МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ КУХТИНА ФЁДОРА ПАВЛОВИЧА»
Урок нравственности
«Семья. Традиции. Уважение к старшим»
Ищенко Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов
Первая категория
Урок нравственности «Семья. Традиции. Уважение к старшим»
Цель:
- Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- Определить понятие «семья»;
- Формировать понятие «счастливая семья»;
- Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: пословицы; загадки; цветок « Семейные ценности», лепестки ромашки ,высказывания В. Сухомлинского о семье; 5 заповедь.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
2. Актуализация знаний.
- По загадкам прошу отгадать тему урока.
Она лучше всех на свете
Без неё прожить нельзя
Есть она у Маши, Паши
И конечно у меня.
(семья)
Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
-А вот ещё загадки.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…
(мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш …
(папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…
(бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…
(дед)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…
(брат)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая…
(сестрёнка)
Как вы думаете , почему я продолжила загадывать загадки, если мы уже определили тему нашего занятия? (мнения детей)
Слайд 2 (на слайде появляются слова Василия Александровича Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).
- Прочитайте слова великого педагога Василия Сухомлинского.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
- Нам с вами предстоит ответить на вопросы: Слайд 3
- Что такое семья?
- Что такое семейные ценности?
- Какая семья называется счастливой?
3. Работа по теме занятия.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека.
Упражнение «Ассоциации»
- Что такое семья?
— Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом «Семья»
«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
- Давайте послушаем Аню и Дениса, они нам расскажут, что такое семья?
1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2. Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
3. – А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Упражнение «Салфетка»
У вас на партах лежат салфетки, оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Получились одинаковые? Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, но нужно научиться уживаться вместе, уважать друг друга, несмотря на отличия.
- Заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова Слайд 4
«Семья – группа живущих вместе близких родственников».
- Люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
-Я хочу рассказать вам одну легенду « Как появилась дружная семья»
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.
Слайд 5
Если каждый в семье будет следовать этим правилам, то и в семье будет согласие и мир.
Каждый из нас обязан своим появлением на свет маме и папе, они в свою очередь появились благодаря бабушкам и дедушкам, раньше бабушек и дедушек появились прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Поднимите руку у кого есть бабушка и дедушка? Как часто вы общаетесь?
Когда появилась первая семья, сказать сложно. Но раскопки в пещерах показали, что мужчины и женщины жили вместе. Наши предки жили сообща. Что это значит? (Вместе.) Приставка «со» означает вместе. Сообща – одной общиной, одним обществом. Что значит сообща? (Рядом, делали совместные дела, которыми мы до сих пор гордимся, проводили время вместе.)
В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки, дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. В общем жили дружно и весело. И подтверждение этому мы находим в сказках, пословицах, поговорках.
4. Работа в группах
Упражнение «Собери пословицу»
Давайте и мы составим пословицы и поговорки из отдельных слов.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своем доме и стены помогают.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Слайд 7
5. Рефлексия
Настоящая семья имеет нравственные принципы и законы, традиции. Давайте назовем те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они в семье. Выберете подходящие лепестки. А теперь соберем их в ромашку, которая является символом семьи. Почему вы не выбрали лепестки черного цвета (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть)? (Эти слова не подходят к семейным ценностям, о которых мы говорили) Пусть этот цветок несет вашим семьям только хорошее. Слайд 8
6. Итог урока.
Я тысячу раз задавала один вопрос: «Кто любит вас больше всего на свете?»
И тысячу раз получала ответ: «Это мои родители» Это самые древние отношения. Они не обусловлены, бескорыстны и вечны. И поскольку наши родители подарили нам жизнь, то высшее место в обществе для меня и для всех нас занимают наши родители. Я преклоняюсь перед всеми родителями, которые выполняют самоотверженную работу по воспитанию детей и учат нас всем этим ценностям. Сила любви наших родителей очень велика. Давайте положим ручку на сердце и помолимся «Пусть любовь друг другу, всегда пребывает в наших сердцах»
7