ОГЭС.08 | Основы социологии и политологии. | Группа | Дата проведения |
41 | 25.10.2023 г. |
Тема занятия | Семья как социальный институт. |
Вид занятия | Занятие открытия новых знаний |
Тип занятия | Практическое |
Цель занятия | Формирование представлений об основных аспектах семьи как социального института . |
Задачи занятия | обучающая: формировать знания понятия семья как базовый социальный институт, проанализировать функции семьи; развивающая: развивать коммуникативные навыки общения при работе в группе, а также умения студентов работать с различными источниками информации, анализировать их содержание на основе полученных знаний; воспитательная: расширять представления личности о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений, о влиянии семьи на развитие личности и общества, ее роли и значении в современном обществе; воспитывать чувство ответственности перед своей семьей. |
Формируемые элементы компетенций | Общие компетенции | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь. |
Профессиональные компетенции | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
Результат | Должны знать | − основные положения об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; − базовый понятийный аппарат социальных наук; − тенденции познания социальных и политических явлений и процессов |
Должны уметь | -самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; − владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности; - самостоятельно оценивать и принимать решение, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей − владеть языковыми средствами; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения |
Показатели оценки результата | знание социальных аспектов понятия семья как социального института; определение роли семьи в жизни человека. |
Межпредметные связи | Обеспечивающие дисциплины | БУП. 03 Обществознание БУП. 05 История ОГСЭ.01 Основы философии ОГСЭ.05 Психология общения |
Обеспечиваемые дисциплины | АУД.01 Психология личности АУД.02 Социальная адаптация |
Средства обучения | Технические: персональный компьютер (далее – ПК), мультимедийный проектор, экран. |
Наглядные: мультимедийная презентация, печатный вариант заданий, видеоролик «Семья- главное путешествие нашей жизни»wwwRealove.ru. |
Применяемые формы, методы и элементы технологий обучения | Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах. Методы обучения: наглядный (презентация, видео-демонстрация); продуктивно-практический. Технологии: ученическая студия, элементы информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий. |
Применяемые методы контроля | Контроль преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль. |
Основная и справочная литература, интернет-ресурсы | Г.И. Козырев. Основы социологии и политологии: учебник._ М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М,2008.-240с.(Профессиональное образование). Латышева, В. В. Основы социологии и политологии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Латышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06614-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513577 (дата обращения: 22.10.2023) Видеоролик «Семья- главное путешествие нашей жизни»wwwRealove.ru. |
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Времен-ная регламентация этапа |
1 | Организационный этап: Цель: психологический настрой на занятие | 1 минуты |
- приветствие, создание эмоционального настроя на занятие; - проверка готовности студентов к занятию; - проверка посещаемости |
2 | Мотивационный этап и целеполагание: Цель: принятие студентами целевых установок | 2 минут |
- вступительное слово преподавателя; - определение темы занятия совместно со студентами; - постановка проблемного вопроса; - определение цели занятия совместно со студентами; - ознакомление с общим планом совместной работы на занятии; - сообщение критериев оценивания на занятии. |
3 | Этюд. Цель: демонстрация социальной и практической значимости изучаемого материала посредством просмотра видеоролика о роли семьи «Семья- главное путешествие нашей жизни»wwwRealove.ru; | 7 минут 10 минут |
4 | Экспликация. Цель: уточнение понятий и утверждений. - «Что?» — что такое СЕМЬЯ? Каковы существенные признаки семьи? Какова форма организации? - « Для чего?» - для чего создается семья людьми? Каково основное назначение семьи в жизни? - «Где?» - какие сферы личностного развития затрагивает семья? - «Когда?» — в какой период жизни человека можно создать семью? Какие условия необходимы? - «Как?» — как организуется взаимодействие в семье? Кто организует взаимодействие? |
5 | Практикум Цель: практическое воплощение полученных знаний. Задание 1. Заполнение таблицы. Жизненный цикл семьи . 1.Образование семьи | 2.Рождение детей | 3. Семья с детьми подросткового возраста | 4.Отделение детей и создание ими своих семей | 5.Прекращение существования семьи | Задачи: | Задачи: | Задачи: | Задачи: | Задачи: | Форма организации учебной деятельности: работа в парах. Форма контроля: взаимоконтроль. Критерии оценивания: полнота заполнения таблицы - 1 балл за каждую позицию. Максимальное количество баллов - 5 баллов. | 20 минут |
| Задание 2. Заполнение таблицы. Сущность функции семьи. Наименование функции | Сущность функции | Репродуктивная | | Воспитательная | | Хозяйственная (хозяйственно-бытовая) | | Экономическая | | Эмоциональная | | Социально-статусная | | Первичного социального контроля | | Духовная (духовно-нравственная) | | Досуговая | | Форма организации учебной деятельности: работа в парах. Форма контроля: контроль преподавателя. Критерии оценивания: полнота заполнения таблицы - 1 балл за каждую позицию. Максимальное количество баллов - 9 баллов. |
| Задание 3. Анализ и дополнение таблицы. Роль женщины и мужчины в семье. | Мужчина | Женщина | Историческая роль | защитник и добытчик | хранительница домашнего очага | Главная функция | ответственность | поддержка и мотивация мужчины | Способности | аналитические | вербальные | Место в семье | тот, кто несет ответственность за принятые решения | Форма организации учебной деятельности: групповая. Форма контроля: контроль преподавателя. Критерии оценивания: полнота заполнения таблицы - 1 балл за каждую позицию. Максимальное количество баллов – 7 баллов. |
| Задание 4. Ответ на проблемный вопрос. Почему семью считают базовым социальным институтом? Форма организации учебной деятельности: групповая. Форма контроля: контроль преподавателя. Критерии оценивания: полный развёрнутый ответ - 3 балла. Максимальное количество баллов: 3 балла. | 2 минуты |
5 | Рефлексия. Цель: анализ результатов совместной деятельности, определение уровня реализации цели занятия. - Супружеская жизнь кажется мне… - Считаю, что большинство юношей (девушек)… - Что было главным для меня? | 2 минуты |
| Подведение итогов занятия, заключительное слово преподавателя, подсчёт студентами полученных баллов, согласно представленным критериям, выставление оценок. |
6 | Домашнее задание. Изучить актуальную информацию интернет-источников по вопросу: «Государственные меры поддержки семьи», подготовить сообщение по данному вопросу. | 1 минута |
Преподаватель ______ И. Н. Барабанова