СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как социальный институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


ОГЭС.08

Основы социологии и политологии.

Группа

Дата проведения

41

25.10.2023 г.

Тема занятия

Семья как социальный институт.

Вид занятия

Занятие открытия новых знаний

Тип занятия

Практическое

Цель занятия

Формирование представлений об основных аспектах семьи как социального института .

Задачи занятия

обучающая: формировать знания понятия семья как базовый социальный институт, проанализировать функции семьи;

развивающая: развивать коммуникативные навыки общения при работе в группе, а также умения студентов работать с различными источниками информации, анализировать их содержание на основе полученных знаний;

воспитательная: расширять представления личности о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений, о влиянии семьи на развитие личности и общества, ее роли и значении в современном обществе; воспитывать чувство ответственности перед своей семьей.

Формируемые элементы компетенций

Общие компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

Профессиональные компетенции

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Результат

Должны

знать

− основные положения об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− базовый понятийный аппарат социальных наук;

− тенденции познания социальных и политических явлений и процессов

Должны

уметь

-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

− владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;

- самостоятельно оценивать и принимать решение, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

− владеть языковыми средствами; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Показатели оценки

результата


  • знание социальных аспектов понятия семья как социального института;

  • определение роли семьи в жизни человека.

Межпредметные связи


Обеспечивающие

дисциплины

БУП. 03 Обществознание

БУП. 05 История

ОГСЭ.01 Основы философии

ОГСЭ.05 Психология общения


Обеспечиваемые

дисциплины

АУД.01 Психология личности

АУД.02 Социальная адаптация


Средства обучения

Технические: персональный компьютер (далее – ПК), мультимедийный проектор, экран.

Наглядные: мультимедийная презентация, печатный вариант заданий, видеоролик «Семья- главное путешествие нашей жизни»wwwRealove.ru.

Применяемые формы, методы и элементы технологий обучения

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы обучения: наглядный (презентация, видео-демонстрация); продуктивно-практический.

Технологии: ученическая студия, элементы информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий.

Применяемые методы контроля

Контроль преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Основная и справочная литература, интернет-ресурсы

  • Г.И. Козырев. Основы социологии и политологии: учебник._ М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М,2008.-240с.(Профессиональное образование).

  • Латышева, В. В.  Основы социологии и политологии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Латышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06614-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513577 (дата обращения: 22.10.2023)

  • Видеоролик «Семья- главное путешествие нашей жизни»wwwRealove.ru.




содержание занятия


этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Времен-ная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

Цель: психологический настрой на занятие


1 минуты

- приветствие, создание эмоционального настроя на занятие;

- проверка готовности студентов к занятию;

- проверка посещаемости

2

Мотивационный этап и целеполагание:

Цель: принятие студентами целевых установок


2 минут

- вступительное слово преподавателя;

- определение темы занятия совместно со студентами;

- постановка проблемного вопроса;

- определение цели занятия совместно со студентами;

- ознакомление с общим планом совместной работы на занятии;

- сообщение критериев оценивания на занятии.

3


Этюд.

Цель: демонстрация социальной и практической значимости изучаемого материала посредством просмотра видеоролика о роли семьи «Семья- главное путешествие нашей жизни»wwwRealove.ru;



7 минут





10 минут

4

Экспликация.

Цель: уточнение понятий и утверждений.

-  «Что?» — что такое СЕМЬЯ? Каковы существенные признаки семьи? Какова форма организации?

-   « Для чего?» - для чего создается семья людьми? Каково основное назначение семьи в жизни?

-   «Где?» - какие сферы личностного развития затрагивает семья?

-   «Когда?» — в какой период жизни человека можно создать семью? Какие условия необходимы?

  - «Как?» — как организуется взаимодействие в семье? Кто организует взаимодействие?


5

Практикум

Цель: практическое воплощение полученных знаний.

Задание 1.

Заполнение таблицы. Жизненный цикл семьи .

1.Образование семьи

2.Рождение детей

3. Семья с детьми подросткового возраста

4.Отделение детей и создание ими своих семей

5.Прекращение существования семьи

Задачи:

Задачи:

Задачи:

Задачи:

Задачи:







Форма организации учебной деятельности: работа в парах.

Форма контроля: взаимоконтроль.

Критерии оценивания: полнота заполнения таблицы - 1 балл за каждую позицию.

Максимальное количество баллов - 5 баллов.



20 минут




Задание 2.

Заполнение таблицы. Сущность функции семьи.

Наименование функции

Сущность функции

Репродуктивная


Воспитательная


Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)


Экономическая


Эмоциональная


Социально-статусная


Первичного социального контроля


Духовная (духовно-нравственная)


Досуговая



Форма организации учебной деятельности: работа в парах.

Форма контроля: контроль преподавателя.

Критерии оценивания: полнота заполнения таблицы - 1 балл за каждую позицию.

Максимальное количество баллов - 9 баллов.


Задание 3.

Анализ и дополнение таблицы. Роль женщины и мужчины в семье.



Мужчина

Женщина

Историческая роль

защитник и добытчик

хранительница домашнего очага

Главная функция

ответственность

поддержка и мотивация мужчины

Способности

аналитические

вербальные

Место в семье

тот, кто несет ответственность за принятые решения



Форма организации учебной деятельности: групповая.

Форма контроля: контроль преподавателя.

Критерии оценивания: полнота заполнения таблицы - 1 балл за каждую позицию.

Максимальное количество баллов – 7 баллов.


Задание 4.

Ответ на проблемный вопрос.

Почему семью считают базовым социальным институтом?


Форма организации учебной деятельности: групповая.

Форма контроля: контроль преподавателя.

Критерии оценивания: полный развёрнутый ответ - 3 балла.

Максимальное количество баллов: 3 балла.



2 минуты

5

Рефлексия.

Цель: анализ результатов совместной деятельности, определение уровня реализации цели занятия.

- Супружеская жизнь кажется мне…
- Считаю, что большинство юношей (девушек)…

- Что было главным для меня?





2 минуты




Подведение итогов занятия, заключительное слово преподавателя, подсчёт студентами полученных баллов, согласно представленным критериям, выставление оценок.

6

Домашнее задание.

Изучить актуальную информацию интернет-источников по вопросу: «Государственные меры поддержки семьи», подготовить сообщение по данному вопросу.

1 минута


Преподаватель ______ И. Н. Барабанова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!