Семинар - практикум
«Использование игрового набора «Дары Фребеля»
в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ»
Цель: Повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
Расширить и уточнить знания педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ.
Познакомить с активными формами и методами работы с данной группой детей.
Aктивизировать творческие способности педагогов.
Время проведения: 35-40 мин.
Ведущие: учитель-логопед/учитель-дефектолог, педагог-психолог.
Участники: педагоги
Необходимое оборудование:
Дары Фребеля;
Песочный стол;
Формы для игры «Пицца», карточки с рецептами;
Емкости разной формы и цвета;
Игровые поля с признаками времен года.
Ход работы:
Теоритическая часть.
Как известно, большую роль в развитии детей с ОВЗ играет игра и наилучший результат коррекционно – развивающей работы обеспечивает комплексный подход.
Основываясь на дидактической системе Ф.Фрёбеля, (который, как известно, одним из первых заговорил о важности игры в развитии дошкольника), мы разработали такую систему работы, которая позволяет не только скорректировать имеющееся недостатки в психическом развитии детей с ОВЗ, но и способствует их дальнейшему развитию.
Целью нашей программы является повышение эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов. Данная цель реализуется через ряд задач, а именно:
1.Разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в условиях дошкольной образовательной среды.
2.Развивать высшие психические функции, необходимые для осуществления познавательной деятельности у дошкольников с ОВЗ.
3.Формировать личностные компоненты познавательной деятельности: мотивацию, самостоятельность, произвольность и саморегуляцию.
4.Оказывать консультативную и профилактическую помощь родителям и педагогам детей с ОВЗ.
Название нашей программы "Игробург" выбрано неслучайно. В процессе естественной для ребёнка деятельности (игры) он подобно строителю выстраивает свой «город» (свою жизнь), начиная с главных домов, название которых соответствует важнейшим в развитии функциям: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь.
Расскажем о нашей программе, ответив на два вопроса.
Первый вопрос: Как играть?
И ответ однозначный - вместе. Обязательным условием в работе с данной группой детей является комплексный подход, предусматривающий взаимодействие всех специалистов.
Мы разработали единый календарный план, в соответствии с которым планируем и организовываем свою работу.
Кроме того, ежеквартально проводим совместные игровые занятия. Такие занятия имеют мотивационную, диагностическую и развивающую направленность. Соответственно, разработаны технологические карты занятий по различным темам: "Путешествие по временам года", "Курсы юных поварят", "Речевая лаборатория" и др.).
Второй вопрос: Во что играть?
Для каждого "дома" создана картотека игр, которые отвечают двум основным критериям:
1. Многозадачность - детей с ОВЗ отличает быстрая истощаемость, а значит, в одной игре мы должны решать как можно большее количество коррекционно-развивающих задач.
2. Универсальность - заключается в том, что все игры имеют несколько уровней сложности (учёт индивидуальных особенностей), а также в возможности адаптировать их под задачи конкретного специалиста и имеющееся оборудование.
Результативность нашей программы доказана на практике: дети с удовольствием идут на занятия к специалистам (ведь они идут играть), принимают участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и по результатам диагностики все, без исключения, показывают положительную динамику в развитии.
Практическая часть.
А сейчас, мы хотим продемонстрировать вам некоторые игры, разработанные нами.
ИГРА «СТРОИТЕЛИ»
Оборудование: Песочный стол или ёмкость с любым сенсорным материалом; Дары Фрёбеля (5, 5В, 6, J1) или любой строительный материал.
Задачи:
Развитие воображения и конструктивного мышления;
развитие пространственной ориентировки;
совершенствование тактильного восприятия и мелкой моторики.
Содержание игры:
Игровая ситуация: «Песчаная буря разрушила целый город. Давайте поможем жителям восстановить его».
Уровень 1: Детям предлагается достать из песка блоки и построить дома по образцу педагога.
Уровень 2: Строят дома по «заказу» жителей: одноэтажные, двухэтажные и т.д.
Уровень 3: Дети строят дома по замыслу, располагая их в разных частях песочного стола (вверху слева, за одноэтажным домом, между домом с синей крышей и красным домом и т.д.).
ИГРА «ПИЦЦА»
Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 7), форма для пиццы, карточки с рецептами.
Задачи:
Развитие внимания и воображения;
развитие слухового восприятия и восприятия формы;
закрепление математических навыков;
развитие мелкой моторики.
Содержание игры:
Игровая ситуация: «Сегодня, мы с тобой отправимся на кухню и будем учиться печь пиццу».
Уровень 1: Ребенку предлагается приготовить пиццу по рецепту (карточке), используя подходящие по форме геометрические фигуры.
Уровень 2: Необходимо приготовить пиццу по речевой инструкции, например «Положи 3 кусочка колбасы, сыра – на 1 кусочек больше, чем колбасы, а огурцов – на 2 кусочка меньше, чем сыра»
Уровень 3: Ребёнку предлагается придумать свой рецепт пиццы и дать ему название.
ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»
Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 7), игровое поле с признаками времен года.
Задачи:
Развитие внимания (переключаемость и концентрация);
развитие восприятия времен года;
уточнение и расширение словаря по лексической теме;
развитие мышления (классификация)
Содержание игры:
Игровая ситуация: «Времена года перепутали свои признаки, давай поможем им разобраться».
Уровень 1: Ребенку предлагается закрыть синими кругами признаки зимы.
Уровень 2: Нужно закрыть желтыми квадратами признаки осени, а зелеными треугольниками – весны.
Уровень 3: Ребёнку необходимо закрыть признаки лета – красными кругами, зимы – синими кругами, весны – зелеными треугольниками, осени – желтыми квадратами. Дается зрительная опора.
ИГРА «В АПТЕКЕ»
Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 10), емкости разной формы с цветными крышечками.
Задачи:
Развитие слухо-речевой памяти;
развитие восприятия формы, цвета;
развитие мыслительных навыков;
развитие мелкой моторики.
Содержание игры:
Игровая ситуация: «Доставщик уронил коробку с таблетками и они все перемешались. Давай поможем работникам аптеки разложить всё по своим местам ».
Уровень 1: Нужно спрятать фишки в емкости подходящего им цвета.
Уровень 2: Ребенку предлагается спрятать не зеленые фишки, в не квадратную баночку (перед ребенком фишки 2-х цветов (зеленые и красные и емкости квадратная и прямоугольная).
Уровень 3: Ребёнку необходимо положить не синие и не зеленые фишки в не прямоугольную и не розовую баночку (синие, зеленые, оранжевые фишки и баночки – квадратные с зеленой и розовой крышкой, прямоугольные с синей и розовой крышкой).
Теперь, предлагаем перейти к работе в группах. Разделитесь на 2 команды и попробуйте сами придумать и презентовать игры с наборами Фребеля по образцу наших игр.
Педагог-психолог: Карманова М.Н.
Учитель-логопед/ учитель-дефектолог: Козырева Е.С
МДОУ Црр – д\с № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри