Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт»
Семья как социальный институт
Цели урока
- Обобщить знания учащихся о семье; выяснить особенности семьи как социального института;
- Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, анализировать , сравнивать и обосновывать собственную позицию;
- Формировать уважительное отношение к семье и браку;
План урока
- Семья как социальный институт
- Институт брака
- Традиционные семейные ценности
- Тенденции развития современной семьи
Проблема урока:
- Есть ли перспективы у семьи как социального института?
Мотивация
- Проблемы демографии в России!!!
- Роль семьи как малой социальной группы!
- Роль семьи в формировании личности!
Выполните задание:
- Напишите слова, которые ассоциируются у вас с понятием семья;
- Какова роль семьи в жизни каждого человека?
Сравнительный анализ понятий «семья »
- Семья (определение с точки зрения права – СК РФ)
- Семья как малая социальная группа
- Семья как социальный институт
Задание: приведите в соответствие
Семья (СК РФ)
Объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих взаимодействие членов семьи
Семья как малая социальная группа
Основанная на браке или кровном родстве группа людей, которые связаны общностью быта, взаимной помощью и правовой ответственностью
Семья как социальный институт
Социальная общность, члены которой связаны родственными или брачными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью
Основа формирования и функционирования любого социального института:
- Комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения
- Совокупность норм и правил
- Базовые ценности
- Система социальных ролей
Задание: классифицируйте социальные роли в семье (работа в мини-группах)
Социальные роли в семье:
- Супружеские ?
- Родительские
- Детские
- Межпоколенные
- Внутрипоколенные
Семья как социальный институт удовлетворение социальных потребностей функции семьи (Какие?)
- Репродуктивная
- Воспитательная (социализация)
- Экономическая (хозяйственная)
- Психологическая
- Релаксационная (досуговая)
- Социально-статусная
- Сексуальная
Институт брака
- Брак – добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, зарегистрированный в органах ЗАГС.
- Институт брака регулирует отношения между супругами, определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи;
- Определяет права родителей и детей, режим собственности супругов и т.д.
- Обратите внимание: речь идет о зарегистрированном браке!
Ваше отношение к гражданскому браку?
1-я группа – аргументы «за»
2-я – аргументы «против»
3-я – арбитры: чья точка зрения более убедительна?
«За»
«Против»
Репетиция семейных отношений
Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, прочности положения
Возможность узнать друг друга
Не влечет никаких юридических последствий
Отсутствие ответственности
Не защищены имущественные права членов семьи
Выгоднее ранних браков, которые быстро распадаются
Болезненная реакция детей на зыбкий статус родителей
Низкий уровень ответственности супругов
Причины гражданских браков?
Традиционные семейные ценности
- Традиционные ценности вашей семьи?
- Традиционные семейные ценности:
- Любовь
- Уважение
- Взаимпонимание
- Верность
- Толерантность
- Умение прощать…
Что вы знаете об этом празднике?
Тенденции развития современной семьи
- Преобладание нуклеарных семей
- Взаимное отчуждение членов семьи (анализ видеоролика «Письмо детей родителям» F:\ письмо детей родителям. mp4 )
- Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей
- Разделение института брака и семьи
- Снижение ценности семьи с детьми (движение «чайлфдри»)
- Усиление девиантного поведения в семье
- Рост неполных семей и социальных сирот
Как вы думаете, есть ли перспективы у семьи как социального института?
Закрепление
Составьте синквейн на понятие «Семья»
Домашнее задание: написать эссе на тему «Семья – это кристалл общества» В. Гюго