СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья – важное звено в сохранении и развитии народных традиций.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад о важности семейных традиций 

Просмотр содержимого документа
«Семья – важное звено в сохранении и развитии народных традиций.»

Семья – важное звено в сохранении и развитии народных традиций.

Ермилова Ирина Петровна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные

национальные задачи, когда у него есть общая система

нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение

к родному языку, к самобытным культурным ценностям,

к памяти своих предков, к каждой странице нашей

отечественной истории»

В.В.Путин.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом современности, так как именно она является действенным средством воспитания духовности и нравственности, формирования патриотических, гражданских качеств личности, гармонизации семейных и общественных отношений. Народные традиции являются хранилищем коллективной исторической памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры. Если говорить о традициях, являющихся живой нитью, связывающей поколения, то нужно говорить, прежде всего, о семье. Все начинается с дома и семьи. Государство тоже начинается с семьи. «Крепка семья – крепка держава», - так гласит народная мудрость. Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь он учится одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, социальный опыт общения, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. Семья является важным звеном формирования у ребенка потребности в своей национальной культуре, в языке. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры. Сегодня важно не дать раствориться национальным традициям в условиях глобализации и информатизации, которые влекут за собой стремительные изменения во всех сферах нашего общества. В таких условиях в сохранении национальной культуры огромную роль играет семья. С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Именно семья призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Закон «Об образовании» РФ в статье 18 гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте». Родители в семье передают ребенку родное слово, родные обычаи, традиции, формируют национальное самосознание, национальную гордость, воспитывают национальную честь и человеческое достоинство. Следовательно, семейные традиции - это модели взаимодействия родителей и детей в процессе повседневной жизнедеятельности, которые прошли апробацию в предыдущих поколениях. Но, несмотря на то, что семья всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, в настоящее время она утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей в индустриальном производстве, все более интенсивного распространения новых современных норм домашнего быта. В сельской местности традиции и обычаи сохраняются и передаются лучше, чем в городской, где молодое поколение растет в отрыве от этнокультурной среды под влиянием массовой культуры и в целом урбанизации. К сожалению, сегодня также нарушена и связь поколений. Многие современные семьи не имеют возможности воспитывать своего ребенка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, поскольку переживают период серьезных изменений и состоят всего из двух поколений: родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

Поэтому основная задача педагогического коллектива МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» РМР состоит в социально-коммуникативном развитии обучающихся, направленном на уважительное отношение к своей семье, сверстникам, взрослым, воспитание национального самосознания, приобщении к истории, народным традициям. Считаем, что именно совместными действиями педагогов Центра и семьи можно добиться хороших результатов в решении данной задачи. Тесная связь семейного воспитания и национального образования в процессе становления личности ребенка характеризуется такими понятиями как «сотрудничество», «взаимодействие» и «взаимообогащение». Семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности, поэтому в работе творческих объединений Центра присутствуют такие формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, как проведение родительских собраний, дни открытых дверей, совместные концерты («Ало! Мы ищем таланты!», «Мама - наше солнышко, а мы ее подсолнушки»), конкурсы («Мама, папа и я - спортивная семья», «Счастливый случай»), народные праздники («Широкая масленица» «Новогодний хоровод», «Рождественские посиделки», «Праздник двора»), совместное проведение занятий по декоративному творчеству («Мордовские узоры», «Герои мордовских сказок»). В школе раннего развития «Непоседы» создан родительский актив. Кроме того, обучающиеся вместе с родителями принимают участие в акциях: «Будь примерным пешеходом!», «Останови поджог травы!», «Родник», «Почта добра», «Покормите птиц зимой!», «Доброе утро, ветеран!». Основная цель таких мероприятий - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс с целью сохранения и развития семейных и народных традиций.

Итак, важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями способствует бережному отношению к народным традициям, сохранению семейных связей.

Литература:

1.Мой дом. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинам // Д. Гончарова, М.: «Мозаика — Синтез», 2003.

2.Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н. Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.

3.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4.Дыбина О.В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова С.Е., Еник О.А. Пенькова Л.А., Щетинина В.В./-Ульяновск,2014.

5.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи. - Тольятти: ТГУ,2015.

6.Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е., Иванова Н. Калинина А./ серия Приложения к журналу «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2014.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!