Методическая разработка урока ОДНКНР по теме
«Семья – хранитель духовных ценностей»
Пояснительная записка Целевая аудитория – учащиеся 5 класса.
Учебная программа: программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2020.
Выходные данные учебника: Виноградова Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Тип урока – Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Форма урока: групповая, фронтальная
Методы: кейс-метод, эвристический
Используемые технологии: кейс, ИКТ, игровая, технология сотрудничества
Цель – создание условий для размышлений учащихся на тему «Семья – хранитель духовных ценностей» и осознания её значимости в жизни человека
Планируемые результаты
Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие.
Предметные: овладение представлениями о роли семьи в жизни человека, о вкладе традиционных религий разных народов в духовное величие российской
культуры и о том, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно- нравственной культуры общества.
Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: уметь работать с информацией
Ресурсы урока: компьютер, презентация, кейсы с заданием
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный этап (2 минуты) |
Организация деятельности учащихся | Объединение в мини-группы путём |
на групповую форму работы (в 4 | жеребьёвки (учащиеся вытягивают |
группы) | жетоны и занимают парту с папкой |
| соответствующего цвета) |
| Выбор названия команды |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут) |
Мотивирует учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют формулировке темы урока | Выполняют мини задания – разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка) |
| Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья) |
| Все родные, с кем живете, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна … (семья) |
| Папа, мама, старший брат, Таня, дедушка Игнат — Много разной тут родни. А все вместе кто они? (семья) |
| Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я, Но все вместе мы — … (семья) |
| Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами: зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла; жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла; красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла |
| Формулируют тему и цель урока. |
3. Актуализация знаний (10 минут) |
Даёт задание. Этапы задания: Вопрос: В группах вспомните сказки или притчи о семейных ценностях, расскажите их друг другу в группе (если не могут вспомнить, выбирают из списка наиболее подходящую) Вопрос: Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои? Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям? | Выполняют задание, записывают результаты в лист ответов Оценивают правильность ответов. каждая команда оценивает свои ответы жетонами |
4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут) |
Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных? Пояснение: Но 14 февраля – | Учащиеся вспоминают 14 февраля |
католический праздник. По легенде, | |
римский император Клавдий II | |
запретил людям вступать в брак, чтобы | |
создать более сильную армию. А | |
святой Валентин тайно венчал людей, | |
за что был посажен в темницу и | |
казнён. | |
Но история говорит, что жизнь святого | |
Валентина связана не с любовью, а с | |
трагедией: он был мучеником, | |
пострадавшим за свою веру во времена | |
гонений на христиан в Римской | |
империи. | |
А наш русский праздник? Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности. Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника? Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии» (изображение на слайде) | Кто-нибудь ответит, а если нет, то пояснение учителя. |
Учитель: «Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и | |
Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности» Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать? Учитель: «Вы послушали краткую историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом» («Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же самодержавствуя благоверный князь Павел») (Затем ответ к заданию появляется на слайде) Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?» Учитель: «Оцените работу в группе» Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в День всех влюбленных принято дарить цветы. | Слушают. Анализируют. Отвечают на вопрос, какие качества проявили Пётр и Феврония в своей семейной жизни. Дописывают ценности, которых ещё не было. Выполняют задание Отвечают на вопрос Команды оценивают свои ответы жетонами Слушают, выполняют задание учителя найти в кейсах картинки с цветами и вспомнить, какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности |
5. Первичная проверка понимания (8 минут) |
Учитель: «Важность семейной жизни подчёркивается в религиях народов России. Это является одной из многочисленных ценностей, общих для всех народов и всех религий. В христианстве и иудаизме в числе десяти заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога на горе Синай, есть заповедь (пятая по счёту) «Почитай отца твоего и мать твою». Кроме того, в иудаизме даже существует ряд правил в отношениях между родителями и детьми: запрещено критиковать поведение родителей, сомневаться в правоте их слов нельзя обижать родителей, даже если кажется, что они неправ необходимо помогать родителям родители должны любить детей, заботиться о них, быть внимательными к их просьбам и интересам» (правила отражены на слайде) Ислам говорит о взаимных обязанностях мужа и жены по отношению друг к другу. Буддизм призывает детей помнить обо всём, что сделали для них родители: как они работали, давали образование и воспитание» | Слушают, выполняют задание учителя: «Представьте, что к вам за советом обратилась семья, в которой постоянно ссорятся. Семья состоит из мамы, папы, бабушки и двоих детей – брата и сестры. Какие правила вы бы предложили этой семье, чтобы она жила дружно» Записывают на листе А4 (например, «быть честными», «понимать друг друга» …), озвучивают. Каждый учащийся выбирает из названного списка то качество, которое считает самым важным, и называет его. Команды оценивают свои ответы жетонами |
6. Закрепление (8 минут) |
Учитель: Следующее задание «собрать пословицу» (пословицы нарезаны и собраны) Семьёй дорожить – счастливым быть Дом согревает не печь, а любовь и согласие Доброе братство лучше богатства Согласье в семье — богатство Давайте найдем в ваших кейсах еще пословицы Вопрос: а кто скажет, что такое «Пословица» (дополнительный жетон) Проанализируйте, какой смысл каждой пословицы. | Выполняют задание учителя найти в кейсах пакетик с разрезанной пословицей о семье и собрать её, как пазл (На слайде появляются ответы – пословицы) Отвечают на вопрос, чему учат эти пословицы, а затем команды оценивают свои ответы жетонами Учащиеся анализируют и по очереди отвечают (пословицы по количеству групп) Команды оценивают свои ответы жетонами |
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные) Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татары, мусульмане) Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность (лезгины, мусульмане) Дружная семья - долгая жизнь (крымские татары, мусульмане) Учитель: «Давайте подсчитаем жетоны и соответствующее количество баллов» | Подсчитывают жетоны и соответствующее количества баллов: зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла; жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла; красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут) |
Учитель: «Давайте подведем итоги урока. Обратите внимание на доску. Согласны ли вы с ценностями (качествами человека, действиями), которые написаны? В качестве вывода заполните, пожалуйста, анкету «Незаконченное предложение» Закончите предложения: «Основополагающими для семьи являются следующие ценности…» «В мои обязанности как члена семьи входит…» «Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…» |
Приложение
Пётр и Феврония Муромские
Начало «Повести о Петре и Февронии»
«Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же бе самодержавствуя благоверный князь Павел»
Картинки с цветами. Какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности?
Лист рефлексии
Закончите предложения:
«Основополагающими для семьи являются следующие ценности…»
«В мои обязанности как члена семьи входит…»
«Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…»
Библиография
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i- fevronii-muromskix/