


К сожалению, современные браки очень неустойчивы.

По статистике на 10 октября 2022 в Хабаровском крае на 9560 браков 6067 разводов, что составляет 63,4%, т.е. больше половины.


Задание: что, по вашему мнению, является причиной распада семей?

Обсуждение. Мнения сторон.


Задание: давайте сравним наши выводы с выводами социологов. Эти выводы представлены в параграфе на с. 169.

Проверка:

  • неподготовленность к браку;

  • грубость;

  • пьянство;

  • физическое насилие;

  • супружескую измену.

Однако нередко привести к разводу может и другое, например:

  • неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

  • пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (финансовые расходы только на себя и т.д.);

  • неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;

  • различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях;

  • неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны супруга.


Задание: в популярном ток-шоу обсуждался кризис семьи в современном обществе. В частности прозвучало мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два минуса).

Проверка:

1) «плюсы»:

  • люди более ответственно подходят к созданию семьи;

  • супруги вынуждены находить пути разрешения всех семейных конфликтов и примирения;

2)  «минусы»:

  • даже если оба супруга понимают, что сохранение семьи невозможно, они вынуждены жить вместе, не могут создать другие семьи и обрести личное счастье;

  • ситуация постоянных конфликтов родителей, которые хотят, но не вправе расстаться, травмирует детей.


Вопрос: как вы считаете, кто самая пострадавшая сторона при разводе?

Обсуждение.


Вывод: государство заинтересовано в укреплении семьи.

В нашей стране конституционно закреплены «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье».


Вопрос: какие меры государственной поддержки семьи вы знаете?

Обсуждение.

  • Отпуск по уходу за детьми.

  • Детские дошкольные учреждения.

  • Приспособление режима работы родителей к нуждам семьи.

  • Единовременные пособия в связи с рождением детей.

  • Выплаты материнского капитала.

3.

В современном обществе семья переживает качественные изменения.

Современное общество подвержено кризисам, что отражается и на семье.

Задание: выделите кризисные явления в семейных отношениях, (с. 168-169).

Проверка:

  • происходит разделение институтов брака и семьи;

  • уменьшается число лиц, вступающих в законный брак;

  • растёт количество фактических союзов, юридически не оформленных;

  • материальное обеспечение детей превалирует над духовным воспитанием;

  • профессиональные интересы становятся конкурентом семейным интересам;

  • ухудшается здоровье людей;

  • растёт количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей.


Одним из проявлений кризиса семьи исследователи считают возросшее число гражданских браков, т.е. таких, которые не признаны ни государством, ни церковью.

Дискуссия «За и против гражданского брака».

Блиц-опрос. Мнения сторон.


«SWOT-анализ»

Гражданский брак

  1. сильные стороны:

  • такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве своём через 5-7 лет распадаются;

  • форма личной жизни.

  1. слабые стороны:

  • отсутствие определённого социального статуса;

  • общественное мнение настроено против таких отношений;

  • болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

  1. возможности:

  • репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни

  • делает отношения более стабильными

  1. угрозы:

  • люди не ощущают прочности своего положения, серьёзности отношений

  • не защищены имущественные и прочие права супругов и детей


Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся.


III этап.


Самостоятельная формулировка выводов:

1. Семья – базовый социальный институт;

2. значимость семьи проявляется через функции, которые она выполняет в обществе;

3. сегодня семья переживает качественные изменения.


IV этап.


Рефлексия: повлиял ли урок на ваши установки и семейные ценности?

Составление синквейна.

1. семья

2. родная, любимая

3. воспитывает, помогает, поддерживает

4. должна быть, как Родина

5. счастье


Итоги: самооценка, оценка группы. Вывести средний балл.


Домашнее задание: Учебник. Л. Н.Боголюбов, 11 класс, § 15; выписать основные понятия; выполнить задание по типу ЕГЭ.












Приложение 1

Домашнее задание

Прочитайте текст и выполните задания.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Отношения в социальной сфере не определяются экономикой  — в одно и то же время может быть много возможностей,  — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

1. В чем, по мысли автора, выражается распад семейных структур во всем мире? Укажите два его проявления. В чем автор видит главную угрозу семейным ценностям? В чем, по мнению автора, проявляется экономический эгоизм членов семьи?

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!